Способ изготовления колес

 

Сущность изобретения; способ изготовления-колес включает операции подготовки исходной заготовки, формообразования промежуточного полуфабриката в виде чаши со стенкой переменной толщины, формовки на чаше реборды и дисковой части, формирования из стенки профиля ободной части и второй реборды, окончательной термической и механической обработки. Формообразование чаши осуществляют обратным выдавливанием с получением стенки высотою, примерно равной расстоянию от дисковой части до торца внутренней реборды готового колеса. После формообразования чаши производят прошивку центрального отверстия и путем смещения всего объема заготовки осуществляют формовку рельефа на дисковой части. Формирование реборд производят одновременно с формированием ободной части, обратным выдавливанием перемещая излишки металла с образованием кольцевого ребра внутренней реборды, ширина которого равна 0,3...0.5 ширины торца Стенки чаши и с одновременным образованием центрального трубчатого отростка. 5 ил. tO

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

К ПАТЕНТУ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) (21) 5000745/27 (22) 30.08.91 (46) 23.02.93. Бюл. % 7

1 (76) С.T.Басюк, В.С.Волков, Л.В.Барсукова, В,В.Нейман и В.С.Штыков (56) 1. Kindzoky Metals and Technology, 1981.

2, Alumlntum Technology Book Session А, London, 11-13, March, 1986. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЕС (57) Сущность изобретения; способ изготовления -колес включает операции подготовки исходной заготовки, формообразования промежуточного полуфабриката в виде чаши со стенкой переменной толщины, формовки на чаше реборды и дисковой части, формирования из стенки профиля ободной части и второй реборды, окончательной терИзобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть широко использовано в кузнечных цехах металлургических и машиностроительных заводов при изготовлении объемной штамповкой автомобильных и им подобных колес и деталей.

Известен способ изготовления колес из алюминиевых сплавов, включающий операции формообразования обратными выдавлением полуфабриката в виде чаши со стенкой чаши реборды и оформление дисковой части с последующими термообработкой и механической обработкой.

К недостаткам известного способа необходимо отнести ограниченность сортамента изготавливаемых колес, которые могут иметь только одну несъемну|р реборду, а вторая должна быть съемной, что усЯЦ,, 1797511 АЗ (5t)s В 21 J 5/00, В 21 К 1/28 мической и механической обработки. Формообразование чаши осуществляют обратным выдавливанием с получением стенки высотою, примерно равной расстоянию от дисковой части до торца внутренней реборды готового колеса. После формообразования чаши производят прошивку центрального отверстия и путем смещения всего объема за.готовки осуществляют формовку рельефа на дисковой части. Формирование реборд производят одновременно с формированием ободной части, обратным выдавливанием перемещая излишки металла с образованием кольцевого ребра внутренней реборды, ширина которого равна

0,3...0.5 ширины торца стенки чаши и с одновременным образованием центрального трубчатого отростка. 5 ил. ложняет процесс изготовления колеса в целом иэ-за необходимости изготовления дополнительных съемных деталей (второй реборды, замка и т.д.).

Известен способ изготовления колес из алюминиевых сплавов, включающий операции подготовки исходной заготовки, формообразования промежуточного полуфабриката в виде чаши со. стенкой переменной толщины, формовки на чаше реборды и дисковой части, формирования из стенки профиля ободной части и второй реборды, окончательной термической и механической обработки.

Известный способ ха рактериэуется значительным количеством переходов (более

5), применением оборудования с различной производительностью и точностью обработки, что приводит к общему снижению произ1797511 водительности процесса по изготовлению колес и не позволяет расширять их сортамент как за счет формы, так и за счет разнообразия сплавов (не все алюминиевые сплавы могут подвергаться ротационному выдавливанию с рекомендуемыми величинами деформации).

Сущность изобретения состоит в том, что-в способе изготовления колес, включающем п6дготовку исходной заготовки, "0 формообразование промежуточного полуфабриката в виде чаши со стенкой пере-менной толщины, формовку на чаше реборды и дисковой части, формирование. из стенки профиля ободной части и второй реборды, окончательную, термическую и ме-ханическую обработку, формообразование чаши осуществляют обратным выдавливанием со стенкой высотою, равной 0,98-1;01 расстояния от дисковой частидо-орца внут- 20, ренней реборды готового колеса, после формообразования чаши производят прошивку центрального отверстия и путем смещения всего обьема заготовки осуществляют формовку рельефа на дисковой части, а фор- 25 мирование реборд производят одновременно с формированием ободной части, обратным выдавливанием перемещая излишки металла с образованием кольцевого ребра внутренней реборды, ширина которо- 30 го равна 0,3-0;5 ширины торца стенки чаши и с одновременным образованием центрального трубчатого отростка .

Техническая сущность изобретения заключается в том, что для сокращения техно- 35 логических переходов, повышения производительности и расширения сортамента изготавливаемых колес с транспорт-. ных средств применен комбинированнйй процесс их изготовления, вКл1очающий one- 40 рации образования чаши со стейкай, равной высотЕ стенки готовой детали, прошивки центрального отверстия, формовки рельефа дисковой части путем смещения всего объема чаши относительно наружной поверхно- 45 сти,. окончательное формирование обеих, .реборд одновременно с формированием ободной части и выдавливание "излишков" металла в виде центрального трубчатого отростка, это обеспечивает не. только-сокра- 5î щение числа переходов, но и гарантирует получение на дисковой части большой гаммы рисунков (рельефа), а,это существенно расширяет сортамент изготавлйваемых колес. 55

На фиг.1 показана: а} подготовка исходной заготовки осадкой слитка на плоских бойках; б) то же, на выпукло-вогнутых бойках; на.фиг.2- формообразование промежуточного полуфабриката в виде чаши; на фиг.3 — прошивка центрального отверстия; на фиг,4 — формирование рельефа на дисковой части; на фиг.5 — окончательное формирование реборд. ободной части и выдавливание трубчатого отростка.

Способ изготовления деталей осуществляют следующим образом. Сначала производят свободной ковкой или осадкой на выпукло-вогнутых байках подготовку из, например, слитка 1 исходной заготовки в виде плоской или фасонной шайбы 2 (фиг.1).

Полученную исходную заготовку укладывают в полость матрицы 3 и опускают пуансон 4 (фиг.2а). Нагружал пуансон 4 усилием Р, производят обратным выдавливанием формообразование чаши 5 со стенкой 6 переменной толщины и донной частью с кольцевым выступом 7 по периметру (фиг.2б). При этом высота стенки! от дисковой части до торца равна 0,98-1,01 расстояния h от дисковой части до торца кольцевого ребра внутренней реборды готового колеса.

Полученный таким образом, промежуточный полуфабрикат 5 укладывают в окончательную матрицу 8 и подводят пуансон 9, центральной частью 10 которого сначала прошива1от донную часть 11 с образованием выдры 12 (фиг.3), после чего, продолжая движение пуансона 9, смещают весь объем заготовки относительно наружных поверхностей.благодаря тому, что рельеф внутренней поверхности полуфабриката 5 (чаши) близок форме поверхности пуансона 9 (кроме централ ьной зоны), осуществляя тем самым формовку требуемого рельефа на дисковой (донной) части 11 (фиг,4), а затем, заканчивая движение пуансона, формируют кольцевые ребра обеих реборд 13 и 14 одновременно с окончательным формированием ободной части 15, обеспечивая соотношение размеров

3 = (0,3†- 0,5)9, где S — ширина кольцевого ребра внутренней реборды;

g — ширина торца стенки чаши, При этом излишки металла выдавливают в аиде центрального трубчатого отростка

16 (фиг.5).

В зависимости от конкретных условий способ может осуществляться без нагрева заготовки и инструмента (штамповка высокопластичных материалов) или с нагревом заготовки, или с нагревом и заготовки, и инструмента (высокопрочные малопластичные алюминиевые, магниевые и титановые сплавы).

Пример ы осуществления, 1. Изготовление спортивного колеса размером 6 х 13 из магниевого сплава MA

2-1.

1797511 15 му выдавливанию;

От предварительно прессованного прутка 8200 мм отрезали заготовку, которую нагревали в печи аэродинамического нагрева (ПАН), после чего помещали в матрицу 3 и пуансоном 4.производили осадку в шайбу (фиг.2а). Продолжая движение в пуансоне, производили обратным выдавливанием формообразование чаши 5 со стенкой 6, толщина которой менялась от 40 до 22 мм, и донной часть с плавным кольцевым выступом 7 по периметру(фиг.2б). Максимальная ширина выступа по его основанию при этом приблизительно равнялась наибольшей толщине стенки, Высота образованной стенки от донной части до торца приблизительно равнялась расстоянию от дисковой части колеса до торца основания внутренней реборды, которой считалась реборда, обращенная к машине.

Полученный таким образом промежуточный полуфабрикат 5 нагревали до той же температуры и укладывали в матрицу 8 окончательного штампа, подводили пуансон 9, центральной частью 10 которого сначала прошивали донну1о часть 11 с образованием выдры 12 (фиг.3). после чего, продолжая движение пуансона 9, смещали весь объем заготовки относительно наружных поверхностей, осуществляя тем самым формовку требуемого рельефа на дисковой (донной) части 11 (фиг.4).

Необходимо отметить, что смещение всего объема заготовки относительно поверхностей матрицы осуществлялось благодаря тому, что форма пуансона 9 близка рельефу внутренней поверхности промежуточного полуфабриката 5(кроме центральной зоны), Поэтому после прошивки отверстия поверхность пуансона соприкасается с внутренней поверхностью. полуфабриката, что и позволяло, продолжая движение пуансона

9, смещать весь объем заготовки вниз (фиг.4).

В дальнейшем, заканчивая движение пуансона, формировали кольцевые ребра 13

Формула изобретения

Способ изготовления колес, включающий операции подготовки исходной заготовки, формообразования промежуточного полуфабриката в виде чаши со стенкой переменной толщины, формовки на чаше реборды и дисковой части, формирования из стенки профиля ободной части и второй реи 14 обеих реборд одновременно с окончательным формированием ободной части 15, при этом излишки металла выдавливались в виде центрального трубчатого отростка 16 (фиг.5).

2, Изготовление спортивного колеса размером 5 х 14 из алюминиевого сплава

АДЗЗ.

Из.слитков готовили заготовки размера1(ми Ю 230х120, которые нагревали в индукционной печи и осаживали на выпукло-вогнутых байках в фасонную шайбу 2 (фиг.1). Полученную шайбу перекладывали в матрицу.3 предварительного штампа и, деформируя пуансоном 4, получали промежуточный полуфабрикат 5 в виде чаши (фиг,2а,б). В дальнейшем операции соответствовали операциям в примере 1.

Как показали проведенные эксперименты, предложенный способ позволяет по сравнению с известным существенно сократить число переходов (операций), повысив тем самым производительность, отказаться от узко специализированного оборудования и расширить сортамент изготавливаемых колес, благодаря. тому, что, как указывалось выше, предложенный порядок перемещения металла как по переходам, так и внутри

30 перехода позволяет образовывать как ободную, так и донную часть сложной формы без образования зажимов и складок, что сводит к минимуму необходимое количество переходов (или комплектов сменного инструмента), а это, естественно, приводит и к повышению производительности при изготовлении подобных изделий. Кроме того, . исключение операций ротационного выдавливания позволяет испольэовать все дефор40 мируемые металлические сплавы, без какой-либо потери механических свойств, каковое явление наблюдается при последующей термической обработке деталей, предварительно подвергнутых ротационноборды. окончательной термической и механической. обработки, отличающийся тем, что формообразование чаши осуществляют обратным выдавливанием с получен ем стенки высотою, равной 0,97-1,01 расстояния от дисковой части до торца кольцевого ребра внутренней реборды готового колеса, после формообразования чаши производят прошивку центрального отвер1797511

Составитель C

Редактор М. Кузнецов Техред M.Mîðãåíòàë Корректор Н. Бучок

Заказ 660 . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 стия и путем смещения всего обьема заготовки осуществляют формовку рельефа на дисковой части, а формирование реборд производят одновременно с формированием ободной части, обратным выдавливанием перемещая излишки металла с образованием кольцевого ребра внутренней реборды, ширина которого 0,3-0,5 ширины торца стенки чаши, и с одновременным образованием центрального трубчатого отростка,

Способ изготовления колес Способ изготовления колес Способ изготовления колес Способ изготовления колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может использоваться при изготовлении цельнокатанных железнодорожных колес

Изобретение относится к обработке металлов давлением

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении нескольких дисков из одной поковки

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к технологии изготовления на деталях фланца вытянутой формы

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к процессу получения резьбы на рифленом стержне
Наверх