Устройство для фиксации деталей

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к устройствам для фиксации деталей в соединении вал - отверстие. Цель изобретения - повышение надежности соединения. Устройство содержит охватывающую 2 и охватываемую 1 детали, одна из которых имеет лыску 11 с полкой и фаску 12, а другая - канавку 13 и кольцо 3, состоящее из рабочей части и концов, один из которых выполнен в виде уса 9. Участки кольца, расположенные между его рабочей частью и концами, оперты на полку лыски 11, ус 9 расположен в отверстии детали, выполненной с канавкой 13 для кольца 3, а фаска 12 выполнена под углом самоторможения. Надежность соединения повышается за счет гарантированного исключения люфтов между соединяемыми элементами. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 16 В 21/18

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

12 б sr (21) 4663196/27 (22) 15.03.89 (46) 07.07,91. 6юл. М 25 (75) А.П. Громов и А.А. Пересецкий (53) 621.886.4(088.8) (56) Авторсокое свидетельство СССР

1Ф 1551854, кл. F 16 В 21/18, 27.11.84. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для фиксации деталей в соединении вал — отверстие, Цель изобретения — повышение надежности сое„„!Ж„„1661491 А1 динения. Устройство содержит охватывающую 2 и охватываемую 1 детали, одна из которых имеет лыску 11 с полкой и фаску 12, а другая — канавку 13 и кольцо 3, состоящее из рабочей части и концов, один из которых выполнен в виде уса 9. Участки кольца. расположенные между его рабочей частью и концами, оперты на полку лыски 11. ус 9 расположен в отверстии детали, выполненной с канавкой 13 для кольца 3, а фаска 12 выполнена под углом самоторможения. Надежность соединения повышается за счет гарантированного исключения люфтов между соединяемыми элементами. 2 ил.

1661491

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для фиксации деталей в соединении вал отверстие, где вал или пробка-заглушка воспринимает односторонние осевые нагрузки и крутящий момент, например, в соединении вала с заглушкой, имеющихся в коробке передач промышленных тракторов высоких тяговых классов Т-330 и ТТ-ЗЗО.

Цель изобретения — повышение надежности устройства путем исключения люфтов в соединениях деталей.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг, 1.

Устройство состоит из охватываемой детали или пробки 1, охватывающей детали

2, которой может быть, например, вал коробки передач трактора Т-330, часто меняющий направление вращения при бульдозировании; Обе детали связаны между собой кольцом 3, состоящим, в свою очередь, из рабочей части 4 концов 5 и 6, между рабочей частью и этими концами имеются промежуточные участки 7 и 8, причем один из них дополнительный. По меньшей мере один из концов 5 выполнен в виде уса 9, Оба участка расположены над полкой i0 лыски

11, которая имеется на торце пробки 1, причем полка 10 может быть слегка наклонена к лыске 11. Рабочая часть 4 расположена между поверхностями фаски 12 и канавки

13, которая может быть также треугольной, Оба участка 7 и 8 сопряжены с полкой 10 лыски 11, а ус 9 расположен в аксиальном отверстии 14, выполненном в данном случае в охватывающей детали. Фаска 12 выполнена под углом самоторможения, равным не более 150, Г1робка 1 снабжена резьбовым отверстием 15 дпя удобства монтажа или ее демонтажа, Поскольку в полости 16 охватывающей детали 2, как правило. находится жидкость, которой заполняются системы смазки валов и подшипников коробок передач, то пробка 1 в таких случаях имеет уплотнительное кольцо 17, поверхность под которое ограничена ступенью 18.

Фиксацию деталей осуществляют следующим образом.

Пробку 1 устанавливают вместе с кольцом 17 в охватывающую деталь до кон.гакта со ступенью 18. В этом положении .горец пробки 1 находится слева (no чертежу) от канавки 13. В результате кольцо 3 свободно помещается в канавку 13, при этом ус 9 одновременно и также свободно ручную помещается в отверстие 14. После этоro в отерстие 15 завертывается бол — (не показан), с помощью которого лыску 11 выставляют относительно участков 7 и 8 так„чтобы .при вытягивании пробки 1 вправо от ступени 18, например, с помощью пассатижей и болта, расположенного в отверстии 15, можно было опереть участки 7 и 8 на полку 10 лыски 11, После перемещения пробки 1

5 вправо все фиксируемые детали 1, 2 и 3 занимают требуемое положение одна относительно другой (фиг. 1 и 2), При этом рабо чая часть кольца 3 заклинена без люфта между фаской 12 и канавкой 13, создавая

10 момент трения, существенно препятствующий моменту вращения, благодаря углу наклона фаски не более 150.

Однако ввиду частой смены направления вращения охватывающей детали (вала

15 коробки передач при бульдозировании трактора Т-330) и пульсации при этом давления жидкости в полости 16 пробка раскачивается и указанного момента трения недостаточно дпя надежной фиксации проб20 ки. Поэтому надежность фиксации повышена опорой участков 7 и 8 на чолку 10 лыски

11, через которую участки своими внутренними силами упругости давят на пробку 1, еще плотнее прижимая ее к рабочей части

25 кольца 3, увеличивая этим указанный мо- мент трения и совместно с усом 9 компенсируя действие инерционных сил от перемены вращения охватывающей детали (вала) 2 полностью путем исключения люфтов в сое30 динении всех трех деталей.

Дпя демонтажа устройства необходимо инструментом, например торцом деревянной рукоятки молотка. слегка ударить по наружному торцу пробки 1, перемещая ее

35 этим до контакта со ступенью 18. В результате кольцо 3 полностью освобождается и его можно вручную свободно извлечь из канавки 13, после чего извлечь из полости 16 и пробку 1, >

40 Технико-зкономическая эффективность предлагаемого устройства по сравнению с известным повышается не только за счет полного исключения люфтов в соединениях деталей устройства и, как следствие, повы45 шения его надежности, но и за счет повышения технологичности деталей, поскольку отпадает необходимость в изготовлении отверстия дпя уса кольца, т.е, изготовления двух полуцилиндрических выемок, не иск50 пючающих люфт между ними и усом кольца, В предлагаемом устройстве ус расположен в отверстии 14 с минимальным зазором без люфта, при этом простота получения этого отверстия очевидна, Технологичность коль55 ца 3 также не ухудшается, поскольку радиусы гибки его не уменьшаются.

Формула изобретения

Устройство для фиксации деталей, содержащее охватывающую и охватываемую

1661491

Вид 4

Составитель B.ÈâàíoB

Редактор М.Бланар Техред М.Моргентал Корректор Э.Лончакова

Заказ 2111 Тираж 432 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям,при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 детали, одна из которых имеет лыску и фаску, а другая — кольцевую канавку, а также упругое кольцо, состоящее из рабочей части, концов, по меньше мере, один из которых выполнен в виде уса, а также из промежуточных участков между рабочей часть о и концами, о т л и ч а ю щ е е с я тем, I что, с целью повышения надежности путем исключения люфтов в соединениях деталей, промежуточные участки кольца сопряжены с полкой лыски, ус расположен в аксиаль5 ном отверстии детали, в которой выполнена канавка для кольца, а фаска выполнена под углом самоторможения.

Устройство для фиксации деталей Устройство для фиксации деталей Устройство для фиксации деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиадвигателестроении для фиксации углового положения лопаток

Изобретение относится к машиностроению, в частности к средствам для предотвращения осевого перемещения валов, осей и охватывающих их деталей, и может быть использовано для осевой фиксации деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для надежного закрепления осей, пальцев, штоков и тому подобных цилиндрических деталей в осевом направлении и стопорения их от вращения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к фиксаторному замку и предназначено для использования при осевой фиксации на валу элементов конструкции

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для осевой и радиальной фиксации соединяемых деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станочных приспособлениях, например, на отделочно-расточных станках для точного базирования детали по отверстию

Изобретение относится к машиностроению, а именно к соединениям деталей машин

Изобретение относится к стопорным устройствам и может быть использовано для осевой фиксации деталей в отверстиях корпусов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для соединения цилиндрических деталей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительно-разъединительным устройствам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении крупногабаритных деталей, например направляющих балок механизма перемещения буровых установок кустового бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к безрезьбовым соединениям деталей машин и предназначено для крепления маховиков и рукояток на валах

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительно-разъединительным механизмам

Изобретение относится к области машиностроения, к соединительно-разъединительным механизмам, и может быть использовано для спуска вставного погружного насоса в скважину

Изобретение относится к области машиностроения, к соединительно-разъединительным механизмам, и может быть использовано для спуска вставного погружного насоса в скважину

Изобретение относится к крепежным приспособлениям, а именно к устройствам для фиксации, преимущественно, деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к соединительным устройствам, обеспечивающим соединение и разъединение двух деталей без доступа к стыку

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к соединительно-разъединительным механизмам, и может быть использовано в узлах для механической фиксации разъемных частей
Наверх