Уплотнение и способ его изготовления

 

Изобретение позволяет повысить надежность и долговечность уплотнения магнитного типа при одновременном упрощении конструкции и изготовления. Каждая из частей 2, 3 манжеты 1 с гарантированным усилием прижатия взаимодействует с соответствующей ей деталью 5 уплотнительного узла. Упругость материала по частям 2, 3 переменна. Упругое ь каждой части 2, 3 тем выше, чем большую герметичность она должна обеспечивать. Переменная упругость может быть достигнута за счет изготовления частей 2, 3 из разного материала или за счет введения в однородную основу разных наполнителей, или за счет разной концентрации наполнителя. Для изготовления ступенчатой манжеты 1 заготовку выполняют в виде неступенчатой цилиндрической втулки из термоусадочного материала. Натягивают ее на ступенчатый валик пуансона пресс-формы, заневоливают в таком виде и в процессе термообработки нагревают до температуры, превышающей макс, рабочую температуру манжеты 1. Затем выдерживают ее при такой температуре и резко охлаждают. Превышение температуры нагрева составляет , скорость охлаждения превышает 20°С/с. 2 с. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил, (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

PЕСПУБЛИК

)s F 16 J 15/32

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР с.=. к

Г о

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ и (21) 4696932/29 (22) 21.04.89 (46) 15.04.91. Бюл. N 14 (71) Московское научно-производственное объединение "Нефтегазавтоматика" (72) Е.Г, Мясковский, В.M. Жарнов, Г.А. Балаев и А,К. Пугачев (53) 62.762(088,8) (56) Голубев Г.А., Кукин Г.М, и др. Контактные уплотнения вращающихся валов, M.:

Машиностроение, 1976, с. 74, фиг. 46а.

Голубев Г.А., Кукин Г.М, Уплотнения вращающихся валов, М.: Наука, 1966, с. 41. (54) УПЛОТНЕНИЕ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить надежность и долговечность уплотнения магнитного типа при одновременном упрощении конструкции и изготовления.

Каждая из частей 2, 3 манжеты 1 с гарантированным усилием прижатия взаимодействует с соответствующей ей деталью 5

Изобретение касается уплотнительной техники, в частности, к уплотнениям манжетного типа.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности при одновременном упрощении конструкции и изготовления, На фиг. 1 представлена конструктивная схема уплотнения применительно к использованию в клапанном узле двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 — манжета из материала с различными наполнителями; на фиг. 3 — манжета из материала с разной концентрацией наполнителя; на фиг. 4— манжета с различной толщиной стенки двух!

Ж„, 1642159 Al уплотнительного узла. Упругость материала по частям 2, 3 переменна. Упругость каждой части 2, 3 тем выше, чем большую герметичность она должна обеспечивать, Переменная упругость может быть достигнута эа счет изготовления частей 2, 3 иэ разного материала или эа счет введения в однородную основу разных наполнителей, или за счет разной концентрации наполнителя. Для изготовления ступенчатой манжеты 1 заготовку выполняют в виде неступенчатой цилиндрической втулки иэ термоусадочного материала, Натягивают ее на ступенчатый валик пуансона пресс-формы, заневоливают B таком виде и в процессе термообработки нагревают до температуры, превышающей макс. рабочую температуру манжеты 1. Затем выдерживают ее при такой температуре и резко охлаждают. Превышение температуры нагрева составляет

20 — 70 С, скорость охлаждения превышает

20 С/с, 2 с. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил, ее частей; на фиг. 5 и 6 — этапы изготовления манжеты в соответствии с данным изобретением.

Уплотнение выполнено из манжеты 1, состоящей из двух частей 2 и 3. Одна из частей, в частности 2, взаимодействует с уплотняемой поверхностью 4 корпусной детали 5 (применительно к клапану ДВС), а другая часть 3 взаимодействует подвижно с уплотняемой поверхностью 6 штока 7 клапана. Отдельные части 2 и 3 манжеты 1 могут быть выполнены из разного материала, например резины и фторпласта или в других сочетаниях, из однородного материала, но с

1642159 разными наполнителями, из однородного материала с однородным наполнителем, но с его различной по частям 2 и 3 концентрацией, с различной толщиной его частей 2 и

3. На фиг. 5 показано положение манжеты, одетой на штоковую часть 8 пуансона 9 пресс-формы, в которой идет прессование манжеты при ее и готовлении. На фиг. 6 манжета показана в положении, когда она одета на формообразующую часть 10 пуансона 9 и введена в матрицу 11.

