Бортовое устройство имитации ограниченной видимости в сложных метеоусловиях

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к авиационным тренажерам предназначено для подготовки летного состава к полетам в сложных метеоусловиях (СМУ), ограничивающих видимость . Целью изобретения является приближение условий имитации к реальным. В бортовом устройстве ограничения видимости экран 8 с переменной прозрачностью выполнен секционным, а также введены блок моделирования 1 изменения метеоусловий , блок задания 2 углов визирования секций экрана, блок 5 выбора имитируемых параметров и коммутатор 6. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 6 09 В 9/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ ЬСТВУ (21) 4736571/23 (22) 09.06.89 (46) 30.05.92, Бюл. N 20 (71) Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (72) В.Х.Брикенштейн, Б,А.Уманский, А,А, Шувалов, Г.А, По госов, Г, В, Ба ри нов и

В.Е,Абрамчук (53) 471.6(088.8) (56) Патент США И 4152846, кл, 35--12, 15.02.1977, Авторское свидетельство СССР

И 801733, кл, 6 09 В 9/08, 10.08,1978, Изобретение относится к авиационной технике, а именно к созданию авиационных тренажеров, и предназначено для подготовки летного состава полетам в сложных метеоусловиях (СМУ), ограничивающих видимость, Известен способ имитации ограниченной видимости, заключающийся в том, что на жидкокристаллический материал, помещенный между двумя прозрачными обкладками с токопроводящим покрытием, расположенный в пределах сектора обзора пилота, подается управляющее напряжение, изменяющее его светорассеивающие характеристики, С помощью данного способа и устройства, его реализующего, можно легко осуществить имитацию ограниченной видимости в режиме вертикального наблюдения, однако при наклонном визировании данный способ, ограничивая видимость, не позволяет имитировать видимость в реальных СМУ, . Ы ы 1737489 А1 (54) БОРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ИМИТАЦИИ

ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ В СЛОЖНЫХ МЕТЕОУСЛОВИЯХ (57) Изобретение относится к авиационной технике, а именно к авиационным тренажерам, и предназначено для подготовки летного состава к полетам в сложных метеоусловиях (СМУ), ограничивающих видимость, Целью изобретения является приближение условий имитации к реальным. В бортовом устройстве ограничения видимости экран 8 с переменной прозрачностью выполнен секционным, а также введены блок моделирования 1 изменения метеоусловий, блок задания 2 углов визирования ) секций экрана, блок 5 выбора имитируемых параметров и коммутатор 6, 1 ил..так как видимость разноудаленных объектов будет практически одинакова.

Устройство, реализующее известный способ, выполнено в виде очков, линзы которых собраны из двух стекол, с нанесенными с внутренней стороны прозрачными электродами, между которыми помещен нематический жидкокристаллический материал, работающий на основе эффекта ДРС, В нижней части линз очков расположены сектора, просветляющиеся при наклоне головы пилота, обеспечивая тем самым обзор приборной доски. Управление линзами очков осуществляется от электронного блока управления, величина управляющего напряжения фиксирована и задается оператором (инструктором).

Достоинствами этой системы являются малые габариты и масса, а также возможность в широких пределах варьировать светорассеянием линз очков, Недостатком данного устройства является то, что оно не обеспечивает полную

1737489

55 потерю видимости на расстояниях, превышающих заданную дальность видимости, и не передает изменение видимости на расстояниях, меньших заданной дальности видимости.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является бортовое устройство ограничения видимости, Данное устройство представляет собой экран с переменной прозрачностью с блоком управления, датчики высоты и тангажа летательного аппарата, три сумматора, три блока умножения и блок деления. Данное устройство обеспечивает для каждой высоты наблюдения дальность видимости, соответствующую дальности видимости в реальных сложных метеоусловиях, однако в нем не реализуется режим вертикального наблюдения и не обеспечивается распределение видимости по углу визирования.

Целью изобретения является приближение условий имитации к реальным.

Поставленная цель достигается тем, что в бортовом устройстве ограничения видимости, содержащем экран с переменной прозрачностью, с блоком управления, датчики высоты и тангажа летательного аппарата, первый сумматор, последовательно соединенные второй сумматор и блок деления, третий сумматор, три блока умножения, экран с переменной прозрачностью выполнен секционным, а блок управления экраном выполнен многоканальным, а также введены блок моделирования изменения метеоусловий, блок задания углов визирования секций экрана, блок выбора имитируемых параметров и коммутатор, при этом первый, второй и третий выходы блока моделирования изменения метеоусловий соединены с первыми входами первого блока умножения и второго сумматора соответственно, выход датчика высоты соединен соответственно со вторым входом второго блока умножения и входом третьего блока умножения, выход которого соединен со вторым входом первого блока умножения, выход которого соединен с первым входом первого сумматора, второй вход которого соединен с выходом второго блока умножения, а выход соединен со вторым входом второго сумматора, вход датчика высоты соединен с первым входом блока выбора имитируемых параметров, второй вход которого через последовательно соединенные датчик тангажа и третий сумматор подключен ко второму входу блока деления, выход которого соединен с первым входом коммутатора, второй вход которого соединен с четвертым выходом блока выбора имитируемых параметров, третий выход которого подключен ко входу блока выбора имитируемых параметров, выход которого подключен ко второму входу третьего сумматора, при этом выходы коммутатора подключены ко входам соответствующих каналов блока управления экраном, выходы которых подключены к соответствующей секции экрана.

На чертеже приведена блок-схема бортового устройства имитации ограниченной видимости в реальном полете, Бортовое устройство имитации ограниченной видимости в сложных метеоусловиях содержит блок моделирования метеоусловий 1, блок задания углов визирования секций экрана 2, датчик высоты летательного аппарата 3, датчик тангажа летательного аппарата 4, блок выбора имитируемых параметров 5, коммутатор 6, блок управления экраном, выполненный многоканальным 7 — I...7 — n по числу секций экрана

8 с переменной прозрачностью, блок деления 9, три блока умножения 10-12 и три сумматора 13 — 15.

При этом первый, второй и третий выходы блока моделирования метеоусловий 1 соединены соответственно с первыми входами первого блока умножения 10, второго блока умножения 11 и второго сумматора 14, В ыход датчика высоты летательного аппарата 3 соединен с первым входом третьего блока умножения 12 и вторым входом второго блока умножения 11, выход которого соединен со вторым входом первого сумматора 13, первый вход которого соединен с выходом первого блока умножения 10;.выход которого соединен со вторым входом второго сумматора 14, выход которого соединен с первым входом блока деления 9, второй вход которого соединен с выходом третьего сумматора 15, а выход соединен с первым входом коммутатора 6.

При этом выходы коммутатора соединены со входами соответствующих каналов блока управления экраном 7, выходы которого подключены к соответствующей секции экрана 8, а второй вход коммутатора 6 подключен к четвертому входу блока выбора имитируемых параметров 5, третий вход которого соединен с зходом блока задания углов визирования секций экрана 2, выход которого соединен со вторым входом третьего сумматора 15, первый вход которого соединен через датчик тангажа 4 со вторым выходом блока выбора имитируемых параметров 5, первый выход которого соединен со входом датчика высоты 3, а выход третьего блока умножения 12 соединен со вторым входом первого блока умножения 10.

1737489

Бортовое устройство имитации ограниченной видимости в сложных метеоусловиях работает по следующему алгоритму:

К1 Н +КгН+Кз где Uo — пороговое напряжение эффекта

ДРС динамического рассеяния света;

P! — углы визирования на центры соответствующих полос экрана;

К1,Кг,Кз — набор коэффициентов, опpeделяемых типом имитируемых СМУ сложных метеоусловий, условием проведения посадки, (дневное или ночное время), категорией посадки;

Н вЂ” высота наблюдения, которая определяется следующей формулой:

H =h+ Ho, где h — текущая высота летательного аппарата, значение которой определяется датчиком высоты;

Но — высота точки летательного аппарата относительно датчика высоты.

Устройство работает следующим образом.

Набор коэффициентов K>,Кг.Кз экстраполяционной формулы имитации видимости выбирается инструктором в зависимости от типа имитируемых условий и категории посадки по классификации

ИКАО. Сигналы, определяющие значения коэффициентов К1, Кг, Кз, подаются соответственно с первого, второго и третьего выходов блока моделирования изменения метеоусловий в первый блок умножения 10, второй блок умножения 11 и второй сумматор 14 соответственно. По сигналу с блока выбора имитируемых параметров 5 сигнал

Н с датчика высоты 3 подается на второй блок умножения 11 и третий блок умножения 12, а сигнал ас датчика тангажа 4 подается на третий сумматор 15. Для каждой пары значений Н и яблок выбора имитируемых параметров производит последовательный выбор полос, начиная с первой, подавая управляющие сигналы на блок за45 дания углов визирования секций экрана 2 и коммутатор 6. При этом от блока задания углов визирования секций экрана 2 на третий сумматор 15 подается сигнал, определяющий значение угла наблюдения выбранной полосы, а коммутатор 6 соединяет выход блока деления 9 со входом соответствующего блока управления экраном 7 — i, управляющего выбранной полосой.

В третьем блоке умножения происходит возведение высоты Н в квадрат, в первом блоке умножения Н умножается на коэфг фициент К1, во втором блоке умножения высота Н умножается на коэффициент Кг, в первом сумматоре складываются значения (К1 + Н ) со значением Кг + Н, во втором

2 сумматоре величина (К1+ Н + Кг Н) складыг вается с величиной Кз, в третьем сумматоре из величины сигнала, определяющего угол наблюдения i-той полосы j3i, вычитается величина сигнала, определяющего значение угла тангажа а, в блоке деления производится деление величины (K1H + K2H + Кз) на величину (Pi — а). Сигнал, сформированный в блоке деления, определяет управляющее напряжение для заданной полосы и с выхода блока деления 9 через коммутатор 6 подается на вход соответствующего блока управления экраном (7-!),.Управляющее напряжение с выхода блока управления экраном (7 — i) подается на выбранную полосу секционированного экрана 8. Таким образом последовательно осуществляется вычисление и подача управляющего напряжения на все остальные полосы экрана 8.

Формула изобретения

Бортовое устройство имитации ограниченной видимости в сложных метеоусловиях, содержащее экран с переменной прозрачностью с блоком управления, датчики высоты и тангажа летательного аппарата, первый сумматор, последовательно соединенные второй сумматор и блок деления, третий сумматор и три блока умножения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью приближения условий имитации к реальным экран с переменной прозрачностью выполнен секционным, а блок управления экраном — многоканальным, а также введены блок моделирования изменения метеоусловий, блок задания углов визирования секций экрана, блок выбора имитируемых параметров и коммутатор, при этом первый, второй и третий выходы блока моделирования изменения метеоусловий соединены с первыми входами первого блока умножения и второго сумматора соответственно, выход датчика высоты соединен соответственно с вторым входом второго блока умножения и входом третьего блока умножения, выход которого соединен с вторым входом первого блока умножения, выход которого соединен с первым входом первого сумматора, второй вход которого соединен с выходом второго блока умножения, а выход соединен с вторым входом второго сумматора, вход датчика высоты соединен с первым входом блока выбора имитируемых параметров, второй вход которого серез последовательно соединенные датчик тангажа и третий сумматор подклю1737489

I ! т

50

Составитель И, Чикляева

Техред M.1Лоргентал Корректор С, Шевкун

Редактор Н. Горват

Заказ 1894 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Мссква, Ж-35. Раугвская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 .!., / д чен к второму входу блока деления, выход

<оторого соединен с первым входом коммутатора, второй вход которого соединен с четвертым выходом блока выбора имитируемых параметров, третий - выход которого подключен к входу блока выбора имитируемых параметров, выход которого подключен к второму входу третьего сумматора, при этом выходы коммутатора подключены к входам соответствующих каналов блока уп5 равления экраном, выходы которых подключены к соответствующей секции экрана.

Бортовое устройство имитации ограниченной видимости в сложных метеоусловиях Бортовое устройство имитации ограниченной видимости в сложных метеоусловиях Бортовое устройство имитации ограниченной видимости в сложных метеоусловиях Бортовое устройство имитации ограниченной видимости в сложных метеоусловиях 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к авиационным тренажерам

Изобретение относится к автоматике и • вычислительной технике, в частности к устройствам - автоматическим имитаторам реальных процессов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к автоматическим имитаторам реальных процессов

Изобретение относится к тренажерам для обучения управлению кордовой авиамоделью и позволяет повысить технологичность

Изобретение относится к механическому транспортному средству с аэродинамическими плоскостями и может быть использовано для предполетного обучения и спортивно-тренировочных заездов

Тренажер // 1663617
Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано при разработке спортивно-игровых атракционов

Изобретение относится к авиации, в частности к процессам обучения приемам пилотирования сверхлегкими летательными аппаратами типа дельтапланов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к пилотажным стендам и тренажерам для подготовки летного состава

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к пилотажным стендам и тренажерам для подготовки летного состава

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах

Изобретение относится к области авиационного тренажеростроения, устройств вычислительной техники и предназначено для тренировки экипажей, решения задач научно-технических разработок

Изобретение относится к области автоматического регулирования, а конкретно к системам управления многостепенными динамическими стендами, содержащими в своем составе несколько следящих систем, каждая из которых управляет одним исполнительным механизмом, например исполнительными силовыми гидроцилиндрами, управляющими единой нагрузкой шестистепенного динамического стенда-тренажера авиационной техники, работающего в комплексе полунатурного моделирования условий полета при тренировках и обучении экипажей самолетов

Изобретение относится к области тренажеростроения и может быть использовано при создании тренажеров различных транспортных средств

Изобретение относится к авиационным тренажерам

Изобретение относится к комплексным испытательным устройствам

Изобретение относится к области авиационных тренажеров и вычислительной техники и предназначено для обработки полетной информации бортовых регистраторов с целью контроля выхода параметров полета за летно-эксплуатационные ограничения, контроля действий экипажа во время наземной тренировки или полета, установления причин летных происшествий, а также обработки параметрической информации дли контроля состояния систем тренажера или летательного аппарата (ЛА) и расчета выработки ресурса ЛА, исходя из реальной наработки и с учетом условий эксплуатации
Наверх