Способ контроля технического состояния стационарного газотурбинного агрегата и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к технической диагностике и обеспечивает повышение точности. При поступлении сигнала по шине останова на первый вход элемента (Э) 4 памяти на его выходе , а соответственно на третьем входе ключа (К) 3 появится разрешающий сигнал. При останове агрегата давление (Д) за компрессором падает и при достижении первой уставки датчика (Д) 1 на его первом выходе формируется сигнал, включающий времязадающее устройство (ВУ) 6 и блок (Б) 2формирования интервала времени. Б 2 подает на второй вход К 3 запрещающий сигнал, а ВУ 6 - на первый вход К 3 разрешающий сигнал. При достижении Р второй уставки Д 1 подает сигнал на второй вход Б 2, что возвращает Б 2 в исходное состояние. На втором входе К 3 появляется разрешающий сигнал. По окончании работы ВУ 6 формирует на первом входе К 3 и втором входе Э 4 запрещающий сигнал. 34 приходит в исходное состояние. При нормальной работе агрегата на втором входе К 3 присутствует разрешаюгрш сигнал, на первом и третьем - запрещающий, на выходе К 3 отсутствует сигнал включения сигнализатора. 2 с.п.ф-лы, 1 ил. о 3 Ё

51132 А1

СО103 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ае а!) (g))g С 01 11 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОИРЕТЕНИЯМ И СКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСК0МУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4694774/06 (22) 24.05.89 (46) 23.05.91.Бюл. Р 19 (71) Киевский институт автоматики им.ХХЧ съезда КПСС (72) Б.Л.Литвинов и Л.Б.жиляева (53) 621.438-55 (088.8) (56) Кеба И.В. Диагностика авиационных газо)Ябинных. двигателей. — М.:

Транспорт, 1980, с.122.

Авторское свидетельство СССР

Р 640162, кл. С 01 И 15/00, 1977. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТАЦИОНАРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО

АГРЕГАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО OCYLgCTB JIEHHH (57) Изобретение относится к технической диагностике и обеспечивает повышение точности. При поступлении сигнала по шине останова на первый вход элемента (Э) 4 памяти на его выходе, а соответственно на третьем входе ключа (К) 3 появится раэрешаю2 ций сигнал. При останове агрегата давление (Д) за компрессором падает и при достижении первой уставки датчика (Д) 1 на его первом выходе формируется сигнал, включающий времязадающее устройство (ВУ) 6 и блок (Б)

2 формирования интервала времени.

Б 2 подает на второй вход К 3 запрещающий сигнал, à BY 6 — на первый вход К 3 разрешающий сигнал. При достижении Р второй уставки Д 1 подает сигнал на второй вход Б 2, что возвращает Б 2 в исходное состояние. На втором входе К 3-появляется разрешающий сигнал. По окончании работы BY 6 формирует на первом входе К 3 и втором входе Э 4 запрещающий сигнал.

Э 4 приходит в исходное состояние.

При нормальной работе агрегата на втором входе К 3 присутствует разре-шаюгрй сигнал, на первом и третьем— эапрецаюций, на выходе К 3 отсутствует сигнал включения сигнализатора.

2 с.п.ф-лы, 1 ил.

3 1651

Изобретение относится к технической диагностике, в частности к облас-, 1 .ти контроля технического состояния газотурбинных установок.

Целью изобретения является повышение точности, На чертеже представлена функцио! нальная схема устройства контроля технического состояния стационарного газотурбинного агрегата.

Устройство содержит датчик 1 параметра, первый и второй входы которого соединены соответственно с йервым

I (прямым) и вторым (инверсным) вхо,дами блока 2 формирования интервала, времени, выход которого соединен с .вторым входом ключа 3. Первый (прямой, и вход элемента 4 памяти подсоединен к шине 5 останова агрегата. Вход времяэадающего устройства 6 соединен с пер вым выходом датчика I параметра, третий и первый входы ключа 3 соединены соответственно с выходом элемента 4 памяти и выходом времяэадающего уст- 5 ройства 6, выход которого соедийен с вторым (инверсным) входом элемента

4 памяти. Выход ключа 3 соединен с первым входом сигнализатора 7 неиспраь,ности,. к второму входу которого подсоединена шина 8 сброса.

