Передача зацеплением

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к передачам зацеплением. Цель изобретения - повышение нагрузочной способности технологичности изготовления. В передаче зацеплением, содержащей ведущий элемент с круговым профилем зуба или витка и ведомый элемент, оси которых параллельны или скрещены под небольшим углом, витки или зубья образованы винтовыми поверхностями. Профили каждого зуба или витка в нормальном сечении образованы двумя дугами окружностей, центры которых расположены на соответствующих диаметрах окружностей выступов зубьев или витков элементов или одной или тремя дугами эллипсов. 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 Н 1/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (7с V

О (21) 4687872/28 (22) 03.05,89 (46) 15.08.91. Бюл. ¹ 30 (71) Производственное объединение "Новокраматорский машиностроительный завод" (72) В.Н,Стрельников (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1420273, кл. F 16 Н 1/16, 1986. (54) ПЕPЕДАЧА ЗАЦЕПЛЕНИЕМ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к передачам зацеплением.

Цель изобретения — повышение нагрузочИзобретение относится к машиностроению, а именно к передачам зацеплением.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и технологичности изготовления путем устранения чувствительности к погрешностям.

На фиг.1 изображена передача зацеплением, осевой разрез; на фиг,2 — червяк; на фиг.3 — разрез А-А на фиг.2; на фиг.4— разрез Б — Б на фиг,2: на фиг.5 — фронтальная проекция червячного колеса; на фиг.6— профильная проекция червячного колеса; на фиг.7 — разрез В-В на фиг.б.

Передача зацеплением содержит ведущий элемент в виде червяка 1 и ведомый элемент в виде червячного колеса 2, оси которых параллельны или скрещены под небольшим углом и которые установлены на подшипниках 3-6. Колесо 2 закреплено на валу 7 шпанкой 8. Червячная пара установлена в корпусе 9 с крышками 10 — 13. Рабочие

„„ЯЯ ÄÄ 1670243 А1 ной способности и технологичности изготовления. В передаче зацеплением,содержащей ведущий элемент с круговым профилем зуба или витка и ведомый элемент, оси которых параллельны или скрещены под небольшим углом, витки или зубья образованы винтовыми поверхностями.

Профили каждого зуба или витка в нормальном сечении образованы двумя дугами окружностей, центры которых расположены на соответствующих диаметрах окружностей выступов зубьев или витков элементов, или одной или тремя дугами эллипсов. 7 ил, поверхности 14 зубьев 15 червячного колеса (фиг.7) образованы винтовыми поверхностями, сформированными в результате огибания активной части червяка 1 в нормальном сечении. Червяк 1 выполнен в форме зуба с активными профилями 16 и 17, эамкнугыми

B нормальном сечении 18 полуокружностью

19 выступов, на диаметре 20 которой расположены центры 21 и 22 кривизны активных профилей 16 и 17, Этим профилям может быть придана аппроксимация, близкая к дуге окружности, или эллиптичность, вызванная требованиями повышения контактной прочности сопряженных поверхностей или технологическими требованиями формообразования червяка крупных червячных передач.

Основные соотношения размеров червячной передачи связаны с радиусом r полуокружности 19 выступов нормального сечения 18 червяка 1 (параметрам червяка 1

1670243 и червячного колеса 2 присвоены соответствующие индексы 1 и 2).

Диаметры начальных окружностей: d1 =

2 (1,01...„1,2); dz = d1 z2 (z2 — число зубьев червячного колеса). 5

Длина рабочей части червяка! пропорциональная шагу s1: (= (1,05,...,1,25)s1.

Ширина червячного колеса В зависит от длины червяка L. При оптимальных конст- 10 руктивно-технологических условиях принято B=L, Радиусы кривизны К1 активных профилей 16 и 17 червяка: й1 = (1,15,...,1,5)г, Высота Н нормального сечения червяка 15 принята в пределах Н=(210,05)г. Межосевое расстояние 3(x) червячной передачи

d1+ d2 агд =

Угол давления а для червяка принят в пределах 20-35 .

При гг = 20 имеют место минимальные значения относительных скоростей сопряженных поверхностей и наиболее высокий

КПД передачи. С увеличением угла а снижаются опорные реакции червяка, При формировании зубьев колеса огибанием нормального сечения активной части червяка их активная часть получается без дополнительных конструктивных изменений технологическим методом.

Радиус кривизны активного профиля колеса Rz принят из условия максимальной нагрузочной способности по контактным напряжениям: Rz=(1,2...,1,6)г.

Углы подъема винтовых линий на основных цилиндрах червяка Pi и червячногО колесаpz равны между собой р1 =j32 . Шаги винтовых поверхностей червяка з1 и зубьев червячного колеса s2 связаны между собой зависимостью

S2 = z2 S1.

Центры кривизны активных профилей зубьев колеса расположены на окружности вершин зубьев или вблизи нее. Диаметр вершин зубьев колеса

da = d2 2(0,04,...0,1) г SI0Qg.

Диаметр впадин зубьев колеса

1 + sino

df = da — 2R2 — 2д - — -- — — - .

cos p

Радиус ножки зуба г, червячного колеса

0,15,...,0,5 + (0,05,,0,1) cos CXS (.OS P

Угол улежит в пределах 45-60О.

Высота зуба червячного колеса

0а — Ог

h =

Передача зацеплением работает следующим образом.

При вращении червяка 1 активная поверхность 16 или 17 (в зависимости от направления вращения) червяка воздействует на зубья 15 червячного колеса, вращая его.

Контакт рабочих поверхностей червяка и колеса перемещается параллельно осям червяка и червячного колеса, а также в ортогональном направлении, вдоль профилей. Передаточное отношение предлагаемой червячной передачи пропорционально числу зубьев червячного колеса zz.

Выполнение червяка в форме зуба с активными профилями, замкнутыми в нормальном сечении полуокружностью, на диаметре которой расположены центры кривизны этих профилей, позволяет многократно увеличить размеры зубьев червячного колеса, что обеспечивает повышение прочности и нагрузочной способности передачи, Формула изобретения

Передача зацеплением, содержащая ведущий элемент с круговым профилем зуба или витка и ведомый элемент, оси которых параллельны или скрещены, а зубья или витки образованы винтовыми поверхностями, отличающаяся тем, что. с целью повышения нагрузочной способности и технологичности изготовления, профили каждого зуба или витка в нормальном сечении образованы двумя дугами окружностей, центры которых расположены на соответствующих диаме- рах окружностей выступов зубьев или витков элементов, или одной или тремя дугами эллипсов.

1670243

1670243

1670243

Я -8 (лоВер У О

Qua 7

Составитель А.Верховский

Техред М.Моргентал Корректор М.Максимишинец

Редактор А.Лежнина

Заказ 2730 Тираж 374 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Передача зацеплением Передача зацеплением Передача зацеплением Передача зацеплением Передача зацеплением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции зубчатых передач, и может быть использовано при конструировании и изготовлении зубчатых передач с большим передаточным отношением и реечных передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции зубчатых передач, и может быть использовано при конструировании и изготовлении полуобкатных цилиндрических зубчатых передач с большим передаточным отношением

Изобретение относится к машиностроению, в частности к многопоточным зубчатым передачам

Изобретение относится к дифференциальным механизмам

Изобретение относится к дифференциальным механизмам

Изобретение относится к машиностроению, к способам исследования механизмов, в частности к способам определения удельной жесткости зубчатого механизма

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в винтовых передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторостроении

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в качестве пьезодвигателя

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх