Волновая передача

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в составе редукторов приводов систем автоматического регулирования с длительным ресурсом. Волновая передача признана дополнительным изобретением к изобретению по авт. св. № 1839833 и содержит корпус 10, установленные в нем гибкое колесо, состоящее из обоймы 2 с радиальными пазами и размещенными в них телами качения 3, жесткое колесо 4 и генератор волн. Генератор волн содержит подшипник с внутренним кольцом 5, жестко зафиксированным относительно входного вала или кулачка генератора, и наружное жесткое кольцо 7, между которыми размещены шарики 6. Дополнительные упругие элементы 9 размещены в осевых пазах наружного кольца 7 подшипника генератора. Технический результат - повышение долговечности и надежности. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Настоящее изобретение относится к усовершенствованию элемента волновой передачи, а более точно, к усовершенствованию конструкции генератора волновой передачи по авт. св. СССР № 1839833.

В основном изобретении приведена волновая передача, характерной особенностью которой является устранение мертвого хода, обусловленного зазорами в зацеплении, для чего наружное кольцо генератора выполняется разрезным и подпружиненным упругими элементами, размещенными в пазах жесткого кольца генератора. Мертвый ход, вызываемый зазорами между жестким кольцом генератора, шариками и внутренним кольцом генератора (в подшипнике качения) регулируется только селективной сборкой, т.е. подбором этих деталей с размерами, обеспечивающими минимальный мертвый ход. Это усложняет конструкцию передачи и увеличивает трудоемкость изготовления и сборки передачи. Более того, мертвый ход может превысить заданные величины за счет износа контактирующих поверхностей подшипника генератора, и редуктор потеряет работоспособность.

Целью настоящего изобретения является повышение долговечности и надежности передачи по авт. св. № 1839833 за счет автоматического устранения зазоров в подшипнике качения генератора при длительной эксплуатации передачи. Для этой цели жесткое наружное кольцо подшипника качения генератора подпружинивается в осевом направлении относительно внутреннего кольца.

В жестком наружном кольце, в промежутках между радиальными пазами, выполнены осевые пазы, в которых размещены дополнительные упругие элементы, опирающиеся на вращающееся кольцо упорного подшипника, другое кольцо упорного подшипника устанавливается в корпусе передачи и на внутреннем кольце подшипника генератора. Поперечное сечение дорожек для качения шариков, канавок колец, выполняется таким образом, чтобы при их осевом взаимном смещении выбирался радиальный зазор, как это делается, например, в радиальных и радиально-упорных подшипниках.

На чертеже изображено упрощенное поперечное сечение передачи. Для упрощения не показано крепление обоймы с шариками (роликами) и жесткого колеса к корпусу передачи и выходному валу, любой из этих двух элементов может быть выходным звеном передачи.

Передача состоит из трех основных звеньев: генератора 1, обоймы 2 с телами качения 3 (гибкое колесо) и жесткого колеса 4. Внутреннее кольцо 5 подшипника генератора жестко фиксируется относительно входного вала или выполняется заодно с кулачком генератора 1, и между ним и наружным жестким кольцом 7 размещены шарики 6. На кольце 7 устанавливается разрезное кольцо 8, которое подпружинивается упругими элементами. Между концами разрезного кольца 8 может устанавливаться вставка для уменьшения влияния зазора между концами кольца 8 на работоспособность передачи. Для устранения зазоров в подшипнике генератора, чтобы уменьшить мертвый ход передачи, в кольце 7 выполнены осевые пазы, в которых размещены пружины 9, отжимающие это кольцо в осевом направлении относительно кольца 5. Уменьшение потерь на трение между торцами пружин 9 и корпусом передачи 10 достигается установкой между ними упорного подшипника, состоящего из двух колец 11 и 12 и шариков 13. Регулировка усилий пружин 9 достигается изменением их длины с помощью винтов 14.

Передача работает следующим образом. При вращении кулачка 1 движение через кольцо 5, шарики 6, кольцо 7 и кольцо 8 передается шарикам 3 передачи, которые взаимодействуют с профилями зубьев жесткого колеса 4, и выходное звено передачи (колесо 4 или обойма 2) начинает вращаться с редуцированной скоростью. Упругие элементы в радиальных пазах устраняют зазоры в зацеплении, а пружины 9 в осевых пазах выбирают зазоры в подшипнике генератора в течение всего периода эксплуатации, так как ими создается упругий натяг в процессе регулировки передачи.

Предлагаемое дополнительное изобретение обеспечивает повышение долговечности и надежности передачи по авт. св. № 1839833 за счет автоматического устранения зазоров в подшипнике генератора созданием осевого упругого натяга смещением колец подшипника упругими элементами.

Формула изобретения

1. Волновая передача по авт. св. СССР №1839833, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности и надежности, она снабжена дополнительными упругими элементами, размещенными в осевых пазах наружного кольца подшипника генератора.

2. Волновая передача по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена упорным подшипником, размещенным между корпусом и концами дополнительных упругих элементов.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в составе редукторов с волновыми передачами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в составе редукторов с волновыми передачами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в составе редукторов с длительным ресурсом

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, в частности в транспортных средствах для бесступенчатой регулировки скорости вращения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к созданию точного прямолинейного движения точки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных его областях, где требуется привод с плавным изменением передаточного отношения в диапазоне регулирования до 28 при достаточной для многих случаев передаваемой мощности

Изобретение относится к механике, к разделу передач, ближе всего к планетарным передачам
Наверх