Способ измерения азимута наземным гирокомпасом

 

Изобретение относится г приборостроению и может ытт, иснолътовано при измерении азимута ориентнрных направлений наземными гирокомпасами с управляемым чувствительным элементом . Пелыо изобретения является повышение годности определения азимута компенсапионнпм способом за счет устранения ошибок от вредных моментов и нестабильности управляющего момента . Лля этого находят два положения корпуса прибора, при которых парамс-тпы фазовых траектории движения вителшого элемента относительно корпуса прибора симметричны, а азимут определяют как нормаль к биссектрисе угла между положениями корпуса прибора. ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU „„1622760 (51)5 С 01 С 19/38

1 Ф

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

flPH ГКНТ СССР (21) 4635519/?2 (22) 05.03.79 (46) 23.01.91. Бнхг. !! 3 (72) В.1!. Григорьев, А. И. !1ироггниченко и С.А. Поляков (53) 528.526.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССг !! 2883?, кл. Г О1 С 19/30, 1970. (54) СПОСОБ ИЗ!!8 .гЕ!!И1 АЗИ!1уТА !!АЗ. .! 1НЬЩ ГИРОКОМПАСОМ (57) Изобретение относится I приборостроению и может эыт. иснольэовагго при измерении азимута ориентирных на— правлений наземными гирокомпаслми

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано при измерении азггмута ориентирных направлений наземными гирокомплслмп с управляемыы чувствительным элементом, Целью изобретени =. лвллетсл гговьпиеHHf. точности опредег ения азимута компенсационным способом эа счет устранеI ния ошибок от вредных моментов и нестабильности управляющего момента.

На чертеже изображена схема углов ориентирования корпуса гирокомпаса.

Способ эаключаетсл в следующем.

Чувствительный элемент (ЧЭ) согласовывают с корпусом прибора, измеряют длительности импульсов управляющего момента в режиме установившихся незатухающих колебаний ЧЭ около согласованного положения и по соотношению длительностей импульсов противоположного знака судят об азимуте. с упралля мым чувствительным элементом. Целью изобретения является повышение гог ностд определения азимута

<омпенслг,иснн»м способом эа счет устранения ошибок ст вредных моментов и нестабильности управляющего момента.,Ллл этого находят двл положения корпуса прибора, при которых параметры Aлэоных траекторий движения чугстнительного эг ег1ента относительно корпуса прибора симметричны, л азимут определяют клг, нормаль к биссектрисе угла между этими положениями корпуса прибора. ил.

При этом выражение для вычисления С" азимута может быть представлено в следующем виде: = (1) !

1и т + т г 2. С5 где g — лэимут (угол рассогласова- (Я нил прибора с плоскостью Ю меридилна);

И вЂ” вел;гчина управляющего момента; 4Р

Н вЂ” кинетический момент; горизонтальная составляющая углг ной .корости вращения

Э емли; тг H Т вЂ” gsIH-.eJI>HocTH swIIyiIbcon P уггрлнляюггего момента.

Однако при -.ом имеет место ошибка определения азимута из-за нестабильности и несимме-.рии величины управллющеrn мсм.-нтл, а также от вредных моментоэ, обусловленных несовершенст2760 4 Р1 сительной погрешностью —, т.е. угол

1Ü2 5) 0

20

Среднеа значе»(ие правляющего момента Р1 с у.*.ето| нестабильности уп Jog рав тяющег» иомэ.|та может быть выражено -;врез длительиост . импульсов

„пр"-r(II.(1<»»(|ег<> момента Т1 и Tn -.леду»0

IuI;I

Тогда ра»»енство (2) мо-.--т быть эаписано в виде

И1.1 — — ) — = #I

Р1 Т) + Т, " | 40

l О УМ». И i < IR Е Т и

| ли )(I

Т2 — Т. ,: «1Ц, Р, Р1„„.

Т 1

11IIP

0Т< юда обозначая — — чегеэ Q.,45 н<«г вом подвеса ЧЗ, магнитным взаимодействием Чч с постоянными и переменнща1 внешними магнитными полял|и, смещением -центра тяжести гиромотора и т.д.

Зависимость перечисленных моментов от широты мест". установки прибора и условий эксплуатации не позволяет учитывать соответствующие им погрешности в качестве горл(улярно1< поправки приоора.

За<(ишел| уравнение средних значений компепсацисниъгх моментов г(ертикальной оси чувствительного элемел< а:

" пР (2)

<» о где Р1 р<»р, >II<+I p и 1|, — средние э|(<(.(...<(ия о

ЬР управл|(г»щего, направля|ощег" и вредного моментов соотвегственно, получаем, Ь1

11 Т9 Т! (,(, +6) (1 + ). (4) Т

Из (4) винно, -(то <1»акти (ески по Т, и 1 »(ы испи 1 ся уг<пl (p«„,+

При этом погрешность определения азимута в соответстви|(с (4) равна

4,= Л + (Ос +Ь)

"читывая неоднозиа II<»ñòü ахун(<дии o

sin ()(в выражг нии Ик „, можно сделат» вывод, чт» вблизи направления на Нг суг«ествует второе положение, в котором параметры вынут(<ден(.лсс колебаний («Э симметричны (ПС ). Положение .«С, так же как и ПС, отклон "Ho от пяоскости меридиана на угол | и лежит по эту же ст< рону or плоск< сти меридиана.

Проводя н. рмаль к биссектрисе угла между голо;кениями корпуса прибора. в которых параметры вынукденных колебаний чувствите. ьного элемента си:;— метричны, можно < пределить на|.равление мерт(ли<,на, при э;".| по pe<(I«nсгь (з-э» вред|ых момен-.oil il песта< || ьно. ти у-|равляющего мом нта з:|ачитэль<ъ п 1» "(у ч а и э о б р е т е; и я

Сп. соб иэл(е«»ения, э|в(ут» назем(1((м

Гн 1»< (компасом, BB KJ. t<»(Лиг»ий с я fl том, чг<» согласуют,увствн-ельный элемент с I

Ьаэовых траекторий дв»(.кения чувстчительного элемент а относ(<телы .о корпуса прибора, о т л и ч а ю |(1 и ™ с я тем, .;то. с целью (овъ((п, <1»(я точно" ти измере1(ий, определяют два положения

I"<)pl»÷òñ9 п«»чбо«»а, относит "(ьно 1 о гopblx

Ьаэ<;(ые т ра<экт< рии OHIIII<. тв | и(ы, переводят корпус прибора во второе положение, сн,»в» измеряют»nr(1»a.;етры фаэоных траекторий и по 1 еэультатам измерений находят нормаль к биссектрисе угча и< яду этими положениями

<орпуса прибора, от .ocI тельHO которой

>тсчитывают искомый(,1 о.|.

Il4

Составитель Н. Станкевич

Редактор О. Юрковецкая Техред М.Дидык Корректор Л. Бескид

Заказ 106 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский. комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ измерения азимута наземным гирокомпасом Способ измерения азимута наземным гирокомпасом Способ измерения азимута наземным гирокомпасом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при определении направления меридиана наземными гирокомпасами

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано в маркшейдерском деле, при строительстве метро и туннелей, при топографической подготовке местности

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению, а именно к гидрокомпасам, предназначенным для определения географического меридиана

Изобретение относится к гироскопическому приборостроенш и может быть использовано при создании приборов , предназначенных дтп огурец с юния азимутов ориентирных направлений с высокой точностью, Цель изобретения - повышение точности о прел елспня азимутов ориентирных направлений

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано при определении вредного момента подвеса чувствительного элемента маятникового наземного гирокомпаса

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в маркшейдерском деле при строительстве метро и туннелей, при топографической подготовке местности

Изобретение относится к приборостроению и монет быть использовано при определении азимута ориентиркь х направлений наземнымми маятниковыми гирокомпасами

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для определения плоскости меридиана наземными маятниковыми гирокомпасами

Изобретение относится к точному приборостроению, а более конкретно к инерциальным системам навигации

Изобретение относится к области морского навигационного приборостроения и может быть использовано в современных морских гироскопических компасах с автономным, плавающим в жидкости чувствительным элементом

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для определения и компенсации широтной погрешности двухрежимных одногироскопных курсоуказателей - гирокомпасов (ГК)

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов и систем для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано при создании прецизионных одногироскопных корректируемых гирокомпасов
Наверх