Зубчатая передача смешанного зацепления

 

(19) Я((11) 183 700

0 F16H55 08 (51) F16H1 3

СОЮЗ СОВЕТСКИХ сОПИАлистичестих Респувлик

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО CCCF (ГОСПАТЕНГ СССР)

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4147111/28 (22) 24.09.86 (46) 30.1293 Sea Ne 48-47 (71) Ростовский государственный университет им.МАСуспова (72) Журавлев ГА (73) Журавлев Герман Александрович (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА СМЕШАННОГО ЗАЩ:ПЛЕНЯЯ (57) Изобретение относится к машиностроени)о, к зубчат ьм передачам см6шанн ого зацепления.

Цепь изобретения — повышение нагрузо ной способности передачи — достигается за счет оетеза . активных участков профилей смешанного зацеппения путем конструктивного снекения требований по коэффициенту профильного перекрытия Профи)м зубьев состоят из участков зацепления описанных разпи ными кт)ивыми. Коэффициент профильного перекрьпия — мен ше единиць что позволяет использоватыривые с увепичеными радиусами нривизнь т.8 снизить контактны8 напря)кения. Коэффициент перекрытия в зацеппеее — больше единиць что достигается использованием нескольких лар зацеплей.цихся колес, явпяОщихся параллельньвв ветвями одной кинематической цепц и угпоBbN смещением KOfl8c8 ка)кдой из в8тв8И относительно соответствующего колеса соседней ветви.

3 ип.

1839700 но зацепляющиеся пары колес, из которых первую (основнук пару образуют колеса 1, 2, вторую пару — колесо 11 с соответствующим колесом (не показано) s блоке с колесом 1, третью пару — колесо 12 с соответствующим колесом (не показано) е блоке с колесом 1. Колеса 2, 11, 12 каждой иэ ветвей закреплены на валу с пропорциональным шагу ти числу ветвей угловым сме10 щением т относительно колеса соседней ветви.

Для улучшения плавности vi еиброакустических свойств смешанного зацеплени". угловое смещение колес определяется соотношением: тс

0,5 еа:. яа, 1 пеа — 2

Передача работает следующим образом.

Вращающий момент передается зацеплением блоков, в сос ав которых входят ко»еса 1 и 2.

В процессе зацепления в контакте все время находится отя бы одна пара зубьев, взаимодейстеуюи их по эвольеентным участкам, а в некоторь>х фазах зацепления еще одна пара — no енеполюсным участкам еы35 пукло-вогнутых профилей.

Линия зацепления зубьев (фиг. 3) имеет сложну.о фо,wy и е неподвижной системе

;:,.оординат может быть определена функцией,заданной несколькими формулами. ржит прямолинейный отрезо

М1М зацепления эеольвентных участков профиля зубьев, проходящий через полюс P зацепления, и лежаьцие вне огрезка М1М точки К1 и К енег>ол>осного зацепления, Пара профилей зубьев взаимодействующих колес касается в точке К1линии зацепления по внеполюсным участкам, затем наступает разрыв их касания, Через некоторое время е точке М1 в контакт вступают

50 эвольвентные участки, и точка касания профилей равномерно перемещается вдоль отрезка М1М . При выходе из зацепления эвольвентных участков после их касания е точке М2 вновь происходит разрыв контакта

C> этих зубьев, а через некоторое время они касаются по енеполюсным участкам е точке К, Выбором параметров исходного контура зубьев можно получать различные фазы трехпарного. двухпарного однопарИзобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам смешанного зацепления.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности передачи.

Цель достигается за счет синтеза активных участков профилей смешанного зацепления путем конструктивного снижения требований по коэффициенту профильного пе> екоы1-ия, .! я фиг. 1 изображена зубчатая переда:;; смешанного зацепления; на фиг. 2 — колесо передачи; на фиг. 3 — линия зацепления

37 бьее, Зубчатая передача смешанного зацеп»;-::.ния (фиг. 1) содержит корпус (не показан); размещенные на нем валы (не показаны) и установленную на двух валах по крайней .лере пару прямозубых зубчатых колес 1 и 2 .. состоящими из участков 3 — 8 зацепления 2

;.ро-.,:и"; tt tt зубьев, Профиль зуба колеса 1 имеет три teo- . .1е; рически самостоятельных участка—

-.. ольэентный участок 3, расположенный в

::--.>не, проходящей через начальную окруж.. - ..: 9. "; два внеполюсных участка 4 и 5, :i»-"..".íных вогнутой кривой у ножки (уча. го" .., - еып, :лей кривой — у головки (уча.:. о;: 1) Вне >о>носные участки 4 и 5 описаны ".".: ..!","> pi- .н н ..! ми кривыми, :- .ро., .л.ь б . ::;>;eca 2 имеет эвольвен.- .;;"часто:., расположе»ный в зоне, про,.к „ .,я>.;-:.-: ер "= » ".tàëüíóto окружность 10, и ,::; г :-:.ополюс: их у.гстка 7 и 8, выполненог.- .: —.-..>,", кг.ивой у ножки (участок 8) и

:. к,>х> :ой — у головки (участок 7), °,.-,...., .- -.:чь е частки / и 3 описаны трансi. r, - «iiit КПИЕЫМИ .. .. о а" н 2 еь».о»наны с козффициен:-;-. п,.офиль,->ого перекрыл ия, меньшим

".цы. Передача снабжена аналогичны:.::-.;>ое.:->ой пыре колес 1 и 2 дополнитель, ч>:»,: t->;:.;рами колес. Дополнительные пары

;.:;::::.,;..:.. гут быт::-, установлены соосно с ос-,-.:::"::... : H-: - :.x >ке валах. Этот вариант изо;:,он на фиг, 1 2. Дополнительные колеса :; <. с ....динены с основным колесом 2 в

:;,л":. ча о>л1- .ом валу. Составляющие соответ::те ющие и".ðû аналогичные дополнитель.е кол-."ñ.à (не показаны) соединены с освоены «колесом 1 е блок на одном валу с

:-. . ь:о;ць>о, например, болтового соедине;н я "l3. Дополнительные пары колес могут

О,>т, установлены и на других валах (не по. озань:), »аоаллельных между собой. Одна (о. в обоих случаях дополнительные ABpbl голее :бразуют с основной парой кинемати :..":кую цепь с параллел>-ными ветвями, На

-.ркr, ". тя, ими ветвями являются параллельа число и колес в каждом из блоков определено соотношением; 1839700

20

35 стью зацепления. ного зацепления и разрыва контакта какойлибо пары колес взаимодействующих.блоков. Взаимодействие пары таких отдельных колес характеризуются плоским зацеплемием, носящим дискретный характер. Точки К1 и Kz являются проекциями на торцовую плоскость зубчатых колес соответствующих линий внеполюсного контакта зубьев под углом давления антк, Угол зацепления а „эвольвентмых. участков в общем случае отличается от угла зацепления эвольвентной передачи с аналогичными параметрами исходного контура, а межосевое расстояние передачи определяется без учета обратного сдвиге, как: алФ(2 +% + х3).

22 + Z1 где вврхнив змаки отмосятся к внешнему зацеплению, а нижние — к внутреннему;

m — модуль зубьев зубчатого колесе;

21 и И вЂ” числа зубьев пары взаимодействующих колес; х1 и x3 — коэффициенты смещения исходного контура зубьев.

Точки К1 и t4 касания внвполюсных участков не имеют движения ни в торцовой плоскости (как это происходит в плоских зацеплениях), ни в осевой плоскости.(как это происходит в зацеплении Новикова), Выполнение передачи беэ обратного сдвига обеспечивает нормальные условия зацепления зубьев при смещениях исходного контура, так как эвольвентныв участки нечувствительны к изменению мвжвсевого расстояния, а по внеполюсным участкам нарушается контакт при введении обратного сдвига..

Контакт внеполюсных участков зубьев является мгновенным по линии, лежащей в осевых взаимодействующих плоскостях коФормула изобретения

ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА СМЕШАННОГО

ЗАЦЕПЛЕНИЯ, содержащая корпус, размещенные в нем валы и установленную на двух валах по крайней мере пару прямозубых зубчатых колес с состоящими из участков зацепления профилями зубьев, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, колеса выполнены с коэффициентами профильного лес, Сочетание дискретных контактов различных участков зубьев смещенных колес блока обеспечивает необходимое перекрытие зубьев и их плавное зацепление. Так, в процессе дополюсного зацеп .ения эвольвентного участка головки зуба (колеса 11) в контакт в точке К1 вступает внеполюсный участок головки зуба колеса 12. После выхода из контакта зуба колеса 12 и перехода зуба колеса 11 в фазу заполюсного эвольвентного зацепления ножки сначала в точке

Kz контактирует вмеполюсный участок ножки зуба колеса 2, а затем в зацепление вступает. в точке М1 эвольвентный участок головки зуба колеса 12. После выхода из зацепления эвольвентного участка зуба колеса 11 сохраняется дополюсмое эацепление эвольвентного .участка головки зуба колеса 12, и цикл зацепления повторяется.

Благодаря рассогласованию фаз зацепления различных участков зубьев обеспечивается одновременная работе двух пвр зубьев.

8 отличив от плоских зацеплений иэвестных типов дискретное смешанное зацепление с геометрически самостоятельными участками зубьев характеризуется кусочносопряжвнными профилями с наиболее рациональной формой, а благодаря этому— высокой компенсационной способностью при отклонениях межосевого расстояния от вго номинального значения. улучшенными условиями пвресопряжения зубьев. большей плавностью и нагруэочной способно(56) Авторское свидетельство СССР

M 911069, кл. F 16 Н 1/02, 1979, Авторское свидетельство СССР

40 М 1227858, кл. F 16 Н 1/08, 1/20, 1984.

Авторское свидетельство СССР

М 1116245, кл. F 16 Н 1/02, 1983.

45 перекрытия, меньшими едимицы. передача снабжена аналогичными основной, установленными или на тех же. или на других

:-. валах дополнительными парами колес, об,разующими с основной парой кинематиче50 скую цепь с параллельными ветвями, а колеса каждой из ветвей закреплены на

; валах с пропорциональным шагу и числу

: ветвей угловым смещением относительно

55 колес соседних ветвей.

1839?00

Составитель В. Сергеев

Редактор T. Лошкарева Техред М.Моргентал Корректор Л. Пилипенко

Заказ 3413

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4j5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Зубчатая передача смешанного зацепления Зубчатая передача смешанного зацепления Зубчатая передача смешанного зацепления Зубчатая передача смешанного зацепления Зубчатая передача смешанного зацепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам низкой точности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконапряженных скоростных зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах
Наверх