Регулятор частоты вращения вала энергетической установки

 

Использование: энергомашиностроение и автономные электроэнергетические установки. С целью повышения быстродействия регулирования в состав регулятора введены преобразователь 9 напряжение генератора 8, источник 10 опорного напряжения и пороговый коммутатор 11 обеспечивающие формирование управляющего воздействия через сумматор 5, усилитель-ограничитель 6 и исполнительный орган 7 на рейкутопливного насоса приводного двигателя генератора 2. Причем управляющее воздействие формируется как по отклонению частоты вращения датчика 1, кинематически связанного с валом приводного двигателя 2, так и по отклонению напряжения генератора 8. При незначительных изменениях нагрузки регулирование осуществляется по линейному закону, при значительных изменениях нагрузки - по релейному закону, что обеспечивает экстремальные значения подачи топлива в отдельных фазах переходного процесса 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ss)s F 02 D 41/00, 41/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4774256/06 (22) 26,12.89 (46) 15.06.92. Бюл. ¹ 22 (72) B.Þ.Ãðå÷óxà, Н,В.Руденко. B.Ì.Çàðóбин, А. В, Коренев и B. В, Е р шов (53) 621.43.038(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1254188, кл, F 02 D 41/00, 1986. (54) РЕГУЛЯТОР ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ

ВАЛА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ (57) Использование: энергомашиностроение и автономные злектрознергетические установки, С целью повышения быстродействия регулирования в состав регулятора введены преобразователь 9 напряжение генератора 8, источник 10 опорного напряжения и пороговый коммутатор 11.

„„. Ж „„1740734 А1 обеспечивающие формирование управляющего воздействия через сумматор 5, усилитель-ограничитель 6 и исполнительный орган 7 на рейку топливного насоса приводного двигателя генератора 2. Причем управляющее воздействие формируется как по отклонению частоты вращения датчика 1, кинематически связанного с валом приводного двигателя 2, так и по отклонению напряжения генератора - 8. При незначительных изменениях нагрузки регулирование осуществляется по линейному закону, при значительных изменениях нагрузки — по релейному закону, что обеспечивает экстремальные значения подачи топлива в отдельных фазах переходного процесса. 5 ил, 1740734

15

Изобретение относится к энергомашиностроению, в частности к системам автоматического регулирования энергетическими установками, и может быть использовано для регулирования частоты вращения вала дизель-генератора.

Известны системы стабилизации частоты установок с синхронными генераторами, которые содержат центробежные и электронные регуляторы с постоянным задающим воздействием. Эти системы выполнены в виде контуров стабилизации частоты вращения вала двигателей внутреннего сгорания.

Недостатком таких устройств является низкое быстродействие s переходных режимах.

Наиболее близкой к изобретению является система, содержащая измеритель частоты вращения, задающее устройство. сумматор, формирователь сигнала управления, усилитель мощности и исполнительное устройство подачи энергоносителя, образующие контур регулирования по отклонению частоты, датчик активной нагрузки и формирователь импульса сброса-наброса нагрузки, образующие контур регулирования по возмущению. Управление в переходном пережиме исполнительным органом подачи энергоносителя осуществляется суммарным сигналом контура регулирования по отклонению частоты и канала регулирования по возмущению.

Недостатком прототипа является низкое быстродействие при значительных набросах (сбросах) нагрузки. Это обусловлено тем, что s прототипе реализован пропорциональный закон формирования управляющего воздействия.

Цель изобретения — повышение быстродействия, Указанная цель достигается тем, что в известное устройство, содержащее датчик частоты вращения, кинематически связанный с валом приводного двигателя, датчик активной нагрузки, задатчик напряжения, сумматор, усилитель-ограничитель и исполнительный орган, выход которого соединен с рейкой топливного насоса приводного двигателя генератора, причем выход сумматора соединен с входом усилителя-ограничителя, выход которого соединен с входом исполнительного органа, выход задатчика напряжения соединен с первым неинвертирующим входом сумматора, второй инвертирующий вход которого соединен с выходом датчика частоты, дополнительно введены преобразователь напряжения генератора, источник опорного напряжения и пороговый коммутатор, причем выход дат20

55 чика активной нагрузки соединен с первым входом порогового коммутатора, второй вход которого соединен с выходом источника опорного напряжения, выход порогового коммутатора соединен с третьим неинвертирующим входом сумматора, четвертый инвертирующий вход которого соединен с выходом преобразователя напряжения, соединенного с выходом генератора.

