Демпфер

 

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения колебаний роторов турбомашин. Целью изобретения является повышение степени демпфирования колебаний роторов с подшипниками диаметром более 140 мм вследствие большой податливости демпфера за счет малого числа выступов охватывающих лент и за счет создания больших сил трения на выступах статора. Большая податливость обеспечивается малым числом выступов 5 и 9 и, соответственно, малым расстоянием между выступами охватывающих лент. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность размещения в демпфере гофрированных лент с малым шагом гофров, который обеспечивает большие силы трения в упругих элементах 10, что повышает демпфирующие свойства. Создание больших сил трения на выступе 9, превышающих силы трения на выступе 5, за счет большего числа гофров, опирающихся на выступ 9, чем на выступ 5, позволяет надежно закрепить упругие элементы 10 в статоре 4. На внутренней полке вибратора 3 глубина вырезов меньше толщины этой полки, благодаря чему вибратор 3 с равномерным натягом насаживается на подшипник 8. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)э F 16 F 7/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4704564/28 (22) 28.06.89 (46) 07.08,91. Бюл. М 29 (71) Куйбышевский авиационный институт им. акад. С.П..Королева (72) И. Д.Эскин, А.В.Сидоренко и Ю.Н.Проничев (53) 621-567.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 775470, кл. F 16 F 7/00, 09,12.77. (54) ДЕМПФЕР (57) Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения колебаний роторов турбомашин. Целью изобретения является повышение степени демпфирования колебаний роторов с подшипниками диаметром более 140 мм вследствие большой податливости. демпфера за счет малого числа выступов охватывающих

„„. Ж„, 1668774 А1 лент и за счет создания больших сил трения на выступах статора. Большая податливость обеспечивается малым числом выступов 5 и

9 и, соответственно, малым расстоянием между выступами охватывающих лент. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность размещения в демпфере гофрированных лент с малым шагом гофров, который обеспечивает большие силы трения в упругих элементах 10, что повышает демпфирующие свойства. Создание больших сил трения на выступе 9, превышающих силы трения на выступе 5, за счет большего числа гофров, опирающихся на выступ 9, чем на выступ 5, позволяет надежно закрепить упругие элементы 10 в статоре 4. На внутренней полке вибратора 3 глубина вырезов меньше толщины этой полки, благодаря чему вибратор

3 с равномерным натягом насаживается на подшипник 8. 4 ил.

Изобретение Относится к машикострОению и предназначено для гашения колебаний poToðo= урбачашин.

Целью изобретения является повышение cTeäе <и демпфирования ко<9ебаниД ратарон с подшипниками диаметром более

140 мм вследствие большой податливости демпфера за счет малого члсла выступов охвать<ва<ащих лент и за счет создания

: больших сил трения на выступах статора, На фиг. 1 изображен демпфер, продоль,ный разрез; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиГ, 3 — упруГий эл8мент да сборки в демпфер, на фиг. 4 — разрез А-А на фиг. 2.

Демпфер содержит (фиг. 1) устанонленный с натягам н опору 1 корпус: 2. размешенные в нем ьибратар 3 и статор 4, Вибратор

3 имеет н поперечном =ечении виддвутанра, ня полках катарОГО один против друГОГО Выполнены трапецеидальные выступы 5 и чередующиеся с ними вырезы 6. На внутренней полке нибратара 3 глубина вырезав 6 меньше талгцины этой полки, благодаря чему последняя имеет цилиндрическую часть 7, па внyIренней поверхности которой вибратор 3 с равномерным натягом насаживается на наружное кольцо подшипника 8.

Статар 4 состоит из двух втулок, в поперечном сечении имеющих нид швеллеров, на палках которых ныполнень. трапецеидальные выступы 9, расположенные н вырезах 6 нибратара, Каждый иэ двух упругих элементов 10 демпфера выполнен из охватывающих лент I1 (фиг, 3), у которых на поверхностях, обращен —,;blõ к поверхностям статара 4 и вибратара 3, выполнены выступы 12, Между охватывающими лентами 11 расположены гофрированные ленты 13, вершины гафров которыx расположе,sы посередине между выступ ам л I 2 ох наты за ощих лент. Между гофрированными лентами 13 размещены гладкие ленты 14. Каждыл упругий элемект

10 вставлен с натягом н кольцевые полости, образованные выступами статара и влбратора, причем в вибратаре 3 останлен небольшой остаточный выгиб гофриронанных лент 13, обычно составляющий 0,05 мм, CThiKM лент 13 и 14 равномерна размещены пс o«póæíoñòè. При сборке упругих элементов 10 соблюдают условие совпадения середин трапецеидальных выступоч 5 и ныступан 12 охнатыва ощих лент.

В собранном демпфере суммарная ьеличина боковых зазОран между упОрными буртиками 15 (фиг, 4) втулок ста Гора и наружным i

0,3 0,5 мм, i

25 1 0

55 и 9, а также выступов 12 и шаг гофров 13 выбраны из условия апирания по крайней мере двух вершин гофран 13 на статор и по крайней мере одной вершины гофров 13 на вибратор. В тех случаях, когда число гофров, опирающихся на выступ 9 статора, больше числа гофров, опирающихся на выступ 5 вибратора, сила трения на последнем меньше сил трения на выступе 9 статора, чем обеспечивается надежное закрепление упругих элементов 10 в статоре 4 без постановки фиксирующих элементов.

Большие силы трения на выступах 9 статора, превышающие силы трения ка выступах 5 вибратора, могут быть получены также за счет уменьшения шага гафров, опира ащихся на выступы 9 статара 4, па сравнению с шагом гофров, опирающихся на выступы 5 вибратора 3. В противном случае упругие элементы 10 фиксируются в статоре с помощью штифтов 16. Зазор 17 (фиг. 1 и 2) между наружной поверхностью вибратора 3 и корпусом 2 выполнен меньшим зазора между внутренней поверхностью втулок статора 4 и ответной поверхностью вырезан

6 вибратара, а также меньшим высоты выступан 12 и суммарной величины боковых зазоров по трапецеидал ьному выступу 5, ограничивающих поворот вибратора 3.

Смазка в демпфер падается через питающую канавку 18, питающие отверстия 19 в зазор I 7, а к подшипнику 8 — через форсунку

20. Для возможности поступления смазки во все внутренние зазоры демпфера на стенке нибратора 3 выполнены радиальные каналы 21. Корпус 2 вместе с втулкой статора 22 крег9ится к опоре 1 с помощью шпилек

23, кантравочных шайб 24 и гаек 25.

Демпфер работает следующим образом, 5»

При прецессировании ротора вибратор

3 деформирует охватывающие ленты 1Т и проскальзывает с трением по выступам 12, за счет чего рассеивается основная часть энергии колебаний. Другая часть энергии рассеивается за счет взаимнога проскальзывания с трением гаофрированных 13 и гладких 14 лент, а также эа счет продавливания масла по зазорам в демпфере.

Демпфер обеспечивает высокую демпфирующую характеристику при большой податливости для диаметрон подшипника 8 более 140 мм. Малый шаг гофров обеспечивает большие силы трения на выступах 5 и 9 и позволяет обеспечить большую податливость демпфера.

Формула,и зоб ретек и я

1. Демпфер, содержащий вибратор, имеющий поперечное сечение в виде двутавра на полках которого с обеих сторон

1668774 выполнены один против другого трапецеидальные вырезы и чередующиеся с ними выступы, статор, выполненный в виде двух втулок швеллерного поперечного сечения, на полках которых выполнены трапецеидальные выступы, расположенные в вырезах вибратора, размещенные между статором и вибратором упругие элементы, набранные каждый из охватывающих лент, у которых на поверхностях, обращенных к поверхностям статора и вибратора, выполнены выступы, между которыми расположены гофрированные ленты, вершины гофров которых расположены посередине между выступами охватывающих лент, и размещенных между гофрированными лентами гладкихлент,отличающийся тем,что, с целью повышения степени демпфирования, ширина трапецеидальных выступов вибратора отлична от ширины трапецеидальных выступов статора, последняя выбрана из условия опирания на нее по крайней мере двух вершин гофров, а первая — по край5 ней мере одной, 2. Демпфер поп. 1, отличающийся тем, что число гофров, опирающихся на трапецеидальный выступ статора, больше числа

10 гофров, опирающихся нэ трапецеидальный выступ вибратора.

З.Демпферпопп.1 и 2,отл ичающий с я тем, что шаг гофров, опирающихся на статор, отличен от шага гофров, опирающих15 ся на вибратор.

4. Демпфер rio пп. 1-3, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что глубина трапецеидальных вырезов внутренней полки ви оратора меньше толщины этой полки.

1668774

Составитель M.Êà÷àðÿí

Техред M,Mîðãåíòàë Корректор О.Ципле

Редактор A.Øàíäîp

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 1О1

Заказ 2645 Тираж 354 Подпйсное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Демпфер Демпфер Демпфер Демпфер 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для виброизоляции оборудования

Демпфер // 1656238
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения механических колебаний машин или их отдельных частей

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для гашения вибраций

Изобретение относится к устройствам амортизации элементов машин и может применяться в подвесках транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для гашения вибраций

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения колебаний оборудования

Изобретение относится к амортизирующим устройствам и может быть использовано , например, для амортизации приборов и механизмов, размещаемых и эксплуатируемых на подвижных объектах при изменяющихся внешних механических (вибрационных и ударных) нагрузках

Изобретение относится к амортизаторам , принцип действия которых основан на использовании пластической деформации материала, и может найти применение в строительстве сейсмостойких сооружений, в автомобилестроении и других областях техники, где необходима защита конструкций от воздействия ударных нагрузок за счет увеличения энергопоглощения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам виброизоляции различных объектов

Изобретение относится к приборостроению, а именно к специальным средствам защитных приборов от динамических нагрузок, обеспечивающим угловую стабилизацию приборов относительно места установки

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для защиты от вибраций различных объектов

Изобретение относится к устройствам амортизации с регулируемой жесткостью, предназначенным для защиты объектов от воздействия виброили ударных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения вибрации высокооборотных роторов турбомашин

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам защиты от вибраций различных объектов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам защиты объектов от вибрации

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения колебаний роторов турбомашин

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения вибраций стальных дымоходов различных технологических объектов
Наверх