Аэродинамический руль самолета

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

,0 Э

1 с (Я

О ( () ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4844757/23 (22) 11.06.90 (46) 15.09.92. Бюл. N 34 (71) Экспериментальное объединение "Фотон" (72) К,М, Жидовецкий (73) Акционерное общество "Авиатика" (56) Пришкольников В,А., Янкевич Ю.И. Самолет Як-18Т. Транспорт, 1978, с. 59, 64, рис. 27, 30. (54) АЭРОД IHAMlfi×ЕСКИЙ РУЛЬ САМОЛЕТА (57) Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в легких

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в легких и спортивно-пилотажных самолетах.

Наиболее близким техническим решением является аэродинамический руль самолета Як-18Т, имеющий лонжерон, кронштейн навески и кронштейн руля, соединяющий его лонжерон с кронштейном навески.

Недостатком данного технического решения является введение сосредоточенного балансировочного груза, что увеличивает вес руля, Руль не имеет консгруктивных ограничителей углов отклонения, эти упоры расположены на органах управления в кабине, что не сказывается положительно на эксплуатационных характеристиках, Целью изобретения является снижение веса, улучшение эксплуатационных и массово-инерционных характеристик.

Поставленная цель достигается тем, что в аэродинамическом руле самолета, имеющем лонжерон, кронштейн навески и крон„.,5U„„1762750 АЗ

<я>s В 64 С 5/06, 9/30 и спортивно-пилотажных самолетах, Цель изобретения — снижение веса и улучшение эксплуатационных и массово-инерционных характеристик. Аэродинамический руль самолета имеет трубчатый лонжерон. Свободные концы кронштейна навески С-образной формы жестко соединены профилированной пластиной. Руль шарнирно установлен на профилирован ной пластине посредством кронштейна руля так, что трубчатый лонжерон размещен по полету впереди оси О навески руля на некотором расстоянии А.

Упоры-ограничители взаимодействуют с трубчатым лонжероном в крайних положениях руля. 2 ил. штейн руля, соединяющий его лонжерон с кронштейном навески, согласно изобретению кронштейн навески выполнен С-образной формы, свободные концы которого жестко соединены профилированной пластиной, лонжерон руля выполнен трубчатым, а сам руль шарнирно установлен на профилированной пластине так, что трубчатый лонжерон руля по полету размещен впереди оси навески руля на некотором расстоянии, причем на профилированной пластине выполнены упоры-ограничители. взаимодействующие с трубчатым лонжероном в крайних положениях руля.

На фиг. 1 изображен аэродинамический руль в компоновке на самолете: на фиг. 2— узел на фиг. 1.

Аэродинамический руль 1 самолета 2 имеет трубчатый лонжерон 3. Кронштейн навески 4 выполнен С-образной формы и его свободные концы жестко соединены между собой профилированной пластиной

5, Руль 1 шарнирно установлен на профили1762750 рованной пластине 5 посредством кронштейна 6 руля 1 таким образом, что трубчатый лонжерон 3 руля 1 размещен по полету впереди оси О навески руля 1 на некотором расстоянии А. Профилированная пластина 5 имеет упоры-ограничители 7 и 8, взаимодействующие с лонжероном 3 в крайних положениях руля 1.

Аэродинамический руль самолета функционирует следующим образом.

В полете руль 1, отклоняясь от своего нейтрального положения относительно точки О, создает управляющее усилие, передаваемое через профилированную пластину 5 и кронштейн навески 4 на самолет 2. Размещенный впереди точки О на расстоянии трубчатый лонжерон 3 играет уже сам по себе роль балансировочного груза. Координата А лонжерона 3, а также геометрические характерис|ики лонжерона 3 выбираются таким образом, чтобы он обеспечивал желаемую степень балансировки руля 1, вытекающую из летно-технических характеристик самолета 2, что позволяет полностью избавиться от дополнительных балансировочных грузов. Упоры-ограничители 7 и 8 ограничивают ход руля 1 в заданном для него диапазоне. При этом важно отметить, что не требуется дополнительного места для упоров-ограничителей 7 и 8, которые взаимодействуют непосредственно с лонжероном 3 — основным силовым элементом руля 1. Дополнительные контактные площадки, кроме профилированной пластины 5 для ограничения хода руля 1 не нужны, Придание лонжерону 3 руля 1 функций весового балансира, позволяет существенно улучшить массово-инерционные характеристики руля за счет осуществления перехода от сосредоточенного груза — балансира к распределенному. Это преимущество важно отметить в связи с целесообразностью применения изобретения на спортивно-пилотажных самолетах, для которых, например, одни из штатных режимов полета является движение хвостом вперед при выполнении

5 фигуры высшего пилотажа "колокол". При выполнении таких фигур, как правило, наступает полная аэродинамическая перекомпенсация руля 1, что, в случае отсутствия упоров, аналогичных предлагаемым, приво10 дит за счет упругой деформации проводки управления к нерасчетным углам отклонения рулевых поверхностей и, как следствие, к их деформации, а возможно и поломке. В данном изобретении руль 1 отклоняется от

15 нейтрального положения в крайнее, а упоры-ограничители 7 и 8 взаимодействуют непосредственно с трубчатым лонжероном 3.

Упругой деформации проводки управления в этом случае нет. Придание лонжерону 3 0 функций балансировочного груза позволяет получать необходимый момент в широком диапазоне значений изменением массы самого лонжерона 3 и/или координаты А.

Формула изобретения

25 Аэродинамический руль самолета, содержащий лонжерон, кронштейн, навески и кронштейн руля, соединяющий лонжерон с кронштейном навески, отличающийся тем, что, с целью снижения веса. улучшения

30 эксплуатационных и массово-инерционных характеристик, кронштейн навески выполнен С-образной формы, свободные концы которого жестко соединены профилированной пластиной, лонжерон руля выполнен

35 трубчатым, а сам руль шарнирно установлен на профилированной пластине так, что трубчатый лонжерон руля размещен по полету впереди оси навески руля на некотором расстоянии, причем на профилированной пла40 стине выполнены упоры-ограничители, взаимодействующие с трубчатым лонжероном в крайних положениях руля, 17б2750

Ф

Й8.

Составитель К.Жидовецкий

Редактор T,ØàðãàíoBà Техред М.Моргентал Корректор О,Густи

Заказ 3267 Ч и раж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Аэродинамический руль самолета Аэродинамический руль самолета Аэродинамический руль самолета 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации, в частности к рулевым поверхностям

Изобретение относится к области авиации

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к рулевым поверхностям летательных аппаратов

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в пассажирских и транспортных самолетах

Изобретение относится к авиации

Изобретение относится к летательным аппаратам

Изобретение относится к вертолетостроению и механизмам путевого управления, в частности, и может быть использовано для улучшения летных характеристик одновинтовых вертолетов на всех режимах полета и увеличения ресурса хвостовой балки

Изобретение относится к области авиации

Изобретение относится к авиации, а именно к системам управления полетом летательных аппаратов, использующих для управления по крену элероны или флаппероны и для управления по рысканию цельноповоротные кили

Изобретение относится к летательным аппаратам на воздушной подушке

Киль // 2424946
Изобретение относится к стабилизаторам транспортных средств при перемещении в водном или воздушном пространстве

Самолет // 2055778
Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано при проектировании административных самолетов бизнес-класса, а также при проектировании учебно-тренировочных и легких боевых самолетов

Самолет // 2058912
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при проектировании и постройке различных типов летательных аппаратов
Наверх