Реверсивный позиционный электропривод

 

Использование: в системах позиционного управления электроприводами постоянного тока. Сущность: устройство содержит задатчик 1 скорости и делитель 19 напряжения, выходные сигналы которых через усилитель 4 и коммутатоо 5 подаются на двигатель 6. Устройство обеспечивает селекцию основных помех от управляющих сигналов. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я „„1810975 А1 (si>s Н 02 P 1/22

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) РЕВЕРСИВНЫЙ ПОЗИЦИОННЫЙ

ЭЛЕКТРОПРИВОД (57) Использование; в системах позиционного управления электроприводами постоянного тока, Сущность: устройство содержит задатчик 1 скорости и делитель 19 напряжения, выходные сигналы которых через усилитель 4 и коммутатоо 5 подаются на двигатель 6. Устройство обеспечивает селекцию основных помех от управляющих сигналов. 2 ил. (21) 4836280/07 (22) 23.04.90 (46) 23.04.93. Бюл. М 15 (71) Производственное объединение "Завод

Арсенал" (72) Б.Л.Николаенко, А,К.Тимин и М.С.Черн ийчук (56) Авторское свидетельство СССР

N 686133, кл. Н 02 P 1/22, 1974.

I г

I.

1р»

С>

О

«4

1810975

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах позиционного управления электроприводами постоянного тока.

Целью изобретения является повышение надежности.

На фиг. 1 представлена схема устройства: на фиг. 2 — вариант выполнения задатчика.

Электропривод содержит потенциометрический задатчик I скорости движения, включенный между шинами 2 (положительная) и 3 (нулевая) источника питания, усилитель 4, коммутатор 5, двигатель 6 с редуктором 7, на выходном валу 8 которого установлен ползун 9, взаимодействующий с задатчиками 10, 11 положений реверса, задатчик 12 движения, элемент 13 задержки, одновибратор 14, формирователь 15 импульса нормированной длительности, два резистора 16, 17. двухвходовая схема 18 И и два делителя 19, 20 напряжения, Первый делитель 19 включает два резистора 21, 22, а второй делитель 20 включает последовательно соединенные первый ключ 23, диод

24, резистор 25 и второй ключ 26. Средняя точка первого делителя (соединение резисторов 21, 22) подключена через резисторы

16, 17 к замыкающим контактам 27, 28 датчиков 10, 11, к входам схемы 18 И и к входам обратной связи задатчика 12 движения, Замыкаемые контакты 29, 30 датчиков 10, 11 подключены к нулевой шине 3, Выход задатчика 12 движения подключен к входу элемента 13 задержки и к управляющему входу

31 коммутатора 5. Выход формирователя 15 импульса нормированной длительности подключен к управляющему входу 32 ключа

23, а к управляющему входу 33 ключа 26 подключен выход схемы 18 И. Точка соединения диода 24 и резистора 25 делителя 20 подключена к входу усилителя 4, а подвижный вывод 34 потенциометрического задатчика 1 скорости подключен к точке соединения резистора 25 и ключа 26 делителя 20. В коммутаторе 5 замыкающие контакты 35, 36 подключены к обмоткам двигателя 6, пара замыкающих контактов

37, 38 подключена к выходу усилителя 4, а пара замыкаемых контактов 39, 40 подключена к нулевой шине 3. К этой шине подключеныы также вы воды ключа 26 потенциометрического задатчика 1 скорости и вывод резистора 21 ключа 19. К положительной шине 2 источника питания подключены выводы резистора 21, ключа 23 и потенциометрического задатчика 1 скорости. В задатчик 12 движения входят двухвходовая схема 41 И (фиг. 2), два

RC-триггера 42, 43, ключ 44 и времязадающая цепочка 45. Ко входам обратной связи задатчика 12 движения подключены входы схемы 41 И и замыкаемые контакты 46, 47 ключа 44. Замыкающие контакты 48, 49 ключа 44 подключены соответственно к R- u

S-входам 50, 51 триггера 43. К $-входу 52 триггера 42 подключен выход схемы 41 И, а к R-входу 53 триггера 42 подключен выход времяэадающей цепочки 45. В задатчике 12 предусмотрен также дополнительный источник питания, который своей положительной шиной подключен через резистор 54 к замыкающему контакту 55 ключа 44, а через резистор времязадающей цепочки — к входу

"5 53 триггера 42. Нулевая шина этого источника подключена к замыкающему контакту 56 ключа 44. Выход триггера 42 подключен к управляющему входу 57 ключа 44.

Электропривод работает следующим

20 образом. При включении питания времязадающая цепочка 45 предотвращает случайный запуск триггера 42, который через схему 41 И управляется сигналами, поступающими с датчиков 10, 11 положения. Если

25 сигнал управления (логический нуль) на входах схемы 41 отсутствует, то на входе 52 присутствует сигнал логической единицы.

Для триггера 42 управляющим считается сигнал логического нуля, поэтому при отсут30 ствии управляющего сигнала на входе схемы 41 триггер 42 не срабатывает. В указанный промежуток времени задатчик

12 на своем выходе, которым является выход триггера 43, вырабатывает сигнал логи35 ческого нуля. Ключи 23 и 26 в это времянаходятся в разомкнутом положении, а с выхода 34 потенциометрического задатчика

1 скорости через резистор 25 на вход усилителя 4 подается напряжение, достаточное

40 для медленного перемещения ползуна 9.

Контакты коммутатора 5 при воздействии логического нуля на его входе 31 занимают положение, показанное на фиг, 1. Таким образом с выхода усилителя 1 напряжение по45 ступает на контакты 37, 35 коммутатора 5, далее на двигатель 6, контакты 36, 40 и на нулевую шину 3, Ползун 9, приблизившись с медленной скоростью к датчику 10 положения, замыкает его, Логическая единица, 50 присутствующая до момента замыкания контактов 27, 29 датчика 10, сменяется логическим нулем. Воздействие логического нуля на схему 18 обуславливает появление логического нуля на входе 33 ключа 26, По55 следний срабатывает и на вход усилителя 2 через резистор 25 поступает нулевой потенциал шины 3. Двигатель 6 при этом останав-. ливается в положении, зафиксированном датчиком 10. Логический нуль с датчика 10 передается также через схему 41 на вход 52

1810975

25

35

55 триггера 42, под воздействием которого триггер срабатывает, При воздействии сигнала с триггера 42 ключ 44 срабатывает, замыкая свои контакты 46, 48 и 49, 47, о6еспечивая тем самым пропускание сигнала логического нуля датчика 10 на вход 50 триггера 43. В момент включения питания триггер 43 был установлен дополнительным источником питания в устойчивое состояние комбинацией входных сигналов, которая противоположна комбинации, поступающей с датчиков 10, 11 в момент замыкания датчика 10, Таким образом триггер 43 срабатывает и формирует на своем выходе перепад напряжения, например, положительной полярности. Выходной сигнал задатчика 12 поступает на вход 31, коммутатор 5, который обеспечивает замыкание контактов 39. 35 и 38, 36. Одновременно сигнал с задатчика 12 поступает на вход.элемента 13 задержки и далее на вход одновибратора 14, который формирует короткий импульс в момент поступления выходного сигнала с задатчика 12. Импульс с одновибратора в свою очередь запускает генератор

15; который вырабатывает импульс отрицательной полярности и длительностью несколько меньшей чем та, которая необходима для перемещения ползуна 9 от датчика 10 к датчику 11. В течение длительности импульса генератора 15 ключ 23 замыкается, обеспечивая при этом подключение к входу усилителя 4 через диод 24 полного напряжения источника питания. С выхода усилителя 4 через контакты

35, 39 полное напряжение источника питания поступает на двигатель 6, который вращается с максимальной скоростью. В момент прекращения импульса генератора

15 ключ 23 размыкается и на двигатель 6 40 поступает напряжение с подвижного выво- . да 34 через резистор 25, усилитель 4 и контакты 36, 38. Двигатель снижает скорость и на достаточно малой скорости приближается к датчику 11. В момент срабатывания контактов датчика 11 вырабатывается логический нуль, который обуславливает появление логического нуля на выходе схемы 18

И. Выходной сигнал схемы 18 поступает на вход 33 ключа 26. Срабатывание ключа 26 обуславливает остановку двигателя. В момент срабатывания ключа 26 на контактах

46, 47 фиксируется комбинация сигналов, совпадающая с той, которая была при включении. Триггер 43 снова срабатывает, изменяя свой выходной потенциал с положительного на отрицательный, обеспечивая тем самым перекоммутацию контактов в коммутаторе 5. Перекоммутация осуществляется в момент торможения движения ползуна 9 и за время, меньшее времени торможения. В этом случае реализуется режим противовклю (píèÿ, чеM повышается точность и надежность останова. Отрицательный перепад с выхода задатчика 12 поступает на вход элемента 13 задержки, длительность задержки которого выбрана исходя из того, что за время задержки произойдет окончательное торможение ползуна и ток через двигатель 6 прекращается. С выхода элемента 13 задержки сигнал поступает на вход одновибратора 14, который снова запускает генератор 15 на время, несколько меньшее чем то, которое необходимо для перемещения ползуна 9 от датчи d

11 до датчика 10. В дальнейшем устройство работает описанным образом в челночном режиме, Формула изобретения

Реверсивный позиционный электропривод, содержащий электродвигатель, якорная обмотка которого соединена с реверсивным коммутатором, потенциометрический задатчик скорости движения, включенный между шинами источника питания, вал электродвигателя сочленен с редуктором, на валу которого установлен ползун, связанный с задатчиками положения реверса, первый резистор, усилитель мощности и диод, отл ича ю щийся тем,что,с целью повышения надежности, в. него дополнительно введены первый и второй ключи, последовательно соединенные задатчик движения, элемент задержки, одновибратор и формирователь импульса нормированной длительности, а также два резистора, двухвходовая схема И и включенные между шинами источника питания два делителя напряжения, средняя точка первого делителя, включающего два резистора; подключена через первый и второй резисторы к входам схемы И, к входам обратной связи задатчика движения и к замыкающим контактам датчиков положения реверса, замыкаемые контакты которых подключены к отрицательной шине источника питания, при этом второй делитель напряжения включает последовательно соединенные с положительной шиной первый ключ, диод, третий резистор и второй ключ, к управляющему входу которого подключен выход схемь1 И, к управляющему входу первого ключа подключен выход формирователя импульсов нормированной длительности, вход усилителя мощности подключен к точке соединения диода и третьего резистора, подвижный вывод потенциометрического задатчика скорости

1810975 подк .очен к точке соединения третьего ре- му входу реверсивного коммутатора, выход зистора и второго ключа. а выход задатчика усилителя мощности соединен с реверсивдвижения подключен также к управляюще- HbIM коммутатором.

Составитель М.Кряхтунова

Редактор Г.Мельникова Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор М.Петрова

Заказ 1450 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва. Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". r. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Реверсивный позиционный электропривод Реверсивный позиционный электропривод Реверсивный позиционный электропривод Реверсивный позиционный электропривод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для автома+ 2 тического реверса приводного механизма

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в механизмах .с автоматическим реверсированием нагрузки

Изобретение относится к электротехнике ,в частности, к электроприводам постоянного тока и может быть использовано для автоматического реверса электропривода

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение для реверсирования электродвигателей посПрямой мд тоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в позиционных приводах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маломощных приводах различных механизмов, требующих регулирования скорости вращения вниз от номинальной скорости

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на электрифицированных транспортных средствах, например на рудничных аккумуляторных электровозах

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на электрифицированных транспортных средствах, в частности на электротележках и электропогрузчиках с питанием тягового двигателя от аккумуляторной батареи

Изобретение относится к области управления электромеханическими исполнительными механизмами, например исполнительными механизмами детских игрушек

Изобретение относится к импульсной и преобразовательной технике, в частности к бесконтактным переключателям, и может быть использовано для реверсивного управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в реверсивных бортовых электромеханизмах с затормаживанием привода в отключенном состоянии и автоматическим отключением в крайних положениях

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока. Техническим результатом является повышение стабильности работы электродвигателя постоянного тока независимого возбуждения; сокращение простоев бурового оборудования в ожидании ремонта или замены электродвигателя. Устройство для переключения обмотки возбуждения и дополнительной обмотки электродвигателя постоянного тока независимого возбуждения содержит электродвигатель постоянного тока независимого возбуждения с обмотками возбуждения и дополнительной обмоткой, соединенной с обмоткой якоря электродвигателя. При выходе из строя одной из обмоток электродвигателя постоянного тока - обмотки возбуждения или дополнительной обмотки, обеспечивается продолжение его работы с меньшей мощностью без остановки двигателя. 1 ил.
Наверх