Способ выполнения деформационного шва в обделке гидротехнического тоннеля, сооружаемого по ярусам

 

Изобретение относится к строительству тоннелей большого сечения, сооружаемых по ярусам, расположенных в грунтах, оказывающих значительное вертикальное горное давление. Цель изобретения - улучшение податливости конструкции обделки при строительстве тоннеля большого сечения подземным способом. После проведения верхнего яруса тоннеля 8 на его подошве 12 на внешней стороне обделки отсыпают слой песка 14 на ширину, равную половине толщины обделки, и ограждают его Г-образной опалубкой 15 с нижним и верхним щитами. Опалубка 15 имеет анкеры 16 и трубки-каналы (К) 7, соединяющие вязкий материал с пространством внутри тоннеля. Затем устанавливают опалубку для образования выступов и выемок на торцах верхней части 1 обделки и бетонируют верхнюю часть. После этого разрабатывают нижний ярус тоннеля 8, прикрепляют к опалубке 15 нижний щит, который образует замкнутую прямоугольную полость (ПП). Через канал 7 заполняют ПП вязким материалом. Далее устанавливают опалубку для образования выступов и выемок на торцах нижней части обделки и бетонируют ее. Вверху на внутренней половине нижней части обделки формируют свободное от бетона пространство, равное высоте ПП, заполненной вязким материалом на внешней стороне обделки. 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ с-

79 (21) 4368157/24-03 (22) 20.01,88 (46) 23.09.90. Бюл. N. 35 (71) Грузинский научно-исследовательский институт энергетики и гидротехнических сооружений (72) Г.К. Чумбуридзе. В,Ф. Илюшин и M.З. Арутюнова (53) 624.21:625.745.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР °

N 666248, кл. Е 02 0 29/10, 1977.

Авторское свидетельСтво СССР

N 672296, кл. Е 02 0 29/10, 1977. (54) СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕФОРМАЦИОННОГО ШВА В ОБДЕЛКЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО ТОННЕЛЯ, СООРУЖАЕМОГО

ПО ЯРУСАМ (57) Изобретение относится к строительству тоннелей большого сечения, сооружаемых по ярусам, расположенным в грунтах, ока-. зывающих значительное вертикальное горное давление. Цел ь изобретения улучшение податливости конструкции обделки при строительстве тоннеля большого

„„53J „„1594278 А1 сечения подземным способом. После проведения верхнего яруса тоннеля 8 на его подошве 12 на внешней стороне обделки отсыпают слой песка 14 на ширину, равную половине толщины обделки, и ограждают его Г-образной опалубкой 15 с нижним и верхним щитами. Опалубка 15 имеет анкеры

16 и трубки-каналы (К) 7, соединяющие вязкий материал с пространством внутри тоннеля. Затем устанавливают опалубку для образования выступов и выемок на торцах верхней части 1 обделки и бетонируют верхнюю часть. После этого разрабатывают нижний ярус тоннеля 8, прикрепляют к опалубке 15 нижний щит, который образует замкнутую прямоугольную полость (ПП). Через канал 7 заполняют ПП вязким материалом. Далее устанавливают опалубку для образования выступов и выемок на торцах нижней части обделки и бетонируют ее.

Вверху на внутренней половине нижней ча сти обделки формируют свободное от бетона пространство, равное высоте ПП, заполненной вязким материалом на внешней стороне обделки. 7 ил.

I 5942 /8

Изобретение относится к строител ьству тоннелей большого сечения, сооружаемых по ярусам, расположенных в грунтах, оказывающих значительное вертикальное горное давление.

Цель изобретения - улучшение податливости конструкции обделки при строительстве тоннеля большого сечения подземным способом.

На фиг. 1 представлена обделка тоннеля, общий вид; на фиг. 2-7- последовательность операций по выполнению деформационного шва; на фиг. 2 — шов после проведения верхнего яруса тоннеля; на фиг. 3 — то же, после бетони.рования верхней части обделки; на фиг. 4 — то же, после разработки нижнего яруса тоннеля; на фиг.

5 — то же, после бетонирования нижней части обделки; на фиг, 6 — состояние шва в начальный период эксплуатации тоннеля; на фиг. 7 — состояние шва после стабилизации вертикального горного давления.

Способ осуществляют следующим образом, Обделка туннеля включает верхнюю часть 1 и нижнюю часть 2, разделенные горизонтальным деформационным швом 3, выполненным в виде выступов 4 и выемок 5, при этом выемки заполнены вязким материалом 6, который соединен каналами 7 с пространством внутри тоннеля 8, каналы 7 оборудованы манометром 9 и вентилем 10.

Тоннель расположен в грунтовом массиве

11, оказывающем на обделку значительное вертикальное горное давление, После проведения верхнего яруса тоннеля на его подошве 12 вдоль стен 13 выработки на внешней стороне обделки на ширину, равную половине толщины обделки, отсы пают слой песка 14 и ограждают его

Г-образной опалубкой 15, к которой сверху крепят анкеры 16 и трубки каналов 7 с манометром 9 и вентилем 10. Другие концы трубок каналов 7 пропускают через опалубку 17 стены верхней части 1 обделки. Затем бетонируют верхнюю часгь 1 обделки. Далее разрабатывают нижний ярус. тоннеля.

