Способ получения многорядного срезного соединения листовых деталей

 

Использование: в машинои самолетостроении , в многорядных срезных соединениях листовых деталей. Сущность изобретения: в каждой листовой детали в зонах отверстий последнего ряда относительно места приложения нагрузки на эту деталь выполняют конические выемки со стороны, сопрягаемой с другой деталью поверхности. В зонах отверстий промежуточных рядов выемки выполняют аналогичными через ряд, в одной детали, начиная с первого промежуточного ряда, а в другой - с второго. Устанавливают в отверстия пакета деталей крепежные элементы и производят их осевую затяжку до полного заполнения выемок каждой детали материалом другой. 6 ил,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 В 5/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

6 (21) 4875279/27 (22) 19.10.90 (46) 07.10.92 Бюл. М 37 (71) Харьковский авиационный институт им, Н. Е, Жуковского (72) Э, Н. Румянцев, А. Г, Шаманов, А. Е.

Новожилов и B. Г, Бабичев (56) Авторское свидетельство СССР

N 1479733, кл, F 16 В 5/02, 1987. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МНОГОРЯДНОГО СРЕЗНОГО СОЕДИНЕНИЯ ЛИСТОВЫХ

ДЕТАЛ ЕЙ (57) Использование; в машино- и самолетостроении, в многорядных срезных соединеИзобретение относится к машиностроению, в частности к самолетостроению, и может быть использовано при изготовлении многорядных срезных болтовых и заклепочных соединений листовых деталей.

Известна конструкция многорядных срезных соединений (см„например, Ярковец А. И., Сироткин О. С. и др. Технология выполнения высокоресурсных заклепочных и болтовых соединений в конструкциях самолетов, М.: Машиностроение, 1987, с. 6, рис, 1. 1 б), состоящие из соединяемых листов, скрепленных несколькими рядами соединительных крепежных элементов.

Статическая прочность известного соединения во многом определяется статической прочностью на срез крепежных элементов, Трение контактных поверхностей соединяемых листов, величина которого зависит от величины осевой стяжки крепежного элемента и состояния поверхности соединяемых листов, способствует повышению

„„ Ц„„1767244 А1 ниях листовых деталей, Сущность изобрете- ния: в каждой листовой детали в зонах отверстий последнего ряда относительно места приложения нагрузки на эту деталь выполняют конические выемки со стороны, сопрягаемой с другой деталью поверхности, В зонах отверстий промежуточных рядов выемки выполняют аналогичными через ряд, в одной детали, начиная с первого промежуточного ряда, а в другой — с второго.

Устанавливают в отверстия пакета деталей крепежные элементы и производят их осевую затяжку до полного заполнения выемок каждой детали материалом другой, 6 ил, статической прочности соединения на срез, поскольку часть срезной нагрузки с листа на лист передается трением. Однако, увеличение величины осевой стяжки соединительных крепежных элементов приводит к ослаблению статической прочности на отрыв самих крепежных элементов, а также к интенсивной фреттинг-коррозии соединяемых листов, Для снижения нагруженности на срез крепежных элементов применяют внутренние элементы жесткости — см., например, а. с, N 1477011, а. с. М 621904 и т. и., способствующие повышению жесткости на сдвиг соединения и разгрузке соединительных крепежных элементов, Однако, известные соединения трудоемки в изготовлении, усложняют сборку соединения и применимы, в основном, для толстостенных конструкций.

Наиболее близким по техническому решению и достигаемому результату является соединение деталей, известное из а. с, N

1767244

10

20

55

1479733, F 16 В 5/02, 1987 г. (прототип).

Известное соединение состоит из соединяемых листов, скрепленных несколькими рядами соединительных крепежных элементов, причем на контактной поверхности в зонах отверстий выполнены конусные, концентричные отверстиям, выемки. Конусные выемки позволяют разнести зону геометрической концентрации напряжений на кромке Загруженного отверстия и зону повышенных контактных напряжений, снизить силонагружен ность по рядам крепежных элементов. Это способствует повышению усталостной долговечности соединяемых листов. Однако, применение конусных выемок различной глубины реализуемо для пакетов средних и больших толщин и практически неприменимо для тонкихлистов, кроме того, наличие внутренних пустот снижает эффективность осевой стяжки пакета деталей.

Цель изобретения — повышение надежности соединения путем увеличения статической прочности соединяемых деталей.

Для достижения поставленной цели способ получения многорядного срезного соединения листовых деталей включает выполнение отверстий в соединяемых листовых деталей пакета, выполнение в каждой детали в зонах отверстий последнего ряда относительно места приложения нагрузки на эту деталь и внутренних рядов конических выемок со стороны сопрягаемой с другой деталью поверхности, концентричных отверстиям, причем в зонах отверстий листовой детали, начиная с первого промежуточного ряда, а в другой — со второго, установку в совмещенные отверстия листовых деталей крепежных элементов и их осевую затяжку до полного заполнения выемок каждой листовой детали материалОм другой.

На фиг. 1 — 4 — этапы технологического процесса изготовления многорядного соединения деталей; на фиг, 5 — узел! на фиг. 4, фрагмент собранного соединения деталей; на фиг. 6 — конструкция и характер эксплуатационного нагружения многорядного односрезного заклепочного соединения.

