Реактор для очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства

 

Использование: системы снижения токсичности отработавших газов двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: реактор содержит корпус с входным и выходным патрубками, в котором размещены пористые и медьсодержащие элементы и нагреватель, имеющий по меньшей мере два нагревательных элемента, подключенные через включатель к источнику электрического тока транспортного средства. Реактор снабжен источником высокого напряжения , пористые элементы выполнены в виде по меньшей мере двух пластин из пенометалла с рабочей поверхностью, покрытой слоем окислов катализатора, размещенных между упомянутыми патрубками последовательно друг за другом, медьсодержащий элемент выполнен в виде пенометаллической пластины, размещенной за упомянутыми пластинами в направлении потока отработавших газов, рабочие поверхности всех пластин, размещенных с зазором относительно друг друга и подключенных поочередно к положительному и отрицательному полюсам источника высокого .напряжения расположены перпендикулярно направлению потока отработавших газов , При таком выполнении реактора обеспечивается повышение эффективности процесса очистки отработавших газов за счет дожита сажи в активированном газовом облаке в непосредственной близости от поверхности катализатора. Процесс объемного дожита сажи способствует созданию благоприятных условий и для воздействия на окислы азота при одновременном уменьшении энергозатрат. 4 з.п. ф-лы, 3 ил, СО С со о ю GJ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕспуБлик (я)ю F 01 N 3/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4938059/06 (22) 21.05.91 (46) 15.04.93. Бюл, N. 14 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) Т,Д.Дзоценидзе, К.И.Гвинерия, В.А.Осокин, Г,А.Пхакадзе и А.А.Карпов (56) Заявка Франции N. 2402064 кл. F 01 N

3/00, 1979.

Заявка ФРГ N. 3520460, кл, В 01 О

53/36, 1986, (54) РЕАКТОР ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ В НУТРЕ Н Н ЕГО

СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: системы снижения токсичности отработавших газов двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: реактор содержит корпус с входным и выходным патрубками, в котором размещены пористые и медьсодержащие элементы и нагреватель, имеющий по меньшей мере два нагревательных элемента, подключенные через включатель к источнику электрического тока транспортного средства, Реактор снабжен источником высокого наИзобретение относится к машйи остроению, а именно к системам снижения токсичности отработавших газов двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение эффективности при одновременном уменьшении затрат мощности, Эта цель достигается тем, что реактор для очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного сред„„5U„„1809134 Al пряжения, пористые элементы выполнены в виде по меньшей мере двух пластин из пенометалла с рабочей поверхностью, покрытой слоем окислов катализатора, размещенных между упомянутыми патрубками последовательно друг за другом, медьсодержащий элемент выполнен в виде пенометаллической пластины, размещенной за упомянутыми пластинами в направлении потока отработавших газов. рабочие поверхности всех пластин, размещенных с зазором относительно друг друга и подключенных поочередно к положительному и отрицательному полюсам источника высокого . напряжения расположены перпендикулярно направлению потока отработавших газов, При таком выполнении реактора обеспечивается повышение эффективности процесса очистки отработавших газов за счет дожига сажи в активированном газовом облаке в непосредственной близости от поверхности катализатора, Процесс объемного дожига сажи способствует созданию благоприятных условий и для воздействия на окислы азота при одновременном уменьшении энергозатрат. 4 з.п. ф-лы, 3 ил, ства от сажи и окислов азота, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, в котором между ними размещены пориСтые и медьсодержащий элементы, и с нагревателем, имеющим по меньшей мере два нагревательных элемента, подключенный через включатель к источнику электрического тока транспортного средства, снабжен иСточником высокого напряжения, пористые элементы выполнены в виде. по мень1809134 шей мере, двух, установленных последовательно друг за другом, пластин из пенометалла, например, никеля с рабочей поверхностью покрытой слоем катализатора, например, окислов каталитически активных металлов, медьсодержащий элемент выполнен в виде пенометаллической пластины, размещенный за упомянутыми пластинами в направлении потока отработавших газов, рабочие поверхности всех пластин, размещенных с зазором относительно друг друга и подключенных nooseредно к положительному и отрицательному полюсам источника высокого напряжения, расположены перпендикулярно направлению потока отработавших газов.

Реактор снабжен накопителем энергии, подключенным к источнику электрического тока параллельно нагревательным элементам, размещенным в теле упомянутых пластин иэ пенометалла, покрытых слоем катализатора. Электрическая цепь нагревательного элемента и накопителя энергии снабжена последовательно установленными с ними контактами реле, связанными с датчиком температуры рабочей поверхности нагреваемой пластины.

При таком выполнении реактора обеспечивается повышение эффективности процесса очистки отработавших газов за счет дожига сажи в активированном газовом облаке в непосредственной близости от поверхности катализатора, Процесс объемного дожига сажи способствует созданию благоприятных условий и для воздействия на окислы азота при одновременном уменьшении энергозатрат.

На фиг. 1 показан реактор для очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства от сажи и окислов азота; на фиг, 2 представлена принципиальная электрическая схема устройства высокого напряжения; на фиг. 3 приведена принципиальная электрическая схема нагревателя.

Реактор содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 патрубками, встроенный в выхлопную трубу транспортного средства в непосредственной близости от выпускного коллектора двигателя, В корпусе между входным и выходным патрубками последовательно на расстоянии 10-15 мм друг от друга установлены три электрода, выполненные в виде круглых пластин-носителей

4, 5 и 6 из высокопористых ячеистых материалов-пенометаллов, при этом первые две пластины выполнены толщиной 10 мм на основе никеля или различных жаропрочных

<:плавов с рабочей поверхностью, покрытой слоем химически активных окислов, напри5

55 мер, окислов ванадия, марганца или кобальта, а третья пластина толщиной 30 мм выполнена на основе меди и размещена за упомянутыми пластинами в направлении потока отработавших газов. Все пластины подключены поочередно к положительному и отрицательному полюсам источника 7 высокого напряжения, связанного с источником тока (аккумуляторной батареей) 8 транспортногосредства. Рабочие поверхности всех пластин расположены перпендикуля рно потоку отработавших газов.

Пластины изолированы от стенок корпуса и закреплены с помощью кронштейнов 9 из нержавеющей стали. Устройство высокого напряжения (фиг. 2) выполнено в виде параллельного двухполупериодного инвертора тока, содержащего трансформатор 10, два тиристора 11 и 12, дроссель 13, конденсатор 14, блок управления 15 на основе мультивибратора.

Для разогрева носителей каталитического слоя реактор снабжен нагревателем

16, который состоит из двух нагревательных элементов 17 и 18, размещенных в теле пластин 4 и 5, изолированных от высоковольтной системы и подключенных через включатель 19 к источнику тока — аккумуляторной батарее 8 и параллельно ей подключенному генератору 20 транспортного средства, и емкостного накопителя энергии

21, подключенного к источнику тока 8 параллельно нагревательному элементу 17 и нагревательному элементу 18 (фйг. 3), Накопитель энергии 21 установлен в электрической цепи с возможностью разрядки на нагревательные элементы 17 и 18 через контакты 22, реле 23, связанные с термодатчиком 24 температуры рабочей поверхности пластины 4. Эта связь обеспечивается соединением датчика 24 через усилитель 25 к транзистору 26, подключенному вместе с обмоткой реле 23 к электрической цепи нагревательных элементов и накопителя энергии.

Заявляемый реактор работает следующим образом. Водитель, перед тем, как завести двигатель, включает (выключателем

19) систему электрооборудования реактора.

При этом к пластинам подводится высоковольтное импульсное напряжение, а мощность емкостного накопителя 21 разряжается на нагревательные элементы

17 и 18, обеспечивая требуемую температуру за определенный промежуток времени (30 с). После достижения требуемой температуры накопитель 21 отключается посредством термодатчика 24 и транзистора 26 от нагревательных элементов 17 и 18 и подключается в сеть (к аккумуляторной батарее

1809134

10

20

35

45

8 или генератору 20) на зарядку. Если температура упадет ниже заданного эначения, с помощью той же схемы обеспечивается включение накопителя в цепи нагревательных элементов и нагрев последних.

Регулирование системы возможно осуществлять также через реле времени, по уровню напряжения в накопителе и т.п., а зарядку— через преобразователь напряжения. В результате приложения к катализатору высоковольтного импульсного (постоянной полярности) напряжения 1,5-2,0 кВ (ток не более 500 мА) и разогрева его до температуры 300 С при пропускании через реактор отработавших газов последние испытывают на поверхности катализатора различные превращения. Часть образующихся при этом на поверхности катализатора молекул лабильных веществ и, в частности осколки молекул — свободные радикалы сходят с поверхности катализатора и обеспечивают инициирование цепного процесса в газовой среде. При этом образуются молекулы новых веществ и новые активные свободные радикалы, но уже в газовой фазе на некотором расстоянии от поверхности катализатора. Активные радикалы, достигая поверхности частичек сажи, инициируют (в присутствии кислорода) процесс ее окисления. В этой же газовой фазе протекает процесс доокисления некоторых компонентов отработавших газов. что сопровождается достижением определенной концентрации радикалов в объеме над катализатором и чем тот процесс будет интенсивнее, тем полнее будет сгорать сажа. Процесс объемного дожига сажи, требующий относительно небольших энергозатрат, одновременно способствует и созданию благоприятных условий для возрастания на окислы азота нагретой до 4000 С медной пластины.

Благодаря принятому расположению пластин в корпусе. а также подбором их толщины и зазора между ними обеспечивается необходимое торможение потока отработавших газов и увеличение времени пребывания отработавших газов в реакторе и, как следствие этого, более полное окисление сажи и восстановление окислов азо-, та. При этом аэродинамические характеристики выхлопного тракта должны укладываться в допустимые пределы.

Химические реакции восстановления окислов азота могут быть представлены в следующем виде:

4Cu + 2МОг = 4CuO + йг.

2Сн + 2NO - 2CuO + Мг.

Cu+ йгО = CuO+ N7, 3Cu+ йгОз = ЗС О + Кг

Кроме этих реакций имеет место ещв реакция восстановления меди иэ окалины в присутствии окиси углерода.

Cu0+ СО - Cu+ СОг.

Очевидно, что в случае неполного превращения сажи и возникновения СО, нв медном электроде произойдет не только восстановление NOx. но и доокисление СО.

Образовавшаяся окалина, благодаря относительно большим. скоростям ОГ, хорошо отделяется но, по мере расходования медного электрода. необходимо осуществлять его периодическую замену.

Существенную роль для эффективности взаимосвязанных в заявляемом ревкторв дожигания сажи и химического воздействия на окислы азота оказывает использование носителей из пенометаллов, Носители иэ пенометалла с относительно крупнцми порами оказывают незначительное сопротивление, не забиваются сажей, выдерживают высокие температуры нагрева и являются электропроводимыми. Подвод к пластинам импульсного напряжения обеспечивает относительную простоту управления и регулирования распределения электростатического поля в межэлектродных промежутках, возможность использования "динамической" составляющей электрического поля для формирования ионного облака при высоких градиентах возрастания величины вторичного (высокого) напряжения. а также возможность использования дешевой и доступной элементной базы на относитегьно низкие электрические и тепловые нагрузки, Наличие емкостного накопителя в нагревательном устройстве обеспечивает импульсный характер отдачи мощности, разгружает генератор транспортного средства и уманьшает потребляемую мощность.

Размещение нагревательных элементов в теле пластин 4 и 5 обеспечивает равномерный прогрев этих пластин и необходимое для эффективного дожига сажи температурные условия.

Питание электрических схем для разогрева носителей и создания электрического поля с высоким напряжением может осуществ и ться от бортовой сети транспортного средства с приемлемыи уровнем потребления мощности.

Таким образом, заявляемое устройство обеспечивает эффективную. очистку отработавших газов от сажи и окислов азота, следствием чего является сниженив экологической напряженности в районах эксплуатации транспортных средств при относительно небольших знергозатратах, 1809134

Формула изобретения

1. Реактор для очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, по- 5 ристые и медьсодержащий элементы с рабочими поверхмостями, размещенные в корпусе, и источник нагрева по меньшей мере сдвумя нагревательными элементами, подключенными через включатель электри- 10 ческой цепи к источнику электрического тока транспортного средства, о тл и ч а ю щи йс я теМ, что, с целью повышения эффективности, он снабжен источником высокого на пряжения, пористые элементы выполнены в 15 виде по меньшей мере двух пенометаллических пластин, снабженных слоем катализатора, нанесенным на рабочую поверхность, медьсодержащий элемент выполнен в виде пенометаллической пластины и установлен 20 со стороны выходного патрубка, все пластины размещены последовательно с образо- . ванием зазора между ними, причем рабочие поверхности расположены перпендикулярно к потоку отработавших газов и подклю- 25 ..чемы пОочередно к положительному и отрицательному полюсам источника высокого напряжения.

2. Реактор по и. 1, о т л и ч а ю ц и йс я тем, что он дополнительно снабжен накопителем энергии, подключенным через электрическую цепь к источнику электрического тока параллельно нагревательным элементам, причем последние размещены в теле пенометаллических пластин, покрытых слоем катализатора.

3. Реакторпопп. 1и2.отличающийс я тем, что пластины, покрытые катализатором, снабжены датчиком температуры рабочей поверхности, а электрическая цепь нагревательных элементов и накопителя энергии снабжена последовательно установленными с ними контактами реле, связанными с датчиком температуры.

4. Реактор по пп. 1-3, о т л и ч а ю щ и йс я тем. что в качестве пенометалла использован высокопористый ячеистый материал на основе никеля.

5. Реактор по пп. 1-4, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что в качестве катализатора использованы окислы каталитически активных металлов, 1809134

95и,6 h à. фиг.f

Фиг. Я

2, Составитель Т.Дзоценидзе

Техред М.Моргентал Корректор Л.Ливринец

Редактор

Заказ 1271 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раувская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Реактор для очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства Реактор для очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства Реактор для очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства Реактор для очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства Реактор для очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к системам снижения дымности отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, и повышает эффективность и экологическую чистоту

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить эффективность шумоглушения и очистки газов глушителя путем закручивания и разделения газов

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет улучшить обслуживание глушителя-сажеосадителя

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к фильтрам-глушителям выхлопных газов ДВС

Изобретение относится к устройствам для очистки отработанных газов двигателей внутреннего сгорания, а также может быть использовано для очистки жидкостей

Изобретение относится к устройствам снижения токсичности отработавших газов (ОГ) дизелей

Изобретение относится к машиностроению, например к двигателестроению, для снижения вредных выбросов с отработавшими газами

Изобретение относится к устройствам для очистки отходящих газов двигателей внутреннего сгорания и очистки агрессивных жидкостей от примесей

Изобретение относится к очистке отработавших газов (ОГ) дизельного двигателя от сажевых частиц и газообразных продуктов неполного сгорания

Изобретение относится к устройствам для уменьшения количества выбрасываемых частиц сажи из системы отработавших газов теплового двигателя

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам снижения токсичности отработавших газов (ОГ) дизелей
Наверх