Учебный прибор по геометрии

 

Использование: изучение и демонстрация построения золотого сечения. Сущность изобретения: прибор содержит основание в виде жесткого угла, состоящего из горизонтальной и наклонной направляющих , соединенных между собой под углом 45°, и шарнира в его вершине. На горизонтальной направляющей установлен шарнирный ползун со стойкой, ортогональной этой направляющей. В шарнире основания установлена линейка, несущая ползун с рычагом , который связан с основанием посредством сдвоенного ползуна с шарниром. На линейке установлен крестообразный ползун, связанный кулисой с ползуном основания . В шарнире сдвоенного ползуна одним концом укреплен шатун, свободный конец которого, наклонная направляющая и стойка связаны между собой строенными шарнирными ползунами, один из которых съемный и имеет пишущий элемент. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4790411/12 (22) 09.02.90 (46) 30.03.92. Бюл. ¹ 12 (71) Таганрогский радиотехнический институт им. В.Д, Калмыкова (72) Е.Г. Утишев (53) 744,34(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 941227, кл. В 43 L 13/00, 1980. (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ГЕОМЕТРИИ (57) Использование: изучение и демонстрация построения золотого сечения. Сущность изобретения; прибор содержит основание в виде жесткого угла, состоящего из горизонтальной и наклонной направляюИзобретение относится к учебным приборам по геометрии для изучения и демонстрации построения золотого сечения и может быть использовано во всех высших и средних технических учебных заведениях, Известно устройство, содержащее имитирующие векторы-стержни, разноцветные пластины, гибкую нить, пластины выполнены в виде двух равнобедренных прямоугольных треугольников и скреплены между собой так, что их плоскости взаимно перпендикулярны, вершина острого угла первого треугольника совпадает с вершиной прямого угла второго, а катет первого треугольника проходит по высоте, опущенной из вершины прямого угла второго треугольника íà его гипотенузу, стержни закреплены концами в общей вершине двух пластин, а гибкая нить связывает свободную вершину первого треугольника с серединами катетов

„„!Ы„„1723572 Al (si)s G 09 В 23/04, В 43 L 13/00 щих, соединенных между собой под углом

45, и шарнира в его вершине. На горизонтальной направляющей установлен шарнирный ползун со стойкой, ортогональной этой направляющей, В шарнире основания установлена линейка, несущая ползун с рычагом, который связан с основанием посредством сдвоенного ползуна с шарниром.

На линейке установлен крестообразный ползун, связанный кулисой с ползуном основания. B шарнире сдвоенного ползуна одним концом укреплен шатун, свободный конец котооого, наклонная направляющая и стойка связаны между собой строенными шарнирными ползунами, один из которых съемный и имеет пишущий элемент. 1 ил. второго, при этом один из стержней перпендикулярен плоскости второй пластины, Однако известное устройство не позволяет демонстрировать построение пропорциональных фигур — подобных отрезков, треугол ьн и ко в и т.и.

Известен прибор, содержащий панель с двумя касающимися кольцевыми вырезами, расположенный с ее тыльной стороны шарнирный ромб, серединой двух своих противоположных планок прикрепленный к панели, а в вершинах несущий штырьки, установленные с возможностью скольжения по его кольцевым вырезам, направляющую трубку, укрепленную на панели в точке касания вырезов, отрезки лент, имитирующие векторы, один конец каждой из которых имеет отверстие для надевания на штырьки ромба, а другой протянут через трубку на тыльную сторону панели и связан с компенсатором (например, резиновым), закреплен1723572 ным на панели, съемную пластину, имеющую вырезы, совпадающие с кольцевыми вырезами и направляющими стержнями, расположенными по краям панели и несущими скользящие крючки для надевания концов лент, при этом по краям вырезов съемной пластины нанесены градусные шкалы.

Однако указанный прибор нельзя перестроить без введения новых существенных признаков для демонстрации подобных фигур — пропорциональных отрезков, треугольников и т.п.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является прибор, содержащий шарнирно установленную на основании линейку, несущую пол зун, горизонтальную направляющую с ползуном, шатун, шарнирно связанный с линейкой и ползуном направляющей, и рычаг, шарнирно соединенный с ползуном линейки и направляющей, две кулисы, сдвоенный ползун, установленный на линейке, и дополнительный ползун, жестко закрепленный на середине рычага перпендикулярно ему, при этом первая кулиса шарнирно соединена с ползуном направляющей и связана со сдвоенным ползуном, а вторая кулиса шарнирно соединена со сдвоенным ползуном и связана с ползуном рычага.

Данный прибор также не позволяет строить подобные треугольники и фигуры с заданными пропорциями, например, в золотом сечении.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей путем построения отрезков в пропорциях золотого сечения.

Поставленная цель достигается тем, что в приборе по геометрии, содержащем шарнирно установленную на основании линейку, несущую ползун с рычагом, который связан с основанием, при этом на линейке установлен сдвоенный ползун, связанный кулисой с установленным на основании ползуном, основание выполнено в виде жесткого угла, состоящего из горизонтальной и наклонной направляющих, на ползуне основания установлена стойка, которая ортогональна горизонтальной направляющей, при этом рычаг связан с горизонтальной направляющей посредством сдвоенного ползуна с шарниром, причем в шарнире одним концом укреплен шатун, свободный конец которого, наклонная направляющая и стойка связаны между собой строенными шарнирными ползунами, один из которых съемный и снабжен пишущим элементом, а сдвоенный ползун, установленный на линейке, выполнен крестообразным.

На чертеже схематично показан предлагаемый прибор.

Прибор по геометрии содержит основание, которое выполнено в виде жесткого

5 угла, состоящего из горизонтальной 1 и наклонной 2 направляющих, соединенных между собой под углом 45, и шарнира 3 в его вершине. На горизонтальной направляющей 1 фиксируются шарнирный ползун 4

55 со стойкой 5, ортогональной горизонтальной направляющей 1, При этом получают отрезок AE от шарнира 3, который имитирует первую точку А отрезка, до шарнира ползуна 4, имитирующего конечную точку Е отрезка АЕ, для которого необходимо построить такой отрезок АС, чтобы он и отрезок АЕ имели искомую пропорцию — золотое сечение; отношение большей части к меньшей должно быть равно отношению всего отрезка к большей части. В шарнире ползуна

4 одним концом укреплена кулиса 6, а в шарнире 3 — градуированная линейка 7. Кулиса 6 и линейка 7 связаны между собой крестообразным ортогональным ползуном 8. Между шарниром и ползуном 8 на линейке 7 расположен ползун 9 с рычагом 10, который ортогонален линейке 7. Свободный конец рычага

10 и горизонтальная направляющая 1 связаны между собой с помощью сдвоенных шарнирных ползунов 11 и 12, в шарнире которых одним концом укреплен шатун 13. Свободные концы шатуна 13, стойки 5 и наклонной направляющей 2 связаны строенными шарнирными ползунами 14 — 16, один из которых съемный и снабжен пишущим элементом.

Для построения пропорциональных отрезков в золотом сечении необходимо шарнирный ползун 4 зафиксировать на направляющей 1 на заданном расстоянии от шарнира 3, т,е. задать отрезок АЕ, ползун 8— градуированной линейке 7 на четном делении шкалы, а ползун 9 — на таком соответствующем делении, чтобы отрезки АК и КН были равны, т.е. чтобы ползун 9 располагался посередине между шарниром 3 и ползуном 8. Съемный ползун необходимо зафиксировать с пишущим узлом на шатуне 13. Освобождая съемный ползун 16 и поворачивая его вместе с шатуном 13 до совмещения с направляющей 1, на стержне

1 определяют искомую точку С.

Пусть задан отрезок АЕ. Необходимо построить такой отрезок АС, лежащий на этом же луче, чтобы

АС=АЕ f, где f = 0,5 (v5 + 1), Геометрически ато можно построить следующим образом. На отрезке строят прямоугольный Л AEM. Определяют середину B отрезка АЕ. Строят отрезок ВМ. Из

1723572 этого прямоугольного треугольника по теореме Пифагора определяют, что

ВМ =BE +EM или

Формула изобретения

Учебный прибор по геометрии, содержащий шарнирно установленную на основании линейку, несущую ползун c ðû÷àãîì, 50

Составитель Е. Утишев

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О. Кравцова

Редактор А. Лежнина

Заказ 1065 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина; 101

ВМ =(— ) + а,,а

ВМ =05 à V5.

Так как ВС = ВМ, то АС = AB + ВС, АС=05а(V5 +1), что и требовалось построить.

Использование изобретения позволяет существенно расширить дидактические возможности прибора, в частности позволяет решать задачи на построение пропорциональных отрезков в золотом сечении. который связан с основанием, при этом на линейке установлен сдвоенный ползун, связанный кулисой с установленным на основании ползуном, отл и ча ю щи и с я тем, что, 5 с целью расширения дидактических возможностей путем демонстрации золотого сечения, основание выполнено в виде жесткого угла, состоящего из горизонтальной и наклонной направляющих, на ползуне осно10 вания установлена стойка, которая ортогональна горизонтальной направляющей, при этом рычаг связан с горизонтальной направляющей посредством сдвоенного ползуна с шарниром, причем в шарнире од15 ним концом укреплен шатун, свободный конец которого, наклонная направляющая и стойка связаны между собой строенными шарнирными ползунами, один из которых сьемный и снабжен пишущим элементом, а

20 сдвоенный ползун, установленный на линейке, выполнен крестообразным.

Учебный прибор по геометрии Учебный прибор по геометрии Учебный прибор по геометрии 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горному делу, к лабораторным исследованиям процессов формирования областей напряженного состояния горных пород

Изобретение относится к учебным моделям для демонстрации сечений геометрических тел плоскостью и может использоваться при изучении начертательной геометрии и черчения

Изобретение относится к учебным приборам , применяемым для демонстрации сечений плоскостью геометрических тел вращения, и может быть использовано при изучении курсов начертательной геометрии, стереометрии и черчения

Изобретение относится к техническим средствам обучения по курсам начертательной геометрии и черчения

Изобретение относится к учебно-наглядным приборам для демонстрации процесса образования поверхностей и может быть использовано в учебном процессе

Изобретение относится к технике обучения слепых и слабовидящих, а именно к учебным приборам по геометрии для тактического восприятия рельефной графики и пространственных построений

Изобретение относится к учебным устройствам по начертательной геометрии и может быть использовано в учебном процессе при изучении свойств центрального проецирования

Изобретение относится к демонстрационным приборам по начертательной геометрии и позволяет повысить наглядность путем одновременного образования винтовой линии в пространстве и на чертеже

Изобретение относится к учебно-тренировочным устройствам по начертательной геометрии для изучения и демонстрации теоремы о проецировании прямого угла

Пантограф // 1708658
Изобретение относится к средствам механизации графических работ, а именно кпантографам, и позволяет повысить удобство в пользовании при настройке

Изобретение относится к инструментам для черчения преимущественно по линейке, имеющей фигурную грань и позволяющей вычерчивать волнистые и ломаные линии

Изобретение относится к чертежной и маркировочной оснастке и может использоваться при выполнении чертежно-конструкторских работ, а также в легкой промышленности при выполнении маркировочных (разметочных) работ и позволяет повысить удобство в пользовании и сократить время выполнения проектно-конструкторских и разметочных работ
Наверх