Разработанный способ получения многорядного срезного соединения листовых деталей 1 и 2 заключается в выполнении в каждой детали отверстий 3, расположенных в несколько рядов (фиг, 2). 8 каждой детали выполняют со стороны поверхности, сопрягаемой с другой деталью, конические выемки 4, концентричные отверстиям, причем на крайних отверстиях выемки располагают в зонах отверстий последнего ряда, относительно места приложения нагрузки на эту деталь, а в зонах отверстий промежуточных рядов выемки располагают через ряд, в одной листовой детали (например, 1) — начиная с первого промежуточного ряда, а в другой — со второго (фиг, 3). 8 совмещенные отверстия листовых деталей устанавливают крепежные элементы, например, заклепки 5, и производят их осевую затяжку (расклепывание) до полного заполнения выемок каждой листовой детали материалом другой (фиг. 5).

Местом вероятного усталостного разрушения соединения листовых деталей под действием циклической эксплуатационной нагрузки Рэ является сечение деталей по крайним рядам крепежных элементов. Так, например, лист 1 разрушается по сечению

А-А (отверстие первого, относительно места приложения нагрузки на деталь, ряда), а лист 2 — по сечению Б — Б.(фиг, 6). Отсутствие выемок в детали по месту ее вероятного усталостного разрушения (фиг. 5) не ослабляет усталостную долговечность соединения деталей по сравнению с прототипом, но заполнение выемок в одной детали материалом другой приводит к тому, что реализуется своеобразное "зубчатое" зацепление одной детали с другой, где роль "зуба" выполняет выступ одной детали, входящей в выемку другой (фиг. 5), причем количество

"зубьев" равно количеству рядов крепежных элементов, При работе на сдвиг под действием усилия Рз происходит включение в работу зубьев (обмятием поверхности листа), причем для разработанного способа гарантирован контакт зубьев с поверхностью впадин, поскольку такое зацепление образовано при осевой затяжке пакета продавливанием листа. При этом, для тонких листов (1 — 2 мм) прогиб материала может быть настолько большим (на всю глубину выемки), что заклепки практически в работу на срез не включаются, обеспечивая эффект разработанного решения по критерию усталостной долговечности, однако, в любом случае заход материала внутрь выемок обеспечивает большую статическую прочность соединения по сравнению с прототипом, Глубину выемок целесообразно выполнять равной 0,3 — 0,5 мм механообработкой, либо, что более эффективно по критерию усталостной долговечности, прессованием. Диаметр выемки необходимо выполнять равным 2,5 — 3,5 диаметра крепежного элемента для облегчения захода материала листа внутрь выемки, Разработанный способ рекомендуем для получения односрезных многорядных заклепочных и болтовых соединений тонких, толщина S=0,5 — 1,5 диаметра крепежного элемента, пакетов.

1767244

XiiT . 2

ИЫ,3

Я

С1

Составитель Э.Румянцев

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О.Густи

Редактор Л.Волкова

Заказ 3536 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Т. о, разработанное техническое решение позволит на 25 — 40 повысить статическую прочность заклепочного соединения.

Это повысит надежность соединения, либо снизит его массу, что принесет при эксплуатации изделия экономический эффект.

Формула изобретения

Способ получения многорядного срезного соединения листовых деталей, включающий выполнение отверстий в соединяемых листовых деталях пакета, выполнение в каждой детали в зонах отверстий последнего ряда относительно места приложения на эту деталь нагрузки конических выемок со стороны сопрягаемой с другой деталью поверхности, концентричных отверстиям, выполнение в каждой детали в зонах отверстий промежуточных рядов конических выемок, аналогичных упомянутым, установку в совмещенные отверстия листо5 вых деталей крепежных элементов и их осевую затяжку, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности соединения путем увеличения статической прочности, в зонах отверстий промежуточных

10 рядов выемки выполняют через ряд, в одной листовой детали — начиная с первого промежуточного ряда, а в другой — с второго, осевую затяжку крепежных элементов производят до полного заполнения выемок

15 каждой листовой детали материалом другой.

Способ получения многорядного срезного соединения листовых деталей Способ получения многорядного срезного соединения листовых деталей Способ получения многорядного срезного соединения листовых деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к многорядным соединениям деталей, подверженным действию знакопеременных нагрузок

Изобретение относится к болтовым соединениям деталей, воспринимающих поперечные нагрузки, и может применяться в машиностроении, приборостроении и при изготовлении летательных аппаратов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в конструкции стыков рам газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано для стыковки агрегатов, например центроплана и отъемной части крыла, фюзеляжа с килем, стыковки частей пилона между собой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях деталей, обладающих большой усталостной прочностью

Изобретение относится к области строительства, в частности к болтовым соединениям тонкостенных строительных элементов

Изобретение относится к узлам крепления фланца к корпусу транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении крупногабаритных деталей, например направляющих балок механизма перемещения буровых установок кустового бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к крепежной системе, содержащей резьбовую крепежную деталь, имеющую признак преобладающего крутящего момента

Изобретение относится к авиационной технике, к устройствам крепления, а именно к замкам, используемым в разъемных соединениях и позволяющим снимать отдельные детали
Наверх