Работает описываемое уплотнение в принципиальной части аналогично тому, как работает в подобных условиях обычная манжета из резины.

Часть 2 манжеты за счет повышенной упругости охватывает уплотняемую поверхность 4 корпусной детали 5 со значительным натягом, в результате чего обеспечивается плотный контакт и надежная посадка манжеты в (или на) корпусе.

Часть 3 имеет меньшую упругость и охватывает шток 7 с меньшим натягом, благодаря чему обеспечивается возможность их относительной подвижности. За счет свойств отдельных частей манжеты, получаемых в результате ее изготовления по описываемому способу, манжета остается упругой на протяжении всего срока службы и обеспечивает натяг на штоке, приблизительно одинаковый в течение всего срока службы и не зависящий от степени износа рабочей кром.ки манжеты, Это особенно заметно и имеет наибольший смысл в уплотнительных манжетах с более, чем двумя уплотнительными поверхностями, где, благодаря такому техническому решению удается обеспечить оптимальное соотношение усилий охвата и герметизирующих эффектов между всеми уплотнительными кромками, что имеет, в частности, большое значение в уплотнениях с несколькими гидрозатворами.

В зависимости от конкретных условий вариант обеспечения переменной упругости частей манжеты может быть выбран с точки зрения простоты или технологичности изготовления. Например, при изготовлении манжеты из двух отдельных частей (в частности составной), части могут изготавливаться иэ разных материалов. При выполнении манжеты из одного материала .ее части могут иметь разные наполнители, обеспечивающие различную упругость. В еще одном варианте исполнения может быть один и тот же материал, например фторпласт, но разная концентрация наполнителя (в частности графита), что обеспечит различную по частям манжеты упругость, жесткость и антифрикционность ее рабочих кромок. Использование материала с разны5

55 ми термоусадочными свойствами по частям манжеты также обеспечивает различную упругость и приводит к достижению цели изобретения — повышению надежности и обеспечению работоспособности до полного износа манжеты.

Описываемый способ изготовления уплотнения в виде ступенчатой цилиндрической манжеты заключается в том, что такую манжету изготавливают путем прессования с последующей термообработкой. При этом заготовку манжеты изготавливают в виде неступенчатой цилиндрической втулки(в частности, тоже прессованием или отрезкой из трубки и т.п.) из термоусадочного материала. Эту заготовку натягивают на ступенчатый валик пуансона пресс-формы, создавая тем самым ее предварительную ступенчатую форму, и затем заневоливают в таком виде. После этого в процессе термообработки производят ее нагрев до температуры, превышающей максимальную рабочую температуру будущей манжеты, выдерживают ее при этой температуре и резко охлаждают.

Время выдержки, скорость охлаждения имеют существенное значение. В частности, в результате проведенной проверки было установлено, что предпочтительные значения указанно о превышения температуры составляют 20...70, а скорость охлаждения должна превышать 20 /с.

Пример. Проверка работоспособности манжет, изготовленных по описываемому способу, была проведена на манжетах уплотнения штока клапана автомобиля

ВАЗ. Параметры изготавливаемой ступенчатой манжеты: внутренний диаметр узкой части 7 мм, стенка 1 мм, внешний диаметр более широкой части 12 мм, стенка 0,75 мм, длина втулки 10 мм. Первоначально была изготовлена заготовка в виде фторопластовой втулки-трубки с внутренним диаметром

6,7 MM и стенкой 1,15 MM. Иэ нее нарезались заготовки длиной около 10 мм, которые затем прессовались в пресс-форме, пустая рабочая полость которой соответствовала форме будущей ступенчатой манжеты. Последующая термообработка заключалась в нагреве пресс-формы вместе с отпрессованной в ней манжетой до температуры, превышавшей температуру манжеты в узле клапана при работе на 40-60 С, и выдержке при этой температуре в течение 25-30 мин с последующим резким охлаждением до нормальной температуры. Изготовленные таким способом манжеты были установлены и испытаны на двигателе в течение более

1600 ч на скорости вращения, соответствующей приблизительно движению автомобиля с линейной -коростью около 90-100 кмlч.

1642159

За время испытаний снижения герметичности не наблюдалось. Толщина стенки манжеты уменьшилась в среднем на 0,22 мм по восьми испытывавшимся манжетам, при 5 этом натяг манжеты на штоке практически не изменился. Дополнительно была проведена проверка интервала перегрева манжет в процессе термообработки сверх будущей максимальной рабочей температуры, Опти- 10 мальные значения перегрева оказались в интервале 20...70 С. Проверка нижнего предела скорости охлаждения манжеты после выдержки при термообработке показала, что термоусадочный эффект устойчиво до- 15 стигался при всех случаях, когда скорость охлаждения превышала 20 С/с.

Формула изобретения

1. Уплотнение преимущественно ман- 20 жетного типа, состоящее по меньшей мере из двух частей, каждая из которых с гарантированным усилием прижатия взаимодействует с соответствующей ей деталью уплотнительного узла, о т л и ч а ю щ е е с я 25 тем, что, с целью повышения надежности и долговечности при одновременном упрощении конструкции и изготовления, оно выполнено с переменной по этим частям упругостью материала, причем упругость 30 каждой части тем выше, чем большую герметичность она должна обеспечивать.

2. Уплотнение по и. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что переменная по этим частям упругость обеспечена за с1ет выпол- 35 нения их из разного материала, 3. Уплотнение по и. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что переменная по этим частям упругость обеспечена за счет введения в однородную основу разных наполни- 40 тел ей. б

4. Уплотнение по и. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что переменная f10 этим частям упругость обеспечена за счет разной концентрации напал нителя по телу уплотнения и/или по этим частям.

5, Уплотнение по и. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем. что переменная по этим частям упругость обеспечена за счет выполнения их из термоусадочного материала, преимущественно, с различным по телу уплотнения коэффициентом термоусадки.

6. Уплотнение по и. 5, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, при выполнении уплотнения в виде ступенчатой манжеты, каждая из ее ступеней имеет разный коэффициент термоусадки, 7. Уплотнение по п.п. 5 и 6, о т л и ч а ющ е е с я тем, что разный по телу уплотнения коэффициент термоусадки обеспечен за счет различной толщины ступечей.

8. Способ изготовления уплотнения в виде ступенчатой цилиндрической манжеты, заключающийся в прессовании ее в пресс-форме с последующей термообработкой, отличающийся тем, что изготавливают заготовку в виде неступенча= той цилиндрической втулки из термоусадочного материала, натягивают ее на ступенчатый валик пуансона пресс-формы, заневоливают в таком виде и в процессе термообработки нагревают до температуре, превышающей максимальную рабочую температуру изготавливаемой манжеты, затем выдерживают ее при такой температуре и резко охлаждают.

9. Способ по и. 8, отличающийся тем, что указанное превышение температуры нагрева составляет 20...70 C„a скорость охлаждения превышает 20 С/с.

1642159

<о в

Составитель И. Пащенко

Редактор М, Самерханова Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Л. Патай

Заказ 1430

Тираж 454 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Уплотнение и способ его изготовления Уплотнение и способ его изготовления Уплотнение и способ его изготовления Уплотнение и способ его изготовления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к буровым насосам

Изобретение относится к судостроению , а конкретно к конструкции уплотнения гребного вала крупнотоннажных судов

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к узлам уплотнения вращающихся валов армированными ман8 жетами

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации подшипниковых опор вращающихся валов машин и механизмов

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации штоков и поршней

Изобретение относится к области уплотнительной техники, в частности к эластичным уплотнениям гидропневмоцилиндров, работающих в режиме возвратно-поступательного движения

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано преимущественно в буровых насосах

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к уплотнительным устройствам поршневых насосов

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения устройств в машино- и арматуростроении

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации вращающихся валов, работающих в условиях, характеризующихся высокой скоростью вращения вала, значительным его динамическим эксцентриситетом, повышенными давлением и температурой герметизируемой жидкости, повышенными требованиями к чистоте окружающей среды

Изобретение относится к уплотнительной технике и находит широкое применение в машиностроении

Изобретение относится к щелевым уплотнениям соединений с возвратно-поступательным движением, используемым в источниках жидкости высокого и сверхвысокого давления, при котором деформация сопряженных деталей существенным образом влияет на герметичность соединения

Изобретение относится к области общего машиностроения и предназначено для уплотнения подвижных соединений с целью предотвращения утечки масла из корпусов машин и узлов и для защиты внутренних полостей от внешних воздействий (проникновения пыли, грязи, влаги)

Изобретение относится к уплотнениям, разделяющим зону взаимодействия различных физических сред, относительно подвижной поверхности вала и статически замкнутого базового пространства, способствующего соосному удержанию вала относительно поворотных элементов в течение заданного периода эксплуатации

Изобретение относится к области машиностроения (детали машин)
Наверх