Автоматическая передача б.ф.кочеткова

 

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: передача выполнения в пяти вариантах и содержит инерционную муфту и произвольное количество соосно. расположенных дифференциалов, звенья которых кинематически, включая механизмы свободного хода (МСХ), связаны между собой и с выходным валом; Вращение с входного вала к выходному передается по нескольким потокам, определяемым величиной выходной нагрузки, развиваемым моментом инерционной муфты передаточным отношением кинематических связей, влияющим на порядок срабатывания МСХ, что обеспечивает от шести и более диапазонов работы, половина из которых имеет фиксированные по величине передаточные отношения , а вторая половина обеспечивает плавное и автоматическое изменение передаточного отношения в зависимости от нагрузки . 2 з.п.ф-лы, 11 ил.

у ф

Ф-: -

C0lO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 F 16 Н 33/14

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (Я

С::

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4817964/25-28 (22) 24.04,90 (46) 23.03,93. Бюл. N. 11 (75) Б.Ф.Кочетков (56) Авторское свидетельство СССР

N 1672046, кл. F 16 Н 33/14,1989, Авторское свидетельство СССР

N» 1709152, кл, F 16 Н 33/14, 1989, Авторское свидетельство СССР

N. 1747783, кл, F 16 Н 33/14,1989. (54) АВТО МАТИЧ ЕСКАЯ П Е P ЕДАЧА

Б.Ф. КОЧЕТКОВА (57) Использование: машиностроение, Сущность изобретения; передача выполнения в пяти вариантах и содержит инерционную муфту и произвольное количество соосно

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортном машиностроении и станкостроении.

Целью изобретения — расширение диапазона передаточных отношений и повышение КПД.

Описываемая автоматическая передача имеет от шести и более режимов работы при использовании только одной инерционной муфты, что обеспечивает расширение диапазона передаточных отношений, В ней чередуются фиксированные по величине передаточных отношений. и вариаторные .режимы работы. Последние позволяют плавно изменять в определенных пределах угловую скорость выходного вала в зависимости от нагрузки. увеличение числа режимов работы позволяет сузить диапазон регулирования в пределах каждого режима

„„SU„„1803662 Al расположенных дифференциалов, звенья которых кинематически, включая механизмы свободного хода (МСХ), связаны между собой и с выходным валом. Вращение с входного вала к выходному передается по нескольким потокам, определяемым величиной выходной нагрузки, развиваемым моментом инерционной муфты передаточным отношением кинематических связей, влияющим на порядок срабатывания МСХ, что обеспечивает от шести и более диапазонов работы, половина из которых имеет фиксированные по величине передаточные отношения, а вторая половина обеспечивает плавное и автоматическое изменение передаточного отношения в зависимости от нагрузки, 2 з.п.ф-лы, 11 ил, работы, что приводит к повышению КПД по сравнению с прототипом.

На фиг.1 — 5 представлены варианты, О© устройства автоматической передачи, на 1 С фиг. 6 — 11 — три варианта инерционной 6д муфты в двух проекциях соответственно !О» каждый из вариантов, 0»

Автоматическая передача имеет различные конструктивные варианты, приведенные на фиг.1 — 5. Каждый из вариантов содержит параллельные входной 1 и выход- 4 ной 2 валы, инерционную муфту 3 с ведущим

4 и ведомым 5 валами и основной дифференциал, водило 6 которого установлено на входном валу 1. Входной 1 и выходной 2 валы при помощи первой пары колес 7,8 и первого механизма свободного хода (МСХ)

9 кинематически связаны между собой. Вал

10 одного из центральных колес 11 диффе1803662 ренциала посредством второй пары колес относящимися к ним парами колес и МСХ

12, 13 и второго MCX 14 кинематически свя- составляют униф т унифицированные узлы, отличазан с выходным валом, Все варианты конст- ющиеся только лько величинами передаточных я их в них пар колес, Унируктивного оформления автоматической отношений входящих в н передачи снабжены дополнительным соос- 5 фикация основного фф н в ного димффе рен циала достино размещеными. дифференциалами, цент- гается тем, что, что его первое центральное ральные колеса и водила которых связаны колесо 11 при помощи MCX 17 связано с или между собой, или с инерционной муф- входным вало 1 м, на котором установлено же дифферециала. Этим дотой, или посредством механизмов свобод- водило 6 этого ж ного хода с выходным валом. стигается после я последовательное чередование

В автоматической передаче по фиг.1 вал унифицированных связей: водило 6 основ5 второго центрального колеса 16 основно- ного дифференциала го дифференциала жестко соединен непос- ном валу 1, который при помощи МСХ 17 редственно с ведущим валом 4 связан с первым центральным колесом 11 нциала, водило первого инерционной муфты и на нем установлена 15 зтогожедифференциала, 27 ведомая обойма третьего MCX 17, ведущая дополнительного д фф ьн го дифференциала установобойма которого установлена на валу 10 лено на валу 15 второго центрального колепервого центрального колеса 11. Ведомый 5 са 16 основного дифференциала и этот вал и ведущий 4 валы инерционной муфты уста- при помощи МСХ 28 связан с первым центновлены коаксиально с расположением ве-. 20 ральным колесом 29 этого же первого додущего вала по обе стороны муфты и на этом полнительного дифференциала; водило 36 валуустановлено центральное колесо 18до- второго дополни е фф полнительного дифференциала. Ведомый установлено на валу37 второго центральновал 5 инерционной муфты связан со вторый го колеса 33 первого цополнительного дифцентральным колесом 19 дополнительного 25 ференциала и этот вал посредством МСХ38 дифференциала, которое при посредстве связан с первым центральным колесом 39 третьей пары колес 20, 21 и третьего MCX 22 этого же дифференциала, которое при помо- кинематически связано с выходным валом щи пары колес 40, 41 и МСХ 42 кинематиче. Водило23дополнительногодифференци- ски связано с выхо ны 2. В алаприпомощичетвертойпарыколес24,25 30 центральное колесо 43 второго дифферени четвертого MCX 26 также связано с выход- . циала связано с 4 я ано с ведущим валом 4 инерционным валом. Передача имеет шесть режимов ной муфты 3. Э работы. т . та автоматическая передача с тремя дифференциалами имеет восемь реАвтоматическая передача по фиг,2 отли- жимов работы. Дополнительное увеличение чается тем, что в ней могут применяться 35 числа дифферен р нциалов, связанных между несколько соосно расположенных дополни- собой аналог ч б н. логичным о разом, увеличивает тельных дифференциалов, В данном случае число режимов работы на два н р д д фференциала — основной дополнительный дифференциал. В связи с два на каждый ом тическая передача может иметь и дополнительный. Водило 27дополнитель- этим автоматическ я вала 15 связ н ного дифференциала при помощи общего 40 неограниченное число б ислб режимов ра оты. вала связано со вторым центральным Автоматическая передачяа по фиг.4 ез МСХ2 колесом 16 основного дифференциала и че- представляет соб ои сочетание узлов авто29 о рез СХ 8связанотакжеспервымколесом матических пере и передач, представленных на на содержит часть автоматичедополнительногно дифференциала, по- фиг.1 и 2. Она со следнее посредством пары колес 30, 31 и 45 ской переда ф,2, ередачи по фиг,2, расположенную

СХ 32 кинематически связано с выходным между вход дным валом и инерционной муф1 валом 2. Второе центральное колесо 33 до- той 3 и ч с й, и часть автоматической передачи по полнительного дифференциала связано с фиг,1, размещенную между инерционной ведущим валом 4 инерционной муфты 3, Be- муфтой 3 и выходным валом 2. Связ ю им рц и муфты имеет по- 50 звеном этих двух жставляющих частей, обстоянную кинематическ ю связь

У з с разующих дополнительный вариант автомавыходным валом 2 и и помо и вы па ы колес 34 35,, в л кот р щ ходнои тическои передачи, является инерцио на р, Данная автоматическая муфта 3, ведущий вал 4 кот н я . передача с в мя и в л которои связан со д у я дифференциалами имеет вторым центральным колесом 33 после нешесть режимов работы. 55 л ом последнего дифференциала из числа расположенных ходным валом и инерционной муфАвтоматическая передача по фиг.3 отли- межу вхо ным в 1 едомыи вал несет установленное чается от автоматической передачи по фиг.2 той 3 а ведом 5 тем, что в ней применено три соосно распо- на нем центральное колесо 19 рф с ди рференции ва д фференциала — один основной ала, размещенно — енного между инерционной два дополнительных, которые вместе с муфтой 3 и той и выходным валом 2, В связи с идентичностью устройства частей описываемой конструкции передачи и соответствующих частей передач по фиг.1 и 2, индексы узлов и деталей на фиг.1, 2 4 имеют одинаковое значение. Часть передачи, располо- 5 женная между входным валом 1 и инерционной муфтой 3, может быть также применена из автоматической передачи по фиг.3. Число режимов работы описываемой автоматической передачи превышает на два удвоенное количество применяемых дифференциалов.

Автоматическая передача по фиг,5 отличается от передачи по фиг.4 тем, что ведо10

15 мый вал 5 инерционной муфты выполнен в виде стержня. В связи с этим кинематическая связь ведущего вала 4 муфты с центральным колесом 18 дифференциала, расположенного между муфтой 3 и выходным валом 2, осуществляется посредством

20 двух пар промежуточных колес 44, 45 и

46,47, связанных с промежуточным валом

48, установленным параллельно инерционнолй муфте 3. Числовые обозначения всех узлов и деталей на фиг.4 и 5 одинаковы.

Передаточные отношения применяемых пар колес у всех вариантов автоматиче25 ской передачи характеризуется общими признаками — они убывают в последовательности от первой пары колес 7, 8, связывающей входной вал 1 с выходным валом 2„

30 до пары колес, входящей в кинематическую связь ведомого вала 5 инерционной муфты связанных с центральными звеньями применяемых дифференциалов, убывают в последовательности расположения этих дифференциалов от входного вала 1 к выходному валу 2.

Ведущие обоймы всех механизмов свободного хода 17, 28, 38, связываюих центральные звенья дифференциалов, 40 установлены на соответствующих валах

45 центральных колес 11, 29, 39, кинематически связанных с выходным валом 2, а ведомые обоймы установлены на валах водил или вторых центральных колес этих дифференциалов.

Ведомые обоймы всех механизмов свободного хода 9, 14, 32, 42, 22, 26, входящмх в кнематические связи входного вала 1 или дифференциалов с выходным валом 2, установлены на выходном валу, а ведущие обоймы связаны с.сответствующими им парами колес.

В автоматической передаче мокнут применяться любые инерционные муфты, допу55 скающие вращение ведущего и ведомого валом с разными частотами и передающими с выходным валом 2. В том интервале передаточные отношения остальных пар колес, 35 момент, величина которого определяется разностью частот вращения этих валов. .Инерционная муфта. изображенная на фиг,6 и 7 в двух проекциях, содержит ведущую полумуфту в виде шарнирно закреп ленного на ведущем валу 4 коромысла 49 с расположенными на его концах инерционными грузами 50, имеющими форму тела вращения, размещенными на концах коромысла 49 с возможностью свободного вращения, Ведомая полумуфта выполнена в виде закрепленного на полом ведомом валу

5 наклонного диска 51, который находится в контакте с инерционными грузами 50. Шарнир ведущей полумуфты состоит из прикрепленных перпендикулярно к ведущему валу 4 двух шипов 52, служащих осями поворота рамки 53, к которой крепятся коромысла 49, Через рамку 53 и полый ведомый вал 5 свободно проходит ведущий вал 4,. располагаясь по обе стороны инерционной муфты. Шипы 52 шарнира коромысла расположены в плоскости, совмещенной с поверхностью диска 51, и линия шипов пересекается с осевой линией муфты, С этой целью рамка 53 коромысла выполнена с изгибом, а диск 51 — с выемкой, С целью устранения пульсирующего характера в передаче вращающего момента муфта может иметь более двух инерционных грузов, Для этого применяются вторичные коромысла 54, установленные с возможностью поворота на стержнях основного коромысла