Датчиком 1 параметра является уст- ,ройство, которое имеет аналоговый выход, пропорциональный величине конт ролируемого параметра, подключаемый к сигнализаторам, например может быть использован датчик давления типа

Сапфир, на выходе которого подключен сигнализатор, позволяющий сигнализировать по двум независимым каналам о достижении линейными комбинациями двух независимых установок.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии (при отсутствии сигнала на шине 5 останова агрегата) на выходе элемента 4 памяти присутствует запрещающий сигнал с уровнем логического нуля, который блокирует ключ 3, т.е. на выходе ключа 3 также присутствует сигнал с уровнем логичес кого нуля, поступающий на первый вход сигнализатора 7 неисправности. йа второй вход сигналиэатора 7 неисправности поступает по шине 8 сброса сигнал с уровнем логической единицы. После выполнения технологических операций, необходимых для нормального останова агрегата, т,е, после

132

1 поступления сигнала по шине 5 останова агрегата на первый (прямой) вход элемента 4 памяти на его выходе, а соответственно и на третьем входе ключа 3 появится разрешающий сигнал с уровнем логической единицы, который будет присутствовать в течение времени контроля технического состояния стационарного газотурбинного агрегата. Этот сигнал подготовит устройство для сравнения реального интервала времени (Т ),выбега ротора газотурбинного агрегата с базовым интервалом времени (Т ), измеренным на заведомо исправном агрегате и предварительно установленном во времязадающем устройстве 6.

После отключения стационарного-, газотурбинного агрегата (сброса нагрузки) частота вращения ротора (п)," а соответственно и давление за осе/ вым компрессором ротора (P), начинают уменьшаться. В дальнейшем в описании работы устройства в качестве рабочего параметра примем давление эа осевым компрессором ротора.

При достижении давления за осевым компрессором величины первой (макси мальной) установки Р, выбранной и установленной заранее по характеристикам выбега заведомо исправного агрегата, срабатывает первый канал датчика 1 параметра и соответственно при Р = Р s на выходе первого канала датчика 1 параметра сформируется релейньпЪ сигнал, соответствующий началу контроля времени выбега и началу сравнения реального интервала времени Т с базовым интервалом времени Тр который одновременно включит времязадающее устройство 6 и блок

2 формирования интервала времени, т.е. привяжет йачало отсчета двух времен реального интервала времени Т и базового интервала времени Т г. Сработав от первой уставки P <, блок -

2 формирования интервала времени сформирует на своем выходе и подаст на второй вход ключа 3 сигнал с уровнем логического нуля, запрещающий пропрохождение дискретных логических сиг. налов по другим входам ключа 3, а времязадающее устройство 6 сформирует на своем выходе и подаст на первый вход ключа 3 разрешающий дискретный сигнал с уровнем логической единицы, который будет оставаться до окончания базового интервала времени Т .

5 16

Таким образом, на выходах ключа 3 устанбвились один запрещающий сигнал, препятствующий включению сигналиэатора 7 неисправности, и два разрешающих сигнала.

При дальнейшем снижении числа оборотов ротора давление за осевым компрессором P продолжает падать и при достижении давлением величины второй (минимальной) уставки Р т,2 т.е. при Р = Р 2 сработает второй канал датчика 1 параметра и на его выходе сформируется релейный сигнал, соответствуюций окончанию реального интервала времени выбега Т, который поступив на второй вход блока 2 фор° мирования интервала времени, переключит этот блок, вернув его в ис, ходное состояние, тем самым сформирует реальный интервал времени выбега . Тд в интервале давлений от Р.„ 7 до Р т, и подает на второй вход

:ктпоча 3 разрешающий сигнал с уровнем логической единицы.

После окончания базового интерва ла времени Т времязадающее устрой;ство 6 сФормирует на своем выходе сигнал, являюцийся запрещающим для ключа 3 для элемента 4 памяти и соответственно являюцийся сигналом окон-. чания проверки технического состояния агрегата и установки элемента 4 памяти но его второму (инверсному) входу в исходное состояние.

При отсутствии неисправностей агрегата и его вращаюцихся частей реальный интервал времени выбега Т совпадает с базовым интервалом времени Т, т.е. Т Т . В этом случае одновременно сформируются три сигнала на входах ключа 3: на втором входе — разрешающий сигнал с уровнем логической единицы, соответствующий окончанию реального интервала времени выбега Т ротора, на первом входе - запрещающий сигнал с уровнем логического нуля, соответствуюций окончанию базового интервала времени выбега Т, и на третьем входе — запрецаюций сигнал с уровнем логического нуля, приходящей с вы.хода элемента 4 памяти, соответствую щий окончанию диагностики.

При нормальном техническом состоянии агрегата и его вращающихся частей, т.е. при Т у Т на входах ключа 3 всегда будут присутствовать запрещающие сигналы с уровнем логическо51132 6

Формула и э о б р е т е н и я

1. Способ контроля технического состояния стационарного газотурбинно"

ro агрегата путем измерения отклонения времени выбега агрегата и формирования вывода о наличии неисправнос50 ти при отклонении измеренного времени от базового значения, о 7 л ич а ю шийся тем, что, с целью повьппения точности, дополнительно измеряют давление воздуха за компрес55 сором, а в качестве базового значения используют время снижения давления между двумя фиксированными уставками. го нуля, и соответственно, с выхода ключа 3 не поступит сигнал на первый вход сигнализатора 7 неисправности. Следовательно, устройство бу дет возвращаться в исходное состояние, а отсутствие сигнала тревоги

"Время выбега" сигнализатора 7 неисправности свидетельствует о нормальном состоянии технических средств агрегата. При появлении какой-либо неисправности агрегата или его вращаюцихся частнй реальный интервал времени выбега Т будет значительно меньше базового Т . т.е.

Т (Т . В результате этого датчик

1 параметра по своему второму каналу (по значению уставки Рц z ) срабатывает раньше, чем устройство вер2й нется в исходное состояние, и раньше появится разрешающий сигнал с уровнем логической единицы на первом входе ключа 3.

Таким. образом на входах ключа 3 в момент окончания реального интервала времени Тд будут присутствовать следующие логические сигналы, на первом входе — разрешающий сигнал с уровнем логической единицы окончания реального интервала времени Т . на втором входе — разрешающий сигнал с уровнем логической единицы отсчета базового интервала времени Т, на третьем входе — разрешаюций сигнал с уровнем логической единицы включения проверки. Наличие трех разрешаюцих сигналов с уровнем логической единицы сформирует днскрет-! но-изменяющийся сигнал на выходе

4р ключа 3, который включит сигнализа-. тор 7 неисправности. Для возвращения сигнализатора 7 в исходное состояние по шине 8 сброса подается сигнал.

1651132

Составитель А.Лунин

Техред С.Мигунова. Корректор Н Ревская

Редактор А.Шандор

Заказ 1601 Тираж 3,60 Подписное

ВЙИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101

2. Устройство для контроля технического состояния стационарного газотурбинного агрегата, содержащее датчик параметра, первый и второй выходы которого подключены к блоку формирования интервала времени, и элемент памяти, к первому входу которого подключена,шйна останова, о тл и ч а ю ц е е с я тем, что устройство дополнительно содержит последовательно включенные времязадающее устройство, подключенное к первому выходу датчика, ключ, сигнализатор,а также шину сброса, подключенную к второму входу сигнализатора, причем второй вход ключа подключен к выходу блока формирования интервала времени, третий — к выходу элемента памяти, второй вход которого подключен к выходу времязадающего устройства.

Способ контроля технического состояния стационарного газотурбинного агрегата и устройство для его осуществления Способ контроля технического состояния стационарного газотурбинного агрегата и устройство для его осуществления Способ контроля технического состояния стационарного газотурбинного агрегата и устройство для его осуществления Способ контроля технического состояния стационарного газотурбинного агрегата и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике испытаний газотурбинных двигателей, в частности к устройствам индикации частоты вращения ротора газотурбинного двигателя, используемым для автоматического запуска газотурбинного двигателя во время полета при помпаже или случайном снижении оборотов ниже заданного значения

Изобретение относится к машиностроение , а именно к стендам для испытания поршневых двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам для испытания двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и позволяет осуществлять холодную прокрутку ДВС с регулируемой в широком диапазоне частотой вращения и его нагруженне с преобразованием механической энергии в электрическую и передачу ее в промышленную сеть

Изобретение относится к горной промети и предназначено для испытания машин ударного действия

Изобретение относится к технической диагностике газоперекачивающих агрегатов , может быть использовано для определения технического состояния по мощности нагнетателей природного газа газотурбинных агрегатов и позволяет повысить срок их эксплуатации

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх