Сепаратор роликоподшипника

 

Использование: машиностроение, в конструкциях роликовых сепараторов. Сущность изобретения: сепаратор содержит два кольца, соединенных перемычками, образующими гнезда, на перемычках выполнены местные выступы, кольцевые полости с поперечными перегородками, число которых равно числу гнезд, а также отверстия для смазки. С внутренней стороны основания выполнены прямоугольные выступы, а также демпфирующие выступы трапецеидального сечения. Размеры этих выступов выбираются из условия полной их деформации при действии нагрузок номинальной величины со стороны роликов. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s F 16 С 33/46

ГОСУД АР СТ В Е ННЫ Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Од (л) (Л

О (21) 4796051/27 (22) 27.12.89 (46) 15.05.92. Бюл. М 18 (71) Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта им. С,М. Кирова (72) В.Г, Андриевский, А.В. Гайдамака, С.Г. Иванов, B.Н. Цюренко, И.М. Максимов, В.И. Седов и Б.А. Яхин (53) 621.822.6 (088,8) (56) Патент ФРГ N 2014420, кл. F 16 С 33/46, 1978. (54) СЕПАРАТОР РОЛИКОПОДШИПНИКА

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции сепаратора роликоподшипников и может быть использовано в подшипниковом производстве при изготовлении сепараторов из пластмассы для роликовых подшипников, Известен сепаратор роликоподшипника, представляющий собой массивную конструкцию, содержащую два кольца, соединенных перемычками, и образующие гнезда для размещения роликов, удерживаемых от выпадания выступами, размещенными на боковых сторонах перемычек.

Однако такой сепаратор цилиндрического роликоподшипника является недостаточно надежным, при эксплуатации наблюдалось значительное количество случаев его разрушений, одной из причин которых являются несовершенства конструкции.

„„Я2„„1733750 А1 (57) Использование: машиностроение, в конструкциях роликовых сепараторов. Сущность изобретения: сепаратор содержит два кольца, соединенных перемычками, образующими гнезда, на перемычках выполнены местные выступы, кольцевые полости с поперечными перегородками, число которых равно числу гнезд, а также отверстия для смазки, С внутренней стороны основания выполнены прямоугольные выступы, а также демпфирующие выступы трапецеидального сечения. Размеры этих выступов выбираются из условия полной их деформации при действии нагрузок номинальной величины со стороны роликов, 4 ил.

Кроме того, конструкция латунного сепаратора роликоподшипника требует значительных материальных затрат на изготовление и расхода дефицитной латуни.

Наиболее близким к предлагаемому является сепаратор роликоподшипника, содержащий два кольца, соединенные перемычками, образующими гнезда под тела качения, ступенчатые упругие выступы с демпферной частью, выполненные на противоположных стенках перемычек, а также выполненные в кольцах сквозные отверстия для смазки, Однако такая конструкция сепаратора не повышает надежность за счет улучшения условий смазки деталей подшипника, и особенно, торцовых поверхностей роликов и опорных поверхностей сепаратора на буртики опорного кольца, 1733750

50

Цель изобретения — повышение надежности сепаратора путем улучшения условий смазки деталей подшипника.

Поставленная цель достигается тем, что на внешней стороне колец сепаратора выполнены кольцевые полости с поперечными перегородками, число которых равно числу гнезд под тела качения, сквозные отверстия для смазки расположены посередине между соседними перемычками и смещены в радиальном направлении к наружному краю кольцевой полости, на внутренней стороне колец выполнены прямоугольные выступы, оси симметрии которых совмещены с осями симметрии гнезд и цилиндрических отверстий для смазки, на наружных цилиндрических поверхностях колец сепаратора во взаимно перпендикулярных направлениях выполнены овальные углубления, а в средней части перемычек со стороны гнезд— прямоугольные углубления, демпфирующая часть выступа выполнена в виде стенки с трапецеидальным сечением, расположенной под углом к боковой поверхности перемычки.

Использование предложенного технического решения позволяет повысить надежность сепаратора путем улучшения условий смазки деталей подшипника.

На фиг, 1 изображен сепаратор, сечение А — А на фиг, 2; на фиг, 2 — сечение Б — Б на фиг. 1; на фиг. 3 — вид В нэ фиг.1; на фиг. 4 — сечение перемычки.

Конструкция предложенного сепаратора содержит два кольца, соединенные перемычками 2, образующие гнезда 3, местные выступы 5 на боковых поверхностях 4 перемычек 2, кольцевые полости 6 с поперечными перегородками 7, число которых равно числу гнезд 3 под тела 16 качения, сквозные отверстия 8 для смазки, расположенные посередине между соседними перемычками 2 и смещенные в радиальном направлении к наружному краю 9 кольцевой полости 6, прямоугольные выступы 10, выполненные на внутренней стороне 15 колец 1, оси симметрии которых совмещены с осями симметрии гнезд 3 и отверстий 8, овальные углубления 12 расположены на части ширины наружных цилиндрических поверхностей 11 колец 1 с внешних их сторо;-. 23 о взаимно перпендикулярных направлениях, прямоугольные углубления 13 выполнены з средней части перемычек 2 со стороны гнезд 3, демпфирующие выступы 14 трапецеидального сечения расположены под углом к боковой поверхности 4 перемычки 2.

Размеры выступов 14 выбираются из условия полной их деформации при действии нагрузок номинальной величины со сторон ы роликов 16 на перемычки 2, т. е. условием исчезания зазора S. Так высота 24 (К) выступов 14 равна полуразности между наружным диаметром 17 и диаметром 18 линии 19 центров роликов.

Предложенный сепаратор роликоподшипника работает следующим образом.

При радиальном нагружении подшипника в случае, когда наружное кольцо (не показано) неподвижно, а внутреннее(не показано) совершает равномерное вращение, сепаратор вращается неравномерно и отстает от движения тел качения (не показаны) вследствие наличия боковых зазоров (не показаны) в гнездах сепаратора (боковой зазор — величина, численно равная разности между шириной 20 гнезда 3 сепаратора и диаметром 21 ролика 16). При этом передача тягового усилия на сепаратор от одного ролика к другому на выходе из зоны нагружения подшипника сопровождается замедлением вращения сепаратора и ударами роликов и его перемычки 2, Благодаря наличию на перемычках 2 демпфирующих выступов 14, размеры которых обеспечивают выступам 14 упругие (податливые) свойства, в момент начала взаимодействия ролика 16 с перемычкой 2 их касание реализуется в точке К вЂ” вершине выступа 14 так, что расстояние, измеряемое по осевой линии 19 центров роликов 16 между перемычкой 2 и роликом 16, равно величине S. В дальнейшем по мере возрастания усилия со стороны ролика 16 на перемычку 2 происходит деформация выступа 14 как упругого элемента вплоть до касания ролика с перемычкой 2 в точке L. Таким образом, ролик 16, набегающий на выступ перемычки 2 испытывает более "мягкие" силовые воздействия, что, с одной стороны, снижает возможность проскальзывания роликов в подшипнике и износ деталей подшипника, а с другой стороны, уменьшаетдинамические нагрузки на конструкцию сепаратора. При вращении сепаратора смазка, находящаяся в кольцевой полости 6 сепаратора, через сквозные отверстия 8 под действием центробежных сил поступает в гнездо 3 к торцу ролика в окрестности выступа 10. Наличие выступов

10 обеспечивает трение колец 1 сепаратора с торцами роликов 16 в их средней части, исключая трение торцов по краям, где окружные скорости максимальны, При этом шир.;на 22 выступа 10 составляет третью часть диаметра 21 ролика, что обеспечивает отсутствие трения торцов роликов по краям на величине высоты бортов колец подшипника (не показаны), Смазка, поступающая к средней части торцов роликов 16, растекается по торцам и скапливается в углублени1733750 ях 15 колец 1 так, что в процессе перекосов роликов создается возможность дополнительной смазки торцов роликов 16 по их краям, необходимой для обеспечения работоспособности роликоподшипника, особенно в условиях осевого нагружения, Овальные углубления 12, выполненные по наружным цилиндрическим поверхностям колец 1 сепаратора на части ширины его колец 1, являются дополнительными резервуарами смазки при трении сепараторов по центрирующим поверхностям бортов, например наружного кольца. Прямоугольные углубления 13 обеспечивают беспрепятственное сообщение смазки между беговыми дорожками колец подшипника через ролики в процессе вращения.

Формула изобретения

Сепаратор роликоподшипника, содержащий два кольца, соединенных перемычками, образующими гнезда под тела качения, ступенчатые упругие выступы с демпферной частью, выполненные на противоположных поверхностях стенок перемычек, а также выполненные в кольцах сквозные отверстия для смазки, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем улучшения смазки и сни5 жения износа, на внешней стороне колец сепаратора выполнены кольцевые полости с поперечными перегородками, число которых равно числу гнезд под тела качения, сквозные отверстия для смазки расположе10 ны посередине между соседними перемычками и смещены в радиальном направлении к наружному краю кольцевой полости, на внутренней стороне колец выполнены прямоугольные выступы, ось симметрии кото15 рых совмещена с осями симметрии гнезд и цилиндрических отверстий для смазки, на наружных цилиндрических поверхностях колец во взаимно перпендикулярных направлениях выполнены овальные углубле20 ния, а в средней части перемычек со стороны гнезд — прямоугольные углубления, а демпфирующая часть выступа выполнена в виде стенки с трапецеидальным сечением, расположенной под углом к поверхности

25 выступа.

1733750 с

Составитель А. Гам,. з.«кг

Редактор А. Долинич Техред М.Моргентал К рректор Н. Король

Заказ 1653 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР, 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 л

Сепаратор роликоподшипника Сепаратор роликоподшипника Сепаратор роликоподшипника Сепаратор роликоподшипника 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к мзии-ч .;с

Изобретение относится к подшипниковой промышленности

Изобретение относится к машиностроению, в частности к карданным валам транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в роликовых подшипниках карданных валов

Изобретение относится к машиностроению и касается соединения заклепками массивных полусепараторов подшипника качения, предназначенного для работы в условиях динамических нагрузок, например на осях железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к машиностроению , в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции цельного сепаратора роликоподшипника, изготовляемого методом литья под давлением из пластмассы

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к комбинированным подшипникам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в производстве роликовых цилиндрических подшипников

Изобретение относится к опорно-поворотным устройствам с упругими роликами преимущественно для боевых гусеничных машин, поворотных пусковых установок и т.п., где требуется безлюфтовость

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к области машиностроения, а в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения, работающим в условиях вибрации, и может быть использовано, например, в грохотах, молотковых мельницах, выбивных решетках

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в авиационном двигателестроении, в котором применяются высокоскоростные и высоконагруженные роликовые подшипники

Изобретение относится к области машиностроения, а в частности - к подшипникам качения, работающим в узлах машин и механизмов
Наверх