Бесшпоночное соединение деталей

 

Использование: в машиностроении, а именно в деталях машин. Сущность изобретения: сопряженные поверхности вала и втулки, вала и клиньев выполнены конусными и на валу выполнен буртик, контактирующий с шайбой. Сопряженные наклонные поверхности противодействуют смещению втулки относительно вала в сторону основания конусных поверхностей вала, а смещению в сторону вершин конусных поверхностей противодействует шайба, закрепленная посредством болтов на втулке и упирающаяся в буртик вала. Такое выполнение при знакопеременных нагрузках, возникающих при реверсе, противостоит продольному смещению втулки по валу и, следовательно, достигается устойчивое положение втулки, ее эвольвентного зацепления с шестерней. 2 ил. Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (61) 821785 (21) 4902954/27 . (22) 18.01.91 (46) 30.07.92. Бюл. ¹ 28 (71) Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат им, B.È.Ëåíèíà (72) Г.А.Шугаев, В.А.Самородов, А,С,Сиро. тин, В.С.Иващенко и К.Т,Умерзаков (56) Авторское свидетельство СССР № 821785, кл, F 16 8 17/00, 1979. (54) БЕСШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙЙ (57) Использование: в машиностроении, а именно в деталях машин, Сущность изобретения; сопряженные поверхности вала и

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин.

Известно бесшпоночное соединение, в котором во втулке. охватывающей вал, выполнена эксцентричная конусная проточка. в которой размещены два клина с конусной наружной поверхностью, подпружиненные друг к другу пружиной, К конусной поверхности втулки клинья поджаты и.айбсй, закрепленной на втулке.

Недостатком укаэанного устройства является то, что при больших знакопеременных нагрузках (реверсе) происходит смещение втулки от вала, что ведет-к снижению надежности соединения втулки, напри- мер с шестерней, их эвольвентного зацепления, что в конечном итоге сказывается на надежности машины, т.е. на аварийных поломках машины. 4ель изобретения — повышение надежности бесшпоночного соединения за счет устранения смещения втулки относительно Ы 1751469 А2 (я)5 F 16 В 17/00, 2/24 втулки, вала и клиньев выполнены конусными и на валу выполнен буртик, контактирующий с шайбой, Сопряженные наклонные поверхности противодействуют смещению втулки относительно вала в сторойу основания конусных поверхностей вала, а смещению в сторону вершин конусных поверхностей противодействует шайба, закрепленная посредством болтов на втулке и упирающаяся в буртик вала, Такое выполнение при знакопеременных нагрузках, возникающих при реверсе, протйвостоит продольному смещению втулки по валу и, следовательно, достигается устойчивое положение втулки, ее эвольвентного зацепления с шестерней. 2 ил. вала, что приводит к сйижению аварийных поломок машины.

Поставленная цель достигается тем, что бесшпоночное соединейие деталей, имеющее эксцентирную вйемку между валом и втулкой, в которой расположены два клина с геометрическими размерами по форме эксцентричной выемки, клинья расположены в противоположном направлении и подпружинены один к другому в расширенной части, наружная поверхность клиньев и сопрягаемая с ней внутренняя поверхность втулки выполнены конусными. сопряженные поверхности клиньев и вала выполнены конусными, причем на валу расположен буртик, контактирующий с шайбой.

Сопряженные наклонные поверхности противодействуют смещению клиньев относительно вала в сторону основания конусной поверхности вала, а смещению в сторону вершины конусной поверхности противодействует шайба, закрепленная по1751469

3 средством болтов на втулке и упирающаяся в буртик вала. Все это при знакопеременных нагрузках. возникающих прй реверсе, противостоит продольному смещению втулки по валу, следовательно, достигается ус- 5 тойчивое поЛойение втулки, ее эвольвентного зацепления с шестерней, В конечном итоге это повышает надежность соединения, а в целом всей машины.

На фиг. 1 изображено соединение, вид 10 сбоку; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1, Устройство состоит иэ эксцентричной конусной проточки, выполненной во втулке

1 и клиньях 2 и 3, Втулка 1 охватывает клинья 2 и 3. Сопряженные поверхности 15 втулки 1 и клиньев 2 и 3 выполнены конусными. Соприкасающиеся поверхности клиньев 2 и 3 и вала 4 выполнены также конусными.

Клинья 2 и 3 подпружинены друг к другу 20 пружиной 5. К конусной поверхности втулки

1 и конусной поверхности вала 4 клинья 2 и

3 поджаты торцом втулки 1. Шайба 6 поджа. та к буртику 7 и закреплена на втулке 1 посредством болтов 8, 25

Надежное закрепление втулки 1 йа валу

4 достигается эа счет конусностй "сопрягаемых элементов: втулки 1, клиньев 2 и 3 и вала 4, а также шайбы 6, закрепленной на втулке 1 и упирающейся в буртик 7 вала 4. 30

Устройство работает следующим образов.

При чередовании знакопеременного вращения втулки 1 силы инерции, возника35 ющие при остановке втулки 1 и вращении ее в противоположную сторону, пытаются сместить ее, так как невозможнО мгновенно добиться такого угла заклинивания, чтобы сила трения в этом случае превышала составляющую силы вдоль поверхности относительного скольжения.

Поэтому в прототипе при остановке не происходит фиксирования втулки 1 в одном и том же месте и она будет смещаться в сторону.

В предлагаемом устройстве устране- нию смещения втулки 1 в сторону вершины конусных поверхностей втулки 1, клиньев 2 и 3, вала 4 противодействует шайба 6, упирающаяся в буртик 7 вала 4.

Предлагаемое бесшпоночное соединение обеспечивает надежное соединение вала с втулкой и надежную фиксацию втулки относительно вала и заключается в увеличении срока службы данного узла в 5,4-6,7 раз по сравнению с известным соединением.

Формула изобретения

Бесшпоночное соединение деталей по авт. св. N. 821785,,о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, внутренняя поверхность клиньев и ответная поверхность вала выполнены конусными, причем угол и направление конусности соответствуют углу и направлению конусности наружной поверхности клиньев, а шайба установлена на валу в контакте с буртом. образованным конусной поверхностью вала, 1751469 1

Составитель B,Ñàìoðoäoâ

Редактор И,Касарда Техред М.Моргентал Корректор M.Ïoæo

Заказ 2564 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Бесшпоночное соединение деталей Бесшпоночное соединение деталей Бесшпоночное соединение деталей 

 

Похожие патенты:

Палец // 1751456

Изобретение относится к машиностроению и к авиационной технике, в частности к быстроразъемным соединениям концов деталей

Изобретение относится к машиностроению , в частности к безрезьбовым крепежным изделиям

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения деталей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения деталей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения деталей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения деталей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения деталей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения деталей

Изобретение относится к машиностроению и к авиационной технике, в частности к быстроразъемным соединениям концов деталей

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к закрепительным устройствам деталей на валах и к инструментам для их закрепления

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приспособлениях с регулируемой высотой упора

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для фиксации изделий в пространстве, и может быть использовано в приборостроении

Чека // 1613718
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, обеспечивающих фиксацию и расфиксацию подвижных элементов

Изобретение относится к устройствам для крепления навесных конструкций на внешней поверхности кузова транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к соединениям деталей машин, и может быть использовано при создании различных машин для центрирования деталей друг относительно друга, например для центрирования ступиц рабочих колес лопаточных машин на валах в случае воздействия на ступицу высокой температуры -или деформации ступицы под действием центробежных нагрузок

Изобретение относится к области машиностроения
Наверх