Способ строительства линии метрополитена мелкого заложения

 

Использование: подземное строительство , при сооружении линий метрополитена мелкого заложения. Сущность изобретения: способ включает подземную проходку путевых тоннелей с возведением обделки. Сооружение станций осуществляют с проведением подготовительных земляных работ с дневной поверхности, возведением Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при сооружении линий метрополитена мелкого заложения. Известен полуоткрытый способ строительства линии метрополитена мелкого заложения , включающий подземную щитовую проходку путевых тоннелей с возведением обделки, разработку котлована на ширину посадочной платформы станции, сооружестанционных перекрытий, разработкой грунта под защитой перекрытия и разборки части обделки путевых тоннелей. Возведение перекрытий станций осуществляют путем сооружения в грунте вертикальных опор с дневной поверхности и соединения оголовков опор сплошной стяжкой. Для этого оголовки свай в продольных рядах вначале связывают ригелями, на которые укладывают плиты, служащие впоследствии в качестве перекрытия строящейся станции. С помощью щитов проходят путевые тоннели с возведением в них обделки. Под защитой перекрытия станции производят выборку грунта в центральной (платформенной) части станции и возведение лотка со стенами и перекрытием платформы. Используя возведенную платформу, разрабатывают с помощью экскаватора основное ядро грунта в зоне станции по всей ее ширине. По мере обнаружения обделки путевых тоннелей осуществляют ее разборку до проектных габаритов путевых тоннелей на станционном участке. После разработки грунта возводят боковые станционные стены из монолитного бетона, замыкая ими перекрытие с тоннельной обделкой. 4 ил. ние в котловане станции с возведением перекрытия и разборкой тоннельной обделки со стороны платформы и обратную засыпку котлована. Основными недостатками указанного известного способа являются большие трудовые и материальные затраты и неудобство строительства при плотной городской застройке, связанные с необходимостью (Л С -ч ю Ю Сл СА)

СОЮЗ СОВЕ ТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РFСПУБЛИК (st)s Е 21 Р 9/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4866887!03 (22) 15.08,90 (46) 07,02.93. Бюл. N 5 (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро Главтоннельметростроя (72) H.Å.Ìàíþêîâà, Н.M.Áàííèêîâà, М.К.Берендс, В,А,Ходош и К.Б.Лаппо (73) Специальное конструкторско-технологическое бюро Главтоннельметростроя (56) Фролов Ю. Интенсификация строительства линий мелкого заложения, Метрострой, M. 4, 1987, с.4 — 6.

Молодцов Г, Однолетная станция мелкого заложения с перекрытием шатрового типа, Метрострой, N5,,1989,,c,1 — 2. (54) СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛИНИИ

МЕТРОПОЛИТЕНА МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ (57) Использование: подземное строительство, при сооружении линий метрополитена мелкого заложения. Сущность изобретения: способ включает подземную проходку путевых тоннелей с возведением обделки. Сооружение станций осуществляют с проведением подготовительных земляных работ с дневной поверхности, возведением

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при сооружении линий метрополитена мелкого заложения.

Известен полуоткрытый способ строительства линии метрополитена мелкого заложения, включающий подземную щитовую проходку путевых тоннелей с возведением обделки, разработку котлована на ширину посадочной платформы станции, сооруже„„« 4 „„1794193 АЗ станционных перекрытий, разработкой грунта под защитой перекрытия и разборки части обделки путевых тоннелей. Возведение перекрытий станций осуществляют путем сооружения в грунте вертикальных опор с дневной поверхности и соединения оголовков опор сплошной стяжкой. Для этого оголовки свай в продольных рядах вначале связывают ригелями, на которые укладывают плиты, служащие впоследствии в качестве перекрытия строящейся станции. С помощью щитов проходят путевые тоннели с возведением в них обделки, Под защитой перекрытия станции производят выборку грунта в центральной (платформенной) части станции и возведение лотка со стенами и перекрытием платформы. Используя возведенную платформу, разрабатывают с по мощью экскаватора основное ядро грунта в зоне станции по всей ее ширине. По мере обнаружения обделки путевых тоннелей осуществляют ее разборку до проектных габаритов путевых тоннелей на станционном участке. После разработки грунта возводят боковые станционные стены иэ монолитного бетона, замыкая ими перекрытие с тоннельной обделкои. 4 ил. ние в котловане станции с возведением перекрытия и разборкой тоннельной обделки со стороны платформы и обратную засыпку котлована.

Основными недостатками указанного известного способа являются большие трудовые и материальные затраты и неудобство строительства при плотной городской застройке, связанные с необходимостью

1794193

10

55 разработки котлована и перекладками инженерных коммуникаций.

Известен также способ строительства линии метрополитена мелкого заложения, который является наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому, включающий подземную проходку путевых тоннелей с возведением обделки и сооружение станций с проведением подготовительных земляных работ с дневной поверхности, возведением станционных перекрытий, разработкой грунта под защитой перекрытия и разборкой части обделки путевых тоннелей.

Подготовительные земляные работы в этом способе заключаются в отрывке продольных траншей под строящимися станциями. Из траншей опускают под углом защитные экраны, которые после соединения их между собой и с путевыми тоннелями образуют станционное перекрытие шатрового типа.

К недостаткам известного способа можно отнести большую продолжительность строительных работ из-за связи во времени . процессов сооружения станций и проходки тоннелей, т.к. первый можно осуществлять только после завершения второго.

Цель изобретения — сокращение сроков строительства за счет исключения временной зависимости между и роцессами сооружения станций и проходки путевых тоннелей.

Поставленная цель достигается в результате того, что в способе строительства линии метрополитена мелкого заложения, включающем подземную проходку путевых тоннелей с возведением обделки и сооружение станций с проведением подготовительных земляных работ с дневной поверхности, возведением станционных перекрытий, разработкой грунта под защитой перекрытия и разборкой части обделки путевых тоннелей, возведение перекрытий станций осуществляют путем сооружения в грунте вертикальных опор с дневной поверхности и соединения оголовков опор сплошной стяжкой, а после разработки грунта и разборки обделки путевых тоннелей на станционном участке линии возводят боковые станционные стены, На фиг.1 изображена фаза возведения станционного перекрытия из котлована, на фиг.2 — фаза проходки путевыхтоннелей; на фиг.3 — фаза сооружения платформенной части станции; на фиг.4 — фаза разработки грунтового массива и возведения боковых стен станции.

Описываемый способ относится к строительству линии метрополитена мелкого заложения в условиях плотной городской застройки в сухих грунтах, состоящих в основном из суглинков с песчаниками. Длина строящейся линии около 3 км, Тип станции — колонный.

Для строительства линии вначале проводят подготовительные земляные работы по трассе линии над строящимися станциями, Для этого на каждой строительной площадке открывают котлован 1 с помощью землеройно-транспортных машин. В дне котлована 1 с помощью бурового станка бурят вертикальные скважины, в которые погружают свайные опоры 2, Оголовки вертикальных опор связывают сплошной стяжкой. Для этого оголовки свай в продольных рядах вначале связывают ригелями 3, на которые укладывают плиты 4, служащие впоследствии в качестве перекрытия строящейся станции. По периметру перекрытие закрепляется в котловане монолитным бетоном 5, С помощью щитов проходят путевые тоннели б с возведением в них обделки 7, служащей в качестве постоянной крепи тоннелей 6, Через шахту (на чертежах не показана) под защитой перекрытия станции производят выборку грунта в центральной (платформенной) части станции и возведение лотка 8 со стенами 9 и перекрытием 10 платформы, Используя возведенную платформу, разрабатывают с помощью экскаватора (на чертеже не показан) основное ядро грунта в зоне станции по всей ее ширине. По мере обнаружения обделки путевых тоннелей осуществляют ее разборку до проектных габаритов путевых тоннелей на станционном участке, После разработки грунта возводят боковые станционные стены 11 из монолитного бетона, замыкая ими перекрытие 3, 4 с тоннельной обделкой 7, В заключение производят отделочные и другие инженерные работы на станциях и в путевых тоннелях.

В другом варианте в качестве вертикальных опор, соединенных поверху ригелями, при сооружении станционного перекрытия могут возводиться стены под защитой бентонитового раствора (метод

"стена в грунте), что позволяет использовать способ в неустойчивых и сыпучих грунтах, т.е, расширяет область применения заявленного способа.

Возведение перекрытия с помощью установленных в грунте вертикальных опор и последующее соединение этого перекрытия с путевыми тоннелями путем возведения боковых станционных стен позволяет развя1794193 зать между собой процессы сооружения станций и проходки путевых тоннелей, т,е. осуществлять их в любой последовательности, зависящей, например, от наличия необходимого оборудования или от сроков строиФормула изобретения

Способ строительства линии метрополитена мелкого заложения, включающий подземную проходку путевых тоннелей с возведением обделки и сооружение станций с проведением подготовительных земляных работ с дневной поверхности. возведением перекрытий станций, разработкой грунта под защитой перекрытия и разборкой обделки путевых тоннелей, отличающийся тем, что, с целью сокращения сроков строительства объекта, Так,например,параллельное проведение работ по щитовой проходке путевых тоннелей и сооружению станций резко сокращает сроки строитель5 ства по сравнению с последовательным осуществлением этих работ, тельства за счет исключения временной

10 зависимости между процессами сооружения станций и проходки путевых тоннелей, возведение перекрытий станций осуществляют путем сооружения в грунте вертиO кальных опор с дневной поверхности и

15 соединения оголовков опор сплошной стяжкой, а после разработки грунта и разборки обделки путевых тоннелей на станционном участке линии возводят боковые станционные стены, 1794193

179Ë193

Редактор

Заказ 530 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, yn,Гагарина, 101

Составитель Н,Манюкова

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор И,Шмакова

Г

Способ строительства линии метрополитена мелкого заложения Способ строительства линии метрополитена мелкого заложения Способ строительства линии метрополитена мелкого заложения Способ строительства линии метрополитена мелкого заложения Способ строительства линии метрополитена мелкого заложения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к способу проведения горной выработки, и может быть использовано при подземной разработке месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к подземному строительству, в частности к устройствам для сооружения тоннелей глубокого заложения методом опережающей крепи

Изобретение относится к строительству метрополитенов, непосредственно к реконструкции их отдельных участков в случае возникновения необходимости

Изобретение относится к стабилизирующим композициям, которые можно закачивать в трещины и щели в подземной формации и к способам стабилизации подземных формаций для предотвращения обвала кровли, затопления

Изобретение относится к способам сооружения тоннелей в слабых неустойчивых водонасыщенных грунтах и может быть использовано при строительстве метрополитена, транспортных тоннелей и других подземных сооружений

Изобретение относится к строительству и горной промышленности, в частности к использованию выработанного пространства недр и углублений земной поверхности для возведения подземных сооружений открытым способом
Изобретение относится к горному делу и может быть применено при проходке проходных коллекторных тоннелей
Наверх