Способ испытания вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

Использование: для испытания вентиляторов системы охлаждения. Сущность изобретения : испытания проводятся на испытательном стенде, который состоит из камеры 1, входного расходомера 2, вспомогательного вентилятора 3, дросселирующего устройства 4, дифференциальных манометров 5 и 6, сеток 7, спрямляющих решеток 8, радиатора 9, кожуха 10 и исследуемого вентилятора 11, который закреплен на макете 12. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕ ГСКИХ .СОЦ.ЛАЛИСТИЧ ЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОУ) ((О (я)5 G 01 M 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4846588/06 (22) 03.07.90 (46) 07.04.92. Бюл. hL 13 (71) Московский автомобильный завод им.

И.А.Л ихачева (72) Р.К.Зсманский (53) 621.515(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 422996, кл. G 01 М 15/00, 1974, Авторское свидетельство СССР

N- 802828, кл. G 01 М 15/00, 1981. (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ВЕНТИЛЯТОРА

СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Использование: для испытания вентиляторов системы охлаждения. Сущность изобретения: испытания проводятся на испытательном стенде, который состоит из камеры 1, входного расходомера 2, вспомогательного вентилятора 3, дросселирующего устройства 4, дифференциальных манометров 5 и 6, сеток 7, спрямляющих решеток 8, радиатора 9, кожуха 10 и исследуемого вентилятора 11, который закреплен на макете 12. 3 ил.

1725085

Изобретение относится к области аэродинамических испытаний преимущественно автомобильных систем охлаждения.

Известен способ испытания вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания и вентиляторной сети путем наддува измерения расхода и определения напора испытуемого вентилятора по разности полных давлений воздуха.

Недостатком этого способа является низкая точность определения давления в условиях, когда за вентилятором расположен двигатель сложной конфигурации.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ испытания вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что наддувают по крайней мере часть сети при снятом рабочем колесе вентилятора, измеряют расход потока и соответствующее ему полное давление на входе в сеть при различной степени наддува для определения сопротивления сети, затем наддувают сеть при работе вентилятора с установленным колесом, измеряют расход потока и соответствующее ему полное давление на входе в сеть, и определяют давление, создаваемое вентиляторной установкой при одинаковых значениях расхода по разности сопротивления сети, определенного при первоначальном наддуве, и полного давления на входе в сеть при работе вентилятора с установленным колесом.

Полученные данным способом характеристика вентилятора и характеристика сети, описываемая аппроксимирующим уравнением, используется в расчетах. Для определения погрешности расчетов требуется оценка точности согласования характеристики вентилятора с уравнением характеристики сети.

Однако полученные известным способом результаты замеров позволяют произвести эту оценку только наложением характеристик вентилятора, полученных при различных частотах его вращения, на кривую, описываемую уравнением характеристики сети. Эта процедура является излишне сложной.

Целью изобретения является упрощение оценки точности согласования безразмерной характеристики вентилятора с уравнением характеристики сети при одновременном определения интервала частот вращения вентилятора, в котором безразмерная характеристика вентилятора остается достоверной.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу дополнительно измеряют частоту вращения вентилятора, наддув сети при работе вентилятора с установленным колесом производят при максимально допустимой в эксплуатационных условиях частоте вращения вентилятора и различной

5 степени наддува, строят график безразмерной характеристики вентилятора, затем продолжают наддув при более низких частотах вращения вентилятора и постоянном значении полного давления на входе в сеть, 10 оценивают результаты измерения на фиксированных частотах вращения по их соответствию построенному графику и прекращают измерения при достижении такой частоты вращения вентилятора, при которой проис15 ходит отклонение результатов измерения от построенного графика, вычисляют зависимость окружной скорости вентилятора от предполагаемой средней скорости потока, проходящего через сечение с площадью ра20 бочего колеса вентилято а по о м ле

0 =V/2a+ V /4а + V /Ь вЂ” 2 Р/bP где а, Ь вЂ” соответственно абсцисса и ордината точек пересечения прямой, аппроксимирующей безразмерную характеристику

25 вентилятора, с осями координат; — коэффициент сопротивления первоначально наддувавшегося участка сети, приведенный к площади рабочего колеса вентилятора;

30 р — плотность воздуха;

U — окружная скорость вентилятора;

V — средняя скорость потока, проходящего через сечение с площадью рабочего колеса вентилятора;

35 n — показатель степени уравнения Л Р= (p V" /2, аппроксимирующего зависимость сопротивления первоначально наддувавшегося участка сети от V;

P — полное давление на входе в сеть во

40 время ее повторного наддува и по отклонению вычисленн.ых по данному уравнению значений окружной скорости от замеренных значений судят о точности согласования характеристики вентилятора с

45 уравнением характеристики сети.

