Система управления бесступенчатым механизмом поворота транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з В 62 D 11/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ:

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4908869/11 (22) 07.02.91 (46) 23,01.93. Бюл. М 3 (71) Центральный научно-исследовател ьский автомобильный и автомоторный институт (72) В,В.Нетсев и Н.Г.Сперанский (56) Авторское свидетельство СССР

М 1474014, кл. В 62 О 11/02. 1989. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕССТУПЕНЧАТЫМ МЕХАНИЗМОМ ПОВОРОТА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: в транспортных средствах, в частности в гусеничных машинах, и касается управления их механизмом поворота, состоящим из фрикционных вариаторов. Сущность изобретения: в системе управления механизмом поворота 9. содержащей рычаги 14 и 15 управления вариато, Я2 1789405 А1 рами, поворачиваемые штоками 16 и 17 гидроцилиндров 18 и 19 с полостями, соединенными с насосом 20 и сливом через трехпозиционный распределитель 22, элементы которого кинематически связаны с рулем 5 и рычагами управления 10 и 11; рулевое колесо 5 связано с золотником 23 распределителя 22 звеном 34, имеющим возможность поступательного и вращатель-. ного движений, согласованных с поворотом звена 35 кинематической связи между рычагами управления 10 и 11 вариаторами и золотником распределителя 22, При этом звено 34 выполнено в виде червячного вала

36, зацепленного с зубчатым сектором 37, на валу которого расположена втулка с пазами, в которых размещены шипы 40 и 41. установленные эксцентрично на валиках 12 и 13 рычагов управления 10 и 11. 1 з и. 5 ил.

1789405

При использовании этой совокупности признаков по отношению к системе упрощена конструкция, повышена ее надежность и безопасность движения транспортного средства путем облегчения управления. Одкако система содер>кит тягу, соединяющую золотник с дифференциальным рычагом, соединенным с двуплечими рычагами. Эти элементы усложняют конструкцию и могут быть повреждены при эксплуатации, что сни>кает надежность системы управгения 55 бесступенчатым механизмом поворота транспортного средства.

Цель изобретения — повышение надежности системы путем упрощения конструкции, Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к гусеничным машинам, и касается управления их механизмом поворота, состоящим из фрикционных вариаторов. 5

Известны системы управления бесступенчатым механизмом поворота транспортного средства, содержащие рычаги управления вариаторами, поворачиваемые штоками гидроцилиндров, полости которых соединены с источником давления и сливом через гидрораспределители, элементы которых кинематически связаны с управляемыми водителем рычагами, В этих системах использованы два четырехлинейных гидрораспределителя непрерывного действия с тремя характерными позициями и гидрозамком, полости которого соединены с полостями гидроцилиндров. . При использовании этой совокупности признаков обеспечено повышение безопасности движения и надежность рабаты системы управления бесступенчатым механизмом поворота транспортного средства путем активного управления вариаторами как при входе в поворот, так и при выходе из него. Однако независимое управление каждым вариатором требует закрепленного навыка работы и координации движения при управлении транспортным средством 30 рычагами, а наличие двух распределителей ее усложняет, увеличивая массу и число гидроагрегатов и подводящих трубопроводов.

Известны системы управления бесступенчатым механизмом поворота транспорт- 35 ного средства, содержащие золотниковый трехпозиционный гидравлический распределитель и рычаги управления вариаторами, поворачиваемые штоками гидроцилиндров, полости которых соединены с источником 40 давления и сливом через золотник, элементы которого кинематически связаны с рулем и рычагами управления, Это достигается тем, что в системе управления бесступенчатым механизмом поворота транспортного средства, содержащей рычаги управления вариаторами, поворачиваемые штоками гидроцилиндров с полостями, соединенными с источником давления и сливом через трехпозиционный распределитель, элементы которого кинематически связаны с рулем и рычагами управления, руль связан с золотником распределителя звеном, имеющим возможность поступательного и вращательного движений при повороте звена кинематической связи между рычагами управления вариэторами и золотником распределителя, Применение в схеме совместной компоновки рулевого механизма и распределителя позволяет сделать привод более компактным, а использование втулки с пазами взамен TRI с дифференциальным рычагом позволяет снизить массу привода и сделать его более жестким, а также исключить гидравлически управляемые механические замки в гидроцилиндрах.

Нэ фиг.1 представлена схема транспортного средства с бесступенчатым механизмом поворота; на фиг.2 — схема системы управления бесступенчатым механизмом поворота транспортного средства; на фиг.3-5 — фазы работы обратной механической связи.

Система управления механизмом 1 поворота содержит фрикционные вариаторы, передающие вращающие моменты на ведущие звездочки 2 и 3 гусениц. Система управления механизмом поворота содержит рулевой механизм, состоящий из рулевой колонки 4 с рулевым колесом 5 и карданных валов 6, 7 и 8. Вариаторы размещены в корпусе 9 механизма 1 поворота. Рычаги 10 и

11 закреплены на валиках 12 и 13 соответственно. На валиках 12 и 13 закреплены рычаги 14 и 15 соетветственно, Рычаги 14 и 15 имеют возможность поворота при перемещении штоков 16 и 17 гидроцилиндров 18 и

19 соответственно, Гидроцилиндрд 18 и 19 шарнирно установлены на корпусе 9 механизма 1 поворота.

В систему управления входит гидроусилитель, содержащий источник давления— насос 20, соединенный магистралью 21 с четырехлинейным трехпозиционным распределителем 22, закрепленным на картере

9 механизма 1 поворота, золотник 23 которого соединен с рулевым механизмом. Один из питающих выходов распределителя соединен через магистраль 24 со штоковой полостью 25 гидроцилиндра 19 и через магистраль 26 с поршневой полостью 27 гидроцилиндра 18. Другой питающий выход

1789405 распределителя соединен через магистраль

28 с поршневой полостью 29 цилиндра 19 и через магистраль 30 со штоковой полостью

31 цилиндра 18. Сливной выход распределителя 22 соединен магистралью 32 с гидробаком 33, Рулевой механизм связан с золотником

23 распределителя 22 звеном 34. Звено 34 имеет возможность поступательного перемещения вдоль оси. Между звеном 34 и рычагами 10 и 11 управления вариаторами установлено звено, выполненное в виде втулки 35. Втулка 35 имеет возможность поворота при повороте любого из рычага 10 и 11 управления. Звено 34 имеет возможность поворота и поступательного перемещения относительно любого из остановленных рычагов 10 и 11 управления.

Связь рулевого механизма с золотником 23 распределителя 22 звеном 34, имеющим возможность поступательного перемещения при повороте втулки 35 кинематической связи рычагов 10 и 11 и золотника 23, вызываемом поворотом любого из рычагов 10 и 11 (при этом втулка 35 имеет возможность поворота относительно любого из остановленных рычагов 10 и 11, в системе управления, содержащей установленные в корпусе 9 рычаги 10 и 11, поворачиваемые штоками 16 и 17 гидроцилиндров 18 и 19, полости 25, 27, 29 и 31 которых соединены с насосом 20 и гидробаком 33 через распределитель 22, золотник 23 которого соединен с рулевым колесом 5 и с рычагами 10 и t1), позволит повысить надежность системы управления механизмом поворота. поскольку осуществлена непосредственная связь. звеньев 34 и втулки 35 и рычагов 10 и 11, то есть упрощена конструкция системы.

Звено 34 выполнено в виде вала с винтовой нарезкой, образующей червяк 36, Червяк 36 зацеплен с сектором 37, на валу которого расположена втулка 35, во втулке

35 выполнены пазы 38 и 39.

На валиках 12 и 13 эксцентрично уста.новлены шипы 40 и 41. Шипы 40 и 41 входят в пазы 38 и 39 соответственно, Связь рулевого механизма с золотником 23 распределителя 22 червяком 36, эацепленным с сектором 37, на котором сидит втулка 35, имеющая пээы 38 и 39, в которых размещены шипы 40 и 41, установленные на валиках 12 и 13, в системе управления, охарактеризованной вышеупомянутыми признаками, позволит повысить ее надежность, поскольку связь звена 34 и втулки 35 и рычагов 10, 11 осуществлена через червячную пару и пару: штифт — втулка, то есть через простые и жесткие по конструкции детали, 20 управления остановится; Таким образом

40 осуществляется следящее действие приво45

55

35 надежно функционирующие в эксплуатации, Система управления механизмом поворота работает следующим образом.

В случае прямолинейного движения золотник 23, соединенный с червячным валом

36, находится в нейтральном положении и жидкость от насоса 20 по магистрали 21 через проточки золотника поступает по магистралям 24. 26 и 28, 30 в полости цилиндров 18 и 19 и по магистрали 32 сливается в бак 33.

При вращении рулевого колеса направо червячный вал 36 рулевого механизма, поворачиваясь относительно зубчатого сектора 37, перемещается вдоль своей оси и смещает золотник 23 распределителя 22 из нейтрального положения, В результате этого жидкость от насоса 20 по магистрали 21 через распределитель 22 и по магистралям

24 и 26 попадает в полости 25 и 27 гидроцилиндров t8 и t9. Поршень цилиндров 19 приводит в движение рычаг 15 валика 13 управления вариатором, обеспечивая пово- рот машины. При повороте валика.13 управления из позиции по фиг,3 в позицию по фиг.5 его шип 41 двигается по винтовой части своего паза 39 втулки 35, заставляя ее вращаться вместе с сектором 37, который позволяет вращаться червячному валу 36 и связанному с ним рулевому колесу 5, Если зафиксировать рулевое колесо 5, то дальнейший поворот сектора 37 приведет к осевому перемещению червячного вала 36, а соответственно и золотника 23 распределителя 22, который вернется в свое нейтральное положение и прекратит подачу давления жидкости в цилиндр 19. Валик 13 да управления. Поршень цилиндра t 8 останется зафиксированным давлением жидкости в его поршневой полости 27 и связанный с ним через рычаг 14 шип 40 валика 12 будет оставаться неподвижным, а окружная часть паза 38 втулки 35 позволит ей свободно поворачиваться при повороте противоположного шипа 41 валика 13 (фиг,5).

При вращении рулевого колеса 5 налево червячный вал 36, поворачиваясь относительно зубчатого сектора 37, перемещается в осевом направлении и смещает золотник

23 из среднего положения, Жидкость по магистрэли 21, через распределитель 22 и по магистрали 28 и 30 поступает в цилиндры 18 и 19. Гидроцилиндр 19 через рычаг 15 возвращает валик 13 управления иэ позиции по фиг.5 в позицию по фиг.3, а шип 41 валика

13, двигаясь по винтовой части nэзa 39 втул1789405 ки 35, осуществляет следящее действие Таким образом, простая по конструкции привода. Поршень гидроцилиндра 18, свя- система управления бесступенчатым мехаэанного с валиком 12 управления 14, будет низмом поворота транспортного средства оставаться неподвижным, т.к. шип 40 вали- компактна и позволяет производить надежка 12 находится в окружной части паза 38 5 ное независимое двустороннее включение втулки 35 и не может перемещаться вдоль сервомеханизма следящего действия, обесоси втулки 35 и вращать валик 12 ynpaene- печивая активное управление. фрикционныния до тех llop, пока шип 41 противопо- ми вариаторами механизма поворота KGK ложного валика 13 не вернется в позицию при входе транспортного средства в повопо фиг.3. При дальнейшем вращении руле- 10 рот, так и при выходе из поворота. вого колеса 5 налево поршень гидроцилин- Ф о р м у л а и з о б р е t е н и. я дра 19 останется зафиксированным 1. Система управления бесступенчатым давлением жидкости, шип 41 валика 13 механизмом поворота транспортного средуправления выйдет в окружйую часть паза ства, содержащая установленные в корпусе

39втулки35,а шип40валика12управления 15 рычаги управления вариаторами, связанбудет двигаться по винтовой части паза 38- ные со штоками гидроцилиндров, полости втулки 35 червячного сектора, осуществляя которых соединены с источником давления следящее действие привода при вращении и сливом через золотниковый трехпозициваликауправления 12 поддействием гидро- онный гидрораспределитель, золотник коцилиндра18(фиг.4), - 20 торого кинематически связан с рулем и

При вращении рулевого колеса 5 напра- . рычагами управления, отличающаяся вочервячный вал 36, поворачиваясь относи-: тем, чтб, с целью повышения надежности тельно зубчатого сектора 37, перемещается путем упрощения конструкции, кинематичев осевом направлении и смещает золотник свая связь руля с золотником распределите23 распределителя 22 из среднего положе- 25 ля снабжена звеном, выполненным с ния. Жидкость по магистрали 21 через рас- возможностью поступательного перемещепределитель 22 и по магистрали 24 и 26 ния при повороте звена кинематической поступает в цйлиндры 19 и 18. Гидроци- связи рычагов управления и золотника гидлиндр 18 через рычаг 14 возвращает валик рораспределителя, при этом звено кинема12 управления из позиции по фиг,4 в пози- 30 тической связи рычагов управления и цию по фиг.3, а шип 40 валика 12, двигаясь золотника распределителя выполнено с по винтовой части паза 38 втулки 35, осуще- возможностью поворота относительно люствляет следящее действие привода. Пор- бого из остановленных рычагов управления. шень цилиндра 19, связанногос валиком 13 2. Система управления по п.1, о тл и ч ауправления, будет оставаться неподвиж- 35 ю ща я с я тем, что кинематическая связь ным, т.к, шип 41 валика 13 находится в ок- руля с золотником распределителя выполружной части паза 39 втулки 35 и не может нена в виде червяка, находящегося в зацепперемещаться вдоль оси втулки 35 и вра- . лении с сектором, на валу которого щать валик 13 управления до тех пор, пока расположена втулка с пазами, в которых шип 40 валика 12 не вернется в позицию по 40 размещены шипы, установленные зксцентфиг,3. рично на валиках рычагов управления.

1789405

1789405

Составитель В.Нетсев

Техред М,Моргентал Корректор И.Шмакова

Редактор Т.Иванова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 321 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Система управления бесступенчатым механизмом поворота транспортного средства Система управления бесступенчатым механизмом поворота транспортного средства Система управления бесступенчатым механизмом поворота транспортного средства Система управления бесступенчатым механизмом поворота транспортного средства Система управления бесступенчатым механизмом поворота транспортного средства Система управления бесступенчатым механизмом поворота транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к автоматизации вождения машинно-тракторных агрегатов

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к вспомогательному транспорту, в частности к средствам малой механизации в индивидуальном строительстве , коммунальном и сельском хозяйстве и т.д

Изобретение относится к трансмиссиям и ходовым системам транспортных средств малой механизации

Изобретение относится к транспортной технике, в частности, к механизмам поворота транспортных средств

Изобретение относится к полноприводным транспортным средствам, имеющим передачи, обеспечивающие дифференциальное распределение мощности

Изобретение относится к тяговой и транспортной технике и может быть использовано в тракторах, погрузчиках, трубоукладчиках и других машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к быстроходным военным гусеничным машинам /ВГМ/, тягачам и бронетранспортерам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к бортовым коробкам передач, которые могут быть использованы в трансмиссиях гусеничных транспортных средств для изменения скорости движения и радиуса поворота

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве привода ведущих колес транспортного средства или механизма управления поворотом

Изобретение относится к системам и способам управления гусеничными траншейными экскаваторами

Изобретение относится к тормозам поворота гусеничных машин

Изобретение относится к горному машиностроению
Наверх