Способ изготовления диска колеса транспортного средства

 

Использование: изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано в производстве полых деталей с отверстиями, например, диска колеса транспортного средства. Сущность изобретения: одновременно с формированием рельефных зон диска колеса и конусных участков монтажных отверстий вокруг каждого отверстия со стороны их цилиндрических участков формируют кольцевые выступ и концентрично ему впадину , направленную в сторону конусного участка. Принудительное формирование заусенцев в виде выступов предупреждает .произвольное образование их различной высоты, что улучшает эксплуатационные характеристики диска, а выполнение впадины приводит к образованию напряжений сжатия , компенсирующих возникающие напряжения растяжения. 4 ил.

СОКОВ c:ОВЕ ГСКИХ

СОЦИАЛИС ГИЧЕСКИХ

PF <.. ÏÓÁËÈÊ (я)5 В 21 0 22/30

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОсг1Ате нт сс с Р) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 5007374/27 (22) 23.08.91 (46) 30,05.93. Бюл. ¹ 20 (71) Запорожский автомобильный завод

"Коммунар" (72) Д,И.Шумейко, С.И.Кравчун, П.Д.Шумейко, А,Д.Шумейко и А.С.Кравчун (73) Запорожский автомобильный завод

"Коммунар" (56) Патент США ¹ 4241597, кл. В 21 0

31/02, 1980. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДИСКА КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано в производстве

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в производстве полых деталей с отверстиями, например, диска колеса транспортного средства.

Известен способ изготовления дисков колеса, заключающийся s том, что листовую заготовку подвергают вытяжке с образованием полой заготовки, после чего чеканочным штампом в местах последующей пробивки монтажных отверстий формируют зоны с размерами, превышающими их диаметры. Затем следует операция пробивки отверстий, в результате чего образующиеся при пластической деформации металла, прилегающего к отверстиям, заусенцы не выходят за лицевую поверхность диска.... Я) „„1819172 АЗ полых деталей с отверстиями, например, диска колеса транспортного средства. Сущность изобретения; одновременно с формированием рельефных зон диска колеса и конусных участков монтажных отверстий вокруг каждого отверстия со стороны их цилиндрических участков формируют кольцевые выступ и концентрично ему впадину, направленную в сторону конусного участка, Принудительное формирование заусенцев в виде выступов предупреждает произвольное образование их различной высоты, что улучшает эксплуатационные характеристики диска, а выполнение впадины приводит к образованию напряжений сжатия, компенсирующих возникающие напряжения растяжения. 4 ил.

Однако в результате произвольного образования заусенцев различной высоты при таком способе все же не может быть исключена полностью вероятность выхода за поверхность диска единичных заусенцев, высота которых превышает глубину чека ночной эоны, что существенно влияет на качество выполнения указанных отверстий.

Кроме того, при формировании вокруг отверстий зон в виде чеканки образуются остаточные напряжения сжатия, направление которых совпадает с направлением усилия давления пуансона чеканочного штампа.

Для достижения нового технического результата, а именно: создание остаточных напряжений сжатия с радиальным направлением, компенсирующих вышеуказанные растягивающие напряжения. в результате

1819172 ровано предупреждает произвольность образования заусенцев различной высоты, 20 ухудшающих эксплуатационные свойства дисков.

Выполнение же концентрично выступу — впадины-приводит к образованию радиально направленных остаточных напряже- 25 ний сжатия, компенсирующих напряжения растяжения при формировании рельефных зон и отверстий с цилиндрической и конусной частями, чем обеспечивается достижение желаемого технического результата. 30

На фиг. 1 изображен диск, изготовленный по предлагаемой технологии, (вид сверху); на фиг. 2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.

3 — штамп на позиции формирования рельефных эон и конусной части монтажных от- 35 верстий; на фиг. 4 — узел I на фиг.3.

Диск колеса изготавливается следую40

50 чего повышается точность выполнения монтажных отверстий и всего колеса в целом, а также для преобразования формы заусенцев, т.е. пластически деформированного

"лишнего" металла, по способу изготовления диска путем вытяжки полого полуфабриката, формирования рельефных зон и пробивки в них монтажных отверстий, а также формирование конусной и цилиндрической частей отверстий, одновременно с формированием рельефных зон и конусной части отверстий по периметру цилиндрической части формируют выступ и концентрично ему впадину, непосредственно прилегающую к выступу и направленную в сторону конусной части.

Принудительно формирование излишков металла-заусенцев в виде выступов гарантищим образом. На первой позиции плоскую заготовку подвергают глубокой вытяжке.на штампе с получением полого полуфабриката 1 и пробивкой монтажных отверстий 2 для крепления колеса. После этого диск 1 передается на вторую позицию, на которой выполняется операция вырубки центральной части 3 диска и далее на следующей позиции на штампе (фиг,3) осуществляют операцию формирования профиля отверстий в виде конической части 4, а также формирование конструктивных рельефных зон 5 в местах пробитых отверстий 2. Одновременно на этой же позиции пуансоном 6, 5

15 закрепленным на верхней плите 7, при его взаимодействии с матрицей 8, смонтированной на нижней плите 9, по периметру цилиндрической части 10 отверстий выполняется формирование выступа 11 высотой

At (фиг.4) над поверхностью "а", прилегающей к цилиндрической части 10. Кроме того, этим же пуансоном 6 формируют и кольцевую впадину 12, непосредственно примыкающую к выступу 11 глубиной At< и направленную в сторону конусной части 4.

Объем металла образованного выступа соответствует объему деформированного металла при конусной раздаче части отверстия, а форма выступа в виде плоского кольца вокруг цилиндрической части предупреждает образование острых заусен цев, произвольной формы и высоты, что повышает качество выполнения монтажных отверстий, и, как следствие, улучшает эксплуатационные и служебные характеристики диска.

Формирование концентрично выступу— впадины приводит к образованию остаточ-: -. ных напряжений сжатия, радиальное направление которых обеспечивает равномерную пластическую деформацию в сторону центральной оси 0-0 в зоне, окружающей отверстие по его высоте At + ф,, предотвращая искажение формы отверстий, а также компенсирует значительную часть напряжений растяжений, появляющихся при формировании конструктивного релье. фа 5, снижая в целом концентрацию напряжений в зоне отверстий и улучшая таким образом характеристики диска.

Формула изобретения

Способ изготовления диска колеса транспортного средства путем вытяжки полого полуфабриката, формирования рельефных зон и пробивки в них отверстий, в которых образуют конусный и цилиндрическийучастки, отл и ча ющий с я тем, что на поверхности полого полуфабриката одновременно с формированием рельефных зон и конусных участков вокруг каждого отверстия со стороны цилиндрического участка формируют кольцевые выступ с прилегающей к нему впадиной, направленной в сторону его конусного участка.

1819172

1819172 б

i /

8 g

Фиг. 3

Фиг. Ф

Составитель Д.Шумейко

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор И.Шмакова

Редактор А.Горячева

Производ<:твенно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Заказ 1945 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб„4/5

Способ изготовления диска колеса транспортного средства Способ изготовления диска колеса транспортного средства Способ изготовления диска колеса транспортного средства Способ изготовления диска колеса транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к штампам совмещенного действия

Изобретение относится к обработке металлов давлением и штамповой оснастке и может быть использовано при изготовлении цельной глубокой (с соотношением высоты к диаметру, близким к единице) металлической , тары, в частности консервных банок, применяемых в пищевой и перерабатывающей промышленности

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к способам изготовления литых дисков автомобильных колес

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к листовой штамповке, и может быть использовано при изготовлении полых листовых деталей с фланцем

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к способам изготовления ступенчатых широкофланцевых деталей преимущественно прямоугольной формы в плане

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к способам изготовления втулок

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано для вытяжки и обрезки припуска по контуру деталей эластичной средой

Изобретение относится к области специального машиностроения в производстве средств воспламенения, в частности к технологическому оборудованию (инструменту) для изготовления наковаленок капсюлей-воспламенителей к стрелковому оружию

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в холодной листовой штамповке для вытяжки и обрезки припуска по контуру тонколистовых деталей

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано для выравнивания стенок изделий в форме листа, покрытого по меньшей мере с одной стороны слоем пластмассы

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, в частности к холодной штамповке

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к листовой штамповке, и может быть использовано при изготовлении тонкостенных ступенчатых осесимметричных оболочек
Наверх