Опора качения

 

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в опорах качения направляющих металлорежущих станков или в других устройствах. Цель изобретения - повышение надежности путем уменьшения трения и исключения заклинивания тел качения. Опора качения содержит корпус 1, рабочие 2 и возвратные 3 каналы с размещенными в них промежуточ17- 31 16 ПРППППС 13 12 Y/////// 7/7/. Z3 ными телами 4 качения. Конечные переключатели 19, 20 устанавливаются на позициях реверса движения опоры. При выходе из рабочего канала 2 потоком воздуха их сопла 6 тела 4 перемещаются в возвратный канал 3. С помощью воздуха сопл 8, 9 они движутся к рабочему каналу 2. Здесь тела 4 отсекаются одно от другого звездочкой 13 или соплом 21, связанным с источником импульсной подачи воздуха. Благодаря этому тела 4 входят в рабочий канал 2 с зазором между ними. При этом звездочка 12 свободно поворачивается и не мешает движению тел 4. По мере движения опоры при контакте ее корпуса 1 с конечным переключателем 19 последний переключает электропневмоклапаны 17, 18 так, чтобы воздух подавался на сопла 7, 11, 10, а от источника импульсной подачи - на дополнительное сопло 22. Происходит реверс движения промежуточных тел 4 качения одновременно с реверсом движения опоры с расположенным на ней объектом. 4 з.п. ф-лы, 2 ил. СЛ С о 4Ьь О О СЛ го €

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 С 29/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ii (1 е у,43

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К. АВТ0РСКОМУ СВИДЕТЕЛ ЬСТВУ (21) 4678359/27 (22) 13.04.89 (46) 07.04.91. Бюл. N. 13 (71) Московский станкостроительный институт (72) Jl.À.Êóäðÿâöåâ, А.А.Уваров, В.Г.Митрофанов, M.Ã.Êoñîâ, В.M.Tèõoìèðîâ, А.Л,Кудрявцев, К.В.Федосеев, А,П.Кузнецов, А.Н.Бондаренко и М, А. Синельников (53) 621.822,6(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N ã225599557722, кл. F 16 С 29/04, 1968. (54) ОПОРА КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в опорах качения направляющих металлорежущих станков или в других устройствах.

Цель изобретения — повышение надежности путем уменьшения трения и исключения заклинивания тел качения. Опора качения содержит корпус 1, рабочие 2 и возвратные 3 каналы с размещенными в них промежуточ Ж, 1640465 А1 ными телами 4 качения. Конечные переключатели 19, 20 устанавливаются на позициях реверса движения опоры. При выходе из рабочего канала 2 потоком воздуха их сопла

6 тела 4 перемещаются в возвратный канал

3. С помощью воздуха сопл 8, 9 они движутся к рабочему каналу 2. Здесь тела 4 отсекаются одно от другого звездочкой 13 или соплом 21, связанным с источником импульсной подачи воздуха. Благодаря зтому тела

4 входят в рабочий канал 2 с зазором между ними. При атом звездочка 12 свободно поворачивается и не мешает движению тел 4.

По мере движения опоры при контакте ее корпуса 1 с конечным переключателем 19 последний переключает злектроп невмоклапаны 17, 18 так, чтобы воздух подавался на сопла 7, 11, 10, а от источника импульсной подачи — на дополнительное сопло 22. Происходит реверс движения промежуточных тел 4 качения одновременно с реверсом движения опоры с расположенным на ней объектом. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

1640465

55

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах качения направляющих металлорежущих станков.

Цель изобретения — повышение надежности путем уменьшения и исключения заклинивания тел качения.

На фиг. 1 показана опора, разрез; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг, 1, Опора качения содержит корпус 1, рабочие 2 и возвратные 3 каналы с размещенными в них промежуточными телами 4 качения, которые контактируют с неподвижными основаниями 5 станка или другого устройства.

У концов каждого рабочего канала 2 установлены сопла 6 и 7, воздействующие воздушным потоком на тела 4 качения при их выходе из рабочего канала 2. Сопло 6 действует при движении тел 4 по часовой стрелке, а сопло 7 — при движении тел против часовой стрелки. У возвратного канала установлены сопла 8 и 9, работающие при движении тел 4 по часовой стрелке, и сопла 10 и 11, работающие при движении тел против часовой. стрелки. У концов возвратного канала 3 расположены бесприводные звездочки 12 и 13, свободно установленные на осях 14. Звездочки 12 и 13 выполнены с шагом зубьев 15, равным шагу между телами 4 качения в рабочем канале 2, Величина этого шага примерно равна диаметру тел 4 качения плюс толщина зубьев 15. Эта толщина определяет величину зазора между телами 4 качения в рабочем канале 2. Звездочки 12 и 13 обеспечивают зазор между телами 4 в рабочем канале 2, что существенно уменьшает трение, особенно если учесть. что в рабочих каналах 2 тела 4 качения несут всю нагрузку опоры. При движении опоры вправо работает звездочка 12, которая свободно поворачивается и не создает помех движению тел 4. При реверсе функции звездочек 12 и 13 меняются, Толщину звездочек в их осевом направлении делают минимальной, чтобы не создавать помех потоку воздуха.

В результате дополнительного силового воздействия на тела 4 воздушным потоком входная часть возвратного канала 3 (в зависимости от направления движения промежуточных тел 4) может быть свободной от тел 4 эа счет уменьшения их общего количества по сравнению с их числом при максимальном заполнении рабочего 2 и возвратного 3 каналов, Опора качения снабжена электропневматическим блоком 16 реверса, который содержит электропневмоклапаны 17 и 18, электрически связанные соответственно каждый с конечными переставными электропереключателями 19 и 20, установленными на основаниях 5 и срабатывающими при нажатии на них корпусом 1 опоры.

Для обеспечения зазора между телами

4 в рабочих каналах 2 вместо звездочек 12 и

13 у концов возвратных каналов 3 установлены дополнительные воздушные сопла 21 и 22, направленные перпендикулярно траектории движения тел 4 качения. Сопла 21 и

22 соединены источником 23 импульсной подачи воздуха. Частота и интенсивность импульсной подачи воздуха подбираются опытным путем. При движении тел 4 по часовой стрелке функционирует сопло 21, а при обратном — сопла 22. Источник 23 импульсной подачи воздуха соединен с электропневматическими клапанами 17 и 18 и при реверсе движения опоры переключается на подачу воздуха или на сопло 21, или на сопло 22, Общая подача воздуха под давлением осуществляется от подвода 24.

Благодаря дополнительному силовому воздействию на тела 4 качения требования к точности изготовления возвратных каналов 3 понижаются и они могут быть выполнены из криволинейных труб 25, соединенных своими концами с концами рабочих каналов 2.

Для обеспечения возможности регулирования натяга между телами 4 качения соседних рабочих каналов 2 и 26 вдоль них выполнен профильный паз 27, в котором установлена дугообразная планка 28 иэ материала с необратимой термомеханической памятью формы и нагревательный элемент 29.

Опора качения работает следующим образом, Конечные переключатели 19 и 20 устанавливаются на позициях реверса движения опоры. При перемещении корпуса 1 опоры от расположенного на ней объекта вправо по основанию 5 промежуточные тела

4 качения за счет этого относительного движения под действием сил трения в рабочем канале 2 перемещаются влево. При выходе из рабочего канала 2 потоком воздуха из сопла 6 тела 4 перемещаются в возвратный канал 3. Затем с помощью сопл 8 и 9 движутся далее (после сопла 9 могут быть установлены другие дополнительные сопла в зависимости от длины каналов 2 и 3) к рабочему каналу 2. Здесь тела 4 отсекаются одно от другого звездочкой 13 или соплом 21, связанные с источником импульсной подачи воздуха, Благодаря этому тела 4 входят в

1640465

Раг. Г рабочий канал 2 с зазором между ними. При этом звездочка 12 свободно поворачивается и не мешает движению тел 4.

По мере движения опоры при контакте ее корпуса 1 с конечным электропереключателем 19 последний переключает электропневмоклапаны 17 и 18 так, чтобы воздух подавался на сопла 7, 11 и 10, а от источника импульсной подачи подавался на дополнительное сопло 22, Происходит реверс движения промежуточных тел 4 качения одновременно с реверсом движения опоры с расположенным на ней объектом. Далее цикл движения промежуточных тел 4 качения и опоры повторяется.

Для компенсации износа каналов 2 и 26 и тел 4 качения периодически, через несколько тысяч циклов работы, при движении опоры включают нагревательный элемент

29 и держат его включенным до тех пор, пока дуговая. планка 28 из материала с необратимой памятью формы расширится, сдеформирует корпус 1 и будет достигнут необходимый натяг между телами 4 качения в соседних рабочих каналах 2 и 26. После отключения нагревательного элемента 29 ввиду необратимости материала планка 28 и после остывания сохраняет свой достигнутый при нагревании размер.

Дополнительное силовое воздействие на тела 4 качения в возвратных каналах 3 значительно уменьшает вероятность их заклинивания, что особенно существенно при больших длинах каналов 2, 3 и 26.

Исключение контакта промежуточных тел 4 качения между собой в рабочих каналах 2 и 26 значительно уменьшает трение, учитывая, что в этих каналах тела 4 качения находятся под рабочей нагрузкой опоры.

Формула изобретения

1, Опора качения, содержащая неподвижное основание, корпус с рабочим, возвратным и переходными каналами, в кото5 рых размещены тела качения, и механизм регулирования натяга между телами качения и стенкой рабочего канала, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения трения и ис10 ключения заклинивания тел качения, она снабжена установленными у концов рабочего канала соплами для подачи рабочей среды и бесприводными звездочками, шаг зубьев которых равен расстоянию между те15 лами качения в рабочем канале, и электропневматическим блоком реверса.

2. Опора по и. 1, отличающаяся тем, что электропневматический блок реверса выполнен в виде установленных на

20 неподвижном основании конечных электропереключателей и электрически связанных с ними электропневмоклапанов.

3. Опора по и. 1, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительными

25 соплами, расположенными по концам рабочего канала, направленными перпендикулярно траектории движения тел качения, и источником импульсной подачи воздуха.

4. Опора по и. 1, отличающаяся

30 тем, что возвратный канал выполнен в виде трубы с прямым центральным и крайними кольцевыми участками, соединенными с рабочим каналом.

5. Опора по и. 1, отличающаяся

35 тем, что в корпусе выполнен паз, а механизм регулирования выполнен в виде установленной в указанном пазу дугообразной пластины из материала с эффектом памяти формы и нагревательного элемента.

Опора качения Опора качения Опора качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в элементах опорных устройств, перемещающихся прямолинейно

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах машин, работающих с небольшой амплитудой и высокой частотой.Цель изобретения - повышение долговечности путем обеспечения равномерности износа штока

Изобретение относится к машиностроению, а именно к шариковой опоре для поступательного и вращательного перемещений, и может быть использовано в станках, роботах, автооператорах и других механизмах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве направляющих точных приборов и станков

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве перемещаемой опоры, обеспечивающей одновременно поддержание груза

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для создания колебаний в испытательной технике

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в направляющих качения поступательного перемещения

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в поступательно перемещающихся узлах направляющих качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в металлорежущих станках, приспособлениях, подшипниковых узлах

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к направляющим шахтных подъемных сосудов-клетей и скипов

Изобретение относится к опорам трубопроводов, протаскиваемых внутри защитного кожуха при строительстве переходов через автомобильные и железные дороги

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в металлообрабатывающих станках с перемещающимся рабочим органом, а также в конструкциях приборов, оборудования и технологических машин

Изобретение относится к конструкции опор для шариков или роликов, которые могут быть использованы в машиностроении для прямолинейного перемещения подвижной части конструкции относительно неподвижной ее части, в частности при изготовлении дверных полотен, и могут быть размещены между подвижной и неподвижной частями дверного полотна

Опора // 2385423
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для установки блоков линейного ускорителя на рельсовый путь, с возможностью последующего регулирования положения блоков с целью юстировки тракта транспортировки пучка ионизирующего излучения ускорителя
Наверх