Комбинированная электрохимическая установка транспортного средства

 

„„ЯЦ „,; 1817160 А1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ социАлистичесКих

РЕСПУБЛИК (s )3 Н 01 М 2/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ hATEHTHQE

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР)

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, К . АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 .:...:- ::..:;.:.;::--::::. : ..: 2 (21) 4918423/23, .. ::.: транспорте и в личном транспортном средст(22).13.02.91...:::::: ве. Целью является упрощение :конструкции и (46) 23.05 93. Бюл. Ф19 .. -; .: .:- уменьшение ее размеров, Комбйнированная . (75) В.Р.Беляев ...:.; .:::: -: - : . электрохймическая установка транспортного . (56) Аврущенко А.Е., Аристов Л.И. и др. On- средства содержит набранные в сдвоенные тимизация Модели электрохимической уста- электрохимические элементы 5: пористые новки для сглаживания пиковых нагрузок. : йластинчатйе электрохимические ячейки 20 и

Электрохимические преобразователй энер- . .,21, у которых. водородные электроды 23 обрагии. Научные труды МЭИ,сб, М 62; М. 1985; щены друг к другу, электрически соединены с..È.:,. ... ..",:: ., --:. параллельноиспомощьюуплотйяемойфто(54) КОМБЙНИРОВАНЙАЙ ЭЛЕКТРОХИ- . ропластовой рамочной прокладки 24 обраМИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНО - . зуют дополнительную водородную камеру.

ГО СРЕДСТВА.....::: ...::.::;: - . :Кислородные электроды 29 соединены па(57) Изобретение относится к электроэнер-" раллельно а между соседними элементами гетике и экологии.И предназначено для ис- ::в каждом блоке обращены другк другу. 5 ил., пользования йа городском автомобильном 2 табл.

Я

1817160

Изобретение относится к электроэнергетике и экологии и предназначено для использования на городском автомобильном транспорте с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). например автобусах, для сни>кения в несколько раз количества токсичных веществ, выбрасываемых в атмосферу с отработанными газами, повышения устойчивости работы ДВС на бедных топливных смесях, а также замены кислотно-свинцовых аккумуляторов и существенного улучшения атмосфер ной среды в городе.

Целью изобретения является создание относительно малогабаритной КЭУ для использования на городском автомобильном транспорте вместо кислотно-свинцовых аккумуляторов, способной длительное время работать в электролизном режиме, существенно улучшать экологические показатели

ДВС и повышать удобство эксплуатации автомобиля.

Поставленная цель достигается благо.даря тому, что в комбинированной электрохимической установке, состоящей из электролизной и топливной частей, содержащей набранные в блоки пористые пластинчатые электрохимические ячейки с твердым смачиваемым водой электролитом и вспомогательные водородные камеры с гидридом металла, в которой электроды ячеек контактируют одновременно с воздухом, водородом и твердым электролитом, а в режиме электролиза воды электроэнергия поступает от внешнего источника постоянного тока, соединенного с КЭУ автоматической системой коммутации, предусмотрены следующие отличия: каждые две электрохимические ячейки в блоке установлены так, что образуют сдвоенный электрохимический элемент, у которого водородные электроды обращены друг к другу, электрически соединены параллельно и с помощью уплотняемой фторопластовой рамочной прокладки образуют дополнительную водородную камеру; кислородные электроды в каждом элементе электрически соединены параллельно, а между соседними элементами в каждом блоке обращены друг к другу и установлены так, что образуют полости для прохождения воздушного потока, направляемого в систему питания автомобиля; водородные камеры и воздушные полости соединены между собой через электролизный гидравлический зазор и фторопластовые перфорированные перегородки, залитые водой, через которые поступает водород из водородной камеры в воздушную полость при электролизе, продуваемую взрывобезопасным потоком воздуха; водородные камеры соединены с газопроводом выпускных газов, обедненных по кислороду до взрывобезопасных концентраций с водородом, через аварийный гидравлический затвор, уровень которого выше уровня электролизного гидравлического затвора; автоматическая система коммутации при недостаточном собственном тепловы"0 делении КЭУ в зимних условиях включает омические нагреватели и поддерживает температуру не ниже +1 С всех соприкасающихся с водой ее узлов.

Отличительные признаки предлагаемой

15 установки приведены в табл. 1, На фиг. 1 дан вертикальный поперечный разрез КЭУ; на фиг. 2 — сечение по А-А; на фиг. 3 — сдвоенный электрохимический элемент, вертикальный поперечный разрез; на

20 фиг, 4 — схема включения КЭУ в систему питания автомобиля; на фиг. 5 — схема автоматической системы коммутации КЭУ.

Комбинированная (электролизно-топливная) электрохимическая установка 1 со25 стоит из нижней электролизной части и верхней топливной части 2, расположенных в коррозионностойком корпусе 3, четырех блоков 4, каждый из которых набран из двенадцати последовательно соединенных

30 сдвоенных электрохимических элементов 5, основной водородной камеры 6, заполненной гидридом металла 7 и соединенной перфорированными гибкими металлическими трубками 8 с дополнительными водородны35 ми камерами 9, Камера 9 каждого сдвоенного элемента 5 сообщается через водный электролизный гидрозатвор 10 и перфорированную фторопластовую пластину 11 с воздушными полостями 12, вентилируемы40 ми потоком воздуха 13, прошедшим через фильтр 14 и направляемым в карбюратор 15 и далее в ДВС 16 во время его работы.

Минимальный уровень гидрозатвора

10, пропускающего водород из водородных

45 камер 6 и 9 в воздушные полости 12, постоянно поддерживается с помощью поплавкового клапана 17, через который вода 18 поступает самотеком из водного бака 19 в нижнюю электролизную часть КЭУ 1.

Сдвоенный электрохимический элемент

5 состоит из двух пластинчатых электрохимических ячеек 20 и 21 квадратного сечения (или прямоугольного) с твердым пористым гидрофильным электролитом 22, водород55 ные пористые электроды которых 23 обращены друг к другу и отделены уплотняемой фторопластовой рамочной прокладкой 24.

Трубка 8 из коррозионностойкого металла уплотняется в прокладке 24 фторопластовой конической втулкой 25, поджимаемый

1817160 гайкой 26 через упругий элемент 27 из кор- КЭУ1 высокоамперными проводниками розионностойких металлов, В качестве гид- соединен через автоматический коммутатор рида металла 7 может. быть использован 52 с электрической системой 53 автомобиля дисперсныйлантанидникеля LaNIsc насып- ." и, следовательно с генератором постоянноным весом (массой) 3,2 г/см, стойкий в па- 5 го тока 54, стартером 55 и электронагреварах воды и обладающий избирательной . - телями Рщ — Rse, включаемыми при способностью к поглощению водорода из необходимости с помощью автоматических смеси газов. В нижней части ячеек 20 и 21 выключателей Bj< и 8

Гидрид металла 7 постоянно ynpyro гкщжатс . водорода со стехиометрическим количест. помощью подвижной пластйнй 33 и пружин 20 вам кислорода. при этом управляемые вы. 34, упирающихся в крывку 35. Не одном иэ ключатели В1 и И22 разомкнуты. кислородных электродов 29 укреплены на- .. При остановленноМДВС 16 КЗУ 1 рабоKIIoHHbt8 -перфориррванные экраны <9 . - T387 o топливном режиме генерации AQct0каждом блоке 4) из коррозионностойкого янного тока, который при номинальном

; материала, предназначенййе для распреде- 25 . напряжении 24.В поступает через замкнуленйя и направЛения воздушного потока 13:тые выключатели Вз, Вз,.Вт. Вэ. Вэ, В1е в вдоль поверхностей кислородных электро-,, электрическую систему 63 автомобиля, при дов 29. -:::: :: этом управляемые выключатели Вз. Ва Bs и . Сдвоенные алею химические элемен-: Be разомкнуты. ты 5 изолированы от корйуса 3 фторопласто- 30: При стартерном пуске ДВС 16 с номивой прокладкой36; закрываащейднище37, нальным напряжением 12 В ток поступает и собраны в блоки 4 с помощью рамочных: от параллельно включенныхблоков 4 через . стяжек36супругими нажимнймиустройст- ", замкнутые выключатели Вз, Ba, Bs, Be, Во,: вами 39:из коррозионностойких металлов; 81э, при этом вйключатели 81, Вз, Ву, В1о

Каждый блок имеет токовыводные полюса 30 разомкнуты. ("+" и."-") 40 и 41, .;: Предложенной комбинированной алек-

Основная водородная камера 6 с по-: трохимическойустанавкойпользуютсяслев .. мощью.штуцера 42 соединена с аварийным: дующим образом. гидрозатвором 44, уровень которого уста- 35 Пуск в работу. После проверки правильновлен выше уровня электролиэного гидро- ности монтажа узлов установки ее продувазатвора 10 и который соединен с, ют технически чистым азотом (с газопроводом выпускных газов 45; обед- концентрацией не ниже 97 об, g и бак 19 ненных по кйслородудо взрывобезопасных 45 заполняют дистиллированной водой 18 до с водородом концентраций..: "заданного уровня. Первый запуск ДВС 16

На входе потока воздуха 13 установлен проводят от внешнего пускового устройства пластинчатый распределитель 47 воздуш- (аккумулятора или "пусковика"). При запу. ного йотока; а на выходе парогазовой смеси ске от собственного стартера 55 разнопо-, (возд. + H2+ 02+ Х2О) установлен конден- 50 люсные клеммы внешнего источника сатор 48 паров воды, охлаждаемый через соединяют высокоамперными проводами с стенку корпуса 3 с помощью теплопровод- соответствующими полюсными токовыво- ных ребер 49 внешним потоком воздуха от дами 40 и 41 КЗУ 1, выключатели В1, В, Вт, вентилятора автомобиля. На всех соприка- и В8 размыкают„В9 замыкают, остальные ющихся с водой узлах установки предусмот- 55 выключатели коммутатора 52 должны быть рены электронагреватели 50 для создания замкнуты. условий незамерзаемости КЭУ 1 при недо- При первом пуск ДВС16 работаеттольстаточности собственного тепловыделения, ко на бензовоздушной смеси, После накопособенно во время стоянки с выключенным ления достаточного количества водорода в

ДВС взимнихусловиях. основной водородной камере 6 последующие пуски ДВС 16 ничем не отличаются от

Водный бак 19 оснащен магнитоэлект- стартерных пусков двигателя от собственрическим измерителем 51 уровня воды 18. ного аккумулятора.

1817160

Установка работает следующим образом. После запуска ДВС 16 автоматически включается генератор постоянного тока 54 и автоматические выключатели В7 и В8 замыкают. При этом КЗУ 1 начинает работать 5 в режиме электролиза воды. Электрический ток при напряжении на каждом элементе около 2 В поступает на электроды 23 и 29, где происходят электрохимические обратимые реакции: 10 на водородном электроде 2HgO+ 2е Кг+ 2(ОН ), в твердом электролите (OH ) (OH ); на кислородном .. 15 электроде 2(OH } 0,50 + HzO+ 2K . При электролизе эти реакции смещены вправо, а при генерации тока смещены влево при напряжении около0,5 — 1 В, когда КЭУ

1 начинает работать при остановленном 20

ДВС 16 или выключенном генераторе 54.

При эксплуатации установки периодически доливают воду в бак 19, не допуская снижения уровня воды ниже предельного значения, после которого управляемые вы- 25 ключатели Bg u Be отклюЧают установку. а при дальнейшем уменьшении уровня воды срабатывает аварийный гидрозатвор 44, предотвращающий образование взрывоопасной газовой смеси. 30

- При необходимости полного использования номинальной мощности ДВС КЭУ 1 отключают путем размыкания выключателей Be u Be.

Предложенная электрохимическая ус- 35 тановка обладает рядом преимуществ перед прототипом, отмеченных в табл. 2.

Предлагаемая установка предназначена для решения экологических и социальных задач, связанных с оздоровлением 40 атмосферной среды в городе, уменьшением . ,выбросов окиси углерода в десятки раз и углеводородов в несколько раз, заменой кислотно-свинцовых аккумуляторов на воздушно-водородные, а также с повышением 45 удобств при обслуживании автомобиля.

По предложенному техническому реше- . нию следует разработать технический и ра50 бочий проекты, изготовить опытный образец КЭУ, провести его натурные ресурсные испытания на автомобиле, оценить затраты при серийном изготовлении КЗУ, провести технологические исследования для разработки более совершенных электрохимических элементов с целью дальнейшего уменьшения массогабаритных характеристик и повышения ресурса работы КЭУ.

Формула изобретения

Комбинированная электрохимическая установка транспортного средства, состоящая из электролизной и топливной частей, содержащая набранные в блоки пористые пластинчатые электрохимические ячейки с твердым электролитом, смачиваемым водой, и вспомогательные водородные камеры, заполненные гидридом металла, автоматическую систему, коммутации, соединенную с внешним источником постоянного тока, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения ее размеров, каждые две электрохимические ячейки в блоке установлены с образованием сдвоенного электрохимического элемента, у которого водородные электроды обращены друг к другу, электрически соединены параллельно и с помощью уплотняемой фторопластовой рамочной прокладки образуют дополнительную водородную камеру, кислородные электроды в каждом элементе электрически соединены параллельно, а между соседними элементами в каждом блоке обращены друг к другу и установлены с образованием полости для прохождения воздушного потока, используемого в системе питания транспортного средства, водородная камера и воздушная полость соединены между собой через электролизный гидравлический затвор и фторопластовую перфорированную перегородку, залитую водой, пропускающую при электролизе воды водород в воздушную полость, вентилируемую потоком воздуха, а водородные камеры снабжены аварийным гидравлическим затвором с высотой столба, большей высоты столба электролизного гидравлического затвора, для соединения с газопроводом выпускных газов транспортного средства.

1817 l60

Таблица1

Вывод о наличии ново» го свойства, обусловленного отличительными .от прототипа признаками

Источник известного техн. решения, содержащий отл. пр. в приведенном в

Гр 3 известном техническом ре" шении или объекте в предложенном техническом решении

Новое свойство присутствует в техническом решении, предложенном автором, Не обнаружен в других устройствах аналогах и решениях, известных в науке и технике

«I I»

l l» йироко известные объекты: утюги, холодильники и т.п.

Нет нового свойства дв тома тически в ключ ает и поддерживает заданную температуру

Признак предложенного технического решения,. отличительный от прототипа

Каждые две электрохимические ячейки е блоке установлены так, что образуют сдвоенный электрический элемент, у которого водородные электроды обращены друг к другу, элект рически соединены параллельно и с помощью уплотняемой фторопластовой рамочной прокладки образуют дополнительную водородную камеру; кислородные электроды в каждом элементе электрически соединены параллельно, меж ду соседними элементами в каждом блоке обращены друг к другу и установлены так что образуют полости для прохождения воздуш. ного потока, направляемог@ в систему питания автомобиля; водородные камеры и воздушные полости соединены между со" бой через электро-..... лизный гидравлический затвор и фторо- . пластовую перфорированную перегородку, залитую водой, через которые поступает водород из водородной камеры в воздушную полость, продуваемую вэрывобезопасным потоком воздуха при * электролизе. водородные камеры соединены с газопровод дом выпускных газов через аварийный гидравлический затвор, уровень которого выше уровня электролизного гидравлического затравора1 автоматическая система коммутацмм при недостаточном собственном тепловыделении КЭУ в зимних условиях включает омические нагреватели и поддерживает температуру не ниже + 1 С всех соприкачакщихся с водой ее узлов.

Свойства, проявляемые отличительными признаками

Сравнительно низкие плотности токов, внутренних гидравличес" ких и элен трических сопротивлений, а также низкие давления газов и температуры и, как следствие,. увеличенный ресурс работы

Обеспечивают постоянную вентиляцию воздушных полостей и взры.вобеэопасность

КЭУ при ее работе в режиме электролиза.

Препятствует. проникновению воздухе в водородную камеру и обеспечи-. вает вэрывоопас ность КЭУ при работе ее в режиме генерации электрического тока.

Обеспечивает вэрывобезопасность КЭУ в ситуациях, связанных с аварийной утечкой воды

Обеспечивает незамерзаемость КЭУ и облегчает пуск ее и ДВС в работу после стоянки автомобиля с останов-. лениым ДВС в зимнее время

1817160

Таблица2

Показатели расчетные заявляемого объекта прототипа

Сложная

Упрощенная

Конструкция КЭУ

Обеспечена конструкцией КЭУ

lie известВз рыво защищен мост ь нд

«>!

Иорозостой кость

5,0

24

12

0,4

0,035

0,2

300

Емкость КЗУ> А ч

5.">0х480х350 не более

0,73

Иасса, кг

Наименование технических и эксплуатационных свойств, улучшеннь.х предложенным техническим решением, и их размерность

Потребляемая мощность источника питания постоянным током, кВт

Напряжение источника пи" тания, В

Напряжение КЭУ, В: при электролизе при генерировании тока при стартерном пуске

Плотность тока, A/ñì : при электролизе при генерировании тока при стартерном пуске

Габаритные размеры, (ммхмихмм) Расход воды при электр., кг/ч

Подробное объяснение причин возможного улучшееия показателей предложенного объек" та по сравнению с прототипом

Разработка сдвоенных электрохимических элементоВ, использование низких плотностей токов на электродах и температур до В. С при давлении водорода О, 1 ИПа

Разработка конструкции с электролизным и аварийным гидрозатвором, вентилируемой потоком воздуха при . электролизе, создакщим концентрацию с водородом меньшую нижнего предела детонационной концентрации, >

Обеспечена автоматическим включением электронагревателей, поддерживающих температуру всех соприкасающихся с водой. частей КЭУ. не ниже +lо С при недостаточном собственном тепловыделении в зим- них условиях

Расчетные показатели КЗУ.для авто" модиля с ДВС мощностью 72 л.e., (53 кВт). Показателей для прототипа не обнаружено.

1817160

1817160

1817160

«Риг.5

Корректор А.Мотыль

Составитель В.Беляев

Техред M.Ìîðãåíòàë

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1726 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Комбинированная электрохимическая установка транспортного средства Комбинированная электрохимическая установка транспортного средства Комбинированная электрохимическая установка транспортного средства Комбинированная электрохимическая установка транспортного средства Комбинированная электрохимическая установка транспортного средства Комбинированная электрохимическая установка транспортного средства Комбинированная электрохимическая установка транспортного средства Комбинированная электрохимическая установка транспортного средства Комбинированная электрохимическая установка транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве химических источников тока (ХИТ)
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при производстве химических источников тока (ХИТ) с литиевым анодом
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве химических источников тока (ХИТ) с литиевым анодом

Изобретение относится к крепежу узлов и агрегатов транспортных средств, а именно к закреплению аккумулятора на автомобиле

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при сборке металлогазовых аккумуляторов

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при производстве аккумуляторных батарей

Изобретение относится к аккумуляторной обойме или комплекту (блоку) батарей, в частности к устройству фиксации обоймы аккумуляторов в кожухе, содержащем устройство с автономным питанием
Наверх