Компенсирующая упругодемпфирующая муфта

 

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в малогабаритных прецизионных механизмах. Цель - повышение надежности при увеличении передаваемого крутящего момента и обеспечении регулировки его величины в широком диапазоне. Муфта содержит ведущую полумуфту (П) в виде втулки 1 с удлиненным участком 2 меньшего диаметра, осевым отверстием, прорезями и сферической бобышкой 3 на конце, ведомую П 4 с отверстием 5 и стержень 6, на одном из концов которого выполнен конус, размещенный в осевом отверстии ведущей П с возможностью перемещения вдоль его оси. Сферическая бобышка 3 выполнена диаметром , не превышающим диаметр осевого отверстия 5 ведомой П 4. Начальный участок осевого отверстия ведущей П выполнен конусным , причем конусные поверхности осевого отверстия и стержня контактируют между собой. При этом зона контакта указанных конусных поверхностей смещена относительно зоны контакта сферической бобышки с поверхностью осевого отверстия ведомой П 4 в сторону посадочного места последней. 3 э.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Г 16 О 7/02. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

4 5 б 3

7 1.

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4704058/27 (22) 12.06.89 (46) 07,10.91. Бюл. М 37 (72) В.P. Гаук и В.Г. Мурин (53) 621,825.5(088.8) (56) Патент ПНР ЬЬ 138914. кл. F 16 0 7/02, 1982. (54)g КОМПЕНСИРУЮЩАЯ УПРУГОДЕМПФИРУЮЩАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в малогабаритных прецизионных механизмах.

Цель — повышение надежности при увеличении передаваемого крутящего момента и обеспечении регулировки его величины в широком диапазоне. Муфта содержит ведущую полумуфту (П) в виде втулки 1 с удлиненным участком 2 меньшего диаметра, ;„, ЯЦ„„1682669 Ali осевым отверстием, прорезями и сферической бобышкой 3 на конце, ведомую П 4 с отверстием 5 и стержень 6, на одном иэ концов которого выполнен конус, размещенный в осевом отверстии ведущей П с возможностью перемещения вдоль его оси, Сферическая бобышка 3 выполнена диаметром, не превышающим диаметр осевого отверстия 5 ведомой П 4. Начальный участок осевого отверстия ведущей П выполнен конусным, причем конусные поверхности осевого отверстия и стержня контактируют между собой. При этом зона контакта укаэанных конусных поверхностей смещена относительно зоны контакта сферической бобышки с поверхностью осевого отверстия ведомой П 4 в сторону посадочного места последней. 3 э.п, ф-лы, 4 ил, 1682669

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в малогабаритных прецизионных механизмах.

Цель изобретения — повышение надежности при увеличении передаваемого крутящего момента и обеспечении возможности регулировки его величины в широком диапазоне.

На фиг. 1 изображена компенсирующая упругодемпфирующая муфта с отверстием в стержне и резьбовым элементом с конусным участком на конце, используемым как средство перемещения стержня; на фиг. 2— то же, с прямоугольным пазом в стержне и резьбовым элементом с концевой цилиндрической частью, расположенной эксцентрично относительно резьбы; на фиг, 3— . сечение А — А на фиг. 2, На фиг, 4 — компенсирующая упруго, демпфирующая муфта с винтовой пружиной сжатия с регулируемым усилием поджима, используемой как средство перемещения.

Компенсирующая упругодемпфирующая муфта (см, фиг. 1) состоит из ведущей полумуфты в виде втулки 1 с удлиненным участком 2 меньшего диаметра, на боковой поверхности которого выполнено резьбовое отверстие. На укаэанном участке выполнены также осевые отверстие, продольные прорези и сферическая бобышка 3, расположенная в зоне конца участка меньшего диаметра. Муфта включает также ведомую полумуфту 4 с осевым отверстием 5, в котором расположена бобышка 3, контактирующая с поверхностью последнего, регулировочный стержень 6, размещенный в отверстии ведущей полумуфты с возможностью перемещения вдоль оси и выполненный с конусной рабочей поверхностью и цилиндрическим хвостовиком, диаметр которого меньше диаметра отверстия в ведущей полумуфте и в котором выполнено отверстие, перпендикулярное его оси, для ввода в последнее резьбового элемента 7 с коническим участком на конце. Элемент 7 размещен в резьбовом отверстии ведущей полумуфты и контактирует с поверхностью отверстия в хвостовике.

