Топливная система многодвигательного самолета

 

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано преимущественно при создании многодвигательных самолетов, использующих в качестве топлива криогенные жидкости. Цель изобретения - снижение веса и повышение надежности работы топливной системы на криогенном топливе при выходе из строя одного из двигателей. Топливная система многодвигательного самолета содержит бак 1 с расходным отсеком 3 и бак 2 с отсеком 4 с установленными в них насосами подкачки 5. Насосы подкачки 5 подключены трубопроводом 7 подачи топлива с пожарным краном 11 к двигателю 8 и трубопроводом 9 с пожарным краном 12 к двигателю 10. В системе имеется линия 13 перекрестного питания, в нижней точке которой установлено заправочное устройство 17. На линии 13 перекрестного питания установлены запорный кран 14 на входе в бак 1 и кран 15 перед баком 2, соединенные с заправочными коллекторами 16. Линия перекрестного питания 13 соединена трубопроводом 18 с краном 19 с трубопроводом подачи топлива 7 и трубопроводом 20 с перекрывным краном 21 с трубопроводом питания 8. Замкнутый участок линии 13 перекрестного питания соединен трубопроводом 22 с разгрузочным клапаном 23. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано преимущественно при создании многодвигательных самолетов, использующих в качестве топлива криогенные жидкости, а также в других областях транспортного машиностроения. Целью изобретения является повышение надежности работы системы на криогенном топливе при выходе из строя одного из двигателей, а также снижение веса. На чертеже изображена схема топливной системы многодвигательного самолета, работающего на криогенном топливе. Топливная система многодвигательного самолета содержит бак 1 и бак 2 с криогенным топливом. В баках 1 и 2 расположены расходные отсеки 3 и 4 с установленными в них насосами подкачки 5. В нижней части баков 1 и 2 размещены струйные насосы 6. Насосы подкачки 5 соединены трубопроводом подачи топлива 7 с двигателем 8 и трубопроводом 9 с двигателем 10. На трубопроводе 7 подачи топлива в двигатель установлен пожарный кран 11, на трубопроводе 8 кран 12. На линии 13 перекрестного питания установлены запорные краны 14 и 15 и заправочные коллекторы 16. Линия 13 перекрестного питания снабжена заправочным устройством 17 и соединена с трубопроводом 7 подачи топлива в двигатель трубопроводом 18 с установленным на нем дополнительным перекрывным краном 19, с трубопроводами 9, 20 и краном 21. В нижней точке линии 13 перекрестного питания установлено заправочное устройство 17. Замкнутый участок линии 13 перекрестного питания соединен трубопроводом 22 с разгрузочным клапаном 23. Топливная система многодвигательного самолета работает следующим образом. При заправке бака 1 и бака 2 криогенное топливо через заправочное устройство 17 по линии 13 перекрестного питания через открытые запорные краны 14 и 15 и заправочные коллекторы 16 заполняет бак 1 и бак 2. При этом дополнительные перекрывные кран 19 и кран 21 закрыты. После завершения заправки запорные кран 15 и кран 16 закрываются. При работе двигателя 8 и двигателя 10 криогенное топливо насосами подкачки 5 подается по трубопроводу 7 и трубопроводу 9 подачи топлива в двигатели через открытые пожарные кран 11 и кран 12 на вход основных насосов двигателей. При этом дополнительные перекрывные кран 19 и кран 21 закрыты. При выходе из строя одного из двигателей, например двигателя 10, для сохранения балансировки самолета необходимо вырабатывать топливо из бака 1 и бака 2 одновременно. Для этого закрывается пожарный кран 12, открываются кран 21 и кран 14; кран 15 и кран 19 остаются закрытыми. Криогенное топливо из бака 2 подается насосами подкачки 5 в трубопровод 20. Линия 13 перекрестного питания и трубопровод 20 заполнены парами топлива. Кроме того, линия 13 перекрестного питания имеет температуру, значительно превышающую температуру жидкого криогенного топлива, а следовательно, первые порции криогенного топлива в линии 13 перекрестного питания испарятся. Пары криогенного топлива, находящиеся в линии 13 перекрестного питания, вытесняются жидким топливом. Если направить их на вход основного насоса двигателя 8, как предусмотрено у прототипа, произойдет срыв насоса, прекратится питание двигателя 8 и произойдет его останов. В топливной системе многодвигательного самолета пары криогенного топлива через открытый запорный кран 14 и заправочный коллектор 16 вытесняются жидким криогенным топливом из линии 13 перекрестного питания и трубопровода 20 под зеркало топлива бака 1. Часть паров конденсируется, а часть барботируется через жидкое топливо и поступает в паровую подушку надтопливного пространства бака 1. При этом нормальное питание двигателя 8 не нарушается. В случае выхода из строя двигателя 8 и при работающем двигателе 10 топливо из бака 1 подается по линии 13 перекрестного питания в бак 2 по описанной выше схеме.

Формула изобретения

1. ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА, содержащая топливные баки, в которых размещены насосы подкачки, трубопроводы подачи топлива в двигатели с установленными на них пожарными кранами и линию перекрестного питания двигателей, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы системы на криогенном топливе при выходе из строя одного из двигателей, участок трубопровода подачи топлива в двигатель между баком и пожарным краном каждого двигателя соединен с линией перекрестного питания трубопроводом, на котором установлен дополнительный перекрывной кран, а между баком и участком трубопровода с дополнительным краном на линии перекрестного питания установлен запорный клапан. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью снижения массы, в нижней точке линии перекрестного питания установлено заправочное устройство.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использова но при испытании ее элементов, преимуидёстйеннб Капиллярных заборных устройств

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в составе многоразовой космической системы типа Спейс-Шаттл

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для дозаправки топливных баков летательного аппарата в полете

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам обеспечения взрывобезопасности отсека бака криогенного топлива

Изобретение относится к авиационной технике для транспортировки горючего и масел, Емкость имеет составной корпус, в котором размещены перегородки, рэсположенные в двух взаимно перпендикулярных плоскостях с образованием решетки

Изобретение относится к авиационной технике, а именно - к топливным системам летательных аппаратов

Изобретение относится к оборудованию для хранения и транспортировки жидких веществ с повышенной химической активностью и может быть использовано в качестве топливного бака для двигательных установок

Изобретение относится к системам заправки летательных аппаратов компонентами топлива, преимуществено гибких рукавов

Изобретение относится к авиационному оборудованию и может быть использовано в топливных системах подвесных агрегатов заправки топливом в полете

Изобретение относится к средствам предотвращения пожара при утечке топлива из топливных баков

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к топливным системам летательного аппарата и обеспечивает более высокую надежность работы топливной системы, в том числе при отказе ее элементов

Изобретение относится к области авиации и предназначено для стыковки частей летательного аппарата, например двигателя и мотогондолы, с обеспечением компенсации несоосности стыкуемых узлов

Изобретение относится к топливным системам многодвигательных самолетов, использующих криогенное топливо

Изобретение относится к вертолетной технике

Изобретение относится к авиастроению и касается конструирования топливных систем маневренных летательных аппаратов

Изобретение относится к космической технике и предназначено преимущественно для многоразовых космических аппаратов с двигательными установками, топливные баки которых используются по иному, помимо основного назначения, в частности - для торможения аппаратов при полете в атмосфере

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано преимущественно в авиационной технике

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано преимущественно в авиационной технике

Изобретение относится к топливным системам летательных аппаратов, преимущественно сверхтяжелых самолетов, более конкретно к топливным бакам, в том числе и подвесным
Наверх