Передача внутреннего зацепления

 

Использование: изобретение относится к гидромеханике и может быть использовано в гидродинамических преобразователях для осуществления поворота лопаток реактора. Сущность: передача внутреннего зацепления содержит цилиндрическую камеру 1 корпуса 2 с выполненной на внутренней поверхности кольцевой радиусной канавкой, венцовую шестерню 4 с внутренними зубьями , имеющую на внешней поверхности радиусную кольцевую канавку 5, внутренние шестерни 6. -находящиеся в зацеплении с внутренними зубьями венцовой шестерни 4 и каждая из которых жестко связана с соответствующим приводным валиком 7. соединенным с приводным элементом - лопаткой 8 реактора гидродинамического преобразователя и установленным в подшипнике 9. Кольцевая канавка 3 на внутренней поверхности камеры 1 и кольцевая канавка 5 на внешней поверхности венцовой шестерни 4 образуют тороидальную полость, которая не менее чем на 2/3 объема заполнена стандартными шариками 10 для подшипников качения. Шарики 10, обкатываясь по кольцевым канавкам 3 и 5 как по беговым дорожкам , обеспечивают свободное вращение венцовой шестерки 4. Кинематическая связь и нормальное зубчатое зацепление деталей 4 и 6 обеспечивается за счет сохранения исходных установочных размеров для элементов передачи относительно камеры 1 корпуса. При работе передачи вращение сл с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (г9) (! 1) (и)я F 16 Н 1/22, 61/52

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

I(АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

У (21) 4900527/28 (22) 08.01.91 (46) 07.07.93.Бюл.% 25 (71) Харьковское научно-производственное объединение "ФЭД" (7.2) В.В.Шишкалов, Я,М,Шкловский и

П,Г.Бобряков (56) Алексадров Л;И. и др. Зубчатые переда. чи.— Харьков, 1964, с.44-53, (64) ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ (57) Использование: изобретение относится к гидромеханике и может быть использовано в гидродинамйнеских преобразователях для осуществления поворота лопаток. реактора.

Сущность . передача внутреннего. зацепления содержит цилиндрическую камеру 1 к()рпуса 2 с выполйенной на внутренней поверкности кольцевой радиусной канавкой, венцовую шестерню 4 с внутренними зубьями, имеющую на внешней поверхности радиусную кольцевую канавку 5, внутренние шестерни 6, -находящиеся в зацеплении с внутренними зубьями венцовой шестерни 4 и каждая из которых жестко связана с соответствующим приводным валиком 7, соединенным с приводным элементом- лопаткой

8 реактора гидродинамического преобразователя и установленным в подшипнике 9;

Кольцевая канавка 3 на внутренней поверхности камеры 1 и кольцевая канавка 5 на внешней поверхности венцовой шестерни 4 образуют тороидальную полость, которая не менее чем на 2/3 объема заполнена стандартными шариками 10 для подшипников качения. Шарики 10, обкатываясь по кольцевым канавкам 3 и 5 как по беговым дорожкам, обеспечивают .свободное вращение венцовой шестерни 4. Кинематическая связь и нормальное зубчатое зацепление деталей 4 и 6 обеспечивается за счет сохранения исходных установочных размеровдля элементов передачи относительно камеры 1 корпуса. При работе передачи вращение

1825912 жидкостью. 3 ил, 10

20 венцовой шестерни 4 осуществляется эа счет обкатывания шариков 10 поверхностей канавок (беговых дорожек) на внутренней поверхности камеры 1 и на внешней поверИзобретение относится к гидромеханике, в частности к конструкции механизмов поворота лопаток реакторов гидродинамических преобразователей, и может найти применение преимущественно в энергетических установках транспортных средств.

Цель изобретения — упрощение констр кции передачи внутреннего зацепления и повышение надежности era в работе путем предотвращения осевого и углового перемещений венцовой шестерни относительно внутренних шестерен.

На фиг.1 схематически изображена передача внутреннего зацепления. частичный разрез; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг,3 — разрез Б-Б на фиг,2.

Передача внутреннего зацепления содержит цилиндрическую камеру 1 корпуса 2 с выполненной на внутренней поверхности кольцевой радиусной канавкой 3, венцовую шестерню 4 с внутренними зубьями и имеющую на внешней поверхности радиусную кольцевую каневку 5, внутренние шестерни

6, находящиеся в зацеплении с внутренними зубьями шестерни 4, и каждая из кото- 25 рых жестко связана с соответствующим приводным -валиком 7, сбединенным, например, с приводным элементом — лопаткой

8 реактора гидродинамического преобразователя, и установленным в подшипнике 9.. 30

Кольцевая канавка 3 на внутренней поверхности камеры 1 корпуса 2 и кольцевая канавка 5 на внешней пбверхности венцовой шестерни 4 образуют тороидацьную полость, которая не менее чем на 2/3 объема заполнена стандартными шариками 10 для подшипников качения, Шарики 10. обкатываясь по кольцевым канавкам 3 и 5 как по беговым дорожкам, обеспечивают свободное вращение венцовой шестерни 4 и пре- 40 дохраняют ее от радиальных и осевых перемещений относительно стенок. камеры

1 и одновременно относительно внутренних шестерен 6, Кинематическая связь и нормальное зубчатое зацепление деталей 4 и 6 45 обеспечивается за счет сохранения исходных установочных размеров для элементов передачи относительно камеры 1 корпуса 2.

Передача внутреннего зацепления входит в состав, например, гидродинамического 50 преобразователя, который имеет насосное колесо 11 и турбину 12. а в корпусе 1 преобхности шестерни 4.. Имеет место трение качения, на весьма незначительное вследствие смазки элементов передачи рабочей раэователя образована полость 13 циркуляции рабочей жидкости. Поворотные лопатки

8, располагаясь в полости 13 на пути циркуляции жидкости от турбины 12 к насосному колесу 11, образуют реактор гидродинамического преобразователя, Насосное колесо

11 валом связано с коробкой привода 14 двигателя 15, а турбина 12 установлена непосредственно на валу электрического генератора 16, поддержание постоянной частоты вращения которого осуществляется путем изменения коэффициента передачи крутящего момента за счет воздействия регулятора на реактор гидродинамического преобразователя, Передача внутреннего зацепления работает следующим образом.

От коробки приводов 14 двигателя 15. приводится во вращение насосное колесо

11 гидродинамического преобразователя с переменной частотой .вращения, кратной частоте вращения двигателя 15. Насосное колесо 11 преобразует крутящий момент от двигателя 15 в кинетическую и потенциальную энергию рабочей жидкости, а эта энергия преобразуется на турбине12 в крутящий момент на валу генератора 16, ротор которого вращается с постоянной частотой вращения, не зависящей от частоты вращения двигателя 15 и от нагрузки в системе электроснабжения транспортного средства, Регулирование частоты вращения ротора генератора 16 осуществляется гидравлической системой .управления, включающей регулятор 17, сервопоршень 18 и предлагаемую передачу внутреннего зацепления поворота лопаток реактора гидродинамического преобразователя.

При подаче регулятором 17 в одну из полостей сервопоршня 18 давления рабочей жидкости шток последнего перемещается и, воздействуя через рычаг на венцовую шестерню 4, через внутренние шестерни 6 и приводные валики 7, осуществляет поворот лопаток 8 реактора гидродинамического преобразователя. Последние, в соответствии с сигналом регулятора, устанавливаются на определенный угол, обеспечивающий расход жидкости через насосное колесо 11 и создание необходимого крутящего момента. турбиной 12 для поддержания постоян1825912

Редактор Т.Рожкова

Составитель В.Шишкалов

Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор П.Гереши

Ф

Заказ 2311 Тираж Подписное

° ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101 ной частоты вращения ротора генератора 16.

При работе передачи внутреннего зацепления вращение венцовой шестерни 4 осуществляется за счет обкатывания шариков 10 в тороидальной полости по поверхностям канавок 3 и 5 (беговых дорожек) на внутренней поверхности камеры 1 корпуса

2 и на внешней поверхности шестерни 4, при этом имеет место трение качения, которое весьма незначительно. вследствие смаз. ки элементов передачи рабочей жидкостью.

При появлении значительных моментов сопротивления со стороны поворотных лопаток или инерционных сил при перемещении транспортного средства на венцовую шестерню 4 действуют осевые и радиальные усилия, которые через шарики 10 воспринимаются стенками камеры 1 корпуса 2, исключая таким образом перекосы и осевое смещение венцовой шестерни 4, Предлагаемая передача внутреннего зацепления обладает следующими техническими преимуществами перед прототипом: — эа счет базирования на жестком корпусе практически полностью исключаются осевое и угловое перемещения венцовой б шестерни относительно внутренних шестерен, повышается надежность в работе; — упрощена конструкция за счет исключения ряда оригинальных деталей: специ5 альной зубчатой муфты с двумя венцами наружного зацепления и дополнительного венца внутреннего зацепления, жестко за крепленного на корпусе.

Формула изобретения

10 Передача внутреннего зацепления, содержащая цилиндрический корпус, размещенные в нем приводные валики, венцовую шестерню с внутренними зубьями и жестко связанные каждое со своим валиком зубча15 тые.колеса с внешними зубьями. находящиеся в зацеплении с шестерней, о тл и ч а ющ а я с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности за счет предотвращения осевого и углового пе20 ремещений венцовой шестерни, на внутренней поверхности корпуса и на внешней поверхности венцовой шестерни выполнены канавки, образующие тороидальную полость, передача снабжена размещенными в

25 тороидальной полости шариками, объем которых составляет не менее 2/3 объема упомянутой полости. — b

Передача внутреннего зацепления Передача внутреннего зацепления Передача внутреннего зацепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к силовому приводу и может быть применено в трансмиссиях водных транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано непосредственно в станках

Редуктор // 1821593

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах с циклически изменяющимся передаточным числом

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх