Зубчатое колесо

 

Использование: изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при конструировании зубчатых колес с повышенной несущей способностью. Сущность: зубчатое колесо содержит ступицу 1, обод с зубчатым венцом 2, диафрагму 3 и демпфер 4. Контактирующие с колесом поверхности демпфера в поперечном сечении выполнены клиновидными, а кольцо демпфера выполнено из материала, температурный коэффициент линейного расширения которого в 1,4 2,0 раза больше по сравнению с материалом колеса. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в производстве зубчатых передач, работающих в условиях высоких скоростей (n 10000-40000 об/мин) и нагрузок (N 500-1000 л.с.). Цель изобретения повышение несущей способности зубчатого колеса за счет снижения вибронапряжений в диафрагме в режимах высоких скоростей и нагрузок. Цель достигается тем, что в зубчатом колесе, содержащем ступицу, обод с зубчатым венцом, диафрагму и демпфер, выполненный в виде кольца и установленный с натягом под ободом, контактирующие с колесом поверхности демпфера в поперечном сечении выполнены клиновидными, а кольцо выполнено из материала, температурный коэффициент линейного расширения которого в 1,4-2,0 раза больше по сравнению с материалом колеса. Характер распределения усилий в контактирующих поверхностях демпфера представлен на фиг.4, из которой видно возрастание нормальных сил на боковых поверхностях клина, обусловленное совокупным эффектом выбора клиновидной формы поперечного сечения кольца и материала демпфера. Выбор материалов демпфера, коэффициенты линейного расширения которых лежат в пределах в 1,4-2,0 больших, чем коэффициент линейного расширения материала колеса, обусловлен тем, что этот диапазон обеспечивает снижение вибронапряжений, которые исключают поломки передач в условиях высоких скоростей и нагрузок и, следовательно, обеспечивают требуемую несущую способность передачи. Нижняя граница диапазона обусловлена взаимным износом трущихся поверхностей, что может резко снизить демпфирующие свойства, а верхняя снизить вибронапряжения до практически безопасного уровня. На фиг.1 изображено известное зубчатое колесо с демпфером (прототип); на фиг. 2 предлагаемое зубчатое колесо с демпфером (вариант 1); на фиг.3 предлагаемое зубчатое колесо с демпфером (вариант 2); на фиг. 4 характер распределения усилий в демпфере. Зубчатое колесо состоит из ступицы 1, обода с зубчатым венцом 2, диафрагмы 3 и демпфера 4. При работе зубчатой передачи в условиях высоких скоростей и нагрузок осевая составляющая усилия в зацеплении при резонансах (когда частота вращения совпадает с собственной частотой зубчатого колеса) возбуждает в ободе 2 и диафрагме 3 веерные колебания с узловыми диаметрами, что приводит к возрастанию вибронапряжений в диафрагме 3 и ободе 2 и, как следствие этого, к частым поломкам зубчатых колес. Установка демпфера 4 сухого трения по известному техническому решению позволяет снизить вибронапряжения в диафрагме 3 и ободе 2 и тем самым снизить вероятность выхода передачи из строя. Выполнение демпфера с клиновидным поперечным сечением с ободом колеса увеличивает нормальную силу давления на корпусных поверхностях демпфера, что дополнительно улучшает демпфирующие свойства конструкции. Выполнение демпфера из материала с большим коэффициентом линейного расширения, чем материал колеса, обеспечивает автоматическое регулирование коэффициента демпфирования в зависимости от условий работы передачи: при возрастании нагрузок и скоростей растет температура внутри редуктора, а это приводит к возрастанию сил трения и, следовательно, к дополнительному гашению вибраций. Пример конкретного выполнения предлагаемого зубчатого колеса. Изготавливается коническое зубчатое колесо с круговыми зубьями из легированной стали со следующими параметрами: средний нормальный модуль mn 3,5, число зубьев Z 45, угол наклона зуба n 21о, коэффициент линейного расширения материала k 12 10-6 1/град. Демпфер изготавливается из нержавеющей аустенитной стали, коэффициент линейного расширения, которой g 17 10-6 1/град, g20 10-6 1/град (алюминиевый сплав) диаметр демпфирующего кольца dg 120 мм. Монтажный натяг между демпфером и ободом колеса fm 0,12 мм. При изменении температуры в редукторе температурный натяг fz меняется по зависимости: ft dg t (dg k), где t разность между рабочей и комнатной температурой, t 200о 20о 180о. При этих условиях дополнительный температурный натяг ft 0,11 мм, ft 0,22 мм. Монтажный натяг в известном техническом решении (см. прототип) fm 0,12 мм позволил снизить вибронапряжения до величины 12 кг/мм2. Кроме того, за счет клиновидной формы поперечного сечения увеличивается общая площадь контактирующих поверхностей и нормальная сила на боковых поверхностях демпфера. Это также позволит увеличить коэффициент демпфирования примерно на 50% Таким образом, ожидаемый технический эффект от предложения, возникающий за счет выбора материала и клиновидной формы поперечного сечения демпфера позволит снизить вибронапряжение до величины 5-6 кг/мм2, что, как показала практика эксплуатации таких передач, является безопасным с точки зрения их поломок. По сравнению с базовым объектом, за счет снижения вибронапряжений в диафрагме с 20 кг/мм2 до 5-6 кг/мм2 несущая способность предлагаемого зубчатого колеса повысится в 3-4 раза.

Формула изобретения

ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, содержащее ступицу, обод с зубчатым венцом, диафрагму и демпфер, выполненный в виде кольца и установленный в ободе с натягом, отличающееся тем, что с целью повышения надежности, кольцо выполнено из материала, температурный коэффициент линейного расширения которого в 1,4 2,0 раза больше температурного коэффициента линейного расширения материала колеса, а контактирующие с колесом торцовые поверхности кольца выполнены клиновидными.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 29-2000

Извещение опубликовано: 20.10.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в кинематических передачах станков, используемых для позиционирования

Вариатор // 1807271

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве плавной коробки скоростей автомобиля, управление которой может быть автоматизировано

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в редукторах с внутренним зацеплением зубьев

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дискретных приводах роторных, роторно-конвейерных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в червячных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх