Способ получения дизельного топлива

 

Применение: нефтепереработка. Сущность изобретения: дизельную фракцию подвергают каталитическому гидрированию в присутствии 0,5-1 мас.% бензинового отгона, получаемого при ректификации гидрогенизата исходной дизельной фракции. 2 табл. .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 С 10 G 45/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) .4825609/04 (22) 15.05.90 (46) 30,05.92. Бюл. N 20 (71) Московский институт нефти и газа им. И.М.Губкина (72) B.M.Êàïóñòèí, А.Э.Бауман, Ю.А.Кирилин, З.И,Сюняев, А.Ç.Мельман, Ю,А.Егоров, В.Т.Ливенцев и О.Г.Тютюгин (53) 665.658,2(088,8) (56) Бондаренко Б.И, Альбом технологических схем процессов переработки нефти и газа, M. Химия, 1983, с.46, Авторское свидетельство СССР

N. 1227651, кл, С 10 G 45/08, 1986.

Изобретение относится к способам получения очищенного дизельного топлива. и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности на установках гидроочистки дизельного топлива.

Известен способ получения очищенного дизельного топлива путем гидроочистки дизельных фракций и последующей ректификации гидрогенизата с образованием очищенного дизельного топлива и бензинового отгона. Отпарка дизельных фракций в ректификационной колонне от сероводорода осуществляется водяным паром. При этом выход очищенного дизельного топлива составляет 94-95%.

Однако согласно этому способу образуется до 2-3 мас.% низкокачественного бензинового отгона, который имеет высокий конец кипения, низкое октановое число, высокую концентрацию сероводорода, На. заводе возникают серьезные трудности при . переработке этого бензинового отгона. Кроме того, отпарка водяным паром приводит к повышенным энергозатратам и попаданию

„„SU „„1736999А1 (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО

ТОПЛИВА (57) Применение: нефтепереработка. Сущность изобретения; дизельную фракцию подвергают каталитическому гидрированию в присутствии 0,5-1 мас.% бензинового отгона, получаемого при ректификации гидрогенизата исходной дизельной фракции.

2 табл. воды в дизельное топливо, что при дренажировании увеличивает потери дизельного топлива.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является способ получения очищенного дизельного топлива, включающий каталитическое гидрирование дизельной фракции и последующую ректификацию гидрогенизата с образованием очищенного дизельного топлива и бензинового отгона, причем в сырье установки гидроочистки вводится остаточный продукт кэталитической очистки бензинов в количестве 0,5 — 0,3 мэс.%, При этом выход очищенного дизельного топлива возрастает до 97.1 мас.%. Отпарка очищенной дизельной фракции от сероводорода в ректификационной колонне осуществляется водяным паром.

Однако известный способ характеризуется недостаточно высоким выходом очищенного дизельного топлива, отсутствием данной добавки на каждом НПЗ. повышен1736999 ными энергозатратами на выработку пара и потерями дизельного топлива от попадания в него воды после конденсации.

Цель изобретения — повышение выхода 5 целевого продукта и упрощение технологии процесса, Поставленная цель достигается каталитическим гидрированием дизельной фракции в присутствии в сырье добавки — 10 бензинового отгона, полученного при ректификации гидрогенизата, взятого в количестве 0,5 — 1,9 мас,7 на исходное сырье.

Указанное количество позволяет повысить выход гидроочищенного дизельного 15 топлива до 98,0, уменьшить энергетические затраты и потери товарного дизельного топлива, исключить подачу водяного пара в ниэ ректификационной колонны, Способ осуществляют на установке, со- 20 стоящей иэ реактора и ректификационной колонны, с верха колонны выводят бензиновый отгон и вводят его в сырьевую линию перед реактором гидроочистки в 0,5—

1,9 мас, в расчете на сырье, а подача во- 25 дяного пара в ниэ ректификационной колонны прекращается, так как отпаривающие функции выполняет бензиновый отгон, Процесс очистки ведут при 360 С, давлении

30 атм, массовой скорости подачи сырья 30

4 ч

Пример 1. В качестве сырья используют прямогонное дизельное топливо, имеющее следующие физико-химические свойства: плотность 835 кг/м; содержание 35 э, серы 0,72 мас. ; фракционный состав, С: н,к.

193. 10 235 30 257 50 279 90

326, к.к, 358, выход 98, B процессе используют алюмокобальтмолибденовый катализатор марки ГДС, 40 имеющий следующие характеристики; насыг ная плотность 0,65 г/см; радиус пор з, 50 А; объем пор 0,6 см /г; удельная поверх з ность 240 м /г; размер гранул 1,5 мм. г

Химический состав, мас.: оксид никеля 5,5; оксид молибдена 18,0; оксид кобальта 0,2; оксид кремния 4,0; оксид фосфора

3,0; оксид натрия 0,1; оксид алюминия остальное, 50

В качестве добавки использовали бензиновый отгон гидроочистки дизельного топлива, который имеет следующие характеристики: плотность 735 кг/м; содерз, жание серы 0,003 мас. ; содержание 55 растворенного сероводорода 0,05 мас. ; содержание азота 0,00043 мас, ; О.Ч. по моторному методу 49,3.

