Зубчатое колесо

 

Изобретение относится к машиностроению , конкретнее - к беззазорным зубчатым передачам. Цель - повышение долговечности зубчатого колеса. Цель достигается за счет обеспечения возможности регулировки натяга в беззазорном зацеплении колеса непосредственно во время работы. Зубчатые диски 2 и 3 упруго смещаемы один относительно другого в окружном направлении под действием пружины 5. Степень деформации последней, а следовательно , и натяг в зацеплении колеса с ответным ему могут регулироваться подачей потенциала на пьезокерамический упор 4 (происходит изменение линейных размеров упора 4) При работе колеса натяг в зацеплении приводится в соответствии с уровнем нагрузки, различной, например, на пусковом и номинальном режимах. Соответствие натяга передаваемой нагрузке обеспечивает снижение интенсивности износа зубьев, повышение долговечности 2 ил

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 H 55/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4641576/28 (22) 26.01.89 (46) 07.01.91. Бюл. № 1 (71) Ленинградский институт точной механики и оптики (72) Ю. П. Котельников, В. М. Медунецкий, Е. В., Шалобаев и Г. Н. Юркова (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 715869, кл. F 16 Н 55/!8, 1974. (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению, конкретнее — к беззазорным зубчатым передачам. Цель — повышение долговечности зубчатого колеса. Цель достигается за счет обеспечения возможности регу„„SU„„1618967 А 1 лировки натяга в беззазорном зацеплении колеса непосредственно во время работы.

Зубчатые диски 2 и 3 упруго смещаемы один относительно другого в окружном направлении под действием пружины 5. Степень деформации последней, а следовательно, и натяг в зацеплении колеса с ответным ему могут регулироваться подачей потенциала на пьезокерамический упор 4 (происходит изменение линейных размеров упора 4).

При работе колеса натяг в зацеплении приводится в соответствии с уровнем нагрузки, различной, например, на пусковом и номинальном режимах. Соответствие натяга передаваемой нагрузке обеспечивает снижение интенсивности износа зубьев, повышение долговечности. 2 ил.

1618967

Формула изобретения

Составитель В. Сергеев

Редактор Н. Рогулич Техред A. Кравчук Корректор Л. Бескид

Заказ 33 Тираж 583 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по йзобретениям и открытиям прп ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 415

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 1О!

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в беззазорных зубчатых передачах:

Целью изобретения является повышение долговечности зубчатого колеса за счет возможности регулировки натяга в беззазорном зацеплении этого колеса с ответным непосредственно во время работы.

На фиг. 1 изображено зубчатое колесо; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.

Зубчатое колесо содержит ступицу 1, установпенные на ней с возможностью упругого окружного смещения относительно друг друга два зубчатых диска 2 и 3, размещенный на торце диска 8 регулируемый упор

4 и закрепленную одним концом на торце диска 2 спиральную пружину 5 для взаимодействия другим концом с регулируемым упором 4. Последний выполнен из пьезокерамического материала и может бьг ь подключен к источнику (не показан) электрического потенциала непосредственно во время работы колеса.

Колесо работает следующим образом.

Натяг в беззазорном зацеплении колеса с ответным (не показано) обеспечивается упругим относительным окружным смещением дисков 2 и 3 под действием пружины 5.

Величина натяга определяется степенью деформации пружины 5. Эта степень может регулироваться путем подачи электрического потенциала на пьезокерамический упор 4.

Под действием потенциала пьезокерамический материал изменяется в размерах, 5 изменяя степень деформации пружины 5. В процессе работы колеса натяг в зацеплении поддерживается в соответствии с уровнем нагрузки. Например, на пусковых режимах, когда момент нагрузки максимален, натяг имеет наибольшую величину, а на номинальных режимах натяг снижается. Это способствует снижению интенсивности износа зубьев колеса и повышению его долговечности.

Зубчатое колесо, содержащее ступицу, установленные на ней с возможностью упругого окружного смещения относительно друг друга два зубчатых диска, размещенный на торце одного из дисков регулируемый упор и закрепленную одним концом

Hа торце другого диска спиральную пружину для взаимодействия другим концом с регулируемым упором, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности за счет обеспечения регулировки упора во время работы колеса, упор выполнен из пьезокерамического материала.

Зубчатое колесо Зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению Цель изобретения - исключение перегрузок и обеспечение надежности в работе Привод, содержащий электродвигатель 1 и редуктор в виде двухпоточной косозубой передачи с разнонаправленным наклоном зубьев зубчатых колес 10 и 14, установленных на уравнительном валу 6, снабжен втулкой 4, кинематически замыкающей оба потока передачи посредством фрикционных конических поверхностей 7, выполненных на втулке 4 и валу 6, настраиваемых на рабочие нагрузки с помощью пружины 12 На втулке 4 посредством шлицев 5 установлена шестерня 3, зацепленная с шестерней 2, закрепленной на валу электродвигателя При работе привода втулка 4 в совокупности с уравнительным валом 6 и прхжиной 12 позволяет обеспечить надежное беззазорное зацепление основных эвеньев кинематической цепи и при возникновении перегрузок на исполнительном механизме кинематически отключить электродвигатель от редуктора

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым беззазорным передачам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам с повышенной точностью

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым беззазорным передачам, и может быть использовано в точном станкостроении и приборостроении

Изобретение относится к приводу установленных с возможностью поворота узлов машин, в частности к беззазорному приводу по меньшей мере для одной главной оси манипулятора

Изобретение относится к механическим передачам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к приспособлениям для сборки редукторов

Изобретение относится к регулированию зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи

Изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных механизмах, где необходима высокоточная передача угла поворота от ведущего к ведомому звену

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, например, на транспорте

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, для приводов исполнительных органов роботов

Изобретение относится к конструкции цилиндрических зубчатых колес и может быть использовано е зубчатых передачах различного назначения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, где необходимы корректировка взаимного положения зубчатых колес во время работы и регулировка зазоров в зацеплении

Изобретение относится к конструкции приводов станков

Изобретение относится к машиностроению
Наверх