Автопоезд для перевозки длинномерных грузов

 

Изобретение относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам-лесовозам. Цель изобретения - повышение надежности и удобства в эксплуатации при улучшении управляемости автопоезда. При движении по дорогам с малыми радиусами поворотов все прицепные звенья соединяются гибкой крестообразной сцепкой. Для этого водитель на прямолинейном участке дороги останавливает автопоезд, включает кран пневмокамер 22, которые через тяги 20 и 21 отжимают фиксаторы 18 от штырей 19, выводя их из зацепления. Далее водитель включает электродвигатели, поворачивающие через редукторы валы 12 с рычагами 13 в крайние положения, соответствующие крестообразной сцепке канатов 7. Кран пневмокамер 22 выключается и фиксаторы 18 в автоматическом режиме защелкиваются на штырях 19 под действием пружин пневмокамер 22. Перед началом движения автопоезда по магистральной дороге, где повороты дороги выполнены с большими радиусами и где скорости движения высоки, между четными и нечетными звеньями гибкая сцепка должна быть прямой. Для этого рычаги 13 из первого крайнего положения, соответствующего крестообразной сцепке, переводят во второе крайнее положение (противоположное) путем их поворота указанным образом в сторону дышла 2 с обязательной остановкой автопоезда на прямолинейном участке дороги. 1 з.п.ф-лы, 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 62 О 13/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4662802/11 (22) 15.03.89 (46) 07.07.91. Бюл. ¹ 25 (71) Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт механизации и энергетики лесной промышленности (72) B.Ï. Брюханов, В.И. Крючин и В.Л. Фирсов (53) 629.113.014,5(088.8) (56) Немцов В.П., Шестаков Б.А. Эксплуатация автомобильного транспорта на лесозаготовительных предприятиях.— M., 1982, с. 151, !

Ж „, 1661039 А1 (54) АВТОПОЕЗД ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЛИННОМЕРНЫХ ГРУЗОВ (57) Изобретение относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоеэдам-лесовозам. Цель изобретения — повышение надежности vi . удобства в эксплуатации при улучшении управляемости автопоеэда. При движении по дорогам с малыми радиусами поворотов все прицепные звенья соединяются гибкой крестообразной сцепкой. Для этого водитель на прямолинейном участке дороги останавливает автопоезд, включает кран пневмокамер 22, которые через тяги 20 и 21 отжимают

1661039 выполнены с большими радиусами и где . скорости движения высокие, между четными и нечетными звеньями гибкая сцепка должна быть прямой. Для этого рычаги 13 иэ первого крайнего положения, соответствующего крестообразной сцепке, переводят во второе крайнее положение (противоположное) путем их поворота указанным образом в сторону дышла 2 с обязательной остановкой автопоезда на прямолинейном участке дороги, 1 з.п, ф-лы, 7 ил.

10 фиксаторы 18 от штырей 19, выводя их иэ зацепления. Далее водитель включает электродвигатели, поворачивающие через редукторы валы 12 с рычагами 13 в крайние положения, соответствующие крестообразной сцепке канатов 7. Кран пневмокамер 22 выключается и фиксаторы 18 в автоматическом режиме защелкиваются на штырях 19 поддействием пружин пневмокамер 22. Перед началом движения автопоеэда по магистральной дороге, где повороты дороги

Изобретение относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам-лесовозам.

Цель изобретения — повышение надежности и удобства в эксплуатации при улучшении управляемости автопоезда.

На фиг, 1 представлен автопоезд с тремя прицепными звеньями, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, в случае установки передних концов отрезков гибкой связи между четным и предшествующим ему нечетным звеном в положение, соответствующее крестообразной сцепке этих звеньев, вид сверху; на фиг, 3 — то же, в случае установки передних концов отрезков гибкой связи между четным и предшествующим ему нечетным звеном в положение соответствующее прямой сцепке этих звеньев, вид сверху; на фиг. 4 — вариант установки рычагов изменения сцепки и их фиксаторов на нечетных прицепных звеньях предлагаемого автопоезда; на фиг, 5 — вариант крепления задних концов отрезков гибкой связи на четных звеньях; на фиг, 6 — вид А на фиг. 4; на фиг, 7 — кинематическая схема приводов поворота рычагов изменения сцепки, Автопоезд включает тяговое звено — автомобиль 1 и связанные с ним последовательно прицепные звенья в нечетном количестве, например три, Все звенья связаны между собой дышлами 2, концы которых подсоединены к звеньям шарнирно, Нечетное звено 3 связано с тяговым звеном

