Погружное судно для подъема затонувших объектов

 

Изобретение относится к подъему затонувших объектов. Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей погружного судна путем создания упрощенной гибкотрансформируемой конструкции в зависимости от веса и габаритов затонувшего объекта, а также исключение влияния подводных течений на ориентацию относительно затонувшего объекта . Цель достигается тем, что в погружном судне для подъема затонувших объектов продольно расположенные пары поплавковых емкостей жестко связаны между собой посредством разъемных соединений с образованием корпуса катамаранного типа, а по меньшей мере одна пара поплавковых емкостей снабжена жестко связанной с ними поперечной балкой 9 с закрепленными на ней грузовыми схватами 18. Система продувки поплавковых емкостей выполнена в виде заполненных зарядом гидрорёаг-ирующегб вещества герметичных контейнеров, снабженных механизмом их вскрытия и установленных в донной части поплавковых емкостей. При этом погружное судно снабжено движительными установками, шарнирно связанными с корпусом и скрепленными с флюгерным устройством 7, а также рубкой 8, выполненной в виде глубоководной спасательной камеры. 4 з.п.флы, 3 ил.

СООЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

P F Cfl h fl VIK (я)5 В 63 С 7/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4799435/23 (22) 05.03.90 (46) 07.04.93. Бюл, М 13 (76) Ю.С,Ткаченко (56) Патент США М 3541986, кл, В 63 С 7/03, 1970;

САЭ (54) ПОГРУЖНОЕ СУДНО ДЛЯ ПОДЪЕМА

3ATOf 1У:-. ШИХ ОБЪЕКТОВ (57) Изобр.-.тение относится к подъему затонувших объектов. Целью изобретения явля.ется расширение эксплуатационных возможностей погружного судна путем создания упрощенной гибкотрансформируе.мой конструкции в зависимости от веса и габаритов затонувшего объекта, а также исключение влияния подводных течений на ориентацию относительно затонувшего объекта, Цель достигается тем, что в погружном судне для подъема затонувших объектов

„„Я2„„1807958 А3 продольно расположенные пары поплавковых емкостей жестко связаны между собой посредством разъемных соединений с образованием корпуса катамаранного типа, а по меньшей мере одна пара поплавковых емкостей снабжена жестко связанной с ними поперечной балкой 9 с закрепленными на ней грузовыми схватами 18. Система продувки поплавковых емкостей выполнена в виде заполненных зарядом гидрореагирующего вещества герметичных контейнеров; снабженных механизмом их вскрытия и установленных в донной àñòè поплавковых емкостей. При этом погружное судно снабжено движительными установками, шарнирно связанными с корпусом и скрепленными с флюгерным устройством 7, а также рубкой 8, выполненной в виде глубоководной спасательной камеры. 4 э.п.флы, 3 ил.

1807958

Изобретение относится к руэоподьему.

Цель изобретения — расширение экс плуатационных возможностей путем создания упрощенной гибкотрансформируемой

10, конструкции в зависимости от веса и габаритов затонувшего объекта.

Предложенная конструкция- судна позволяет избавиться от сложных грузоподьемных устройств, такелажа и трудоемких глубоководных водолазных работ. Модуль ный принцип построения судна позволяет экономически выгодно создавать суда предложейного назначения различных архитектурно- конструктивйых типов различной грузоподъемности.:Предложенная конструкция судна позволяет сократить трудовые

15 затраты на подготовку спасательных операций, совместить поиск и доставку подъемных средств . непосредственно к затонувшему объекту, автоматизировать за- 20 хват объекта схватами манипуляторов, увеличить глубину подъема,:повысмть грузоподъемность, управлять положением судна при его движении во время подъема с объектом на поверхность и осуществлять 255 транспортировку поднятого обьекта в порт назначения, Размещение энергодвижительных установок в капсулах прочного корпуса позволяет осуществлять судну подводное плавание на больших глубинах и в течение 30 продолжительного времени. Наличие движительных установок, шарнирно связанных с корпусом и скрепленных с флюгерным устройством, позволяет избавить судно. от для подъема.затонувших обьектов, вид сбо ку, начало; на фиг,2 — то же, продолжение; на фиг. 3 —. погружное судно для подьема затонувших объектов, вид спереди.

Погружная конструкция судна для подьема затонувших объектов содержит груэозахватные модуль-агрегаты 1, рабочие

45 поплавковые модули 2, носовые вспомогательные поплавковые модули 3, кормовые вспомогательные поплавковые модули 4, кормовые энергетические модуль-агрегаты

5, гидроакустические модуль-агрегаты 6, флюгерно-движител ьн ые модуль-агрегаты 7 и модуль системы управления 8. Грузозахватный модуль-агрегат 1 состоит из поперечной грузовой балки 9, жестко связанной с двумя опорными двухсторонними фланцами 10, 11, предназначенными для стыковки с двух сторон с рабочими поплавковыми модулями 2, образующими катамарэнную систему судна. Поперечная грузовая балка 9 несет нэ себе прожекторы 12, 13, телевизи50

55 влияния донных течений при подходе к за- 35 тойувшему обьекту и при стоянке во время." позиции стйковки с нйм.

На фиг.1 изображено погружное судно онные камеры наблюдения 14, 15, водометные движители 16, 17 и схват 18 со сменны-. ми губками 19 и механизмом привода 20.

Схват 18 снабжен механизмом его подъема и опускания, закрытым кожухом-обтекателем 21. На пилоне обтекаемой формы грузовая балка 9 несет опорный фланец 22 для установки модуля системы управления 8 либо флюгерно-движител ьного модуль-аг рега-. та 7. Модуль системы управления 8 выполнен в виде глубоководной спасательной камеры с иллюминаторами обозрения и прожектором 23, Он оснащен радиоэлект-. ронной аппаратурой, обладает положительной плавучестью и стыкуется с опорным фланцем 22 груэозахватного модуль-агрега-. та 1 посредством управляемого разьемного соединения 24, оснащенного пиропатрона.ми. Рабочие, вспомогательные носовые и кормовые поплавковые модули 2, 3, 4 выполнены в виде понтонов легкой.конструкции различной конфигурации. Понтоны всех рабочих поплавковых модулей имеют цилиндрическую форму единого диаметра. Все поплавковые модули оснащены герметич-. ными контейнерами 25 с законсервирован-, ным в них гидрореагирующим веществом

26,.предохранительными клапайами 27, управляемыми вентиляционными клапанами

28, шпагатами 29 с управляемыми заслонками и крышками люков 30. Предохранительные клапаны 27 настроены .на определенный перепад давлений между внутренней атмосферой понтонов и окружающим забортным пространством. Герметичные контейнеры 25 снабжены мембранными клапанами 31 принудительного действия с управляемыми пиропатро.нами. Понтоны носового вспомогательного поплавкового модуля 3 снабжены ниэкорасположенными горизонтальными рулями 32, Кормовые энергетические модуль-агрегаты

5 выполнены в виде капсулы прочного корпуса с расположенными в ней аккумуляторной батареи, дизель генератора и маршевого электродвигателя с гребным винтом 33. Кормовые энергетические модуль-агрегаты 5 снабжены низкорасположенными горизонтальными рулями 34 и вертикальными рулями 35, 36. Гидроакустические модуль-агрегаты 6 содержат эхолоты глубины погружения и отстояния от дна и гицролокаторы обзора в горизонтальной и вертикальной плоскостях, Гидролокаторы обеспечения стыковки с затонувшим объектов 37 расположены в губках 19 схватов 18 грузозахватных модуль-агрегатов 1. Флюгерно-движительные модуль-агрегаты 7 содержат флюгеры с электродвигателями и гребными винтами. Стыковка блоков-модуI Rn 7Qr)A

50

55 лей, образующих судно для подъема загонувших объектов, осуществляется с помощью болтовых разъемных соединений.