Сферическая бобышка 3 выполнена диаметром, не превышающим диаметр осевого отверстия 5 ведомой полумуфты 4.

Начальный участок осевого отверстия ведущей полумуфты выполнен конусным, причем конусные поверхности осевого отверстия и стержня контактируют между собой, а зона контакта указанных конусных поверхностей смещена относительно зоны контакта сферической бобышки с поверхностью осевого отверстия ведомой полумуфты в сторону посадочного места последней.

Отличие муфты, изображенной на фиг, 2, от муфты, изображенной на фиг. 1, заключается в том, что резьбовой элемент 7 заканчивается цилиндрической частью, расположенной эксцентрично относительно резьбы, а на стержне 6 вместо цилиндрического отверстия имеется прямой паз, большая ось которого перпендикулярна оси стержня, причем ширина паза равна диаметру цилиндрической части резьбового элемента, а длина больше его на две величины эксцентриситета.

15 На фиг, 4 изображена муфта, в которой между стержнем 6 и ведомой полумуфтой 4 установлена винтовая пружина 8 сжатия

Кроме того, отсутствует резьбовый элемент

7 и отверстие или паз в стержне 6.

Муфта работает следующим образом, При вворачивании резьбового элемента

7 его коническая часть входит в отверстие, имеющееся на регулировочном стержне 6.

Оси резьбового элемента 7 и отверстия

20 осевое отверстие ведущей полумуфты. При этом он своей конусной рабочей поверхностью взаимодействует с конусной поверхностью осевого отверстия ведущей полумуфты, обеспечивая контакт сфериче30 ской бобышки 3 с поверхностью отверстия

5, необходимый для передачи вращающего момента с ведущего вала 9 на ведомый вал 10. Усилие контакта, определяющее величину передаваемого вращающего момента, зависит от перемещения стержня 6

35 в отверстии ведущей полумуфты и может изменяться в широких пределах. Этим обеспечивается регулировка величины передаваемого вращающего момента.

Работа муфты, изображенной на фиг. 2, и выполняемые ей функции аналогичны ва40 рианту выполнения муфты на фиг. 1.

Муфта на фиг. 4 работает аналогичным образом, выполняет те же функции, что и муфты, изображенные на фиг, 1 и 2, Отличие заключается в том, что регулировка величины передаваемого вращающего момента осуществляется изменением усилия пружи50 ны 8, с которым она действует на конус стержня 6, например, вследствие перемещения ведомой полумуфты 4 вдоль ведомого вала 10, Муфты, изображенные на фиг, 1, 2 и 4, позволяют компенсировать осевые и угловые смещения ведущего и ведомого валов, В процессе упругой деформации лепестков осуществляется относительное перемещение сопрягаемых конусных поверхностей

25 расположены так, что при этом происходит втягивание регулировочного стержня 6 в

1682669 соответствующих элементов. Следовательно, энергия механических колебаний трансформируется в тепловую, а это обуславливает демпфирующие свойства муфты, т.е. повышает ее надежность. Повышение передаваемого крутящего момента можно осуществить, выполнив отверстие в ведомой полумуфте отличным по форме от цилиндрического (например, овальным), поскольку в данном случае для относительного проворота полумуфт необходимо преодолеть не только усилие фрикционного взаимодействия, но и обеспечить упругую деформацию лепестков ведущей полумуфты. . Формула изобретения

1, Компенсирующая упругодемпфирующая муфта, содержащая ведущую полумуфту в виде втулки с удлиненным участком меньшего диаметра, осевым отверстием, продольными прорезями и сферической бобышкой, выполненной в зоне конца участка меньшего диаметра, и ведомую полумуфту,с осевым отверстием, в котором расположена сферическая бобышка, контактирующая с поверхностью последнего, о т л и ч а ю. щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности при увеличении передаваемого крутящего момента и обеспечении воэможности регулировки его величины в широком диапазоне, сферическая бобышка выполнена диаметром, не превышающим диаметр осевого отверстия ведомой полумуфты, начальный участок oceaoro отверстия ведущей полумуфты выполнен конусным, в осевом отверстии ведущей полумуфты размещен с возможностью перемещения вдоль его оси регулировочный стержень с конусной рабочей поверхностью, кинематически связанный со средствами его перемещения, причем конусные поверхности осевого отверстия и стержня контактируют между собой, а эона контакта указанных конусных поверхностей смещена относительно зоны контакта сферической бобышки с поверхностью осевого отверстия ведомой полумуфты в сторону посадочного места последней.

5 2.Муфтапоп,1, отличающаяся тем, что стержень выполнен с цилиндрическим хвостовиком, диаметр которого. меньше диаметра отверстия в ведущей полумуфте, в котором выполнено отверстие. перпендику10 лярное его оси, средства перемещения стержня выполнены в виде расположенного на боковой поверхности удлиненного участка ведущей полумуфты резьбового отверстия и размещенного в нем резьбового

15 элемента с коническим участком на конце, контактирующим с поверхностью отверстия в хвостовике, 3. Муфта по и. 1, отличающаяся тем, что стержень выполнен с цилиндриче20 ским хвостовиком, диаметр которого меньше диаметра отверстия в ведущей полумуфте, в котором на противоположном конце от конуса выполнен прямоугольный паз, большая ось которого перпендикуляр25 на оси стержня, средства перемещения стержня выполнены в виде расположенного в радиальном отверстии ведущей полумуфты реэьбового элемента с концевой цилиндрической частью, расположенной

30 эксцентрично относительно резьбы и контактирующей с поверхностью прямоугольного паза, причем ширина паза равна диаметру цилиндрической части резьбового элемента, а длина больше его на две вели35 чины эксцентриситета, 4. Муфта по и. 1, отличающаяся тем, что средства перемещения стержня выполнены в виде расположенной между торцом стержня и опорной поверхностью

40 ведомой полумуфты соосно установленной винтовой пружины сжатия с регулируемым усилием поджима, 1682669

Составитель В. Иванов

Редактор М, Стрельникова Техред M,Ìoðãåíòàë Корректор С. Шевкун

Заказ 3396 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Компенсирующая упругодемпфирующая муфта Компенсирующая упругодемпфирующая муфта Компенсирующая упругодемпфирующая муфта Компенсирующая упругодемпфирующая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для передачи крутящего момента ограниченной величины , и является усовершенствованием основного авт

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для передачи крутящих моментов ограниченной величины

Изобретение относится к машиностроению , а именно к фрикционным предохранительным муфтам

Изобретение относится к машиностроению , в частности к средствам передачи момента вращения ограниченной величины

Изобретение относится к машиностроению, к устройствам для передачи крутящих моментов ограниченной величины и защиты приводов от перегрузки

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи крутящих моментов ограниченной величины

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для снижения динамических нагрузок и исключения перегрузок в приводах транспортных средств, преимущественно в приводах генераторов пассажирских вагонов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения ограниченной величины

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводам гидропульсационных прессов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах приводов различных машин

Муфта // 2195589

Изобретение относится к машиностроению и является средством защиты механических трансмиссий от моментов вращения, превышающих допустимую величину

Изобретение относится к области электротехники, а именно к магнитным муфтам, имеющим взаимодействующие друг с другом роторы с постоянными магнитами и с проводниками, разделенные воздушным зазором

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к фрикционным предохранительным муфтам ременных и цепных передач сельскохозяйственных машин, а также может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах точной механики для передачи заданного вращающего момента, а также является средством защиты механической трансмиссии от моментов вращения, превышающих допустимую величину

Изобретение относится к предохранительным муфтам
Наверх