Зубчатая муфта

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым муфтам для передачи крутящего момента, и может быть использовано в судовом машиностроении. Цель изобретения - повышение долговечности путем интенсификации отвода тепла из зоны зацепления. В заполненной смазкой полости муфты установлены на ступице зубчатой втулки 1 хомуты 4 с радиальными выступами, связанными посредством шаровых опор с рычагами 9. Рычаги 9 закреплены на крышках с возможностью поворота и на их свободном плече закреплены лопатки 10. При перекосах осей соединяемых валов при вращении муфты лопатки 10 совершают колебательные движения, обеспечивая перемещение смазки и отвод тепла из зоны зацепления. При использовании муфты снижается частота замены отработанной смазки. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИМИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

А1 (191 (11) (g1)g F 16 Р 3/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4655293/31-27 (22) 17.01.89 (46) 07. 12 „ 90 . Бюл. Р 45 (71) Николаевский кораблестроительный институт им. адм. С. О.Макарова (72),А. П. Попов, 6. Н. Киреев и B.Ã.Póäåíêî (53) 62!.825.8 (088.8) (56) Лвторское свидетельство СССР

N 1525359, кл. ) 16 П 3/18, 1987. (54) ЗУБЧлТЛЯ % ФТЬ (57) 11зобретеиие относится к машиностроениэ, в частности к зубчатым муфтам для передачи крутящего момента, и может быть использовано в судовом машиностроении. Цель изобретения — повышение долговечности путем интенсификации отвода тепла иэ эоны зацепления. В заполненной смазкой полости муфты установлены на ступице зубчатой втулки t хомуты 4 с радиальными выступами, связанными посредством шаровых опор с рычагами 9. Рычаги 9 закреплены на крышках с возможностью поворота на их свободном плече закреплены лопатки 10. При перекосах осей соединяемых валов при вращении муфты лопатки 10 совершают колебательные движения, обеспечивая перемещение смазки и отвод тепла из зоны зацепления, При использовании муфты снижается частота замены отработанной смазки. 4 ил.

1612144

При отсутствии перекоса осей соединяемых валов масло, залитое во внутренюю полость муфты, год действием центробежных сил распределяется равномерным слоем, толщина которого равна Н (фиг. 1), по внутренней поверхности обоймы 2, заполняя также и зубчатое зацепление ° При этом средства для перемешивания смазки зубчатой муфты находятся в нейтральном положении (фиг.1).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым муфтам для передачи крутящего момента, и может быть использовано в су; довом машиностроении.

Цель изобретения — повышение дол,говечности путем интенсификации от водаа тепла из зоны зацепления.

На фиг. 1 изображена муфта, общий

; вид, осевой разрез; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 — схема распсложения лопаток; на фиг,4 — кинематическая схема средства для пе— ремешивания смазки. 15

Муфта содержит зубчатую втулку 1, охватывающую ее обойму 2 с торцовыми крышками 3, уплотненными относи— тельно ступицы зубчатой втулки. По обе стороны зубчатого венца втул- 20 ки 1 закреплены хомуты 4 с равномерно расположенными по окружности радиальными выступами 5. В выступах 5, закреплены с возможностью вращения шарики 6. На внутренней поверхности 25 торцовых крышек 3 закреплены скобы 7 с осями 8. Двуплечие рычаги 9 шарнир, но закреплены на осях 8 с возможностью поворота в радиальной плоскости.

На одном плече каждого рычага 9 закреплены лопатки 10, а другое плечо выполнено с пазом 11, в котором размещен шарик 6. Лопатки 10 расположены с радиальным зазором относительно

1 внутренней поверхности обоймы и с, тангенцияльным зазором одна относительной другой (фиг.3). По обе стороны втулки 1 в обойме 2 установлены кольца 12, ограничивающие осевое перемещение. На рычагах по обе с торо- 40 ны зубчатого венца втулки расположено по три лопатки. Обойма выполнена с прямыми зубьями 13, я втулка с бочкообразными зубьями 14. крутящий момент от двигателя пере- 45 дается обойме 2 через зубья 13 и 14 на втулку 1.

При наличии перекоса осей соединяемых ванов, угол между которыми равен (ф, прямой хомут 4 повернется совместно с втулкой 1 с бочкообразными зубьями по часовой стрелке на угол ), а лопатки через систему взаимодействующих элементов 6 — 9 повернутся против часовой стрелки на угол

g (фиг.4). В результате поворота правых лопаток 10 против часовой стрелки на угол (4 мясlIo будет перемещено в область контакта зубьев, вытеснив оттуда более нагретое масло в сторону левых лопаток 10, которые, повернувшись также на угол „, образовали некоторый свободный объем (пустоту), который заполняется перемещаемым маслом. Кроме того, масло, вьrrecveнное, например, правыми лопатками 10, заполняет не только образовавшийся объем перед левыми лопатками, пройдя перед этим через зону трения зубьев и отобрав тепло, но и перетекает через радиальный зазор между внутренней поверхностью о .оймы 2 и поверхностью лопаток 10. Масло, которое перетекало через указанный радиальный зазор на другую сторону правых лопаток, заполняет зя лопатками некоторый свободный »бьем, перемешиваясь с находящимся за лопатками более холодным маслом.

Зя один оборот зубчатой муфты как левые, так и правые лопатки 10 совершают два поворота относительно оси 8 на угол, равный 2с (фиг.4), в соответствии с частотой относительного смещения зубьев, вызванного перекосом осей. Указанные повороты лопаток приведут к перемещению масла в осевом направлении в ту или другую сторону через зону трения и его перемешиванию, что поэзо: ит существенно повысить процесс отвода тепла и долговечность зубьев. Радиальный зазор принимается из условия отсутствия соприкосновения повернутых лспаток 10 с торцовыми поверхностями зубчатой муфть|.

Экономический эффект от внедрения изобретения следует ожидать за счет увеличения долговечности зубьев, при эксплуатации снижается частс та замены отработанного масла.

Формула из обпете ния

Зубчатая муфта, содержащая зубчатур втулку, входящуо с ней в зацепS 16 ление зубчатую обойму, закрепленные на торцах обоймы крышки, уплотненные относительно втулки, а также средство перемешивания смазки, заполняющей полость муфты, о т л и ч а ю щ а я— с я тем, что, с целью повышения долговечности путем интенсификации отвода тепла из зоны зацепления, средство перемешивания смазки выполнено в виде эакреппенных на втулке по обе стороны ее зубчатого венца хомутов с равномерно расположенными по окружности радиальными выступами, двупле1214ч 6 чих рычагов, каждый иэ которых шарнирно закреплен на крышках с возможностью поворота в радиальной плос5 кости и лопаток закрепленных на

5 Э обращенном к обойме плече рычага, другое плечо которого связано с соотвествующим радиальным выступом хомута посредством шаровой опоры, при этом лопатки расположены с радиальным зазором относительно внутренней поверхности обоймы и с тангенциальным зазором одна относительно другой.

И

1612144

Составитель Т.Орлова

Редактор В.Бугренкова Техред П.Олийнык Корректор С.Черни

Заказ 3823 Тираж 541 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета. по изобретениям и открытиям при.ГКИТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Зубчатая муфта Зубчатая муфта Зубчатая муфта Зубчатая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов, и может быть использовано, например, в приводе шахтных подъемных машин

Изобретение относится к машиностроению , в частности к зубчатым шарнирным соединениям (муфтам, шпинделям), и наиболее эффективно может быть использовано в приводах прокатного оборудования

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях муфт, обеспечивающих регулирование углового положения соединяемых элементов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения валов быстроходных и тяжелонагруженных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов судовых установок

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов в условиях радиальных смещений и динамических нагрузок

Изобретение относится к машиностроению , в частности, к устройствам для передачи крутящего момента, и может быть использовано, например, в судовом машиностроении

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для обеспечения настройки зубчатых муфт

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве зубчатых венцов с модифицированными зубьями, преимущественно зубчатых втулок зубчатых муфт

Изобретение относится к зубчатой муфте, в частности к двойной зубчатой муфте для единиц рельсового подвижного состава

Изобретение относится к устройствам для соединения валов с передачей момента вращения между ведущим и ведомым валами с возможностью их угловых и радиальных смещений

Изобретение относится к машиностроению и предназначено предпочтительно для приводов барабанных мельниц

Изобретение относится к машиностроению, в частности к невыключаемым компенсирующим муфтам, и может быть использовано для соединения валов и других вращающихся элементов машин и механизмов в условиях динамических и реверсивных нагрузок

Изобретение относится к шарнирным устройствам винтовых героторных гидромашин и может быть использовано в винтовых забойных двигателях для бурения нефтяных и газовых скважин и в винтовых насосах для перекачивания жидкости из наклонных и горизонтальных скважин

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для приводов тяжелонагруженных машин, преимущественно прокатных станов, турбин, гребных винтов морских судов и других машин

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно к жестким компенсирующим муфтам, и предназначено для соединения валов с угловым и параллельным смещением осей, особенно в тяжелонагруженных передачах с повышенными углами перекоса соединяемых валов

Изобретение относится к области общего и транспортного машиностроения, в частности к зубчатым муфтам

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при проектировании трансмиссий для передачи вращения в машинах разного назначения

Изобретение относится к машиностроению и может быть преимущественно использовано в силовых нереверсивных приводах машин различных отраслей промышленности
Наверх