При этом удаляют слой песка 14 и вертикальный элемент Г-образной опалубки 15, а к верхнему щиту опалубки прикрепляют нижний опалубочный щит 18, образуя замкнутую герметичную прямоугольную полость

19, которую затем через каналы 7 заполняют вязким материалом 6, например битумом, и перекрывают вентили 10. Для выхода воздуха из полости 19 закладывают трубку малого диаметра, которую после заполнения полости вязким материалом заглушают, Затем бетонируют нижнюю часть 2 обделки, при этом вверху на внутренней половине нижней части обделки формируют свободное от бетона пространство, равное высоте полости 19, заполненной вязким материалом 6.

После завершения строительства тоннеля и удаления временных поддерживающих конструкций верхняя часть 1 обделки под действием вертикального горного давления перемещается вниз и воздействует на материал 6 в полости 19, После того, как давление на манометрах 9 достигает расчетного значения, приоткрывают вентили 10 и вязкий материал 6 выдавлиьается во внутреннее пространство тоннеля 8, при этом обделка работает в режиме податливости конструкции.

После стабилизации вертикального горного давления верхняя 1 и нижняя 2 части обделки плотно соприкасаются между собой по всей поверхности шва.

Формула изобретения

Способ выполнения деформационного шва в обделке гидротехнического тоннеля, ссору>каемого по ярусам, включающий установку опалубки для образования выступов и выемок на торцах верхней и нижней частей обделки, заполнение выемок вязким материалом, выполнение каналов, соединяющих вязкий материал с пространством внутри тоннеля, отличающийся тем, что, с целью улучшения податливости конструкции обделки при строительстве тоннеля большого сечения подземным способом, после проведения верхнего яруса тоннеля на его подошве на внешней стороне обделки отсыпают слой песка на ширину, равную половине толщины обделки, и ограждают его Г-образной опалубкой с нижним и верхним щитами, имеющей анкера и трубки, а затем бетонируют верхнюю часть обделки, после этого разрабатывают нижний ярус тоннеля, прикрепляют к Г-образнойопалубке нижний щит для образования замкнутой прямоугольной полости, которую заполняют через трубки вязким материалом, и бетонируют нижнюю часть обделки, причем вверху на внутренней половине нижней части обделки формируют свободное от бетона пространство, равное высоте полости, заполненной вязким материалом на внешней стороне обделки.

1594278

8 1О

11

9

l5

l8

Способ выполнения деформационного шва в обделке гидротехнического тоннеля, сооружаемого по ярусам Способ выполнения деформационного шва в обделке гидротехнического тоннеля, сооружаемого по ярусам Способ выполнения деформационного шва в обделке гидротехнического тоннеля, сооружаемого по ярусам 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству и горному делу и может быть использовано при образовании скважин с закрепленными стенками

Изобретение относится к горному делу и подземному строительству и предназначено для возведения крепи горных выработок и тоннелей

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для возведения монолитной крепи из быстротвердеющих материалов по контуру подготовительной выработки

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при креплении вертикальных горных выработок, в частности при креплении стволов, пройденных бурением

Изобретение относится к подземному строительству, а именно к способам возведения вторичной отделки в тоннелях

Изобретение относится к строительству подземных сооружений и предназначено для крепления подземных горных выработок с заполнением пространства твердеющими смесями за крепью из металлических профилей

Изобретение относится к строительству тоннелей, сооружаемых щитовым способом

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при строительстве и ремонте горных выработок и подземных сооружений

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при возведении бетонной крепи горных выработок

Изобретение относится к горному делу, а именно к последующему инъекционному упрочнению трещиноватых горных пород цементацией вокруг выработок с обнаженной поверхностью

Изобретение относится к тоннелестроению и может быть использовано при сооружении метрополитенов, железнодорожных и автодорожных тоннелей, возводимых в обводненных грунтах

Изобретение относится к горному делу и подземному строительству и может быть использовано при креплении горных выработок набрызг бетоном

Изобретение относится к механизации бетонных работ при креплении горных выработок

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при подземной разработке мощных горизонтальных и пологопадающих рудных и нерудных месторождений, в частности, для охраны и поддержания междукамерных целиков

Изобретение относится к области подземного строительства и может быть использовано при изготовлении тоннелей при помощи щитовой проходки

Изобретение относится к области подземного строительства и может быть использовано для изготовления тоннелей и других подземных сооружений
Изобретение относится к горнорудной промышленности и может быть использовано при возведении крепи в горных выработках

Изобретение относится к подземному строительству, а именно к способам и устройствам для возведения подземного сооружения из монолитно-прессованного бетона, и может быть использовано как при строительстве тоннелей различного назначения, так и для строительства вертикальных стволов
Наверх