Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 F 01 Р 3/20

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4736235/06 (22) 11.09.89 (46) 07.12.92.. Бюл. ¹ 45 (71) Производственное объединение "Коломенский завод" (72) Е,С. Богомольный, Е.А,Шутков и

E.Б.черток (56) Авторское свидетельство СССР № 1563298, кл. F 01 Р 3/20, 1988. (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Сущность изобретения заключается в следующем: выход терморегулятора и установленного на выходе жидкости из поло„... Ж„„1779757 А1 стей 10 охлаждения двигателя, посредством обводной магистрали 13 сообщен со сливной емкостью 1 радиаторов 12 и 17. приводы вентиляторов 6 и 7 радиаторов 12 и 17 соединены с датчиками 26 и 27 температуры, установленными соответственно на выходах жидкости из двигателя и из охладителя

16 наддувочного воздуха. На входе масла в охладитель 15 установлен терморегулятор, вход которого сообщен с системой смазки двигателя, а выходы — с входом охладите ;.

15 и перепускным патрубком масла, соед.:ненный с возвратной магистралью масла иэ охладителя в двигатель. 1 ил.

1779757

55

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания, Известна система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая горячий контур с полостями охлаждения двигателя, терморегулятором, первым радиатором и жидкостным насосом, холодный контур с циркуляционным наСосом, охладителями масла и наддувочного воздуха, вторым радиатором и терморегулятором, два межконтурных перепуска, соединяющие каждый выход терморегулятора одного контура с входом насоса другого контура, емкость для слива жидкости, расположенную ниже радиаторов и разделенную перегородкой с каналами на две части, каждая из которых соединена с радиатором и через обратный клапан с насосом одного из контуров j1).

Недостатком этой системы является то, что, обеспечивая оптимальную температуру охлаждающей жидкости и масла двигателя, не удается при этом обеспечить оптимальную температуру наддувочного воздуха, охлаждаемого той же жидкостью, что и масло.

Это приводит к некоторому перегреву наддувочного воздуха, что ухудшает экономичность и приемистость двигателя при зимней эксплуатации.

Целью настоящего изобретения является повышение эффективности двигателя, Укаэанная цель достигается тем, что в известной системе охлаждения двигателя, содержащей горячий контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий соединенные трубопроводом полости охлаждения двигателя, первый радиатор с входным и выходным коллекторами, жидкостный насос и терморегулятор в виде трехходового клапана с одним входом и двумя выходами, холодный контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий соединенные при помощи трубопроводов второй радиатор с входным и выходным патрубками, охладитель масла с входом и выходом масла, охладитель наддувочного воздуха, циркуляционный насос, две сливные магистрали с обратными клапанами, два пэроотводящих канала, магистраль межконтурного перепуска, датчик температуры охлаждающей жидкости, емкость для слива охлаждающей жидкости с паровоздушным клапаном, установленную ниже уровня радиаторов, имеющую внутреннюю перегородку с каналами в верхней части, разделяющую емкость на две полости, одна из которых подсоединена к выходному коллектору первого радиатора и при помощи одной из сливных магистралей к всасываю.5

45 щему патрубку жидкостного насоса. другая полость емкости сообщена с выходным патрубком второго радиатора и при помощи другой сливной магистрали подсоединена к всасывающему патрубку циркуляционного насоса, причем датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в горячем контуре циркуляции на выходе из полостей охлаждения двигателя, трубопроводы обоих контуров выполнены с изгибами, имеющими верхние точки контуров, к последним подсоединены пароотводящие каналы. вторые концы которых подключены к емкости, терморегулятор подсоединен своим входом к выходу охлаждающей жидкости из двигателя и одним выходом к входному коллектору первого радиатора, система охлаждения дополнительно снабжена вторым датчиком температуры охлаждающей жидкости, обводной магистралью, перепускным патрубком, двумя вентиляторами с приводами соответственно от первого и второго датчиков температуры охлаждающей жидкости и регулятором температуры масла, причем вход и выход охладителя масла связаны между собой посредством перепускного патрубка, второй датчик температуры охлаждающей жидкости установлен во входном патрубке второго радиатора, первый вентилятор расположен вблизи первого радиатора, второй вентилятор — вблизи второго радиатора. регулятор температуры масла подключен с одной стороны к входу охладителя масла, а с другой к перепускному патрубку, а обводная магистраль подсоединенэ входом к второму выходу терморегулятора и выходом к емкости для слива охлаждающей жидкости, а магистраль межконтурного перепуска подсоединена своим входом к обводной магистрали и выходом к всасывающему патрубку циркуляционного насоса.