1 гибкой крестообразной сцепкой. Четное звено 4 связано с нечетным звеном 5 также гибкой крестообразной сцепкой. Гибкие элементы этих сцепок выполнены из стальных канатов 6. Для сцепки четного 4 и нечетного 3 звеньев кроме дышла 2 имеются два одинаковых отрезка гибкой связи 7 (стальных канатов), Прицепные звенья снабжены тяговыми балками, которые неподвижно закреплены на их рамах. Отрезки гибкой связи 7 закреплены задними концами на четном звене 4, к

45 его тяговой балке 8, симметрично продольной оси звена 4, с помощью рым-болтов 9 и гаек 10. На каждом нечетном звене, кроме последнего (в данном случае на звене 3), на тяговой балке 11 шарнирно на валах 12 закреплены симметрично продольной оси звена рычаги 13 изменения сцепки.

Рычаги 13 установлены с воэможностью поворота от приводов. Каждый рычаг 13 жестко насажен на вал 12, который с помощью кинематически связанных червячного редуктора 14, планетарного редуктора 15 и реверсивного электродвигателя 16 может поворачиваться вместе с рычагом 13 из одного крайнего положения в другое (фиг. 4).

На свободных концах рычагов 13 выполнены шарниры 17, с помощью которых передние концы отрезков гибкой связи 7 присоединены к рычагам 13. Это соединение выполнено так, что к каждому рычагу 13 присоединен передний конец того отрезка гибкой связи 7, задний конец которого. закреплен на че,ном звене 4 с противоположной этому рычагу стороны (относительно продольной оси). На нечетных звеньях, в частности на звене 3, смонтированы для каждого рычага 13 фиксаторы в виде крюков

18, шарнирно установленных на тяговой балке 11, и штырей 19 на рычагах 13, Для открывания и закрывания крюки 18 шарнирно связаны с тягами 20 и 21, которые приводятся в движение от пневмокамер 22, Крюки 18 фиксируют рычаг 13 через штырь

19 в крайних положениях. B центральной части рамы четного прицепного звена 4 шарнирно крепится задний конец дышла 2 шкворнем 23. Передний конец дышла 2 шарнирно крепится к тяговой балке нечетного звена 3 шкворнем 24. Выключатели электродвигателей 16, кран пневмокамер 22 и сигнальные лампочки фиксаторов 18 — 19 расположены в кабине автомобиля.

Расстояние между осью поворота (a данном случае геометрической осью вала

12) каждого рычага 13 и осью шарнира 17

1661039

20

35

55 крепления на нем переднего конца отрезка гибкой связи 7 меньше или равно расстоянию от оси поворота рычага 13 до оси поворота на том же нечетном прицепном звене дышла 2, связывающего нечетное прицепное звено с последующим четным. В данном случае ось поворота дышла на нечетном прицепном звене совпадает с осью шкворня 24. В случае равенства указанных расстояний оси шарниров 17 обоих рычагов 13 могут после поворота рычагов в сторону дышла 2 занять положение, соосное с осью шкворня 24 (что технически выполнимо, но при этом рычаги 13, входящие в пару, устанавливают на разной высоте над тяговой балкой 11). Такое положение соответствует идеальной прямой сцепке между четными и предшествующими им нечетными звеньями. Противоположное крайнее положение рычагов 13 дает крестообразную сцепку.

Для улучшения управляемости прицепными звеньями автопоезда шарниры 17 могут быть разнесены от оси шкворня 24 на небольшие расстояния а, что позволяет осуществлять промежуточный вариант сцепки между идеальными сцепками, крестообразной и прямой. В предлагаемом автопоеэде может быть предусмотрена и перенастройка сцепок. Для этого автопоезд может иметь комплект сменных пар рычагов 13 с различными расстояниями между осями их поворота и осями шарниров крепления к ним передних концов отрезков гибкой связи 7, Возможно выполнение рычагов 13 с несколькими разнесенными между собой посадочными местами для установки шарниров 17.

Автопоезд работает следующим образом.

Для достижения оптимальной вписываемости прицепных звеньев автопоезда на дорогах с малыми радиусами поворотов (на лесовозных усах и при подьездах к местам погрузки и выгрузки) все прицепные звенья соединяются гибкой крестообразной сцепкой (фиг. 2), в том числе между четным 4 и нечетным 3 звеньями. Для этого водитель на прямолинейном участке дороги останавливает автопоезд. включает кран пневмокамер 22, которые через тяги

20 и 21 отжимают фиксаторы 18 от штырей

19, выводя их из зацепления. Далее водитель включает электродвигатели 16, которые через редукторы 15 и 14 поворачивают валы 12 вместе с рычагами 13 в крайнее положение, соответствующие крестовой сцепке канатов 7. Кран пневмокамер 22 выключается и фиксаторы 18 в автоматическом режиме защелкиваются на штырях 19 под действием пружин пневмокамер 22. Об этом сигнализирует электрическая лампочка, расположенная в кабине.

На этом операция по переводу канатов сцепки между четным и нечетным звеньями закончена и автопоезд может продолжать движение.

Перед началом движения автопоеэда по магистральной дороге, где повороты дороги выполнены с большими радиусами и где скорости движения высоки для обеспечения устойчивого прямолинейного движения прицепных звеньев между четным 4 и нечетным 3 звеньями гибкая сцепка должна быть прямой (фиг. 3). Прямую сцепку получают преобразованием гибкой крестообразной сцепки, Для этого рычаги 13 из крайнего положения, соответствующего крестообразной сцепке, переводят в другое (противоположное) крайнее положение путем их поворота в сторону дышла 2 с обязательной остановкой автопоезда на прямолинейном участке пути. В случае расположения шарниров 17 на малом расстоянии а от оси шкворня 24 управляемость четным прицепным звеном остается со слабой чувствительностью, что не влияет на устойчивость прямолинейного движения автопоезда на большой скорости и. в то же время, несколько улучшает вписываемость четного звена в кривые участки пути.

Регулировку длины канатов 7 сцепки с помощью рым-болтов 9 производят во speмя технического обслуживания.

Формула изобретения

1, Автопоезд для перевозки длинномерных грузов, содержащий тяговое звено, не менее трех шарнирно соединенных дышлами прицепных звеньев, каждое нечетное из которых связано с предшествующим ему звеном крестообразной сцепкой, а между каждым четным и предшествующим ему прицепным звеном установлены два одинаковых отрезка гибкой связи, задние концы которых закреплены на четном звене симметрично его продольной оси, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности и удобства в эксплуатации при улучшении управляемости автопоезда, каждое нечетное звено, кроме последнего, снабжено парой одинаковых рычагов изменения гибкой связи, которые шарнирно закреплены на нечетном звене симметрично

его продольной оси с возможностью поворота посредством приводов и фиксации, при этом к свободному концу каждого рычага шарнирно присоединен передний конец отрезка гибкой связи, закрепленного задним концом на последующем четном при1661039 цепном звене с противоположной рычагу стороны, а расстояние между осью поворота каждого рычага и осью шарнира крепления на нем переднего конца отрезка гибкой связи меньше или равно расстоянию от оси поворота рычага до оси поворота на том же нечетном прицепном звене дышла, связывающего нечетное прицепное звено с последующим четным.

2, Автопоезд по и, 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что рычаги изменения гибкой сцеп5 ки выполнены с несколькими посадочными местами для установки шарниров крепления передних концов гибкой связи.

1661039

Составитель В. Ионова

Редактор О. Хрипта Техред М.Моргентал Корректор Т. Палий

Заказ 2089 Тираж 531 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Автопоезд для перевозки длинномерных грузов Автопоезд для перевозки длинномерных грузов Автопоезд для перевозки длинномерных грузов Автопоезд для перевозки длинномерных грузов Автопоезд для перевозки длинномерных грузов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть использовано на автомобильных длиннобазных управляемых автопоездах

Изобретение относится к транспортным средствам, например к автопоездам, и касается тягово-сцепных устройств прицепов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления прицепами-роспусками, предназначенными для перевозки труб на строительстве нефтегазопроводов

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, например прицепам автопоездов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системе управления длиннобазным многозвенным транспортным средством

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть использовано на автомобильных длиннобазных управляемых полуприцепах

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к устройствам для поворота колес полуприцепа

Изобретение относится к устройствам для управления поворотом колес прицепа реверсивного крупнотоннажного автопоезда

Изобретение относится к устройствам для управления транспортных средств ,в частности, для управления колесами прицепов - роспусков лесовозных автопоездов

Изобретение относится к стопорным устройствам поворотных тележек преимущественно тракторных прицепов

Изобретение относится к транспортным средствам и автопоездам и конструкциям дышла их прицепов, содержащих дышло прицепа, опирающееся своими цапфами на переднюю часть шасси с возможностью поворота относительно вертикальной и горизонтальной осей, и средство для поворота оси

Изобретение относится к последовательно связанным жестким поворотным осям с центральными осями поворота

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в устройствах для управления поворотной осью автомобильных прицепов

Изобретение относится к автопоездам, имеющим тягач и один или несколько прицепов

Изобретение относится к управляемым устройствам для перевозки грузов, в частности к прицепам, предназначенным для сцепки с ведущим транспортным средством, и может быть использовано в условиях ограниченного пространства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается способов управления транспортными средствами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к управлению поворотом как отдельных звеньев транспортного средства, так и всей многозвенной транспортной системы
Наверх