Червячная передача

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в кинематических передачах станков, используемых для позиционирования. Цель изобретения - повышение точности путем регулирования бокового зазора. Положительный эффект достигается тем, что в зоне сопряжения червяка 1 с червячным колесом 2 на пружине выполнена кольцевая проточка 3, диаметр которой равен диаметру впадин витков червяка 1. Устройство для сжатия одного из концов пружины в осевом направлении установлено на резьбовом конце вала 4 червяка 1 и выполнено в виде втулки 7, на наружной резьбовой поверхности которой установлены две гайки 5 и 6, предназначенные для взаимодействия с пружиной. При работе передачи радиальная и осевая податливость витков червяка 1 позволяет реализовать близкие к нулевым боковые зазоры, исключив ее заклинивание. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (м)з F 16 Н 1/16

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

0 (21) 4905902/28 (22) 25.01.91 (46) 15,04.93. Бюл. ЬЬ 14 (71) Белорусский политехнический институт (72) В.Л.Басинюк, В;Ф.Горощко, Г.B,Mîéñeнович и Т.К.Басинюк (56) Авторское свидетельство СССР

f4 1298450, кл.. F 16 Н 1/16, 1987;

Авторское свидетельство СССР

М 1288403, кл. F 16 Н 1/16, 1985, (54) ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в кинематических передачах станков, используемых для позиционирования. Цельизобретенияповышение точности путем регулирования

ЯЛ 1809205 Al

2 бокового зазора. Положительный эффект достигается тем, что в зоне сопряжения червяка 1 с червячным колесом 2 на пружине выполнена кольцевая проточка 3, диаметр которой равен диаметру впадин витков червяка 1. Устройство для сжатия одного из концов пружины в осевом направлении установлено на резьбовом конце вала 4 червяка 1ивыполнено в виде втулки 7,,на наружной резьбовой поверхности которой установлены две гайки 5 и 6, предназначенные для взаимодействия с пружиной. При работе передачи радиальная и осевая податливость витков червяка 1 позволяет реализовать близкие к нулевым боковые зазоры,.исключив ее заклинивание. 1 ил.

1809205

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в кинематических передачах станков, используемых для позиционирования.

Цель изобретения — повышение точности путем регулирования бокового зазора.

На чертеже показана червячная передаЧервячная передача состоит из зацепля ощихся червяка 1 и червячного колеса 2.

Червяк 1 установлен на валу 4 и на его внутренней поверхности выполнена кольцевая проточка 3, выходящая на внутренний диаметр бц впадин витков червяка. Минимальная длина проточки принимается равHOA

L= Й ам -4а +4а da>-d а1+2р где L — длина проточки; бам,- — делительное межосевое расстояние передачи; бам,— наибольший диаметр червячного колеса;

da> — диаметр вершийвитков червяка; р — шаг червяка.

Проточка 3 размещается таким образом, чтобы линия зацепления лежала между плоскостями, ограничивающими длину и роточки и перпендикулярными оси червяка.

Максимальная длина проточки 3 ограничивается габаритными размерами передачи.

Передача снабжена устройством 5 для сжатия или растяжения витков червяка в окружном и радиальном направлениях. 3то позволяет регулировать шаг червяка, а также боковые зазоры при сборке и эксплуатации передачи. Устройство 5 выполнено в виде втулки 6, взаимодействующей через резьбовое соединение со свободным в осевом направлении концом червяка, контргайки 7, фиксирующей свободньгй конец червяка после его установки в требуемое положение, гайки 8 и контргайки 9 для регулирования шага червяка и бокового зазора в передаче (растяжения или сжатия пружины, образованной витками в зоне выточки).

При регулировании в процессе сборки передачи,.а также при восстановлении боковых зазоров в процессе ее эксплуатации пружина, образованная витками червяка в зоне выборки сжимается и растягивается в осевом направлении с одновременным поворотом при необходимости свободного конца червяка в окружном направлении относительно другого конца червяка, взаимодействующего с валом посредством шпоночного соединения, для регулирования боковых зазоров, При работе передачи высокая радиаль5 ная и осевая податливость витков червяка в зоне проточки 3 позволяет реализовать близкие к нулевым боковые зазоры, исключив ее эаклинивание. Это позволяет при реверсе обеспечить высокую точность

"0 поворотов на заданные углы, пониженную динамику и шум передачи. Устройство.для регулирования положения витков друг относительно друга позволяет в окружном и радиальном направлениях восстановить

15 исходные боковые при износе червячного колеса.

Все это обеспечивает. повышенную исходную и эксплуатационную точность реверсивной кинематической червячной

20 передачи.

Формула изобретения

Червячная передача, содержащая червячное колесо, взаимодействующий с ним червяк, выполненный в виде вала, имеюще25 го на одном конце резьбу, и установленной на валу пружины, представляющей собой нарезку червяка, и установленное на резьбовом конце вала червяка устройство для сжатия одного из концов пружины в осевом

30 направлении, выполненное в виде втулки с внутренней резьбой, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности путем регулирования бокового зазора, пружина установлена на валу с радиальным зазором, 35 другой конец пружины зафиксирован относительно вала, в зоне сопряжения червяка с червячным колесом на пружине выполнена кольцевая проточка, диаметр которой равен диаметру впадин витков червяка, а мини40 мальная длина L проточки выбрана из услоВия

L- =Йам-.4a +4а da>-d а +2р, 2 2 где баьц — наибольший диаметр червячного колеса, о — межосевое расстояние передачи, da> — диаметр вершин витков червяка, p — шаг червяка, на наружной поверхности втулки выполнена резьба, а передача снабжена двумя гайками, установленными на наружной резьбе втулки и предназначенными для взаимодействия с пружиной.

Червячная передача Червячная передача 

 

Похожие патенты:

Вариатор // 1807271

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве плавной коробки скоростей автомобиля, управление которой может быть автоматизировано

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в редукторах с внутренним зацеплением зубьев

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дискретных приводах роторных, роторно-конвейерных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в червячных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх