Сферический радиальный однорядный роликовый подшипник

 

Использование: в машиностроении для узлов, в которых от подшипника требуется высокая несущая способность и возможность компенсации несоосности корпуса и вала. Сущность изобретения: подшипник содержит наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с тороидальной дорожкой качения и двумя крайними бортами разного диаметра, бочкообразные ролики и гребенчатый цельный массивный сепаратор. Фланец сепаратора базируется по наружной поверхности бортика большого диаметра внутреннего кольца , а внутренние поверхности перемычек расположены на цилиндрической поверхности диаметром, равным диаметру меньшего бортика. Такое соотношение диаметров позволяет последовательно монтировать сначала сепаратор на внутреннее кольцо со стороны борта меньшего диаметра, а затем и ролики. При этом сепаратор замыкается между бортиком внутреннего кольца большого диаметра и торцами роликов, предотвращая самопроизвольную разборку блока этих деталей. 2 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 160 33/46

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4806345/27 (22) 29.03.90 (46) 30.07.92. Бюл. ¹ 28 (71) Минский филиал Всесоюзного научноисследовательского конструкторско-технологического института подшипниковой промышленности (72) Ю. М. Вайткус, Г. Ф. Дзанашвили, В. М.

Кошель и В. И. Нехвядович (56) Каталог фирмы FAG, Германия, № 41500

RиА, .1982, .с. .300. (54) СФЕРИЧЕСКИЙ РАДИАЛЬНЫЙ ОДНОРЯДНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК (57) Использование . в машиностроении для узлов, в которых от подшипника требуется высокая несущая способность и возможность компенсации несоосности корпуса и вала. Сущность изобретения; подшипник содержит наружное кольцо со сферической

Изобретение относится к подшипникам качения, преимущественно для узлов, в которых от подшипников требуется высокая радиальная несущая способность и возможность компенсации несоосности корпуса и вала.

Известен роликовый сферический подшипник, содержащий наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с тороидальной дорожкой качения и крайними бортами, бочкообразные ролики и.стальной штампованный сепаратор.

Недостатком известного подшипника является значительный износ в процессе эксплуатации относительно тонких перемычек сепаратора, что приводит к развороту

„„Я „„1751507 А1 дорожкой качения, внутреннее кольцо с тороидальной дорожкой качения и двумя крайними бортами разного диаметра, бочкообразные ролики и гребенчатый цельный массивный сепаратор. Фланец сепаратора базируется по наружной поверхности бортика большого диаметра внутреннего кольца, а внутренние поверхности перемычек расположены на цилиндрической поверхности диаметром, равным диаметру меньшего бортика. Такое соотнбшение диаметров позволяет последовательно монтировать сначала сепаратор на внутреннее кольцо со стороны барта меньшего диаметра, а затем и ролики, При этом сепаратор замыкается между бортиком внутреннего кольца большого диаметра и торцами роликов, предотвращая самопроизвольную разборку блока этих деталей, 2 ил, роликов, повышению трения, и, как следствие, снижению долговечности подшипника.

Известен также сферический радиальный однорядный роликовый подшипник с пластмассовым сепаратором фирмы Штейр (Австрия). Недостатком этой конструкции является малая термическая стойкость сепаратора, огранйчивающая применение подшипника температурой до 100-120 С, кроме того, высока вероятность разрушения сепаратора при неосторожном монтаже подшипника.

Наиболее близким к предлагаемому является радйальный однорядный сферический роликовый подшипник, состоящий иэ наружного кольца со сферической дорожкой качения, внутреннего кольца с торои1751507 дальной дорожкой качения и крайними бортами, бочкообразных роликов и массивного сепаратора, соединенного из двух гребенчатых полусепараторов заклепками. Недостаток этого подшипника заключается в сложности его конструкции и изготовления, высокой стоимости. Кроме того, перемычки . полусепараторов из-эа необходимости размещения в них заклепок занимают 25-35% пространства по центроиде ролика, что

- уменьшает количество роликов и долговечкость подшипника в целом.

Цель изобретения — расширение области применения, увеличение долговечности подшипника, упрощение его конструкции и изготовления.

Поставленная цель достигается тем, что в сферическом радиальном однорядном роликовом подшипйике бортики внутреннего кольца выполняются.с различными наружными диаметрами, а сепаратор — в виде одной отдельной гребенчатой детали с фланцем, причем фланец сепаратора имеет возможность взаимодействия с внутренним кольцом по наружной поверхности бортика большего диаметра, а внутренний диаметр перемычек выполнен большим меньшего диаметра бортика внутреннего кольца и меньшим большего диаметра бортика внутреннего кольца. Такое соотношение диаметров позволяет последовательно монтировать. сйачала сепаратор на внутреннее кольцо со стороны борта меньшего диаметра, а затем и ролики. При этом сепаратор замыкается между бортиком внутреннего кольца большего дйаметра и торцами роли ков, йредотвращая самопроизвольную разборку блока этих деталей, Для обеспечения невыпадения роликов при монтаже в блок "сепаратор — внутреннее кольцо" с одной, стороны и легкости их запрессовки с другой, наружный диаметр перемычек сепаратора D< над средним сечением роликов (в плоскости наибольшего их диаметра; где происходит задержка ролика), выбирается так, что в процессе сборки-разборки происходит некоторая допустимая упругая деформация сепаратора. При этом величина деформации сепаратора не приводит к черезмерному возрастанию усилия запрессовки ролика при сборке и повреждению деталей подшипника.

На фиг. 1 изображен подшипник; на фиг.

2 — сепаратор подшипника, Сферический радиальный однорядный роликовый подшипник (фиг. 1) содержит наружное кольцо 1 со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо 2 с тороидальной дорожкой качения и двумя крайними бортиками 3 и 4, выполненными с различными наружными диаметрами, бочкообразные ролики 5, гребенчатый сепаратор, фланец 6 которого внутренним диаметром d< взаимодействует с внутренним кольцом по наруж5 ному диаметру d> крайнего бортика 4, а внутренняя поверхность перемычек 7 расположена на цилиндрической поверхности диаметром б, большим диаметра dz u

I меньшим большего диаметра d> бортика 4.

10 Сепаратор подшипника (фиг. 2), торца.ми выступов перемычек, расположенных на диаметре d с, обеспечивает замыкание се1 паратора на торец бортика и исключает его осевое перемещение в подшипнике, а по15 верхность фланца с внутренним диаметром

dc базируется на борт большего диаметра внутреннего кольца. Наружный диаметр перемычек сепаратора Dc выбирается так, чтобы предотвратить выпадение роликов из

20 блока "сепаратор — внутреннее кольцо" и обеспечить допустимое усилие монтажа роликов.

Использование в предлагаемой конструкции подшипника цельного сепаратора

25 вместе склепанного из двух полусепараторов упрощает конструкцию и соответствен-, но снижает стоимость изготовления на

10 — 15%. Расход цветных металлов при этом снижается на 30-40 %. Число роликов воз30 растает на 10-15 %. При этом грузоподьемность увеличивается на 7-10 %, а долговечность — на 25 40 %. Предлагаемая конструкция расширяет также область применения подшипника, так как сепаратор мо35 жет быть изготовлен из любого конструкционного материала.

Таким образом, предлагаемая конструкция расширяет область применения подшипников, обеспечивает надежное ведение

40 роликов одним гребенчатым массивным сепаратором вместо двух полусепараторов, соединенных заклепками, что упрощает конструкцию и производство подшипников в целом. Такое упрощение позволяет на 1045 15 % снизить стоимость изготовления подшипника, Из-за отсутствия заклепок перемычки выполняются более тонкими, сохраняя необходимую конструктивную прочность се50 паратора, При этом число роликов увеличивается на 10-15 %, соответственно на?-10 % растет динамическая грузоподьемность и на 25-40 % долговечность подшипника, 55 Формула изобретения

Сферический радиальный однорядный роликовый подшипник, содержащий наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо со сферической дорожкой качения и двумя бортиками, боч1751507 кообразные ролики и массивный сепаратор, отличающийся тем; что, с.целью расширения области применения, бортики внутреннего кольца выполнены с различными диаметрами, сепаратор — гребенчатым с фланцем, установленным с возможностью взаимодействия с бортиком внутреннего кольца большего диаметра и перемычками между гнездами, внутренний диаметр которых выполнен большим меньшего диаметра бортика внутреннего кольца и меньшим

5 большего диаметра бортика внутреннего кольца.

1751507

Редактор Э.Слигаи

Техред М.Моргентал Корректор Э.Лончакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2680 —.—:. — Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, .Раушская наб., 4/5

Сферический радиальный однорядный роликовый подшипник Сферический радиальный однорядный роликовый подшипник Сферический радиальный однорядный роликовый подшипник Сферический радиальный однорядный роликовый подшипник 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к мзии-ч .;с

Изобретение относится к подшипниковой промышленности

Изобретение относится к машиностроению, в частности к карданным валам транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в роликовых подшипниках карданных валов

Изобретение относится к машиностроению и касается соединения заклепками массивных полусепараторов подшипника качения, предназначенного для работы в условиях динамических нагрузок, например на осях железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к машиностроению , в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции цельного сепаратора роликоподшипника, изготовляемого методом литья под давлением из пластмассы

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к комбинированным подшипникам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в производстве роликовых цилиндрических подшипников

Изобретение относится к опорно-поворотным устройствам с упругими роликами преимущественно для боевых гусеничных машин, поворотных пусковых установок и т.п., где требуется безлюфтовость

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к области машиностроения, а в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения, работающим в условиях вибрации, и может быть использовано, например, в грохотах, молотковых мельницах, выбивных решетках

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в авиационном двигателестроении, в котором применяются высокоскоростные и высоконагруженные роликовые подшипники

Изобретение относится к области машиностроения, а в частности - к подшипникам качения, работающим в узлах машин и механизмов
Наверх