Зубчатое колесо

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4671803/28 (22) 03.04.89 (46) 15.01.91. Бюл. № 2 (71) Белорусский политехнический институт (72) О. К. Довнар, О. Н. Протасеня и М. И. Трофимович (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 431333, кл. F 16 С 33/04, 1974. (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — повышение на„.SU„„1620748 А j (51)5 F 16 Н 55 14, F 16 С 33/04

2 дежности и долговечности зубчатого колеса.

В зубчатом колесе на внутренней поверхности отверстия 3 ступицы 1 выполнен спиральный паз 5, в который развальцовывается тонкостенный вкладыш 4, образуя по всей внутренней поверхности спиральную канавку 6. Смазывающая жидкость заходит в спиральную канавку 6, обеспечивая смазку всей поверхности трения и вынос продуктов износа. При этом обеспечивается надежное крепление тонкостенного вкладыша 4 в осевом отверстии 3 ступицы

1. 2 з. и. ф-лы, 2 ил.

1620748

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах, трансмиссиях и других передающих механизмах.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности за счет увеличения несущей способности и снижения износов.

На фиг. 1 изображено цилиндрическое зубчатое колесо; на фиг. 2 — коническое зубчатое колесо.

Зубчатое колесо содержит ступицу 1 с зубьями 2 и осевым отверстием 3, в котором установлен тонкостенный вкладыш 4, выполненный из отличного от ступицы 1 материала. На внутренней поверхности осевого отверстия 3 выполнен паз 5, наклоненный под углом к оси отверстия 3.

Тонкостенный вкладыш 4 за вал ьцован в паз 5, а в зоне завальцовки на внутренней поверхности вкладыша 4 образована канавка 6. Паз 5 и канавка 6 выполнены в виде спиралей с переменным углом наклона витков к оси отверстия 3.

У цилиндрического зубчатого колеса углы наклона витков пава 5 и канавки 6 к оси отверстия 3 выполнены увеличивающимися от центра зубчатого колеса к его торцам

7 и 8, т. е. P)g.

У конического зубчатого колеса углы наклона витков паза 5 и канавки 6 к оси отверстия 3 выполнены увеличивающимися к торцу 9 с меньшим модулем зубьев 2 колеса, т. е. ó)11)ññ.

При работе зубчатого колеса в узле с вращением относительно оси отверстия 3 смазывающая жидкость заходит в спиральную канавку 6, обеспечивая смазку всей поверхности трения, вынос продуктов износа и улучшенный теплообмен, что уменьшает износы трущихся поверхностей.

Для цилиндрического зубчатого колеса (фиг. 1) из-за погрешностей кинематической точности изготовления зубьев, несоосности осей, на которые устанавливаются зубчатые колеса, нагрузка распределяется по длине вкладыша 4 неравномерно с нарастанием ее к торцам 7 и 8 ступицы 1. При этом возникает осевая сила, выталкивающая вкладыш к торцам 7 и 8. Выполнение паза 5 и канавки 6 в виде спирали с

5 переменным углом наклона, препятствуя выползанию за счет большего количества удерживающих витков и концентрации их в зоне нарастания осевой выталкивающей составляющей нагрузки на вкладыш 4, увеличивает надежность крепления тонкостенного вкладыша 4 в ступице 1.

Для конического зубчатого колеса (фиг. 2) нагрузка от зубчатого зацепления передается на вкладыш 4 неравно-. мерно, так что возникает выталкивающая осевая составляющая сила, под действием которой вкладыш 4 выползает к малому модулю (к торцу 9).

Формула изобретения

1. Зубчатое колесо, содержащее ступицу с зубьями и осевым отверстием, паз на внутренней поверхности отверстия, наклоненный под углом к его оси, и установленный в осевом отверстии тонкостенный

25 вкладыш, выполненный из отличного от ступицы материала и завальцованный в паз, а в зоне завальцовки образована канавка на внутренней поверхности вкладыша, отличающееся- тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, паз и канавка

ЗО выполнены в виде спиралей с переменным углом наклона витков к оси отверстия.

2. Колесо по и. 1, отличающееся тем, что зубья параллельны оси отверстия, а углы наклона витков паза и канавки к оси отверстия выполнены увеличивающимися от центра колеса к его торцам.

3. Колесо по п. 1, отличающееся тем, что зубья выполнены разного модуля на торцах колеса и с наклоном к оси от40 верстия, а углы наклона витков паза и канавки к оси отверстия выполнены увеличивающимися к торцу с меньшим модулем зубьев колеса.!

620748

Составитель M. Левинский

Редактор И. Касарда Корректор А. Кравчук Корректор М. Шарошн

Заказ4233 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4j5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина. 101

Зубчатое колесо Зубчатое колесо Зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , к виброактивным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению, к сборным зубчатым колесам

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к виброактивным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению, к виброактивным зубчатым колесам

Изобретение относится к машиностроению, к вибробезопасным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к вибробезопасным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению, к вибробезопасным зубчатым колесам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гусеничным шарнирам опорных узлов подвески транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к судостроению, в частности к опорам гребного вала

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении в кривошипно-шатунных механизмах высокофорсированных дизелей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении подшипников скольжения, работающих при высоких контактных давлениях

Изобретение относится к узлам и деталям машин, в частности к радиальным подшипникам скольжения, и может быть использовано в узлах трения сельхозмашин

Изобретение относится к приборостроению , а именно к опорам скольжения , и может быть использовано в точных приборах, а также в механических системах радиоэлектроннной аппаратуры

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок
Наверх