Патент ссср 163502

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСА.НИЕ

ИЗОЬРЕТКНИЯ к ьвтовскомт свиыаталвстз № 163502

Класс

65|т, 14

651З, 12

МПК

В 63d

В 63h

Заявлено 02.1V 1962 (№ 771632/27-11) f0CV3,AP CTMHHbIA

K0MNTHT НО hE".АМ

ИЗОБРЕТЕНИИ и ОТКРЫТИЙ

СССР

Опубликовано 22.V1.1964, Бюллетень № 12

УДК

Подписная группа № 211

В. P. Кецлах

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЪЕДИНЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СУДОВЫМ ГЛАВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ГРЕБНЫМ ВИНТОМ

РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА

Известные системы дистанционного программного объединенного управления главным судовым двигателем внутреннего сгорания и гребным винтом регулируемого шага (ВРШ) основаны на программировании оптимальных сочетаний чисел оборотов двигателя и шага ВРШ в зависимости от изменения задаваемой судну скорости движения и соответствующего изменения буксировочного сопротивления. Такие системы при неизменных усло виях плавания судна требуют манипулирования только одной общей рукояткой управления, смонтированной на управляющем валике, а при изменяющихся условиях плавания, т. е. в подавляющем большинстве случаев,— требуют дополнительного манипулирования двумя рукоятками корректировки, кинематически соединенными с соответствующими конусными программными кулачками, раздельно воздействующими на всережимный регулятор оборотов двигателя и механизм изменения шага ВРШ. При этом для обеспечения минимальных часовых расходов топлива и защиты двигателя от перегрузки исходят из субъективных оценок оператором условий плавания судна.

В описываемой системе дистанционного программного объединенного управления применен более эффективный принцип программирования оптимальных сочетаний чисел оборотов двигателя и шага ВРШ вЂ” программирование при постоянных значениях скорости движения судна и изменяющихся значениях его буксировочного сопротивления. Манипулирование производится одной общей рукояткой управления. Обеспечение минимальных часовых расходов топлива и защиты двигателя от перегрузки .осуществляется автоматически, а следовательно, безошибочно. Такая система более проста в эксплуатации и не требует высокой квалификации обслуживающего персонала.

На чертеже изображена принципиальная схема системы дистанционного управления.

Общая рукоятка 1 управления смонтирована на управляющем валике 2, на котором жестко закреплен спиральный кулачок 8 и подвижный в осевом направлении программный кулачок 4 с коноидальной и цилиндрическими поверхностями.

Программный кулачок 4 вращается совместно с валиком 2 и может перемешаться вдоль оси валика посредством рукоятки корректировки программы 5, снабженной шкалой 6, проградуированной по скоростям движения судна.

Спиральный кулачок при своем повороте посредством подпружиненного ролика 7 и тяги 8 № 163502 воздействует на всережимный регулятор 9 двигателя внутреннего сгорания 10, задавая ему число оборотов прямо пропорциональное углу поворота рукоятки управления.

Программный кулачок при повороте и осевом смещении посредством подпружиненного ролика 11 и тяги 12 воздействует на механизм 18 изменения шага ВРШ 14, изменяя шаг последнего.

Коноидальная поверхность программного кулачка используется для управления ВРШ на передних ходах судна при скорости более трех узлов, т. е. когда работает лаг. Цилиндрические поверхности используются при управлении на передних ходах, когда скорости не превышают трех узлов, и при управлении на задних ходах судна. Наибольший радиус коноидальной поверхности кулачка задает наибольший шаг ВРШ для передних ходов судна, а наименьшие радиусы цилиндрических поверхностей — соответственно нулевой шаг и наибольший шаг для задних ходов судна.

Каждое поперечное сечение коноидальной поверхности программного кулачка задает своим профилем программу оптимального изменения шага ВРШ в зависимости от угла поворота рукоятки управления, т. е. от числа оборотов двигателя, при изменяющейся величине буксировочного сопротивления, но при постоянном значении скорости движения судна. Причем против ролика 11 всегда находится именно то поперечное сечение, которому соответствует такое значение скорости движения судна, на которое установлена рукоятка 5 на шкале б.