Приведенная выше формула может быть получена из уравнения энергии потока воздуха, проходящего через вентиляторную сеть при испытании с установленным рабо50 чим колесом вентилятора. При ряде упрощающих допущений оно может быть представлено в следующем виде:

Р+ фр 0 /2 = gp V" /2 (1)

Если безразмерную аэродинамическую

55 характеристику вентилятора на рабочем участке представить в виде прямой, то характеристику вентилятора можно выразить уравнением: ф= Ь-Ч Ь/О а (2) 1725085

Если подставить уравнение(2) в уравнение (1), то после преобразования получим

U -VU/a фV"IÜ+2Р/р Ь=0 (3)

Решая это квадратное уравнение относительно U и.учитывая, что по содержанию задачи величина U может принимать только положительное значение корня, получают выражение, используемого в формуле изобретения.

На фиг.1 показаны схема испытательного стенда с вспомогательным вентилятором и испытуемая вентиляторная установка; на фиг.2 — безразмерная характеристика вентилятора; на фиг.3 - экспериментальная и расчетные зависимости окружной скорости вентилятора от предполагаемой средней скорости потока, проходящего через сечение с площадью рабочего колеса вентилятора.

Сущность предлагаемого способа заключается в следующем.

Эксперименты выполняются на испытательном стенде, который представляет собой камеру 1 всасывания с входным

20 расходомером 2 типа измерительного кол- 25 лектора. В сеть камеры встроен вспомога-. тельный вентилятор 3 и дросселирующее устройство 4. Статическое давление а измерительном сечении камеры 1 и разрежение в измерительном коллекторе осуществляет- 30 ся дифференциальными манометрами соответственно 5 и 6. Выравнивание потока в измерительном сечении камеры производится сетками 7 и спрямляющими решетками 8. К торцовой стенке камеры 1 35 присоединяется радиатор 9 с установленными перед ним элементами сети и прикрепленный к нему кожух 10 исследуемого вентилятора 11, который закреплен на макете 12 передней части двигателя, Таким 40 образом, на стенде воспроизводятся все элементы, оказывающие влияние на аэродинамическую характеристику вентилятора

11. Вспомогательный вентилятор 3 работает последовательно с исследуемым венти- 45 лятором 11 и позволяет осуществлять наддув сети последнего. Исследуемый вентилятор 11 приводится карданом от балансирного динамометра с измерителями момента и частоты вращения (не показано). 50

Реализация предлагаемого способа показана на примере испытания исходного варианта модернизируемой вентиляторной установки системы охлаждения существующего автомобиля. Исследуемый вентилятор 55 осевой, шестилопастный, с некрученными лопастями, диаметром 525 м. Первоначально наддувают сеть вентилятора 11 при снятом рабочем колесе, измеряют расход Q потока манометром 6 и соответствующее расходу полное давление P на входе в сеть по показаниям манометра 5 (динамическое давление в измеряемом сечении практически равно нулю) при различной степени наддува для определения сопротивления сети.

Экспериментальная зависимость P от Q представляет собой кривую полного сопротивления наддувавшегося участка сети. Результаты измерений первоначального наддува аппроксимируются уравнением

ЛР = 93,21 0 . Затем наддувают сеть.

1,816 при работе вентилятора 11 с установленным рабочим колесом и дополнительно измеряют частоту вращения вентилятора; Измеряют расход потока и соответствующее ему полное давление на входе в сеть при максимально допустимой в эксплуатационных ус-1 ловиях частоте вращения вентилятора N eHT.

= 3500 мин и различной степени наддува.

Вычитая из значений полного сопротивления первоначально наддувавшейся сети замеренное полное давление на входе в сеть. при последующем наддуве при одинаковых значениях расхода потока, получают значения полного давления вентиляторной установки. Определяя в соответствии с ГОСТ значения коэффициентов давления ф и производительности р = V/U, строят график безразмерной характеристики вентилятора (фиг.2) и продолжают наддув при более низких частотах вращения вентилятора и постоянном значении полного давления P =

312 Па на входе в сеть, оценивают результаты измерения на фиксированных частотах вращения по их соответствию построенному графику и прекращают измерения при достижении частоты вращения вентилятора йвент = 2500 мин, при которой начинается

-1 отклонение результатов измерения от построенного графика. Далее аппроксимируют безразмерную вентиляторную характеристику прямой линией — уравнением ф = Ь - b о /а, определяя значения а

= 0,406 и b = 0,259, Вычисляют коэффициент =2 93,21 (л D2/4) /р =9,61 и определяют значения U при значениях V, определенных Ilo замеренным значениям расхода при постоянном полном давлении на входе в сеть. Экспериментальная и расчетная функции U = f(V) показаны на фиг.3.

Максимальная ошибка расчета составляет

0,5, что свидетельствует о высокой точности согласования характеристики вентилятора с уравнением характеристики сети.

Для упрощения расчетов рекомендуется пользоваться уравнением характеристики сети вида ЛР = С Q В рассматривавшемся случае значение коэффициента С = 77,88, а ф = 6,06. При подста1725085 аю

420 ф

Фиг. 2

fl V,í/ñ

ФиаУ

Составитель А.Вятин

Редактор В.Бугренкова Техред М.Моргентал Корректор Э.Лончакова

Заказ 1170, Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 новке новых значений и и ф в расчетную формулу вычисления показывают существенное расхождение расчетных и экспериментальных данных. Результаты этого расчета показан на фиг.3 штриховой линией. Максимальная ошибка расчета составляет 3 7(, что свидетельствует о нежелательности применения последнего уравнения характеристики сети.

Формула изобретения

Способ испытания вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания путем первоначального наддува по меньшей мере части сети при снятом рабочем колесе вентилятора, измерения расхода потока и соответствующего ему полного давления на входе в сеть при различной степени наддува для определения сопротивления сети, повторного наддува сети при работе вентилятора с установленным колесом, измерения расхода потока и соответствующего ему полного давления на входе в сеть, и определения давления, создаваемого вентилятором при одинаковых значениях расхода, по разности сопротивления сети, определенного при первоначальном наддуве, и полного давления на входе в сеть при работе вентилятора с установленным колесом, отличающийся тем, что, с целью упрощения оценки точности согласования безразмерной характеристики вентилятора с уравнением характеристики сети, дополнительно измеряют частоту вращения вентилятора, повторный наддув сети при работе вентилятора с установленным колесом производят при максимально допустимой в эксплуатационных условиях частоте враще5 ния вентилятора и различной степени наддува, определяют безразмерную характеристику вентилятора, продолжают наддув при более низких частотах вращения вентилятора и постоянном значении полно10 го давления на входе в сеть, и окружную скорость вентилятора определяют по формуле

U =ЧI2а+ Ч 4а + Ч Ь вЂ” 2P bP где U — окружная скорость вентилятора;

15 Ч вЂ” средняя скорость потока, проходящего через сечение с площадью рабочего колеса вентилятора; а, Ь вЂ” соответственно абсцисса и ордината точек пересечения прямой, аппрокси20 мирующий безразмерную характеристику вентилятора, с осями координат, - коэффициент сопротивления первоначально наддувавшегося участка сети, приведенный к площади рабочего колеса

25 вентилятора, n — показатель степени уровня

ЛР = фрЧ" /2 аппроксимирующего зависимость сопротивления первоначально наддувавшегося участка сети

30 отЧ;

Р— полное давление на входе в сеть во время ее повторного наддува; р — плотность воздуха.

Способ испытания вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Способ испытания вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Способ испытания вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Способ испытания вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к охлаждаемым газовым турбинам и обеспечивает повышение точности контроля

Изобретение относится к машиностроению , в частности к двигателестроению

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх