Способ измерения взаимного положения осей ротора и расточки цилиндра турбины

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения взаимного положения оси вращения ротора с осью расточки цилиндра турбины. Цель изобретения - повышение достоверности и информативности измерения. При измерении в зазор между ротором 1 и расточкой 2 цилиндра турбины вводят платформу 3 с измерительным преобразователем 4 и протаскивают ее через зазор за гибкую металлическую ленту 6. Измеряют в радиальном направлении расстояния между поверхностями ротора 1 и расточки 2 в пяти-двенадцати точках в зависимости от формы контролируемых поверхностей ротора 1 и расточки 2. По результатам измерений определяют взаимное положение осей в горизонтальной и вертикальной плоскостях и величину погрешности из-за дефектов поверхностей ротора 1 и расточки 2. Затем поворачивают ротор 1 на 180° и повторяют измерения, по которым вновь вычисляют взаимное положение осей и величину погрешности. И, наконец, определяют результирующее отклонение осей и величину погрешности, по которым судят о необходимости ремонтных и центровочных операций. 1 ил.

СОЮЗ СО8ЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

È9) (I I >

А1 щ)5 G 01 В 5/25

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

rlQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4488533/25-28 (22) 29.07.89 (46) ЗО.09.90. Бюл, И- 36 (71) Научно-исследовательский институт механики и прикладной математики при Ростовском государственном университете им. М.А.Суслова (72) А.Я.Сапотницкий .и Е.Г.Козлов (53) 531.717 (088.8) (56) Патент США В 4190961, кл. G 01 В 7/30, 1980.

2 (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ВЗАИМНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОСЕЙ РОТОРА И РАСТОЧКИ ЦИЛИНДРА ТУРБИНЫ (57) Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения взаимного положения оси вращения ротора с осью расточки цилиндра турбины. Цель изобретения — повышение достоверности и информативности измерения. При измерении в зазор между ротором 1 и расточ1596208

10

40

Л+П и В=Н

Jl — П

Г =

2 кой 2 цилиндра турбины вводят платформу 3 с измерительным преобразователем 4 и протаскивают ее чере" зазор за гибкую металлическую ленту 6, Измеряют в радиальном направлении расстояния между поверхностями ротора

1 и расточки 2 в пяти — двенадцати точках в зависимости от формы контролируемых поверхностей ротора 1 и расточки 2, По результатам измерений определяют взаимное положение осей

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения взаимного положения оси вращения ротора с осью расточки цилиндра турбины.

Целью изобретения является повышение достоверности и информативности измерения.

На чертеже показана схема измерения взаимного положения осей ротора и расточки цилиндра турбины.

Схема содержит ротор 1, установленный в нижней половине расточки 2 цилиндра турбины, и датчик линейных перемещений, выполненный в виде платформы 3, измерительного преобразова теля 4, подпружиненного якоря 5 и гибкой металлической ленты 6, закрепленной на платформе 3.

Способ осуществляют следующим образом.

В зазор между ротором 1 и расточкой 2 вводят платформу 3 и за ленту

6 перемещают ее по расточке ° При этом якорь 5 контактирует с РотоРом 1 и формирует сигналы измерительной информации, пропорциональные расстоянию между поверхностями ротора 1 и расточки 2, за счет воздействия на измерительный преобразователь 4 как минимум в пяти точках, равномерно расположенных на полуокружности в зоне измерения. Местоположение двух точек выбирают напротив боковых подушек подшипников, По результатам измерений определяют взаимное положение осей по формулам в горизонтальной и вертикальной плоскостях и величину погрешности иэ-эа! дефектов поверхностей ротора 1 и расточки 2. Затем поворачивают ротор 1 на 180 и повторяют измерения, по которым вновь вычисляют взаимное положение осей и величину погрешности.

И, наконец, определяют результирующее отклонение осей и величину погрешности, по которым судят о необходимости ремонтных и центровочных операций. 1 ил.

I где Л, П, Н вЂ” измеренные расстояния, соответствующие точкам, расположенным соответственно слева, справа и внизу расточки 2;. Г и  — величины несоосности осей в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Для уменьшения величины погрешности измерения из-за дефектного прогиба ротора 1 поворачивают ротор 1 на 180 и повторяют указанные измерения, по которым вновь определяют величины Г и В несоосности осей в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Результирующие величины Г и В несоосности определяют как полусумму величин несоосности, полученных до и после поворота ротора 1. Затем определяют величину и знак погрешности из-за дефектного прогиба ротора 1 по формуле

Д = Бл — Бп — 2Г cos o(где Бл и Бп — результаты измерений в точках, расположенных слева и справа от вертикальной плоскости; o(— угловая координата точек измерения.

Результирующую погрешность Д определяют как полуразность значений, полученных до и после поворота ротора 1. По величине Д судят о величине и направлении дефектного прогиба ротора 1, что позволяет оперативно производить ремонтные операции. Если прогиб ротора 1 отсутствует, то по величине Д судят об отклонении формы расточки 2 .цилиндра от дуги окружности. Для выявления любого вида отклонений необходимо производить измерения в 10-12 точках на поверхности расточки 2.

15962

08 поворота ротора, затем определяют погрешность из-за дефектов поверхностей ротора и расточки цилиндра по формуле

Составитель В,.Харитонов

Редактор IO Ñåðåäà Техред Л.олийнык Корректор C.llleBKyH

Тираж 493 Подписное

Заказ 2904

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СЧСР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4./5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул, Гагарина, 101

Формула изобретения

Способ измерения взаимного положения осей ротора и расточки цилиндра турбины, заключающийся в том, что фиксируют исходное положение ротора, измеряют в радиальном направлении расстояния между поверхностями ротора и расточки цилиндра в точках, равномерно расположенных на полуокружности,1О и по результатам измерений определяют взаимное положение осей в горизонтальной и вертикальной плоскостях, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности и информативности измерения, поворачивают ротор на 180 и в этом положении ротора повторяют операции, по которым„ вновь определяют взаимное положение осей в горизонтальной и вертикальной 21) плоскостях и определяют результирующее взаимное положение осей как полусумму значений, полученных до и после д = Бл — Бп — 2Г сое о( где Бл и Бп — результаты измерений в точках, расположенных симметрично слева и справа от вертикальной плоскости;

à — расстояние между осями ротора и расточки в горизонтальной плоскости;

d/ — угловая координата точек измерения, и определяют результирующую погрешность как полуразность значений, полученных до и после поворота ротора, которую учитывают при определении взаимного положения осей.

Способ измерения взаимного положения осей ротора и расточки цилиндра турбины Способ измерения взаимного положения осей ротора и расточки цилиндра турбины Способ измерения взаимного положения осей ротора и расточки цилиндра турбины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, а именно к средствам центрирования

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения центра отверстия в корпусных деталях

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, применяемой в общем машиностроении, и может быть использовано для центровки роторов

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам центровки роторов по муфтам

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при контроле взаимного расположения рабочих поверхностей деталей, узлов и агрегатов крупногабаритного технологического оборудования предприятий тяжелого машиностроения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при контроле несоосности отверстий в детали при изготовлении, ремонте и проведении экспериментальных исследований

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приспособлениям для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства

Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано для определения и сравнения размеров между предподступичными частями осей тележек вагона с левой и правой сторон

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использовано при взаимной выверке соосности агрегатов

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности при монтаже и центровке механизмов, например дизеля с генератором, электродвигателя с насосом и т.д

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно
Наверх