Общая рукоятка управления снабжена шкалой 15, имеющей градуировку по скоростям движения судна во всем диапазоне задних ходов судна и до трех узлов передних ходов; при больших скоростях переднего хода рукоятка устанавливается на основании показаний лага.

Передача управляющих воздействий от роликов 7 и 11 к всережимному регулятору 9 и механизму 18 изменения шага ВРШ в случае необходимости может производиться не тягами 8 и 12, а дистанционными следящими системами, построенными на пневматическом, гидравлическом или электрическом принципе действия.

Для выведения судна на определенную скорость переднего хода (свыше трех узлов), значение которой соответствует тому делению шкалы 6, на котором установлена рукоятка 5, а затем для поддержания этой скорости при изменениях буксировочного сопротивления производится манипулирование одной общей рукояткой управления до тех пор, пока показание лага не совпадет с указанным рукояткой 5 делением шкалы. При этом сочетания чисел оборотов двигателя и шага ВРШ, являющиеся оптимальными по обеспечению минимальных расходов топлива и по защите двигателя от перегрузки, устанавливаются автоматически, а следовательно, безошибочно.

Для перевода судна на режим переднего хода с другой скоростью необходимо перевести рукоятку 5 на соответствующее деление шкалы б, а затем манипулировать опять-таки только общей рукояткой 1, как описано выше.

Для выведения судна на какую-либо скорость движения ниже трех узлов переднего хода или на любую скорость заднего хода необходимо перевести рукоятку 5 соответственно ь сектор 11 или ill шкалы 6 и рукоятку 1 установить на соответствующее деление шкалы 15.

Предмет изобретения

Система дистанционного программного объединенного управления судовым главным двигателем внутреннего сгорания и гребным винтом регулируемого шага (ВРШ), включающая в себя управляющий валик с общей рукояткой управления двигателем и ВРШ, спиральным кулачком управления оборотами двигателя и программным кулачком управления шага

ВРШ, кинематически связанными с подпружиненными толкателями, воздействующими посредством тяг или дистанционных следящих систем на регулятор оборотов двигателя и механизм изменения шага ВРШ, отличающаяся тем, что, с цель.о упрощения обслуживания, снижения расхода топлива и защиты двигателя от перегрузки путем автоматизированного задания оптимальных соотношений чисел оборотов и шага ВРШ на основе принципа программирования при постоянных значениях скорости судна, программный кулачок управления шагом ВРШ, во-первых, выполнен с двумя цилиндрическими программными поверхностями и одной коноидальной поверхностью, каждое поперечное сечение которой своим профилем задает программу оптимального изменения шага BPLU в зависимости от числа оборотов двигателя при изменяющейся величине буксировочного сопротивления и при постоянном значении скорости судна, соответствующем данному поперечному сечению: во-вторых, кинематически связан с корректирующей программу рукояткой, устанавливаемой по программной шкале, градуировка которой произведена по значениям скоростей судна и согласована с осевым расположением на кулачке соответствующих по скоростям поперечных сечений коноидальной поверхности программного кулачка управления шагом ВРШ, а общая рукоятка управления двигателем и ВРШ снабжена шкалой без градуировки для большинства передних ходов судна, причем пра¹ 163502

Составитель В. Дробышевский

Редактор Н. П. Белявская Техред Т. П. Курилко Корректор В. П. Фомина

Поди. к печ. 3/111 — 65 r. Формат бум, 60 901/в Объем 0,27 изд. л.

Заказ 3763/18 Тираж 550 Цена 5 коп.

ЦИИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, п р. С а пуков а, 2 вильность выбора нужного угла поворота рукоятки на этих ходах определяется нулевым значением разности между показанием лага и делением программной шкалы, на которой установлена корректирующая программу рукоятка.

Патент ссср 163502 Патент ссср 163502 Патент ссср 163502 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления движителями, в том числе винтом регулируемого шага, подруливающим устройством, водометным движителям с реверсивно-рулевым устройством, состоящим из рулей и барабанов, а также крыльчатым движителям

 // 238467
Наверх