Фракционный состав добавки, С: н.к, 72, 10 — 94, 50 — 118, 90 — 179, к.к 208.

Групповой углеводородный состав добавки, мас, ; непредельные 1,8; нафтеновые-33,2; парафиновые 56,3; ароматические

8,7. Добавка является продуктом той же установки, на которой ведется процесстидроочистки, что также является одним из преимуществ данного способа. Процесс проводили на пилотной установке гидрогенизационных процессов, Условия процесса: температура 360 С; давление 30 атм; массовая скорость подачи

cblpbsI 4 ч; подача водородсодержащего газа 80 л/ч. Затем гидрогенизат разгоняли на ректификационной колонне с получением дизельного топлива и бензинового отгона.

В табл.1 представлены результаты по способу получения гидроочищенного дизельного топлива по предлагаемому способу и известному с использованием в качестве добавки остатка каталитической очистки бензинов в количестве 15 мас. (ОКО Б).

Как следует из данных табл,1. введение добавки бензинового до 1,9 мас. увеличивает выход гидроочищенного дизельного топлива на 1,7 мас, по сравнению с прототипом. В то же время при введении

2,5 мас. добавки температура вспышки гидроочищенного дизельного топлива падает ниже 650 С, что уже не соответствует

ГОСТ. Поэтому оптимальной концентрацией добавки является 0,5-1,9 мас. в расчете на сырье. Необходимо отметить, что с увеличением количества добавки растет степень обессеривания сырья.

Пример 2, Процесс гидроочистки дизельного топлива проводят на промышленной установке производительностью

1,2 млн.т,/год по сырью.

В качествесырья испольэуютпрямогонную дизельную фракцию, в качестве добавки — бензиновый отгон гидроочистки этой же установки, Свойства сырья и добавки соответствуют примеру 1. Условия гидроочистки аналогичны примеру 1. На установке использовали. катализатор ГКД-202, имеющий следующие характеристики; насыпная плотность 650 кгlм; индекс прочноз. сти 2 2 кг/мм; удельная поверхность

220 м /r; объем пор 0.49 см /г; размер граз нул; диаметр 1,5 мм: длина 5,0 мм; химический состав, мас. : оксид никеля 4.2; оксид молибдена 14,7; оксид натрия 0,2; оксид алюминия остальное; промотирующая добавка — цеолит CoHNa Y, срок службы ката.лизатора 6 лет, Результаты представлены в табл, 2.

1736999

Как следует из данных табл.2, введение добавки бензинового отгона гидроочистки дизельного топлива в сырье в количестве

0,5-1,9 мас.оР способствует увеличению выхода гидроочищенного дизельного топлива 5 и снижению расхода водяного пара в стабилизационной колонне. Снижение расхода водяного пара происходит в связи с тем, что, бензин выполняет отпаривающие функции. Потери дизельного топлива исключа- 10 ются после прекращения подачи водяного пара, так как нет необходимости дренажировать воду, которая попадает в очищенное дизельное топливо.

Таблица 1

Таблица 2

Количество бензинового отгона, мас, Прототип

1,5 ОКОБ

Показатели

1,9

1,0

0,5

83;4

80,4

75,3

86,5

79,5

97,3

96,9

95,7

98,2

96,3

3,5

2,0

3,0

3,5

1,0

1,5

1,5

0.5

68

73

Степень обессеривания сырья, ф>

Выход очищенного дизельного топлива, мас, ОА

Расход водяного пара в стабилизационной колоне, т/ч.

Потери очищенного дизельного топлива, мас. %

Температура вспышки дизельного топлива, С

Формула изобретения

Способ получения дизельного топлива путем каталитического гидрирования дизельной фракции в присутствии добавки и последующей ректификации гидрогенизата с получением целевого продукта и бензинового отгона, отл и ч а ю щи и с я тем. что, с целью повышения выхода целевого продукта и упрощения технологии процесса, в качестве добавки используют бензиновый отгон, полученный при ректификации гидрогенизата, взятый в количестве 0,5 — 1,9 мас. от исходного сырья.

Способ получения дизельного топлива Способ получения дизельного топлива Способ получения дизельного топлива 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к разделению продуктов гидроочистки нефтяных фракций Цель изобретения - повышение степени стабилизации нестабильного i идрогенизата Разделение ведут путем охлаждения сырья до 230 - 280° С

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к разделению продуктов гидроочистки нефтяных фракций

Изобретение относится к нефтехимии , в частности к подготовке сырья процесса каталитического крекинга

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способу очистки бензиновых дистиллятов вторичного происхождения от сернистых и непредельных соединений
Изобретение относится к гидрогенизационной сероочистке потоков нефти в реакторной ректификационной колонне

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способу переработки сернистых нефтей
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу облагораживания бензина каталитического крекинга
Наверх