Способ тренировки памяти и устройство для его осуществления

 

Сущность изобретения: устройство для тренировки памяти содержит блок формирования учебной информации 1, блок ввода ответных реакций 2, блоки предъявления информации , блок управления 7. блок коммутации 8, блок ключей 9, блок регистрации 10, блок индикации 11. 8-9-(3,4,5,6), 1-

((9) (!!) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 G 09 6 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ .. -" .:: :::,: -:"::."-:. "ВРУ - 6 д

OO M3O6PETEHMRM M OTKPblTMRM :..:::::.,,:,:... j f 0 9 . ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ „..

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ:- :- :.- :;:

Э (21) 4721528/12 (22) 09.08.89 (46) 15,07;92. Бюл. М 26 . (71) Хозрасчетный внед3ренче3с3кий Центp ."Союз" при Центра3льном::совете ВОИР

"Центр Эйдос" (72) И.Ю.Матюгин (53) 681.327(088.8) (56) Авторское свйдетельство СССР

t4 1418799, кл. 6 09 В 9/00. 1988., Авторское свидетельство СССР

Q 699537. кл. 0 09 В 9/00, 1977.

Авторское свидетельство СССР

hk 1305757, кл3 G 09 В 9/003 1985. (54) СПОСОБ ТРЁНИРОВКИ ПАМЯТИ И УСТЗРОЙСТ90 ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Сущность изобретения: у3стоойство для тренир3овки памати содержит блок фофчирова3ния.учебной ийформацФи 1:; блок ввода ответн3ь(х. реакций, -2, блоки.йре3дьявблЕния йнформации 3-6. блок упрэв)(ейия 7, блок: коммутации 8, блок ключей 9, блок регистра ции 10, блок индикации 11, 8-.9--(3.43,6), 1- . (3.4;5,6), 1-10--1t, 2-10 . 7-8; 7-9. 7-10, 2-1, 10-1. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 10 ил.

1748164

15 должают до тех пор, пока обучаемый не на20

25 сигналы, соответствующие новому инфор30 ваго) этих символов, при этом обучаемый не вспоминает, а как бы продолжает видеть, 45 слышать, чувствовать, ощущать объект, ко50 На фиг, 1 изображено устройство, реализующее предлагаемый способ; на фиг. 2—

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для тренировки памяти как при ускорейном обучении различным дисциплинам, так и при формировании профессиональных умений и навыков.

Целью изобретения является увеличениедидактических возможностей и области применбния за счет активации эйдетической йамятй обучаемого.

Сущность предлагаемого способа состоит в том, что формируются синхронизированййе, например, визуальный, звуковой, тактильный и запаховый ui другие сигналы, соответствующие информационному символу. Затем этими сигналами с помощью каналов визуального звукового, тактильного и запахового предъявления информации воздействуют на обучаемого. При этом информационный символ предъявляется обучаемому на табло", в i<à÷åñòâå которого может выступать экран телевизора, дисплей, цифровой индикатор, этому информационному символу соответствует звук определенной частоты или определенная мелодия, воздействующие на обучаемого с помощью любого электроакустического преобразователя (наушники, акустические колонки и т.д.), определенйое механическое и/или тепловое воздействиеr на кожу с помощью тактильных виброраздражителей, сдавливания, покалываний, нагревания и определенный запах, например, с помощью аэрозолей, распылителей запаха и т,д. Воздействие продолжается в течение несколь- 3 ких секунд (время выбйрается индивидуально для каждого обучаемого).

Затем параметры сигналов одновременно меняются (либо плавно, либо ступенчато) по определенному заданному программным 4 задатчиком алгоритму, т.е. информационный символ на табло меняет свои размеры

:и/или цвет, и/или четкость, и/или яркость, меняется громкость звука или мелодии, меняется интенсивность механического и/или теплового раздражения кожи и интенсивность запаха и снова воздействуЮт на обучаемого в течение заданного времени (5 — 10 . с). После этого на обучаемого в течение другого заданного времени воздействуют только сигналом одного из каналов аизуальногс звукового тактильного или запахоаого одно- .

1 временно и регистрируют восприятия обучаемым информации по всем каналам(и по которым в этот момент воздействия не про- 5 исходит).

В момент регистрации, о котором обучаемому сигнализирует специальный индикатор, обучаемый должен нажать кнопку, соответствующую тому каналу, по которому он ощущает воздействие, Так как в момент регистрации на обучаемого воздействуют сигналом одного из каналов, то он обязательно должен нажать соответствующую ему кнопку, другие же кнопки он нажимает в том случае, когда у него при воздействии одного из сигналов возникает полная иллюзия одновременного воздействия и сигналами других каналов, Все нажатия кнопок, а значит, ощущения обучаемого регистрируются.

Цикл воздействия на обучаемого сигналами различных параметров всех каналов, затем одного из каналов и регистрации прочнет воспринимать информационный символ по всем каналам, по которым в этот момент воздействие не производится, т.е, до тех пор, пока у обучаемого не произойдет целостного — эйдетического восприятия предъявляемого символа, и он не нажмет в момент регистрации все кнопки, После этого формируются синхронизированные визуальный, звуковой, тактильный и запаховый мационному символу, и воздействие ими на обучаемого продолжается в указанной последовательности, В некоторых случаях формирование новых сигналов учебной информации необходимо производить через определенное время, необходимое для восстановления чувствительности органов чувств (обоняния, осязания), обладающих заметной инерционностью, .В процессе такого преобразования учебной информации у обучаемого происхо-. дит активация эйдетического запоминания, при котором каждому запоминаемому информационному символу соответствует появление ярких образов (цветового, звукового, тактильного, теплового и запахоторый исчез из поля восприятия, что позволяет увеличить обучаемому одномоментно воспринимаемый объем информации в 2 — 10 раз, блок формирования учебной информации; на фиг, 3 — блок ввода ответных реакций; на фиг, 4 — блок предъявления визуальной информации; на фиг, 5 — блок предъявления звуковой информации; на фиг. 6 — блок предъявления тактильйой информации; на фиг, 7 — блок предъявления запаховой информации; на фиг. 8 — блок управления; на

5 1748164 6 фиг. 9 — блок регистрации; на фиг. 10 - блок.: сами с выхода элемента 16 задержки; время индикации. задержки KoTopofo больше- времени переУстройство для тренировки памяти со-...ходных йрбцессов в генераторе 13. Количедержит блок 1 формирования учебной ин.-: ..:-.с гво записанных в рЕгистр 14 нулей и формации, блок 2 ввода ответных реакций; 5 единиц подсчитывается счетчйком 17., и как блок 3 предъявления визуальной информа-- " ::только "региСтр 14 полностью заполняется, ции, блок 4 предъявления звуковой инфор-" "....:срабатывает дешифратор 18 и через элемации, блок 5 предъявления .тактильной мент 15 задержки включает работу генераинформации, блок 6 предъявления запахо- - тора 12. Случайное число ; записанное в вой информации. блок7 упраеления. блок 8 10 регистре 14, поступает на входы узлов декоммутации, блок 9 ключей, блок 10 регист-.:.",.:. шифраторов 23; 30 и 33 и вход цифроаналорацйи иблок11 индикацйи, . . -,:: .:. : .гового преобразователя 26 В соответствии

Блок 1 содержит генератор 12 тактовых : .":с поступившим на вход узлов деФифраторов импульсов, генератор 13 нСевдослучаййой: 23, 30 и 33 числом срабатывают дешифратопоследовательности импульсов, регистр 14, 15 .ры,,настроенные йа это число, и сигналы с элементы 15 и 16 задержки, счетчик 17, де-" :-,их выходов поступают нз вход соответствушифратор 18.: .:,,: . :,,: -.:: -. ". : ...,""ющих им усилитеией в узлах усилителей 24

Блок 2 содержит триггеры 19, элемент: - : - и 31 и вход ключа:узла 34 ключей.

20, элементы 21 коммутации (кнопки с воэ- -"-:::: .. Сигнал с аыходв уСилителя узла 24 вы- . вратом) и элемент 22 задержки. .,;. . -: 20 .свечивает саответствующий ему информаБлок 3 содержит узел 23 дешифратороа, - ционный символ на табло 25. индикации., узел 24 усилителей, табло 25 индикацйи,:: "::.: ..- . Сигнал с выхода усилителя 31 приводит

Блок 4 содержит цифроаналоговый пре- -::." в действие определЕнные тактильные раэобразователь26,генератор емой частоты (звуковой), усилитель 28; 25: ключаузла.34 подключает к источнику питаэлектроакустический преобразователь 29,: ;.:. ния определенный электромагнит. узла 35.

Блок 5 содержит узел 30дешифраторов; " " которйй открывает,крышку 36 :соответствуузел 31 усилителей, матрицу 32 тактильных ющей пробирки узла 37. На выходе преобраздражителей.

Блок 6содержит узел 33дешифраторов:, 30 настраивает генератор 27 на.определенную узел 34 ключей, блок 35 электромагкитов,-:::. частоту, электрйческий сигнал этой частоты, управляемые 36 крышки, узел 37 npîáèðîê .:.:::пройдя через усилитель 28, преобразуется. в с пахнущими веществами, уСилитель 38; ."-: - звуковые колебания" преббразователем 29.

Блок 7 управления содержит генератор 35,также йачийает вырабатывать тактовые им40 тактовых импульсов, триггер 41;, счетчик .-пульсы, перйод следова1 йя которых 5-10 с.

42, цифроаналоговый преобразователь. 43, :: Первый импульс вкйючает триггер 41, сиг- элемент 44 дифферейцирования. :::., :: ::::.,: йал с его прямого выхода обнуляет триггеры

Блок 10 регистрации "содержит : регист.- .: .." 19, проходит через коммутатор 8 и открывары 45-48, мультиплексоры 49-53, счетчик 40 ет ключи блока 9, а также приводит к сраба54, регистр 55 и дешифратор 56.:::: ".:::::,- .. :тыванию "счетчика 42. Сйгнал с обратного .

Блок 11 индикации содержит элемент " выхода триггера в . этот момент . запирает

57 задержки, триггер 58, индикаторы 59-61 элемен1 И 20, 8 соответствии с комбинаи узел 62 индикаторов. ..: :. . " -.:,::; -:. - :- цией на выходе счетчика 42 аналоговый сигУстройство работает следующим обра-. 45 нал с выхода преобразователя 43. пройдя зом. " .::: =:,: . ::.:, --:. .через открытые ключи блока 9. устанавливаВключают питание. В исходное состоя-: ет определенййе коэффициенты усиления в ние (нулевое) устайавливаются все счетчи - :усилителях узлов 24 и 31 и усилителе 28; что ки, триггеры и регистры устройства (цепи:: приводит-к установлению определенной установки и запуска для упрощения блок- 50 фиксированной яркости ийформационного схемы устройства не показаны). .:;::.:::: ..:. -.;.символа на табло 25; определенной громкоЗапускается генератор12,тактовыеим- " .:сти звука преобразователя 29; определен- " пульсы с выхода которого поступают на вхо-:...ной, силе воздействия тактильными ды генератора 13 псевдослучайной .: раэражителями 32 и определенной скоропоследовательности импульсов, на вход 55 сти вращения вентилятора 39. Таким обраэлемента 16 задержки и счетный вход счет-, зом, в течение 5-10 с обучаемому чика 17. Случайная последовательность ну-: предъявляется блоком 3. информационный лей и единиц с выхода генратора 13 символ определенной яркости, блоком 4 поступает на информационнйй вход регист- звук, соответствующей этому символу часра 15, записываясь в "нем тактовыми импуль- тоты и ойределенной громкости, блоком 5—

1748164

1 тактильный символ определенной силы и блоком 6 — запах, соответствующий информационному -символу и определенной интенсивности. Второй импульс генератора 40. переключает триггер 41 в обратное положение и снимается блокировка триггеров 19 и элемента И20, а также закрываются все ключи, кроме одного, блока 9 и закрываются усилители 28 и 38 и усилители узла 31. В результате:этого йреобразователь 29 не воспроизводит звук, прекращается дейст: вие тактильнйх раздражителей матрицы 32, останавливается вентилятор 39 и прекращается воздействие запахом из пробирки узла . 37. Кроме того, зажигается индикатор 61, сигнализирующий обучаемому, что он мо. жет вводить свои реакции.

Следовательно, "в течение следующих

5-10 с обучаемому предъявляется только ви"зуальный ийформациойный символ на табло 25 и он может- вводить свои реакции на этот символ. Если обучаемый видит символ, он наживет первую кйопку слыШит — вто- рую, ощущает кожей — третью й" чувствует

" запах - четвертую, что прйводит к срабатыванию соотаетствующйх этйм элементам 21 коммутациитриггеров19. Если хотя бы один из триггеров 19 не срабатывает", т.е, у обуча емого не происходит активации однбго из органов чувств на предъявляемый символ, то генератор 40 вырабатывает следующую пару импульсов и указанный цйкл предъявления того же самого информационного символа повторяется, меняется только его яркость, громкость, сила раздражения кожи и интенсивность запаха, так как срабатывает счетчик 42 и на выходе преобразователя

43 меняется уровень сигнала, управляющего коэффициентами усилейия усилителей.

Циклы предъявления обучаемому одного и того же символа с различными параметрами повторяются до тех пор. пока обучаемый при предъявлении ему символа не. начнет образно представлять себе, что на него в этот момент времени воздействует соответствующий этому символу звук, кожное воздействие и запах, В этом случае обучаемый задействует все элементы 21 коммутации (нажмет все кнопки), что приведет к срабатыванию всех триггеров 19 и элемента И 20, сигнал с выхода которого обнулит счетчик

17, дешифратор 18 перейдет в нулевое состояние, сработает элемент 44 дифференцирования, обнул иа счетчи к 42, в результате чего сигнал на выходе преобразователя 43 пропадет и предъявление учебной информации прекратится, Кроме того, сигнал с элемента И20 переведет триггер 58 в единичное состояние и засветится индикатор 59, сигнализируя обучаемому, что дан0 ный информационный символ им закреплен, в течение времени прохождения сигнала обнуления триггера 58 через элемент 57 задержки.

Приход следующего импульса с выхода генератора 40 опять перебросит триггер 41 в единичное состояние, что приведет к обнулению триггеров 19 и пропаданию сигнала на выходе элемента И20, в результате

10 чего снимется блокировка счетчика 17 и блок 1 сформирует новый символ учебной информации.

Количество предъявляемых символов фиксируетСя счетчиком 54, и как только оно достигает необходимого числа, срабатывает дешифратор 56; высвечивая на индикаторе

60 сигнал об окончании тренировки, и блокирует работу генераторов 40 и 12 устройства, нии каждого информационнОго символа регистриругстся в блоке 10. При этом значение каждого символа и уровни сигналов учебной информации, при которых было достигнуто закрепление символа, фиксируются в регистре 55 и высвечиваются .на информационной панели. узла 62 индикаторов. Процесс восприятия во времени каждого символа зрением, слухом, кожей и обонянием фикси30 руется соответственно в регистрах 45-48 и высвечивается на информационных панелях узла 62 индикаторов, Такая информация об обучаемом позволяет оценить его способности к образному восприятию инфор35 мации.Использование предлагаемого устройства для тренировки памяти приводит к организации у обучаемого эйдетического запоминания любой информации, когда каждый информационный символ представляет собой яркий цветовой, звуковой, тактильный и запахавый образ, Формула изобретения

1. Способ тренировки памяти, включаю40

45 щий циклы тренировки, каждый из которых содержит формирование синхронизированHbIx визуального и звукового сигналов учебной информации, воздействие ими на обучаемого в течение заданного промежутка

50 времени, измерение параметров реакции обучаемого и гюследующую регистрацию ре-: акции обучаемого на воспринимающую учебную информацию, отлича ющийся1ем, что, с целью расширения дидактических аозможностей и области применения способа за счет активации эйдетической памяти обучаемого, s каждом цикле тренировки дополнительно формируют синхронизированные с визуальным и звуковым сигналами тактильный и запаховый сигналы учебной информа20 Вседейстайя обучаемого при запомина10

1748164 ции и воздействуют ими на обучаемого одновременно с визуальным и звуковым сигналами учебной информации в течение соединены с информационными входами второй группы блока регистрации и подключены к группе выходов блока формирования учебной информации, выходы блока ключей заданного промежутка времени, после чего прекращают воздействие на обучаемого 5 соединены с управляющими входами бловсеми сигналами учебной информации, кроме одного, в течение заданного промежутка ков предъявления визуальной, звуковой. тактильной и эапаховой информации, а инвремени и одновременно регистрируют ре- формационные входы — с выходами блока акцию обучаемого на все сигналы учебной коммутации, управляющий вход блока клюинформации, затем изменяют по заданной 10 чей соединен с вторым выходом блока упHblA промежуток времени производят но- 25 нйм входом блока управленйя, группа выховый цикл трениревки. 2. Устройство для тренировки памяти, дов которого соединена с информационными входами третьей группы содержащее блок ввода ответйых реакций, блока регистрацйи; выходы второй группы блок формирования учебной информации, которого соединены с входами второй групблок регистраций, блок коммутации и блок 30 пы блока индикации

"3. Устройство поп.2, отл ич а ю щеес я тем, что блок уйравления содержит тригуправления, первый выход которого соединен с входом блока коммутзцйи, группа выходов блока формирования учебной ин- . гер, счетчик, элемейт дифференцирования, формации подключена к информацион- цифроаналоговый преобразователь и гене35 ным входам блока предъявления ратор тактовых импульсов, вход которого визуальной учебной информации, выходы - является управляющим входом блока, з выблока ввода ответных реакций подключе- ход Соединен с входом установки триггера, ны к информационнйм входам первой первыйивторойвыходы которогоявляются группы блока регистрации, выходы первой:. соответственно первйм-и вторым выходами блока. первый выход триггера соединен со

40 группы которого соединены с информационными входами первой группы блока ин- счетным входом счетчика, обнуляющий вход дикации, о т л и ч а ю щ е:е с я тем,-что, c . которогосоединенс выходом элементадифцелью увеличения дидактических возмож-;.: ференцирования, вход которого является ностей устройства за счет активации эйде-:установочным входом блока, выходы счетчитической памяти обучаемого, s.него 45.-кз соединены с входами цифроаналогового введены блок ключей, блоки предъявления - преобразователя, выход которого является звуковой, тактильной и запаховой инфор- третьим выходом блока, группой выходов мации, информационные входы которых . которого являются выходы счетчика. программе одновременно параметры всех равления, первый выход которого сигналов учебной информации, воздейству- - дополнительйо соединен с первым инфорют ими на обучаемого в течение заданного мационйым входом блока регистрации иуспромежутка времени, после чего"прекраща- тайовочным входом блока ввода ответных ют воздействие на обучаемого всеми сигна- 15 реакций, а третий выход — с управляющими лами, кроме одного, в течение заданного входами блока индикации и блока ввода от-, промежутка времени и одновременно реги- ветных реакцйй, один из выходов которого стрируютреакцию обучаемогона всесигна- . подключен к устайовочному входу блока лы . учебной информации, циклы формирования учебной информации, управвоэдействия на обучаемого сигналами раз- 20 ляющий вход которого соединен с управля- личных параметров учебной информации: 1ощими входами блока управления и блока продолжают до момента регистраций восп- индикации и с управляющим выходом блока риятия обучаемым всех сйгналов учебйой регистрации, выход блока формирования информации, после чего через определен- учебной информации соединен с установоч1748164 фут Я

1748164

Фиг 7

1748164

Составитель Е.Власова

Техред М.Моргентал Корректор А,Осауленко

Редактор Е.Копча

Заказ 2506 Тираж . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР, 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ тренировки памяти и устройство для его осуществления Способ тренировки памяти и устройство для его осуществления Способ тренировки памяти и устройство для его осуществления Способ тренировки памяти и устройство для его осуществления Способ тренировки памяти и устройство для его осуществления Способ тренировки памяти и устройство для его осуществления Способ тренировки памяти и устройство для его осуществления Способ тренировки памяти и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автоматики , в частности к устройствам для обучения операторов, и может быть использовано для обучения основам вычислительной техники

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к авиационным тренажерам предназначено для подготовки летного состава к полетам в сложных метеоусловиях (СМУ), ограничивающих видимость

Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим устройствам, и может быть использовано на начальном этапе подготовки операторов приему телеграфных знаков на слух

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано для тренажа и профессионального отбора операторов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для психологических исследований , и может быть использовано для Фиъ.1 психодиагностики и при проведении профессионального отбора

Изобретение относится к автомобильной технике, в частности к устройствам для управления сцепления и тормозом учебного автомобиля

Изобретение относится к автоматике , в частности к устройствам для психофизиологических исследований, и может быть использовано для выявления и тренировки задатков (навыка) высшего порядка при подготовке операторов Цель изобретения - расширение дидактических возможностей путем выявления и тренировки навыка высшего порядка ( восприятия групп как независимых единиц)

Изобретение относится к эксплуатации автотранспорта и может быть использовано при подготовке и повышении квалификации водителей

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх