Аварийный тормоз транспортного средства

 

Изобретение относится к тормозным системам для быстрого гашения скорости в аварийных ситуациях. Цель изобретения - повышение эффективности торможения. Тормоз содержит поворотный рычаг 1 управления с кнопкой 2 Фиксатора, соединенный с тросом 3, гидроцилиндр Ь, установленный

ОЮЗ СОВЕТСНИХ

ОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

СПУБЛИК (19) (И) А1 (51)5 В 60 Т 1 14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМЪ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4859981/11 (22) 27.08.90 (46) 30.06.92. Бюл. М 24 (75) В.М.Исаев (53) 629.113-59(088.8) (56} Авторское свидетельство СССР

И 1366436, кл. В 6() т 1/14, 1986 (54) АВАРИйНЫй ТОРМОЗ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

2 (57) Изобретение относится к тормозным системам для быстрого гашения скорости в аварийных ситуациях. Цель изобретения - повышение эффекти вности торможения. Тормоз содержит поворотный рычаг 1 управления с кнопкой 2 фиксатора, соединенный .с тросом 3, гидроцилиндр 4, установленный

3 17439 с возможностью вертикального переме- щения в направляющей 5 с кулачками 6 для фиксации гидроцилиндра 4, разжимаемыми пружиной 7 и входящими B канавки 8, выполненные в направляющей 5, поршень 9 главного тормозного цилиндра 10, трубопровод 11, поршень

12 гидроцилиндра 4, который поджат возвратной пружиной 13, тяги 14, через которые кулачок 6 связан с тросом 3, зубчатый сектор 15, ось 16, на которой шарнирно подвешена направляющая 5, гидровакуумный усилитель

17. Шток 18 гидроцилиндра 4 шарнирно

51 4 связан с тормозным штоком 19 заканчивающимся тормозным башмаком 20, выФ полненным изогнутым под углом 130-140 относительно вертикальной оси штока

19, скользящего в направляющей втулке 21, в нижней части которой выполнен наклонный паз 22, соответствующий изгибу башмака 20. Шток 19 снабжен устройством для разворота башмака 20 в исходное положение, состоящим, например, из сухаря 23 и направляющей втулки 24. Втулки 24 и 21 жестко соединены между собой скобой 25. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к тормозным системам для быстрого гашения скорости в аварийных ситуациях.

Известно аварийное тормозное устройство, содержащее замкнутую тормозную ленту, контактирующую с колесом и дорожным полотном и охватывающую опорные рамки, закрепленные на телескспическом откидном рычаге, шарнирно подвешенном к раме транспортного средства, силовой цилиндр для подъема откидного рычага в транспортное положение, .закрепленную на раме транспортного средства подпружиненную защелку для удержания откидных рычагов в транспортном поло" жении, рычаг. ручного управления, связанный гибкой тягой с подпружиненной защелкой, и ограничитель поворота откидного рычага в сторону колеса, выполненный в виде .прикрепленного к раме кронштейна, на котором смонтирован силовой цилиндр для. подъема откидного рычага, при этом тормозная лента размещена на трех опорных рамках, оси которых разнесены по вершинам треугольника .

Недостатком известного устройства является сложность конструкции.

Кроме того, использование аналога в аварийных ситуациях может привести к опрокидыванию автомобиля в случае, если он, двигаясь юзом, резко развернется боком к направлению движения его центра масс, к довольно резкому - опасному для пассажиров— торможению автомобиля в остальных случаях перехода автомобиля в движение юзом, к выходу из строя устройства и поломке сопряженных с ним элементом подвески тормозного башмака, возвратную пружину и поворотный рычаг управления для воздействия на шток главного тормозного ,цилиндра, при этом цилиндр установлен с возможностью вертикального

35 перемещения в направляющей, закрепленной в днище кузова, и оборудован ц подпружиненными кулачками, входящими в фиксирующие канавки, выполненные в направляющей, причем кулачок посредством отводящих тяг и троса связан с рычагoM управления, снабженным фиксатором положения.

Недостатком известного аварийного тормоза является то, что в условиях скользкой дороги при переходе машины на скольжение юзом, аяарийный тормоз не исключает воэможности опрокидывания автомобиля при его резком развороте боком в сторону движения, так как в этом случае момент оппрокидывания, созданный силами инерции, может быть достаточным для того, .чтобы результирующая всех сил, действующих на автомобиль, вышла по направлению его движения за пределы площади опоры автомобиля и он переЯ1

55 ю частей автоомбиля в приведенных случаях.

Наиболее близким техническим решением к предложенному является аварийный тормоз транспортного средства, содержащий подвешенный к. кузову тормозной башмак и механизм подъема и опускания тормозного башмака, включающий закрепленный на днище кузова гидроцилиндр, рабочая полость

З-О которого сообщена с главным тормозным цилиндром, а шток соединен с

1 6 снабжен штоком, шарнирно связанным со штоком механизма подъема и опуска ния башмака, а тормозной элемент башмака составляет со штоком угол i 30-140, шток башмака скользит во втулке, нижняя часть которой выполнена с наклонным пазом, соответ.ствующим изгибу башмака, причем вертикальная ось тормозного штока прохолит через центр тяжести горизонтально установленного груженного автомобиля. Кроме того, специальным устройством обеспечиваются разворот и возвращение штока с башмаком в исходное положение,. а сам башмак выполнен съемным, На фиг. 1 изображен аварийный тормоз, общий вид; на Фиг.2 - узел I на фиг.1; на Фиг. 3 - разрез А-А на

Фиг.1, на Фиг. 4 - узел II на фиг.1, на фиг. 5 — разрез Б-Б на фиг.2, на фиг.6 - вид В на Фиг.4; на фиг .7узел III на фиг,1; на Фиг.8 - разрез

Г-Г на Фиг.7.

- Аварийный тормоз содержит поворотный рычаг 1 управления с кнопкой

2 фиксатора положения. Рычаг 1 соединен с тросом 3. Закрепленный на днище кузова гидроцилиндр 4 установлен с возможностью вертикального перемещения в направляющей 5. Цилиндр 4

Фйксируется в направляющей 5 кулачками 6, разжимаемыми пружиной 7 и входящими в канавки 8, выполненные в направляющей 5. Поршень 9 главного тормозного цилиндра 10 вытесняет жидкость через трубопровод 11 к поршню 12 гидроцилиндра 4, который поджат возвратной. пружиной 13. Кулачки 6 связаны с тросом 3 тягами

14. Фиксатор рычага 1, управляемый кнопкой 2, взаимодействует с зубчатым сектором 15 ° Направляющая 5 шарни рно подвешена на оси 16 ..

Тормоз может быть снабжен гидровакуумным усилителем 17. Шток 18 гидроцилиндра 4 шарнирно связан с тормозным штоком 19, которым снабжен тормозной башмак 20, а тормозной элемент последнего составляет со штоком 19 угол 130-140 . Шток 19 скользит в направляющей втулке .21, нижняя часть которой выполнена с наклонным пазом. 22, соответствующим изгибу тормозного элемента башмака

20. Тормозной шток 19 снабжен устройством для разворота башмака ?О в исходное положение (когда тормозной башмак 20 выставляется строго напро5 174395 вернулся, потеряв устойчивость. При этом тормозное устройство полностью выходит из строя.

Поломка устройства и сопряженных с ним частей автомобиля наиболее ве- 5 роятна при развороте машины задней частью в сторону движения при перехо. де на юз с непредсказуемыми отрицательными последствиями для пассажиров.

Цель изобретения — повышение эфФективности торможения.

При этом облегчается управление автомобилем и исключаются поломки

его частей во время торможения, при переходе его wa скользкой дороге в движение юзом, независимо от величины угла разворота машины в горизонтальной.плоскости относительно направления движения.

Поставленная цель достигается тем, что в аварийном тормозе, содержащем . тормозной башмак, механизм подъема и опускания тормозного башмака, включающий закрепленный на днище кузова гидроцилиндр, рабочая полость которого сообщена с главным тормозным: цилиндром, а шток соединен с элементом подвески тормозного башмака, гидроцилиндр установлен с возможностью

30 вертикального перемещения в направляю. щей, закрепленной в днище кузова, и оборудован подпружиненными кулачками, входящими в фиксирующие канавки, выполненные в направляющей, причем ку- 35 лачки посредством отводящих тяг и троса связаны с рычагом управления, снабженным фиксатором положения, возвратную пружину и поворотный рычаг управления для воздействия на шток 40 главного тормозного цилиндра, башмак снабжен штоком, шарнирно связанным со штоком механизма подъема и опускания башмака, а тормозной элемент башмака составляет со штоком угол 45 . 130-140, шток башмака скользит во втулке, нижняя часть которой выполнена с наклонным пазом, соответствующим изгибу башмака, причем верти.кальная ось тормозного штока прохо- 50 дит через. центр тяжести горизонтально установленного груженного автомобиля. Кроме того, специальным устройством обеспечиваются разворот и возвращение штока с башмаком в ис- 55

,ходное положение, а сам башмак выполнен съемным.

Предлагаемое изобретение отличается от прототипа тем, что башмак

7 17 тив наклонного паза 22 изгибом в сторону переда автомобиля) . Устройство для разворота башмака 20 состоит, например, из, сухаря 23 и направляющей втулки 24. Направляющие втулки 24 и

21 жестко соединены между собой скобой 25.

Аварийный тормоз работает следующим образом.

Чтобы включить аварийный тормоз, необходимо на рычаге 1 (положение I) нажать кнопку 2 (рычаг расфиксирует" ся) и потянуть его на себя (положение ХТ). Трос 3 опускает гидроцилиндр

4, который под действием силы тяжести скользит вниз по направляющей

5. При этом опускается шарнирно соединенный со штоком 18 гидроцилиндра

4 тормозной шток 19 с изогнутым под углом 130-140 башмаком 20.

Башмак 20 своим тормозным элементом касается полотна дороги. При дальнейшем движении рычага 1 натяжение троса 3 ослабевает и кулачки 6 за счет пружины 7 фиксируют гидроцилиндр 4 в направляющей 5, в которой по направлению кулачков 6 нареза ны канавки 8, чтп не дает цилиндру

4 возможности подняться. При нажатии рычага 1 на шток поршня 9 (положение

?&ТАТ) главного тормозного цилиндра 10 тормозная жидкость под давлением начинает поступать по трубопроводу 11 в гидроцилиндр 4 и перемещать поршень 12 со штоком 18 вниз, создавая дополнительное давление на тормозной шток 19 с башмаком 20.

Башмак 20 своим тормозным элементом вдавливается в дорожное покрытие или ледовую корку, создает сильное трение и останавливает движущийся транспорт при малом тормозном пути..

Для увеличения сцепления тормозного башмака 20 с дорогой необходимо увелйчить давление жидкости в гидроцилиндре 4. Для этого можно применить гидровакуумный усилитель 17, установленный на трубопроводе 11. За счет шарнирного соединения штока 18 гидроцилиндра 4 со штоком 19, которым снабжен башмак 20, шток 19 всегда будет разворачиваться вместе с башмаком 20 изгиба в сторону движения автомобиля (во время сцепления тормозного элемента башмака 20 с полотном дороги) независимо от величины угла разворота автомобиля в гори иънтальной плоскости относи

Э5

Если рычаг 1 вернуть в,исходное положение I, то давление жидкости в гидроцилиндре 4 уменьшится и поршень 12 начнет поджиматься за счет пружины., 13 и перегонять тор мозную жидкость в главный тормозной цилиндр 10. Натяжение троса 3 через тяги 14 .сжимает кулачки 6, преодолев силу пружины 7, и гидроцилиндр 4, начинает подниматься, а с ним начинают подниматься тормозной шток 19 с башмаком 20 в верхнее нерабочее положение. При этом сухарь 23, закрепленный на тормозном штоке 19, начинает упираться в наклонную поверхность направляющей 24, скользит по ней, тем самым осуществляя разворот тормозного штока 19 в исходное положение, когда тормозной башмак

20 выставляется изгибом тормозного элемента строго напротив наклонного паза 22, выполненного в нижней части втулки 21. Рычаг 1 должен фиксироваться защелкой на секторе 15 в лю" бом положении. Башмак 20 может быть выполнен сменным для разного времени года и с целью обеспечения легкой замены изношенного башмака

20 другим.

Выполнение башмака 20 изогнутым под углом 130-140 к вертикальной оси штока 19 обеспечивает смягчение процесса торможения, устраняя его резкость и уменьшая величину момента опрокидывания. Выполнение изгиба башмака 20 под углом менее 130 относительно вертикальной оси штока

19 не будет способствовать эффективному торможению транспортного средства, Выполнение же изгиба башмака 20 под углом 140 и выше отноо сительно вертикальной оси штока 19 увеличивает резкость торможения автотранспортного средства, что может привести к поломке как аварийного тормоза, так и самого транспортного средства.

Предложенная конструкция аварий наго тормоза проста, облегчает управление автомобилем при торможении, повышает эффективность и безопасность

43951 8 тельно его движения, что повышает устойчивость автомобиля в момент тор можения. Этому же способствует и тот Факт, что вертикальная ось тормозного штока 19 проходит через центр тяжести горизонтально установ ленного груженного автомобиля .

17439

А-А

Фиг.2 аварийного торможения по сравнению с известными устройствами, исключает опрокидывание транспортного средства во время торможения, не допуская при этом разрушения устройства независимо от величины угла разворота авто-, мобиля на полотне дороги относительно направления движения на протяжении всего тормозного пути.

Формула изобретения

1, Аварийный тормоз транспортного средства, содержащий тормозной башмак, механизм подъема и опускания тормозного башмака, включающий в себя закрепленный на днище кузова гид.роцилиндр, рабочая полость которого сообщена с главным тормозным цилиндром, а шток соединен с элементом под- щ вески тормозного башмака, гидроцилиндр установлен с возможностью вертикального пе емещения в направляю- щей, закреплен ой в днище кузова и оборудован подп ужиненными кулачками, входящими в фиксирующие канав- .

51 10 ки, выполненные в направляющей, причем кулачки посредством отводящих тяг и троса связаны с рычагом управления, снабженным фиксатором положения, возвратную пружину и поворотный рычаг управления для воздействия на шток главного тормозного цилиндра. отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности торможения, башмак снабжен штоком, шарнирно связанным со штоком механизма подъема и опускания башмака, а тормозной элемент башмака составляет со штоком угол 130-140, и устройством для возвращения штока в исходное положение, шток башмака скользит во втулке, нижняя часть которой выполнена с наклонным пазом, соответствующим изгибу башмака, причем вертикальная ось тормозного штока проходит через центр тяжести груженого автомобиля.

2, Аварийный тормоз по п.1, о т" л и ч а ю шийся тем, что башмак выполнен съемным, Редактор И.Касарда Техред . .О ий ык Корректор М.Самборская

Заказ 2161 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета .по изобретениям и открытиям при ГКНТ CCQp

113035, Москна, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Аварийный тормоз транспортного средства Аварийный тормоз транспортного средства Аварийный тормоз транспортного средства Аварийный тормоз транспортного средства Аварийный тормоз транспортного средства Аварийный тормоз транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для затормаживания вагонов при noi рузочноразгрузочных и маневровых работах

Изобретение относится к системам экстренного торможения транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , а именно к дополнительным автомобильным устройствам, и может быть применено вместе с тормозным устройством автомобиля для очистки снежного покрытия непосредственно под колесом автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано во многих отраслях народного хозяйства в качестве аварийного тормоза для быстрой остановки машины

Изобретение относится к устройствам, автоматически исключающим самопроизвольное скатывание под уклон (вперед-назад) транспортного средства при неудачном маневрировании скоростями, заглохании двигателя ,недостаточном тяговом усилии или отказах (неисправностях) тормозов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к автомобильным тормозам

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к тормозам автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тормозным устройствам, действующим на дорогу

Изобретение относится к горному транспорту

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, а именно к тормозным системам буксировочных вагонеток подвижного состава канатно-рельсовой дороги

Изобретение относится к способам аварийного торможения транспортного средства, преимущественно автомобиля, в которых органы торможения действуют непосредственно на дорогу

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для использования в колесных безрельсовых транспортных средствах при аварийном торможении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным устройствам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным устройствам

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для быстрого гашения скорости, повышения эффективности торможения транспортного средства в аварийной ситуации и повышения общей безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к автомобилестроению, и может быть использовано при эксплуатации автомобильного транспорта в сложных климатических и погодных условиях на рельефной местности

Изобретение относится к области транспорта, в частности к тормозным устройствам для аварийной остановки грузовых автомобилей
Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а именно к тормозным системам транспортных средств

Изобретение относится к способу и устройству для отвода энергии встречного удара, в частности объектов, не имеющих прочной связи с землей, например автомобильного транспорта, навесных сооружений, ворот, дорожных ограждений
Наверх