Узел двигателя внутреннего сгорания а.ф.мещерякова

 

Использование: в двигателестроении. Сущность изобретения: шатун выполнен составным . Кривошипная головка 1 выполнена с аккумулирующей полостью 6. Поршневая головка 16 выполнена с направляющей частью 13, а также с поршнем /П/ 18 и с возможностью осевого перемещения размещена в стержне 11 В П 18 выполнена полость, соединенная осевыми отверстиями с маслоподводящими каналами В П 18 размещен клапан высокого давления, а ч аккумулирующей полости 6 - клапян низкого давления 29. Масляный канал 35 я шатунной шейке 33 и отверстия 10 в подшипнике скольжения расположены со стороны шейки , обращенной к оси коленчатого вала. 2 ил сл с XI 2 о ю со Л/г.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1770623 А1 (> ) 01) (ss)s F 16 С 7/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

»

О»

° » г

У (21) 4835546/27 (22) 07.06.90 (46) 23.10.92. бюл. N 39 (75) А.ФМещеряков (56) Тракторы и автомобили. Под ред.

B.À.Ñêoòíèêoâà. — М,: АГропромиэдат, 1985, с.

18, рис. 25.

Ф (54) УЗЕЛ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ А.Ф.МЕЩЕРЯКОВА (57) Использование: в двигателестроении, Сущность изобретения: шатун выполнен составным. Кривошипная головка 1 выполнена с аккумулирующей полостью 6. Поршневая головка 16 выполнена с направляющей частью 13, а также с поршнем /П/ 18 и с воэможностью осевого перемещения размещена в стержне 11, В П 18 выполнена полость, соединенная осевыми отверстиями с маслоподводящими каналами. В П 18 размещен клапан высокого давления. а я аккумулирующей полости 6 — клапан низкого давления 29. Масляный канал 35 в шатунной шейке 33 и отверстия 10 в подшипнике скольжения расположены со стороны шейки, обращенной к оси коленчатого вала. 2 ил.

1770623

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению, и может быть использовано в качестве узла кривошипно-шатунного механизма в двигателях внутреннего сгорания, Известен узел двигателя внутреннего сгорания, содержащий шатун, присоединенный к шейке кривошипа коленчатого вала, являющийся частью крипошипношатунного механизма (КШМ). Основными элементами шатуна являртся; поршневая головка, стержень и кувошипная головка, соединяющая стержень шатуна с шейкой коленчатого вала. В коМплект шатуна входят втулка и подшипник скольжения, Обеспечивая прочность и жесткость, шатуну отводят исключительно роль кинематической связи поршня с кривошипом вала, не способствующую при этом улучшению как организации и протеканию рабочего процесса в двигателе, так и повышению его моторесурса, Целью изобретения является повышение технико-экономических показателей двигателя путем улучшения рабочей характеристики шатуна, а также повышения надежности.

Улучшенная рабочая характеристиКа составного шатуна с четко выраженным по

yrny y поворота кривошипа вала началом сокращения его длины под действием расчетного усилия, например давления на поршень, развиваемого с началом рабочего процесса до его прихода в верхнюю мертвую точку (ВТМ), позволяет существенно снизить противодавление на поршень, демпфируемое гидравлической системой шатуна, и тем самым снизить износ элементов

КШМ и повысить мОторесурс двигателя.

Вместе с этим продолжающееся демпфирование шатуном давлений цикла в BMT поршня и частью за ней обеспечивает переменную степень сжатия я s цилиндре двигателя, способствующую снижению максимальных давлений цикла и вероятности детонационного сгорания топливной смеси в бензиновом двигателе, С повышением таким образом предела детонационного сгорания топливной смеси открывается перспектива использования более дешевых бензинов с относительно более низким октановым числом.

С применением узла в дизелях обеспечивается снижение наброса давлений на детали КШМ и повышается воэможность форсирования по давлению наддува, Сущность изобретения состоит в том, что составной шатун узла двигателя внутреннего сгорания выполнен с рабочей ха55

50 рактеристикой. содер>кащей по углу у поворота кривошипа вала прибли>кенно — горизонтальный участок, описывающий работу удлиненного шатуна, ограниченный участками характеристики удлинения и сокращения межцентрового расстояния головок составного шатуна соответственно под давлением масла маслосистемы двигателя и под воздействием давлений цикла на поршень в области ВМТ, с конструктивно регулируемым по углу р началом сокращения длины шатуна - демпфирования давлений цикла.

Существенными отличиями узла и его гидравлической системы являются следующие, Стержень шатуна выполнен составным из двух частей: части стержня с поршневой головкой и части, образованной картером с кривошипной головкой, конструктивно связанных между собой с возможностью вращения его частей относительно оси шатуна и изменения — удлинения, сокращения межцентрового расстояния его головок, При этом связью частей шатуна служит палец, неподвижно присоединенный в основании части стержня с поршневой головкой, имеющий цилиндрическую направляющую часть, и выполненный на конце направляющей части полый поршень с заглушкой, фиксированные в отверстии крышки картера и его полости.

Гидравлическая система составного шатуна содержит клапан высокого давления с коническим элементом и жесткой пружиной сжатия, соответственно установленные в седле отверстия заглушки и полости поршня с помощью опорных элементов, и клапан низкого давления с седлом и менее жесткой пружиной сжатия, соответственно установленные в осевом подводящем масляном ка-. нале кривошипной головки шатуна и в аккумулирующей полости, выполненной под поршнем в верхней части кривошипной головки.

Поперечные каналы и осевой канал, выполненные в направляющей части пальца, соединяют полость над поршнем с осевым каналом стержня шатуна с поршневой головкой.

Другими существенными отличиями элементов узла и их выполнения являются окружные выемка с поперечными канавками, выполненные в стенке полости кривошипной головки и примыкающие к осевому подводящему масляному каналу и несколько отверстий в подшипнике скольжения, обращенные к окружной выемке.

Для обеспечения быстродействия удлинения шатуна в области нижней мертвой

1770623

10

55 точки поршня (HMT) масляный канал в шатунной шейке кривошипа коленчатого вала, являющейся составной частью узла, выполнен со стороны шейки, обращенной к оси коленчатого вала двигателя.

На фиг. 1 эскизно изображен главный вид шатуна; на фиг. 2а — принципиальная развернутая диаграмма протекания по углу р рабочего процесса двигателя с новым узлом; на фиг. 2б — принципиальная рабочая характеристика составного шатуна, выраженная процентным изменением хода части стержня с поршневой головкой по углу

rp поворота кривошипа вала, Составной шатун, являющийся частью предлагаемого узла, содержит кривошипную головку 1 с крышкой 2, присоединенной конусными штифтами 3, и подшипник скольжения 4, В верхней цилиндрической части 5 кривошипной головки выполнена открытая цилиндрическая аккумулирующая полость 6, сообщаемая осевым подводящим масляным каналом 7 с окружными выемками 8 с поперечными канавками 9, выполненными на части стенки полости головки, а в подшипнике скольжения выполнены отверстия

10, обращенные к окружной выемке.

К верхней цилиндрической части 5 кривошипной головки на резьбе присоединена накидная крышки 11, выполненная в виде цилиндрического стакана, донная часть которого выполнена с буртом и осевым отверстием, в расточке которого установлен кольцевой уплотнительный элемент 12. Совместно с верхней цилиндрической частью кривошипной головки крышка образует картер составного шатуна.

В отверстии накидной крышки с возможностью вращения и осевого перемещения на величину Л L установлена цилиндрическая направляющая часть 13 пальца 14, неподви>кно присоединенного в основании части стержня шатуна 15, выполненного нэ конце с поршневой головкой 16 и втулкой 17.

Продолжением направляющей части служит по ршен ь 18 с полостью 19, обращенной к аккумулирующей полости и закрытой заглушкой 20 на резьбе. Для повышения работоспособности поршень снабжен кольцевыми уплотнительными элементами 21.

В пальце и хвостовике поршня выполнен осевой канал 22, сообщаемый с осевым каналом стержня и полостью поршня шатуна, а выполненные в направляющей части радиальные каналы 23 сообщают кольцевую поршневую полость 24, образованную стенкой накидной крышки под буртом и хвостовиком, с осевым каналом направляющей части, В заглушке поршня Bûïîëíåío осевое отверстие с оы рой кромкой едва, запираемое установленным в заглушке клапаном высокого давления с коническим элементом

25, с открытой конусной частью, обращенной в аккумулирующую полость. Клапан выполнен с цилиндрическим буртом и сферической головкой, сопряженной с возможностью самоустановки в сферической выемке опорного элемента 26, выполненного с кольцевым буртом.

В донной части поршня по оси канала стержня шатуна выполнена сферическая выемка, центрирующая сферическую головку опорного зле лента 27, вьнтолненного с осевым канало л и кольцевым буртом.

Жесткая цилиндрическая пружина сжатия 28 установлена между опорными элементами клапана высокого давления с опиранием подшлифованных витков на их кольцевые бурты.

Соосно с клапаном высокого давления в осевом канале кривошипной головки установлен клапан низкого давления 29 с коническим уплотняющим пояском, а в расточке канала запрессовано седло 30 клапана с коническим уплотняющим пояском, обращенным к аккумулирующей полости. В головке клапана выполнена сферическая выемка, центрирующая сферическую головку опорного элемента 31, выполненного.в виде тарелки, Между опорным элел1еí10h1 клапана низкого давления и заглушкой поршня установлена менее жесткая цилиндрическая пружина сжатия 32.

Обе пружины клапанов являются расчетными элементами гидравлической системы составного шатуна и установлены с предварительным сжатием.

Для эффективной подачи масла поддавлением в гидравлическую систему составного шатуна в области НМТ поршня в шатунной шейке 33 с внутренней облегчающей полостью 34 масляный канал 35 выполнен со стороны шейки кривошипа, обращенной к оси коленчатого вала.

Работает узел двигателя внутреннего сгорания, например двухтактного, следующим образом, При ходе поршня к нижней мертвой точке (HMT) и с начэлол» выпуска отработавших газов в t. Ь1 политропы расширения 36, фиг, 2а, шейка 33 кривошипа вала поворачивается в кривошипной головке 1, 2 так, что масла под давлением поступает из канала 35 шейки через отверстия 10 в подшипнике скольжения 4 в окружные выемки 8 и. сжимая пружину 32, открывает

1770623

25

50 клапан низкого давления 29. С открытием этого клапана поступающее в аккумулирующую полость 6 масло, воздействуя на заглушку 20 поршня 18, перемещает его вверх на величину Л урабочей характеристики 37, фиг. 2б., тем самым растягивая шатун до полной длины

L = (+ AL )+ Л где L — полностью сокращенная длина шатуна, Л L — конструктивный запас длины.

Удлинению межцентрового расстояния головок шатуна при этом способствует сопротивление трения поршневых колец в цилиндре двигателя, На диаграмме рабочей характеристики шатуна началу подачи масла в аккумулирующую полость соответствуетт, 1.

С выходом кривошипа вала из НМТ и перекрытием масляного канала 35 поверхностью подшипника скольжения подача масла прекращается: т, 2, и под воздействием пружины клапан низкого давления закрывается. При этом шатун в пределах характерных т.т. 2 — 3 прямолинейного участка рабочей характеристики работает с полной длиной L .

Расчитанная и подобранная на демпфирование усилий сжатия не менее максимального давления сжатия Рс политропы сжатия 38, жесткая пружина сжатия 28 обеспечивает открытие клапана высокого давления 25 под действием давления масла в аккумулирующей полости, возросшего под давлением поршня до величины Р,, и начало демпфирования давлений развивающегося процесса сгорания топливной смеси после точки видимого сгорания С, начиная с т. 3 политропы 39, относящейся к протеканию сгорания в двигателях с обычными шатунами, с присущим ему резким возрастанием противодавления на участке 3-4 политропы.

Дальнейшее нарастание давлений процесса сгорания по политропе 40 с т.т. 3. 4, Z происходит при изменении по углу рповорота кривошипа вала условий сгорания, вызванном податливостью поршня, т.е. сокращением длины шатуна нэ величину

Л L . т,т, 3, 4, 5 рабочей характеристики.

При этом максимум давлений Z политропы 40 смещается no p, и его абсолютное значение существенно снижается по отношению к (Z) политропы 39. а абсолютное значение противодавления Р1 в т. 4 политропы 39, наблюдаемое в обычных двигателях, снижается до величины Рр с т. 3 политропы 40.

Формула изобретения

Узел двигателя внутреннего сгорания, содержащий установленный на шатунной шейке коленчатого вала шатун с разъемной кривошипной головкой, поршневой головкой и стержнем, размещенный между шейкой и кривошипной головкой подшипник скольжения, при этом шатунная шейка выполнена с радиальным каналом, о т л и ч а юшийся тем. что, с целью повышения технико-экономических показателей двигателя путем улучшения рабочей характеристики шатуна, а также повышения надежности, он снабжен накидной крышкой, пальцем, клапанами низкого и высокого давления, заглушкой, седлом, опорными элементами поршня, клапанов низкого и выc0x0ro давления, двумя пружинами, одна из которых более жесткая, стержейь шатуна выполнен составным, одна из составных частей стержня выполнена в виде поршневой головки шатуна, жестко соединенной с пальцем, другая составная часть стержня выполнена в виде части кривошипной головки шатуна с открытой цилиндрической аккумулирующей полостью, расположенной со стороны поршневой головки шатуна, внутри полости соосно с осью шатуна выполнены проточка и отверстие, палец выполнен в виде поршня с цилиндрической направляющей частью и полостью, выполненной в поршне и соединенной осевым каналом с поршневой головкой шатуна, в направляющей части выполнены радиальные каналы, накидная крышка выполнена в виде цилиндрического стакана, в донной части которого выполнено отверстие для раэмещения направляющей части пальца с возможностью его осевого перемещения и вращения. при этом накидная крышка жестко соединена с частью шатуна, имеющей эккумулирующую полость, площадь поперечного сечения аккумулирующей полости больше площади поршневой полости, ограниченной внутренним диаметром стакана и диаметром отверстия для размещения направляющей части, длина поршня меньше расстояния между торцом части кривошипной головки с аккумулирующей полостью и дном стакана для образования поршневой полости, поршневая полость соединена радиэльными каналами направляющей части с осевым каналом, на внутренней поверхности донной части поршня выполнена сферическая выемка, соосная с осевым каналом пальца, опорный элемент поршня выполнен со сферическим выступом для взаимодействия со сферической выемкой на поршне, осевым масляным каналом и буртом, клапан высокого давления выполнен в виде стерж10

1770623

% (Z)

Il а: so аю <ао гм !

Составитель А.Мещеряков

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор! M.Òêà÷

Редактор О.Стенина

Заказ 3726 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская.наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101 ня с конической частью на одном конце и сферическим выступом на другом, опорный элемент клапана высокого давления выполнен в виде элемента с буртом и сферической выемкой для взаимодействия со сферическим выступом клапана высокого давления, заглушка выполнена с осевым отверстием и жестко соединена с поршнем со стороны полости, клапан высокого давления своей конической частью с возможностью осевого перемещения размещен в осевом отверстии заглушки, а более жесткая пружина с предварительным сжатием установлена между торцевыми поверхностями буртов опорных элементов клапана высокого давления и поршня, седло выполнено в виде кольца с осевым коническим отверстием и размещено в проточке части кривошипной головки, клапан низкого давления выполнен в виде стержня с конической головкой, обращенной конической поверхностью в сторону кривошипной головки, для взаимодействия с конусной поверхностью седла, на торце головки выполнена сферическая

5 выемка, опорный элемент клапана низкого давления выполнен в виде тарелки со сферическим выступом для взаимодействия со сферической выемкой на головке, между опорным элементом клапана низкого давле10 ния и заглушкой установлена вторая пружина, причем на части поверхности кривошипной головки, взаимодействующей с подшипником, выполнены окружная выемка и поперечные канавки, соединенные с осе15 вым отверстие части кривошипной головки, в подшипнике скольжения выполнено несколько отверстий, а радиальный масляный канал в шатунной шейке и отверстия в подшипнике скольжения расположены со стороны шейки, 20 обращенной к оси коленчатого вала,

Узел двигателя внутреннего сгорания а.ф.мещерякова Узел двигателя внутреннего сгорания а.ф.мещерякова Узел двигателя внутреннего сгорания а.ф.мещерякова Узел двигателя внутреннего сгорания а.ф.мещерякова Узел двигателя внутреннего сгорания а.ф.мещерякова 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для соединения валов, оси которых расположены в пересекающихся плоскостях

Изобретение относится к машиностроению , в частности к криогенной технике, и может использоваться в приводах поршневых машин

Изобретение относится к области маши построения, касается двигателестроения и может быть использовано в кривошипно-шатунных механизмах двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к узлам кривошипно-шатунных механизмов V-образных уд е, - х двигателей внутреннего сгорания, а именно к соединениям главного и прицепного шатунов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , преимущественно двигателестроению

Шатун // 1665045
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано в качестве шатуна в кривошипно-шатунном механизме различных машин

Шатун // 1656205
Изобретение относится к машиностроению и может быть использоаано в двигателестроении Цель изобреренмя - расширение технологических возможностей и повышение надежности для условий высокофорсированных дизелей за счет дифференцированного упрочнения

Шатун // 2159875
Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции шатуна

Шатун // 2159875
Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции шатуна

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и может быть использовано в приводах режущих механизмов уборочных машин

Изобретение относится к двигателестроению и применимо в поршневых машинах и узлах возвратно-поступательного движения

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в кривошипно-шатунных механизмах двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении гибких соединений

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к двигателестроению, и может использоваться в поршневых двигателях внутреннего сгорания (ДВС)
Наверх