Погружное судно для подъема затонувших обьектов в виде блочно-модульной конструкции позволяет из различных модуль-агрегатов создавать суда различного назначения, что позволит варьировать как грузоподъемностью судна, так и его приспосабливаемостью к подъему затонувших объектов различной конструкции.

Подъем затонувших объектов с пое мощью предложенного устройства осуществляется следующим образом.

Погружное судно для подъема затонувших объектов подходит к месту его гибели в надводном положении, а затем осуществляет динамическое погружение с включенными прожекторами 23 и с открытыми заслонками шпигатов 29, но при закрытых вентиляционных клапанах 28. Погружение судна осуществляется по наклонной траектории с носовыми дифферентом 10 — 15 на определенном расстоянии от координаты места подъема, Погружение судна производят при положительной плавучести, управляя горизонтальными рулями 32,34. После потери положительной плавучести за счет сжатия в понтонах воздуха давлением забортной воды, поступающей через шпигаты

29, движение до заданной глубины судно осуществляет при отрицательной плавучести. На заданной глубине (выше уровня залегания затонувшего объекта) экипаж включает срабатывание пиропатронов мембранных клапанов 31 герметичных контейнеров 25 носовых и кормовых вспомогательных поплавковых модулей 3,4.

В результате расконсервации герметичных контейнеров 25 содержащееся в них гидрореагирующее вещество 26 вступает в реакцию с водой. Генерирующийся, при этом водород осуществляет продувку понтонов вспомогательных поплавковых модулей 3, 4, обращая отрицательную плавучесть судна в нулевую. При этом не исключается возможность регулировки плавучести и дифферента судна посредством включения в работу вентиляционных клапанов 28. После этого осуществляется поиск затонувшей лодки 37 известным способом, используя гидроакустическую технику судна, сосредоточенную в гидроакустическом модуль-агрегате 6, производя последовательный обход предполагаемой зоны залегания затонувшего объекта. После того, как найдена затонувшая подводная лодка 37, экипаж судна производит оценку окружающей среды визуально, с помощью гидроакустической

40 техники, посредством телевизионных камер

14, 15 и наружных датчиков системы управ ления. Оценив обстановку, экипаж судна выбирает курс подхода к затонувшей подводной лодке, а при наличии донных течений включает в работу флюгерно-движительные модуль-агрегаты 7 и создает ими тягу, компенсирующую влияние донного течения на судно. Экипаж подводит судно на малой скорости к затонувшей подводной лодке 37, ориентируясь ее продольной оси, на такой высоте, чтобы не задеть схватами 18 с губками 19 за счет легкий корпус ее рубки. Судно устанавливается в удобное положение относительно затонувшей подводной лодки. Для этой цели экипаж пользуется передним и задним ходами судна, включая в работу маршевые электродвигатели кормовых энергетических модуль-агрегатов 5 с гребными винтами ЗЗ, а также вертикальными и боковыми перемещениями за счет использования водометных движителей 16, 17 грузозахватных модуль-агрегатов 1. Контроль за положением судна относительно затонувшей подводной лодки 37 экипаж ведет по приборам гидроакустики, с помощью телевизионной системы, камер наблюдения 14, 15, при включенных прожекторах 12, 13 и визуально. Заняв удобное положение, судно зависает над затонувшим объектом. Экипаж с помощью водометных движителей 16, 17 садит судно на затонувшую подводную лодку 37 и подает сигнал на срабатывание приводов 20 схватов.18. Схваты 18 сжимают губками 19 корпус затонувшей подводной лодки 27 до тех пор пока не сработают датчики усилия зажима и не отключат приводы

20. После проверки качества стыковки визуально, с помощью телевизионной системы и по приорам гидроакустики, экипаж подает сигнал на включение в работу привода подьема схватов 18. При этом судно опускается вниз до соприкосновения с донной поверхностью океана, а схваты 18 прячутся в кожухи-обтекатели 21 грузозахватных модуль-агрегатов 1. После того, как судно село на грунт, приводы производят подъем схватов 18 вместе с затонувшим объектов, отрывая его от грунта. Оторвав затонувший обьект от грунта, экипаж подает сигнал на всплытие. В результате чего происходит срабатывание пиропатронов мембранных клапанов 31 герметичных контейнеров 25 рабочих поплавковых модулей 2 и расконсервация гидрореагирующего вещества 26.

В результате чего происходит продувка поплавковых рабочих модулей. После продув ки понтонов судно с затонувшим объектом всплывает на поверхность океана. С подь.

1807958 емом на поверхность давление окружающей водной среды падает. Выравнивание давления между забортным пространством и внутренним объемом понтонов осуществляется за счет истечения газа через открытые шпигаты 29 в окружающую среду. Нэ глубине 50-30 м закрываются шпигаты 29 и давление внутри понтонов регулируется предохранительными клапанами 27, При аварийной ситуации экипаж может покинуть судно вместе с модулем системы управления 8, подав сигнал на срабатывание пиропатронов разъемного соединения 24, Освободившись от корпуса судна, модуль системы управления 8, обладая положительной плавучестью, всплывает с зкипажем на поверхность. Поднятую подводную лодку судно транспортирует в порт назначения для ремонта. Разгрузка судна производится в сухом донке.

Практическое использование погружного судна для подъема затонувших объектов позволит осуществить подъем со дна морей и океанов всех затонувших кораблей, подводных лодок и других обьектов, представляющих в настоящее время материальную ценность для современного человечества. Определенная часть затонувших объектов представляет для современной науки и техники познавательный интерес, Подъем их необходим с целью детального изучения обстоятельств и причин гибели, Предложенное устройство предоставляет возможность очистить донную поверхность морей и океанов от затонувших, либо специально затопленных, экологически вредных объектов с целью оздоровления окружающей землю среды.

Формула изобретения

1. Погружное судно для подъема затонувших объектов, содержащее продольно расположенные пары поплавковых емко5 стей с системой продувки и грузовые схваты, о т л и ч э ю щ е е с я тем, что, с целью, расширения эксплуатационных возможностей путем создания упрощенной гибкотрансформируемой конструкции в

10 зависимости от массы и габаритов затонувшего объекта, в нем поплавковые емкости жестко связаны между собой посредством разъемных соединений с образованием корпуса катамаранного типа, при атом по мень15 шей мере одна пара поплавковых емкостей снабжена жестко связанной с ними поперечной балкой с закрепленными на ней грузовыми схватами, 2, Суднопоп1,отличающееся

20 тем, что в нем система продувки поплавковых емкостей выполнена в виде заполненных зарядом гидрореагирующего вещества герметичных контейнеров. снабженных механизмом их вскрытия и установленных в

25 донной части поплавковых емкостей.

3. Судно по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью исключения влияния подводных течений на ориентацию судна относительно затонувшего объекта, оно

30 снабжено движительными установками, шарнирно связанными с корпусом и скрепленными с флюгерным устройством.

4. Судно по и 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено рубкой, выполненной

35 в виде глубоководной спасательной камеры.

5. Судно по п.1. о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено знергодвижительной установкой, размещенной внутри прочного. корпуса.

1807958

4ЬР Я

Составитель Ю. Ткаченко

Техред М.Моргентал Корректор С, Лисина

Редактор С. Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1392 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Погружное судно для подъема затонувших объектов Погружное судно для подъема затонувших объектов Погружное судно для подъема затонувших объектов Погружное судно для подъема затонувших объектов Погружное судно для подъема затонувших объектов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению , а именно к устройства для подъема .затонувших объектов

Изобретение относится к области судостроения , в частности к технике для подъема затонувших судов

Изобретение относится к области подъема затонувших судов и других объектов

Изобретение относится к тросотранспортирующим устройствам для протаскивания троса в канале трубы

Изобретение относится к области грузоподъемных работ в условиях жидкой среды и может быть использовано для подъема затонувших предметов, например, судов иди их частей, а также затопленных емкостей с вредными веществами при сохранении их целостности

Изобретение относится к судоподъемным и аварийно-спасательным работам

Изобретение относится к судоподъему и касается конструирования судоподъемных понтонов
Наверх