На фиг.1 представлена функциональная схема регулятора; на фиг.2 — статические характеристики датчика активнои нагрузки и датчика частоты вращения; на фиг.3 — статическая характеристика усилителя-ограничителя; на фиг.4 — вариант исполнения исполнительного органа; на фиг.5 — временные диаграммы сигналов на выходах отдельных элементов регулятора.

Регулятор частоты вращения вала энергетической установки содержит датчик 1 частоты вращения, кинематически связанный с валом приводного двигателя 2, датчик 3 активной нагрузки, задатчик 4 напряжения, сумматор 5, усилитель-ограничитель.б и исполнительный орган 7, выход которого соединен с рейкой топливного насоса приводного двигателя 2 генератора 8, причем выход сумматора 5 соединен с входом усилителя-ограничителя 6, выход которого соединен с входом исполнительного органа

7, выход задатчика 4 напряжения соединен с первым неинвертирующим входом сумматора 5. второй инвертирующий вход которого соединен с выходом датчика 1 частоты. В состав регулятора входят также преобразователь 9 напряжения генератора. источник

10 опорного напряжения и пороговый коммутатора 11, причем выход датчика 3 активной нагрузки соединен с первым входом порогового коммутатора 11, второй вход которого соединен с выходом источника 10 опорного напряжения, выход порогового коммутатора 11 соединен с третьим неинвертирующим входом сумматора 3, четвертый инвертирующий вход которого соединен с выходом преобразователя 9 напряжения, соединенного с выходом генератора 8.

На фиг.2 приведена статическая характеристика датчика активной нагрузки в виде зависимости Он = f(P,) (кривая 1), где U>— выходной сигнал датчика; PH — активная мощность. В качестве датчика активной нагрузки используется трехфазная схема, выполненная по принципу амплитудно-фазового компаундирования с учетом фазы и амплитуды токов и напряжений.

На фиг.2 приведены статические характеристики датчика частоты вращения (кривые 3, 2 на фиг.2). Датчик совмещает в себе

1740734

30

50

55 две функции: функцию датчика частоты вращения и функцию задатчика оптимальной зависимости между нагрузкой и частотой вращения. Оптимальные зависимости числа оборотов от нагрузки определяются заранее известными методами, т.е. зависимость

n = f(P>) характеризует все скоростные режимы п для всех возможных нагрузок, такие, что имеет место минимум расхода топлива. Очевидно, что зависимость, обратная зависимости и = f(P<), т.е. PH = f(n) характеризует значения оптимальных нагрузок для имеющихся (текущих) скоростных режимов, Эта зависимость может быть как линейная, так и нелинейная (кривая 2, 3).

Статическая характеристика датчика деформируется таким образом, чтобы полностью совпадать с оптимальной зависимостью

PH = f(n). Таким образом, сигнал U м(фиг.2) на выходе датчика 1 частоты вращения (фиг,1) характеризует величину оптимальной нагрузки Р„для текущего значения частоты вращения приводного двигателя. B случае линейной зависимости в качестве датчика может использоваться тахогенератор, наклон статической характеристики которого выбирается включением соответствующего сопротивления в цепь якоря. В случае нелинейной зависимости в цепь тахогенератора включается любой тип стандартных функциональных преобразователей, реализующих требуемую нелинейность с высокой точностью аппроксимации, Датчики 3 и 1 активной нагрузки и частоты вращения подстроены таким образом, что сигналы UH и О могут быть равны лишь при частоте вращения, оптимальной для данной нагрузки силовой установки. При любых отклонениях частоты вращения от оптимального значения равенство этих сигналов не будет выполняться (при этом статическая ошибка регулирования не учиты вается), На фиг.3 представлена статическзя характеристика усилителя-ограничителя 6,. который может быть выполнен по любой схеме линейных усилителей постоянного тока, в которой путем соответствующего подбора элементов возможно максимальное сужение линейного участка. Диапазон линейного участка выбирается минимальным по условиям сохранения устойчивости силовой установки в переходных процессах.

В качестве порогового коммутатора 11 могут использоваться диоды, образующие связь источника 10 опорного напряжения с выходом датчика 3 активной нагрузки в режиме подпора, т,е. на вход суммирующего усилителя 5 всегда подается большее напряжение из U» и UH (фиг.1).

На фиг,4 представлен вариант исполнения исполнительного органа 7. В его состав входит серводвигатель с исполнительным поршнем 21, шток которого соединен с рейкой 20 топливного насоса.

Управление положением сервопоршня осуществляется посредством перемещения золотника 19, который при перемещении подключает соответствующие полости серводвигателя к магистралям высокого давления 17 и низкого давления 18. Высокое давление в магистрали 17 создается насосом 16, Перемещения золотника 19 управляются перемещением штока, который связан с якорем электромагнита 14 и упругой пластины 15. Под воздействием напряжения

Ucy подаваемого на обмотку электромагнита 13, якорь электромагнита 14 перемещается, управляя при этом положением золотника и, следовательно, положением поршня 21 и рейки 20 топливного насоса приводного двигателя, Регулятор работает следующим образом.

На холостом ходу на 1, 2 и 4 входы сумматора 5 поступают сигналы U>, U Ue соответственно с выходов элементов 4, 1, 9.

При этом сигнал с выхода датчика 3 активной нагрузки UH = О, пороговый коммутатор

11 подключает к входу 3 сумматора 5 выход источника 10 опорного напряжения. На выходе сумматора 5 формируется управляющий сигнал

Од* — 0и + Оно Ай, значение которого таково, что усилитель-ограничитель 6 работает на линейной части своей статической характеристики (фиг.3) и реализуется пропорциональный закон управления.

Под воздействием напряжения Uy< (соответствующего Ucy), подаваемого на обмотку 13 электромагнита (фиг.4), за счет электромагнитной силы F> якорь 14 перемещается до установления баланса силы F< и силы Fz сопротивления упругой пластины

15. При этом изменяется положение золотника 19, подключающего соответствующие полости серводвигателя к магистралям 17 и

18. В результате перемещения поршня 21 переместится топливная рейка 20 и изменится цикловая подача топлива приводного двигателя.

Управляющее воздействие в виде напряжения Ucy будет близко к нулю, если сигналы U> и U<, а также О» и Ue-будут

Ф равны с точностью до статической ошибки регулирования, Таким образом. частота вращения энергетической установки будет отрегулирована относительно уровня

1740734

55 напряжения 0но, т.е. будет работать на минимальной устойчивой частоте.

На малых нагрузках (десятые доли от номинальной) напряжение с датчика 3 активной нагрузки UH по-прежнему меньше напряжения источника 10 опорного напряжения UHp, т.е. UH < 0н,>. Следовательно, пороговый коммутатор 11 по-прежнему подключает к сумматору 5 выход источника 10 опорного напряжения, и процесс регулирования остается неизменным.

В момент с1 (фиг.5) происходит наброс нагрузки. Это приводит к мгновенному провалу напряжения на выходе генератора, который фиксируется преобразователем напряжения (сигнал 0и). В момент т1 ток нагрузки остается еще неизменным. Поскольку датчик активной нагрузки предполагает перемножение сигналов. характеризующих ток и напряжение, то в момент t> провал напряжения будет повторен на выходе датчика 3 активной нагрузки (сигнал 0н). При этом 0н станет больше 0 о. и пороговый коммутатор 11 подключит 3-й вход сумматора 5 к выходу датчика 3 активной нагрузки, Датчик 1 частоты вращения в момент t>tl зафиксирует провал по частоте (сигнал Ud), установившееся же значение сигнала U будет соответствовать оптимальной нагрузке для установившегося значения частоты (согласно статической характеристике фиг,2). На. сумматоре 5 сиг+ налы 0и, 0и, 0н и Ug суммируются, т,е, Ucy = 0и 0И+ 0Н 0Ф так что в момент с1

Ф сигнал Ucy переводит усилитель-ограничитель 6 в релейный режим, обусловленный его статической характеристикой (фиг.1).

Ступенчатое воздействие с выхода усилителя-ограничителя в виде сигнала Uyp переводит исполнительный орган 7 в экстремальное положение. 3а счет максимальной цикловой подачи достигается форсировка приводного двигателя, напряжение и ток на выходе электрического генератора возрастают почти прямо пропорционально частоте вращения. Поэтому в последующие моменты t>t сигнал Ucy начинает убывать. а при Ucy

Таким образом, при набросах (сбросах) нагрузки практически мгновенно (в момент начала изменения напряжения) регулятором формируется ступенчатое (а не монотонно изменяющееся, как в прототипе) управляющее воздействие. Такой тип воздействия на исполнительный орган подачи топлива сокращает время перехода приводного двигателя на новый скоростной режим при изменениях нагрузки.

Формула изобретения

Регулятор частоты вращения вала энергетической установки, содержащий датчик частоты вращения, кинематически связанный с валом приводного двигателя, датчик активной нагрузки. задатчик напряжения, сумматор, усилитель-ограничитель и исполнительный орган, выход которого соединен с рейкой топливного насоса приводного двигателя генератора, причем выход сумматора соединен с входом усилителя-ограничителя, выход которого соединен с входом исполнительного органа, выход задатчика напряжения соединен с первым неинвертирующим выходом сумматора, второй инвертирующий вход которого соединен с выходом датчика . частоты, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения быстродействия регулирования, в состав регулятора введены преобразователь напряжения генератора, источник опорного напряжения и пороговый коммутатор, причем выход датчика активной нагрузки соединен с первым входом порогового коммутатора, второй вход которого соединен с выходом ис очника опорного напряжения, выход порогового коммутатора соединен с третьим неинвертирующим входом сумматора, четвертый инвертирующий вход которого соединен с выходом преобразователя напряжения, соединенного с выходом генератора, 1740734

1740734

Редактор М. Келемеш

Заказ 2066 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

У,3

lf но

5 су су

-Ъд

Ъп Р Х

Составитель В. Гречуха

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор Н. Ревская

Регулятор частоты вращения вала энергетической установки Регулятор частоты вращения вала энергетической установки Регулятор частоты вращения вала энергетической установки Регулятор частоты вращения вала энергетической установки Регулятор частоты вращения вала энергетической установки Регулятор частоты вращения вала энергетической установки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить точность регулирования частоты вращения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройствам управления силовыми установками

Изобретение относится к области автоматического регулирования двигателей внутреннего сгорания, в частности к регуляторам подачи топлива

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для регулирования воздухоснабжения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к регулированию топливоподачи в двигателях внутреннего сгорания с впрыском бензина при изменяющихся условиях их работы и позволяет повысить топливную экономичность

Изобретение относится к автоматическому регулированию мощности двигателей внутреннего сгорания и позволят повысить эффективность регулирования благодаря повышению быстродействия за счет дополнительного определения по значениям частоты вращения и заданной мощности соответствующего момента на валу двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет снизить токсичность и повысить топливную экономичность

Изобретение относится к датчиковой установке для распознавания цилиндров в двигателе внутреннего сгорания с n цилиндрами, согласно главному пункту формулы изобретения

Изобретение относится к устройствам управления подачей топлива в двигатель внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано в системах питания ДВС с впрыском топлива
Наверх