49. На концах вторичных коромысел располагаются указанным выше порядком дополнительные инерционные грузы 55, Эта муфта позволяет располагать ведущий вал 4 внутри полого ведомого вала 5 с выходом первого из них по обе стороны муфты, что является необходимым условием для вариантов автоматической передачи по фиг.1 и

4, Инерционная муфта, приведенная на фиг,8 и 9 в двух проекциях, имеет ведущее звено, выполненное в виде закрепленного на ведущем валу 4 водила 56, имеющего форму радиальных выступов, к концам которых шарнирно присоединены ведущие шатуны 57, несущие шарнирно связанные с ними инерционные грузы 58, Ведомая полумуфта выполнена в виде закрепленного на ведомом валу 5 кривошипа 59, на шипе 60 которого расположен с возможностью свободного вращения шарнирный блок 61, несущий шарниры 62, связывающие с этим блоком ведомые шатуны 63, на концах которых закреплены инерционные грузы 58, Суммарная длина плеч водила 56 и ведущего шатуна 57 больше суммарной длины кривошипа 59, расстояния от шипа 60 до

1803662 шарнира 62 и ведомого шатуна 63. Ведомая полумуфта имеет противовес 64, уравновешивающий массу полумуфты относительно ведомого вала 5 инерцинной муфты. С целью устранения пульсирующего характера в передаче вращающего момента инерционная муфта имеет более двух инерционных грузов с относящимися к ним соответствующими деталями. Эта муфта имеет повышенную нагрузочную способность в связи с большой амплитудой движения грузов в радиальном направлении.

Нэ фиг.10 и 11 приведено изобра>кение в двух проекциях инерционной муфты, сход. ной по устройству с муфтой по фиг,8 и 9, но имеющей увеличенную прочность и >кесткость в осевом направлении, что выступает как положительное свойство при работе в условиях резких ускоерний. Муфта имеет ведущий 4 и ведомый 5 валы, К ведущему валу прикреплено водило в виде равномерно расположенных по окружности одинаковых по длине радиальных прямолинейных направляющих 65 (в данном случае в количестве трех), каждая из которых несет ползун 66, имеющий возмо>кность свободно перемещаться вдоль направляющей в радиальном направлении, Каждый ползун 66 шарнирно связан с концом шатуна 67, другой конец шатуна шарнирно связан с общим дпя всех шатунов шарнирным блоком 68, расположенным с возможностью свободного вращения на шипе 69 кривошипа 70 ведомого вала 5. К каждому из ползунов жестко прикреплен имнерционный груз 71.

Функции инерционного груза может выполнять непосредственно ползун, для чего его масса увеличивается.

Автоматическая передача работает седующим образом, Принцип действия всех приведенных инепрционных муфт одинаков и не зависит от их конструкции. Вращающий момент передается при условии, когда ведущий вал 4 вращается с большей частотой по сравнению с ведомым валом 5, что приводит к циклическому изменению момента количества движения инерционных грузов в связи с изменением скорости их вращения и расстояния от оси муфты. При этом, увеличение момента количества движения грузов происходит под действием передаваемой по ведущему валу мощности. а уменьшение — в связи с их взаимодействием с ведомой полумуфтой что определяет передачу на ведомый вал постоянного по направлению вращающего момента.

Работа автоматической передачи показывается на примере конструктивнго варианта, приведенного на фиг.4, посколку oí в наибольшей степени сочетает в себе отличительные особенности всех других вариантов автоматической передачи, Автоматическая передача (фиг,4) имеет

5 восемь режимов работы, Четыре режима работы являются вариаторными, т.к, каждый из них охватывает определенный интервал плавного автоматического регулирования частоты вращения выходного вала и величи10 ны передаваемого на него вращающего момента в зависимости от нагрузки.

Вариаторные режимы отделяются друг от друга переходными состояниями с фиксированными по величине передаточными отно15 шениями (фиксированные режимы работы).

Внешними признаками перехода с одного режима работы на другой режим являются автоматические замыкания и размыкания механизмов свободного хода (MCX) и вклю20 чение в работу или отключение определенных потоков мощности, комбинации и сочетания которых определяют режимы работы, Всего данный вариант передачи имеет тринадцать потоков мощности.

25 Они показаны в табл.1 индексами узлов и деталей, приведенных на фиг,4, входящих в каждый поток в последовательности рт входного вала 1 к выходному валу 2, При анализе работы автоматической пе30 редачи принимается постоянство угловой скорости входного вала 1.

При значительном моменте сопротивления на выходном валу 2 мощность на него передается по первому, второму, третьему, 35 седьмому и десятому потокам, что соответствует первому режиму работы. При этом обеспечивается постоянство передаточного отношения, что связано с дновременным замыканием MCX 9, 14, 32, 26. Величина пере40 дэточного отношения этого режима работы определяется парой колес 7, 8, имеющей наивысшее передаточное отношение, MCX

17 и 28 разомкнуты, поскольку вал 15 вращается с большей частотой по сравнению с

45 центральными колесами 11 и 29 соответственно основного и первого дополнительного дифференциалов. При равенстве моментов на центральных колесах соответствующих дифференциалов и возможности

50 их вращения отнсц:ительно друг друга с переменной частотой, уменьшение нагрузки . на выходном валу 2 приведет к увеличению частоты его вращения. Это связано (в данном случае и при последующих режимах ра55 боты) с тем, что одно из центральных колес (16 и ЗЗ) у основного и дополнительного дифференциалов нагружено за счет кинематической или непосредственной связи с ведущим валом 4 инерционной муфты, у которой частота вращения ведущего вала 4

1803662

40

55 и ведомого вала 5 относительно друг друга находится в прямой зависимости от нагрузки на выходном валу 2. При уменьшении нагрузки на выходном валу частота враще- ния центральных колес 11 и 29 возрастает, поскольку они связаны кинематически с выходным валом, при одновременном уменьшении частоты вращения центральных колес 16 и 33 соответственно основного и дополнительного дифференциалов, По седьмому и десятому потокам мощность передается через пару колес 24, 25 и МСХ 26, Поскольку эта кинематическая связь расположена на выходе из инерционной муфты, она функционирует при всех режимах работы, кроме восьмого режима, что будет показано ниже. Колесо 25 может вращаться с переменной частотой, равной частоте вращения выходного вала, поскольку оно кинематически связано со вторым дополнительным дифференциалом, у которого центральное колесо 19 установлено на ведомом валу инерционной муфты, частота вращения которого переменна и находится в обратной зависимости от нагрузки. Этим определяется возмо>кность вращения колеса 25 с переменной частотой, что обеспечивает передачу мощности по потокам мощности с седьмого по двенадцатый или при режимах работы с первого по седьмой включительно. В связи с этим при описании последующих режимов работы эти потоки мощности приводиться не будут, Когда, в связи с уменьшением нагрузки, частота вращения выходного вала 2 превысит частоту вращения колеса 8, произойдет размыкание

MCX 9 и первый поток мощности прекратит функционирование. Автоматическая передача перейдет на второй режим работы.

При втором режиме работы момент передается по второму, третьему, седьмому и десятому потокам мощности. По указанным выше причинам замкнуты MCX 14, 32, 26, разромкнуты MCX 9, 17, 28, 22. Каждый из замкнутых МСХ кинематически связан с одним из центральных колес разных дифференциалов, у каждого из которых другие центральные колеса 16, 33, 19 кинематически или непосредственно связаны с инерционной муфтой со стороны входа или выхода, а поэтому могут вращаться с переменной частотой. Это определяет характер работы в вариаторном режиме, а следовательно, позволяет выходному валу увеличивать частоту вращения при уменьшении нагрузки.

Одновременно уменьшается частота вращения вала 15 и увеличивается частота вращения центральных колес 11 и 29 основного и дополнительного дифференциалов. При выравнивании частоты вращения вала 15 и центрального колеса 11 произойдет замыкание МСХ 17, что приведет к блокировке основного дифференциала, который как единый узел без потерь энергии будет вращаться с частотой вращения входного вала

1. Автоматическая передача перейдет на третий режим работы, При третьем режиме работы момент передается по четвертому, пятому, восьмому, одиннадцатому потокам мощности. По указанным выше причинам замкнуты MCX 14, 17, 32, 26 и разомкнуты MCX 9, 28, 22. МСХ

17 блокирует основной дифференциал, который вращается с частотой вращения входного вала 1, Поскольку основной дифференциал связан с выходным валом 2 парой колес 12, 13, частоты вращения входного и выходного 2 находятся в зависимости от величины передаточного отношения пары колес 12, 13, что определяет работу автоматической передачи в фиксированном режиме, В связи с тем, что передаточное отношение пары колес 12, 13 меньше, чем у пары колес 7, 8, выходной вал 2 при фиксированном третьем режиме работы будет вращаться с большей частотой, чем при фиксированном первом режиме работы с соответствующим уменьшением величины передаваемого вращающего момента. Второй вариаторный режим работы охватывает интервал регулирования момента и частоты вращения между первым и третьим режимами работы, Частота вращения ведомого вала 5 инерционной муфты, меньше частоты вращения ведущего вала 4, что вытекает из того, что передаточное отношение пары колес 24, 25 меньше передаточных отношений пар колес 12, 13 и 30, 31, Это определяет возможность увеличения частоты вращения выходного вала 2 при уменьшении нагрузки и когда частота его вращения превысит частату вращения колеса 13, которое при сблокированном основном дифферециале вращается с постоянной частотой, произойдет размыкание MCX 14 и автоматическая передача перейдет на четвертый режим работы.

При четвертом режиме работы момент передается по пятому, восьмому и одиннадцатому потокам мощности. Замкнуты МСХ

17. 32, 26 и разромкнуты МСХ 9, 14, 28, 22.

При этом мощность передается через сблокированный основной дифференциал и дополнительный дифференциал, у которого ведущий вал инерционной муфты. на котором установлено центральное колесо ЗЗ, может вращаться с переменной частотой, Это определяет работу передачи в вариаторном режиме. Водило 27 дополнительно-. го дифференциала, соединенное с

1803662

12 основным дифференциалом валом 15, вра- частота вращения колеса 21 сравняется с щается с постоянной частотой. Выходной частотой вращения ащения выходного вала 2, провал 2 при уменьшении нагрузки имеет воз- изойдет замыкание MCX 22, Автоматичеможность увеличить частоту вращения, «то ская передача пере ч переидет на седьмой режим приведет к соответствующему увеличению 5 работы. частоты вращения центрального колеса 29 При седьмо ре дьмом режиме работы вращаюдополнительного дифференциала и пары щиймоментпередается подевятому,двнадколес30,31. Когда частота вращения колеса цатому и тринадцатому потокам мощности.

29 сравняется с частотой вращения вала 15, Замкнуты MCX 17, 28 22 26 и и разомкнуты произойдет замыкание МСХ 28. При этом 10 МСХ 9, 14, 32, Поскольку оба центральных блокируется дополнительный дифференци- колеса 18, 19 второго дополнительного дифал, который вместе С основным дифферен- -ференциала связаны с выходным валом 2, циалом будет вращаться как единый узел, режим работы является фиксированным.

Автоматическая передача перейдет на пя- Вместе с тем, выходной вал 2 может при . тый режим аботы. р р б . t5 уменьшении нагрузки увеличить частоту

При пятом режиме работы вращающий вращения под воздействием тринадцатого момент передается по шестому, девятому и потока мощности, поскольку частота вращедвенадцатому потокам мощности, По указа- ния ведущего вала 4 инерционной муфты ным выше причинам замкнуты MCX 17, 28, превышаетчастотувр астоту вращения ведомого вала

32, 26 и разомкнуты MCX 9, 14, 22, Посколь- 20 5 этой муфты, Когда частота вращения выку основной и дополнительный дифферен- ходного вала 2 превысит частоту вращения циалы блокированы соответственно при колеса 25, произойдет размыкание MCX 26 помо и MCX 17 и 28 па щ 8, пара колес 30; 1 и прекращение функционирования девятовращается с постоянной частотой, что опре - го и двенадцатого потоков мощности. Автоделяет работу передачи в фиксированном 25 матйческая передача перейдет на восьмой режиме. Вместе с тем, под воздействием режим работы. девятого и двенадцатого потоков мощности При восьмом режиме раб ты жиме ра оты вращаювыходной вал 2 может увеличить частоту щий момент передается по одному тринадвращения, что происходит при уменьшении цатому потокумощности. Замкнуты MCX 17, нагрузки. При этом частота вращения вы- 30 28,22, разомкнуты МСХ9, 14,32,26. Момент ходного вала превысит частоту вращения передается через пару колес 20, 21, непосколеса 31, что приведет к размыканию MCX редственно связанную с ведомым валом 5

32 и прекращению функционирования шес- инерционной муфты и имеющую наименьтого потока мощности. Автоматическая пе- шее передаточное отношение, Весь поток редача перейдет на шестой режим работы, 35 мощности идет только через инерционную

При шестом режиме работы момент пе- муфту. В связи с этим режим работы являетредается по девятому и двенадцатому пото- ся вариаторным и целйком определяется изкам мошности через сблокированные вестными условиями работы инерционной рсновной и дополнителный дифференциа- муфты, при которых частота вращения ведолы, инерционную муфту и второй дополни- 40 мого вала 5, а следовательно и выходного тельный дифференциал. Центральное вала 2, находится в обратной завйсимости колесо 18 вращается с постоянной частотой, от нагрузки. Величина передаваемого муфпоскольку оно непосредственно связано с той вращающего момента находится в прявходным валом 1 через основной и дополни- мой зависимости or величины разности тельный сблокированные дифференциалы и 45 угловых скоростей ведущего 4 и ведомого 5 ведущий вал 4 инерционной муфты. Второе валов. колесо 19 второго дополнительного диффе- В табл,2 приведено отношение опредеренциала установлено на ведомом валу 5 ленных потоков мощности к соответствуюинерционной муфты и поэтому может вра- щим режимам работы (помечены знаком щатьтся в переменной частотой, зависящей 50 "+"), этим от нагрузки на выходном валу 2, В связи с Приведенные в описании данные шестой режим работы является вариа- боте механизмов свободного хо а и и о рато ным. Вы р . ходнои вал при дальнейшем ных режимах работы автоматической уменьшении нагрузки под воздействием передачи по фиг.,4 приводятся в табл.3 с двенадцатого потока мощности увеличива- 55 показом замкнутых (+) и разомкнутых МСХ. ет частоту вращения, что приведет к соот- При уменьшении нагрузки на выходном ветствующему увеличению частоты валу 2 произойдет последовательный перевращения центрального колеса !9 (посколь- ход на режимы работы в обратной последоку колесо 18 вращается с постоянной часто- вательности по сравнению с описанной той) и связанного с ним колеса 21. Когда выше.

1803662

Таблица 1

Работа автоматической передачи по фиг,1 и 2 осуществляется аналогичным образом, поскольку они являются упрощенными конструкциями передачи по фиг,4 меньшим числом потоком мощности и с соответственйо уменьшенным до шести количеством режимов работы, Отношение замкнутых механизмов свободного хода (+) к режимам работы

У автоматической передачи по фиг,3 в отличие от других вариантов передач поток мощности от входного вала 1 на основной дифференциал идет не только через водило

6, но и через МСХ 17 и первое центральное колесо 11. При этом характер работы основного и всех дополнительных диффеенциалов независимо от их числа одинаков и аналогичен характеру работы основного (с учетом указанного отличия) и первого дополнительного дифференциалов передачи . по фиг.4.

Работа автоматической передачи по фиг.5 отличается от передачи по фиг.4 только тем, что поток мощности от ведущего вала 4 инерционной муфты 3 на центральное колесо 18 диффренциала, расположенного между инерционной муфтой 3 и выходным валом 2, идет через промежуточные пары колес 44, 45 и 46, 47 и промежуточный вал 48, Формула изобретения

1, Автоматическая передача, содержащая по меньшей мере два мехаизма свободного хода, входной и выходной валы, кинематически связанные посредством одного из механизмов свободного хода между собой, дифференциал, водило которого установлено на входном валу, а одно из центральных колес кинематически посредством другого механизма свободного хода связано с выходным валом и инерционную муфту, отличающаяся тем, что, с целью расширения диапазона передаточных отношений и повышения КПД. передача снабжена дополнительными соосноразмещенными дифференциалами, центральные колеса и

5 водило которых и второе центрально колесо основного дифференциала связаны или между собой, или с инерционной муфтой, или посредством механизмов свободного хода с выходным валом.

10 2, Передача поп.1,отлича ющаяся тем, что второе центральное колесо основного дифференциала связано посредством механизма свободного хода с первым центpBRbHLIM колесом этого же дифференциала, 15 с центральным колесом дополнительного дифференциала и с ведущим валом инерционной муфты, ведомый вал которой связан с вторым центральным колесом дополнительного дифференциала, а последнее и водило

20 этого же дифференциала кинематически посредством соответствующих механизмов свободного хода связаны с выходным валом.

3. Передача по п.1, отл ича ю щая с я

25 тем, что первое центральное колесо основного дифференциала посредством механизма свободного хода связано или с вторым центральным колесом, или с водилам этого же дифференциала, водило каждого допол30 нительного дифференциала связано с вторым центральным колесом соседнего дифференциала и через механизм свободного хода с первым центральным колесом этого же дифференциала, последнее кине35. матически посредством механизма свободного хода связано с выходным валом, а второе центральное колесо последнего дифференциала связано с ведущим валом инерционной муфты, ведомый вал которой

40 кинематически связан с выходным валом.

Приоритет по п,1,2 — 24.04,90г„по п,3—

28.05.90г, Продолжение табл. 1

Отношение потоков мощности к режимам работы

1803662

Табл и ца 2

18

17

1803662

Таблица 3

Отношение замкнутых механизмов свободного хода (+) к режимам работы б (б 5

1803 бб2

1803662,1803662

Составитель Б.Кочетков

Техред M.Ìîðãåèòàë Корректор Н.Милюкова

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Заказ 1045 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Автоматическая передача б.ф.кочеткова Автоматическая передача б.ф.кочеткова Автоматическая передача б.ф.кочеткова Автоматическая передача б.ф.кочеткова Автоматическая передача б.ф.кочеткова Автоматическая передача б.ф.кочеткова Автоматическая передача б.ф.кочеткова Автоматическая передача б.ф.кочеткова Автоматическая передача б.ф.кочеткова Автоматическая передача б.ф.кочеткова Автоматическая передача б.ф.кочеткова Автоматическая передача б.ф.кочеткова 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводам транспортных средств, машин, механизмов, приводимых в движение двигателем или мускульным приводом

Изобретение относится к гидромеханическим передачам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, транспортному машиностроению, станкостроению

Изобретение относится к машиностроению, транспортному машиностроению, станкостроению

Изобретение относится к машиностроению, транспортному машиностроению, станкостроению

Изобретение относится к машиностроению, транспортному машиностроению, станкостроению

Изобретение относится к машиностроению, транспортному машиностроению, станкостроению

Изобретение относится к машиностроению, транспортному машиностроению, станкостроению
Наверх