Кроме того, привод вентилятора второго радиатора (холодного контура) может быть соединен с датчиком температуры, установленным на выходе воздуха из охлэдителя наддувочного воздуха.

На схеме показана система охлаждения двигателя.

Система содержит горячий 1 и холодный 2 контуры циркуляции охлаждающей жидкости, магистраль 3 межкантурного перепуска, емкость 4 с паровоздушным клапаном 5, вентиляторы 6 и 7, регулятор 8 температуры масла в системе смазки, Горячий контур 1 включает в себя последовательно соединенные жидкостный насос

9, полости 10 охлаждения двигателя, терморегулятор в виде трехходового клапана 11, первый радиатор 12 и обводную магистраль

13.

1779757

Холодный контур 2 включает в себя последовательно соединенные трубопроводом циркуляционный насос 14, охладители

15 и 16 масла и наддувочного воздуха, второй радиатор 17. Насосы Э и 14 расположены не выше радиаторов 12 и 17, Емкость 4 разделена перегородкой 18 с каналом 19 на две полости: с одной иэ них трубопроводом соединены первый радиатор 12 и через обратный клапан 20 вход жидкостного насоса 9 этого контура, с другой полостью емкости соединены второй радиатор 17 и через обратный клапан 21 вход циркуляционного насоса 14.

Горячий 1 и холодной 2 контуры содержат изгибы 22 и 23 трубопровода, являющиеся верхними точками контуров и соединенные с емкостью 4 пара- и воздухоотводящими каналами 24 и 25.

Привод вентилятора 6 первого радиатора 12 управляется от датчика 26 температуры, установленного на выходе охлаждающей жидкости из полостей 10 двигателя. Привод вентилятора 7 второго радиатора 17 управляется от датчика 27 температуры охлаждающей жидкости на выходе ее из охладителя 16 наддувочного воздуха или как вариант от датчика температуры, установленного в наддувочном воздухе на выходе иэ охладителя 16 (на схеме не показано), Регулятор 8 температуры масла установлен во входном патрубке 28 охладителя масла и соединяется перепускным патрубком 29 с выходной трубой 30 охладителя 15 масла.

Система охлаждения работает следующим образом.

При температуре охлаждающей жидкости на выходе из двигателя ниже настройки терморегулятор 11, перекрывая первый выход охлаждающей жидкости, отключает первый радиатор 12 и направляет большую часть жидкости по обводной магистрали 13 в соединенную с горячим контуром полость емкости 4 и меньшую часть жидкости по магистрали 3 межконтурного перепуска во всасывающий патрубок циркуляционного насоса 14 холодного контура 2. Смешиваясь с охлаждающей жидкостью холодного контура 2 после радиатора 17 и емкости 4, подогретая жидкость проходит охладители 15 и 16 масла и наддувочного воздуха, осуществляя в последнем подогрев воздуха. Возврат жидкости из холодного контура в горячий осуществляется через канал 19 в емкости 4, Таким образом жидкость, поступающая по магистрали 3 из горячего контура в холодный, осуществляет подогрев жидкости в

55 последнем до 10...30" С и соответствующий подогрев наддувочного воздуха. обеспечивая тем самым повышение экономичности двигателя.

Требуемая температура масла в двигателе обеспечивается регулятором 8 температуры путем изменения расхода его через охладитель 15 и по перепускному патрубку

29 мимо охладителя.

При нагреве охлаждающей жидкости после двигателя выше начальной температуры настройки терморегулятор 11 автоматически включает радиатор 12 и частично или полностью перекрывает обводную магистраль 13 и магистраль 3 межконтурного перепуска.

При температуре жидкости, равной верхнему значению диапазона регулирования терморегулятора 11, последний направит всю жидкость через радиатор 12, одновременно перекрыв полностью обводную магистраль 13 и магистраль 3 межконтурного перепуска.

Под воздействием датчика 26 температуры при дальнейшем росте температуры жидкости вентилятор 6, обдувая радиатор

12, обеспечит поддержание гемпературы жидкости, соответствующей настройке этого датчика.

При этом температура жидкости холодного контура и соответственно наддувочного воздуха будет поддерживаться на уровне настройки датчика 27 температуры, а температура масла — на уровне настройки регулятора 8 температуры масла, Привод вентилятора 7 холодного контура как вари-, ант может регулироваться по температуре наддувочного воздуха в ресивере двигателя.

Таким образом предложенная система охлаждения обеспечивает оптимальные температуры всех теплоносителей двигателя (воды, масла .и наддувочного воздуха) на всех режимах его работы.

При остановке двигателя благодаря обратным клапанам 20 и 21 на входе насосов

9 и 14 охлаждающая жидкость продолжает заполнять оба насоса, двигатель, охладители 15 и 16 масла и наддувочного воздуха с прилегающими от них до изгибов 22 и 23 трубопроводами. 8 емкость 4 сливается жидкость из радиаторов 12 и 17 с прилегающими до изгибов 22 и 23 трубопроводами, Слив жидкости из радиаторов 12 и 17 в теплоизолированную емкость 4 снижает тепловые потери радиаторов при неработающем двигателе и аккумулирует тепло в емкости 4, увеличивая тем самым время безопасного отстоя силовой установки с отключенным двигателем и снижая затраты энергии на прогрев.

1779757

Предложенная схема регулирования вентиляторов датчиками температур и применение терморегуляторов позволяют оптимизировать температуры всех теплоносителей в системе охлаждения с "осушаемыми" радиаторами без применения низкозамерзающей жидкости.

Формула изобретения

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая горячий контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий соединенные при помощи трубопроводовв полости охлаждения двигателя, первый радиатор с входным и выходным коллекторами, жидкостный насос и терморегулятор, выполненный в виде трехходового клапана с одним входом и двумя выходами, холодный контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий соединенные при помощи трубопроводов второй радиатор с Входным и выхОдным пдтрубками, охладитель масла с. входом и выходом масла, охладитель наддувочного воздуха, циркуляционный насос, две сливные магистрали, два пароотводящих канала, магистраль межконтурного перепуска, датчик температуры охлаждающей жидкости, емкость для слива охлаждающей жидкости с паровоздушным клапаном, установленную ниже уровня радиаторов, имеющую внутреннюю перегородку с каналами в верхней части, разделяющую емкость на две полости, одна из которых подсоединена к выходному коллектору первого радиатора и при помощи одной из сливных магистралей — к всасывающему патрубку жидкостного насоса, другая полость емкости. сообщена с выходным патрубком второго радиатора и при помощи другой сливной магистрали подсоединена к всасывающему патрубку циркуляционного насоса, причем датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в горячем контуре циркуляции на выходе из полостей охлаждения, двигателя. трубопроводы обоих контуров выполнены с изгибами, имеющими верхние точки контуров, к последним подсоединены пароотводящие каналы, вторые концы которых подключены к емкости; терморегулятор подсоединен своим входом к выходу охлаждающей жид10 кости из двигателя и одним выходом — к входному коллектору первого радиатора, а сливные магистрали выполнены с обратными клапанами, отл ича ю щая ся тем, что, с целью повышения эффективности, она снабжена .вторым датчиком температуры охлаждающей жидкости, обводной магистралью, перепускным патрубком, двумя вентиляторами с приводами соответственно от первого и второго датчиков температуры ох20 лаждающей жидкости и регулятором температуры масла, причем вход и выход охладителя масла связаны между собой посредством перепускного патрубка, второй датчик температуры охлаждающей жидкости уставновлен BO входном патрубке второго радиатора, первый вентилятор расположен вблизи первого радиатора, а второй вентилятор — вблизи второго радиатора, регулятор температуры масла подключен с одной стороны к входу охладителя масла, а с другой — к перепускному патрубку, обводная магистраль подсоединена входом к второму выходу терморегулятора и выходом — к емкости для слива охлаждающей жидкости, а магистраль межконтурного перепуска подсоединена своим входом к обводной магистрали и выходом — к всасывающему патрубку циркуляционного насоса.

Составитель Е.Черток

Редактор В.Трубченко Техред М,Моргентал Корректор Л.Филь

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Заказ 4420 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к двигателестроению и, в частности, к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к силовым установкам транспортных средств, а именно к системе жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания с турбонаддувом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к охлаждению двигателей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к приводным агрегатам, в частности к приводным агрегатам для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, охлаждающей системой с вентилятором, трансмиссией и гидродинамическим ретардером со статором, ротором и корпусом

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах охлаждения и подогрева двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к двигателям внутреннего сгорания, имеющим двух- либо одноконтурную систему охлаждения
Наверх