Способ прикатки подшипников качения

 

Использование: в станкостроении для прикатки поверхностного слоя дорожки качения в рабочем шпиндельном узле. Сущность: подобрав комплекты передней и задней подшипниковых опор по точностным параметрам, подшипники собирают по схеме 0-дуплекс с осевым усилием предварительного натяга, превышающим заданное на 5-20%, и монтируют в рабочий шпиндельный узел. После этого в отверстие 3шпинделя 4 вставляют нагреватель5, принудительно нагревают узел до температуры, обеспечивающей усилие, превышающее усилие натяга в 5-10 раз, а вращение осуществляют с частотой до 200 об/мин в течение 2-5 мин. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (1() (я)5 F 16 С 33/14

ГОСУДАРСТВЕННЪ|Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЪ|ТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (р I (ir)ц

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ г.

t (21) 4722562/27 (22) 11.05.89 (46) 07,05.92. Бюл. М 17 .(71) Специальное конструкторское бюро алмазно-расточных и радиально-сверлильных станков (72) Л. В. Кап ител ьман, Л. М; Корды ш, Т.Г.Джугурян, А.Л.Молодченко и С.М.Хомутов (53) 621.822,2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 753213А, кл. F 16 С 43/00, 1977. (54) СПОСОБ ПРИКАТКИ ПОДШИПНИКОВ

КАЧЕНИЯ (57) Использование: в станкостроении для прикатки поверхностного слоя дорожки качения в рабочем шпиндельном узле, Сущность: подобрав комплекты передней и задней подшипниковых опор по точностным параметрам, подшипники собирают по схеме "О-дуплекс" с осевым усилием предварительного натяга, превышающим заданное на 5 — 20%, и монтируют в рабочий шпиндельный узел. После этого в отверстие

3шпинделя 4 вставляют нагреватель5, принудительно нагревают узел до температуры, обеспечивающей усилие, превышающее усилие натяга в 5-10 раз, а вращение осуществляют с частотой до 200 об/мин в течение

2 — 5 мин. 1 ил.

1732041

Изобретение относится к области машиностроения а именно к производству прецизионных шпиндельных узлов.

Известен способ прикатки подшипников качения, включающий вращение рабо- 5 чего шпиндельного узла в течение 4-10 ч в зависимости от класса точности станка и его назначения.

Недостаток способа состоит в том, что он не обеспечивает быстрой и эффективной 10 прикатки, так как продолжается длительное время и осуществляется при заданных рабочих величинах осевого усилия предварительного натяга.

Известен также способ предваритель- 15 ной прикатки радиально-упорных подшипников, заключающийся в том, что собранные на оправке по схеме "8 распор" подшипники устанавливают.в цилиндрическую раста чку корпуса с наименьшим воз- 20 можным радиальным зазором и посредством поршня, установленного в той же расточке корпуса, нагружают подшипники осевым усилием, в 5 — 10 раз большим заданного рабочего усилия предварительного натяга и вращают 25 внутренние кольца подшипников с частотой

30 — 200 об/Mill- в течение 2-5 мин.

Недостаток известного способа состоит в том, что базирование подшипников в расточке корпуса во вре «я прикатки и в рабо- 30 чем шпин "IF,.I.;.î . э IQ pгличаются из-эа

ll".: :..нс-,,а посадо ipI.Ix зазоров и условия

I,.IITà:I .à. Вследствие этого шарики прикатывают доро:кку 0 одном месте, а контактируют с ней во время работы в узле в другом 35 месте. Згот недостаток усугубляется по мере износа поверхности расточки корпуса, так как увеличение радиального зазора, а также наличие зазора B сопряжении корпуса и поршня, вызываютдополнительный пе- 40 рекос и деформацию наружного кольца подшипника, что снижает точность подшипника, Кроме того, подшипники сначала необходимо смонтировать на оправке и в корпу- 45 се, а затем, после прикатки, разобрать и собрать в составе рабочего шпиндельного узла, это удлиняет технологический процесс и снижает производительность труда.

Целью изобретения является повыше- 50 ние производительности труда.

Цель достигается за счет того, что перед предварительным нагружением подшипники монтируют в рабочем шпиндельном узле., с усилием предварительного натяга, превы- 55 шающим заданное в пределах 5-20 . Затем нагревают до температуры, обеспечивающей усилие, превышающее усилие натяга в 5-10 раз, а вращение осуществляют с частотой до

200 об/мин в течение 2-5 мин.

Выполнение прикатки подшипников в рабочем шпиндельном узле обеспечит повышение поизводительности труда, а также их точности путем исключения деформации колец, обусловленной различием условий базирования и монтажа подшипников в устройстведля прикатки и шпиндельномузле.

Создание усилия контакта тел качения с дорожками, в 5-10 раз превышающее заданное усилие натяга путем нагрева, обеспечит равномерное нагружение тел качения и колец подшипников, что позволит исключить перекос и деформацию колец, Сборка подшипников с осевым усилием предварительного натяга, превышающим заданную величину усилия на 5 — 20, необходима для компенсации уплотнения поверхностного слоя дорожки качения, На чертеже показана схема конкретного выполнения способа прикатки радиально-упорных подшипников.

Способ осуществляется следующим образом, Сначала подбирают комплекты передней 1 и задней 2 подшипниковых опор по точностным параметрам. Затем подшипники собирают (дуплексируют) по схеме "О-дуплекс" с осевым усилием предварительного натяга, превышающим заданную величину усилия на 5 — 20, и монтируют в рабочий шпиндельный узел. После этого в отверстие

3 шпинделя 4 вставляют нагреватель 5, принудительно нагревают узел до температуры, при которой создается усилие контакта тел качения (шариков) с дорожками колец, в 510 раз превышающее заданное усилие натяга, и включает вращение с частотой до 200 об/мин в течение 2 — 5 мин.

Температура нагревателя, в общем случае, рассчитывается исходя из .размеров подшипника, угла контакта тел качения с дорожкой, расстояния между подшипниками опоры, температуры вала и корпуса в зоне подшипников и уточняется экспериментально.

Контроль правильности выполнения прикатки производится по уровню вибрации, а также по моменту холостого хода шпинделя.

Технические преимущества по сравнению с известными способами заключаются . в повышении точности подшипников, долговечности и нагрузочной способности шпиндельного узла.

Формула изобретения

Способ прикатки подшипников качения, включающий предварительное нагружение подшипников усилием, превышающим заданное усилие предварительного натяга, и вращение их при упомянутом усилии, о тл и ч а ю щ и и с. я тем, что, с целью

1732041

Составитель Л.Мельниченко

Редактор В.бугренкова Техред ММоргентал Корректор Л.Палий

Заказ 1568 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР .113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, l01 повышения производительности труда, перед предварительным нагружением, подшипники монтируют в рабочем шпиндельном узле с усилием предварительного натяга, превышающим заданное в пределах 520$, затем нагревают до температуры, обеспечивающей усилие. превышающее усилие натяга в 5-10 раз, а вращение осуществляют с частотой до 200 об/мин в течение

5 2-5 мин.

Способ прикатки подшипников качения Способ прикатки подшипников качения Способ прикатки подшипников качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении опор качения прецизионныхприборов и машин

Изобретение относится к машиностроению , в частности к восстановлению прецизионных пар трения топлиао-гидравлической аппаратуры

Изобретение относится к машинострое нию, в частности к способам изготовления газодинамических опор электрически машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости узлов трения и ускорения процесса их приработки

Изобретение относится к машиностроению, в частности к упорным подшипникам скольжения, содержащим сегментные колодки с полимерным антифрикционным элементом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к трехслойным вкладышам для использования в тяжелонагруженных подшипниках коленчатого вала тракторных и транспортных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к металлополимерным парам трения

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий и может быть использовано для изготовления антифрикционных накладок
Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения, станкостроительной и металлообрабатывающей промышленности

Изобретение относится к способам электрической приработки трущихся кинематических пар
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах трения

Изобретение относится к обработкe поверхностей трения узлов трения и может быть использовано как при обработке новых деталей и узлов трения, так и при ремонтно-восстановительных работах

Изобретение относится к смазочным композициям, в частности к составам для обработки пар трения, и может быть использовано в машиностроении для обработки узлов трения, а также при эксплуатации различных механизмов и машин для продления межремонтного ресурса или во время ремонтно-восстановительных работ

Изобретение относится к точному приборостроению, в частности к прецизионным гироприборам с ротором на газовой смазке, и может быть использовано в командных приборах систем управления летательных аппаратов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для получения антифрикционного покрытия при изготовлении и ремонте вкладышей подшипников скольжения
Изобретение относится к способу формирования прочного износостойкого пленочного покрытия в узлах трения

Изобретение относится к способам обработки узлов трения
Наверх