Устройство для автоматического контроля

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сеюа Соеетокиа

Социал иотическил

РеопуСлик

Зависимое от авт. свидетельства №

Кл. 201, 11/10

20i, 41/30

Заявлено 12.Ill.1966 (№ 1060656/26-24) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 09Х1.1967. Бюллетень № 13

Дата опубликования описания 11Х111.1967

МПК В 61l

В 611

УДК 656.212.5-52:656..259.1(088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Спеете Миииотров

СССР

1й л

Авторы иаойоетеиия Б. и. Рудаков, Г. А. красовский. й. у климов и л 4(1йий:-»,,;:, Заявитель Уральское отделение Всесоюзного научно-исследовательского ийсЪйу р,: ... железнодорожного транспорта 0, (р ° с

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

РАСФОРМИРОВАНИЯ СОСТАВОВ В ЗОНЕ ГОЛОВЫ

СОРТИРОВОЧНОЙ ГОРКИ

Известны устройства для автоматического контроля и выявления запуска отцепов, применяемые на сортировочных горках совместно с устройствами программного управления и устройством горочной автоматической централизации, содержащие блоки подсчета и сравнения числа осей в отцепах, проследовавших по стрелкам (в том числе и по головной стрелке), контрольную позицию на головной стрелке, в которой установлены педали, соединенные со счетчиком-накопителем, элемент сравнения, блок контроля нагона и табло сигнализации.

Предложенное устройство отличается от известного тем, что для обеспечения автоматического контроля правильности разделения отцепов на горбе горки в соответствии с заданной программой роспуска и выявления нагона отцепов на головной стрелке при надвиге, остановке, осаживании и повторном надвиге состава оно содержит контрольное реле расцепки, подключенное последовательно с источником питания к смежным рельсовым цепям; вы. ход блока длины отцепа горочного программного устройства соединен со входами двух счетчиков-накопителей, вторые входы которых соединены со счетчиками-фиксаторами условных вагонов; выходы счетчиков-накопителей подключены: для головной стрелки — к блоку контроля нагона, для горба горки — к первому входу элемента сраш(еиия, второй вход которого соединен с коигактами контрольного реле расцепки; первые выходы блока контроля нагона и элемента сравнения соединены через блок выдачи данных с табло сигнализации.

Устройство отличается также тем, что для ооеспечения автоматического контроля фактической расцепки вагонов и соответствия ее заданной программе элемент сравнения содер10 жит: реле-сигнализатор правильности расценки, обмотка которого соединена с источником питания через контакт реле нулевого положения счетчика-накопителя, включенного последовательно с контактом контрольного реле и

15 контактом включающего реле; реле-сигнализатор следования неправильно выделенного отцепа с числом условных вагонов, меньшим, чем задано программой, обмотка которого соединена с источником питания через контакт реле

20 смены направления, включенного последовательно с контактом реле нулевого положения счетчика-накопителя, и контактами контрольного и включающего реле по цепи, аналогичной для реле правильности расцепки; реле-сиг25 иализатор следования неправильно выделенного отцепа с числом условных вагонов, большим, чем задано программой, обмотка которого соединена с источником питания через контакт реле смены направления, и контакты реле

30 нулевого положения, контрольного и включаю197671 щего реле по цепи, aèàëîãè÷íoé для реле сигнализатора неправильного выделения отцепов с числом вагонов, меньшим, чем задано программой. Устройство отличается от известного тем, что, с целью правильности передачи сведений об отцепе на вход устройства для контроля следования отцепов, на пути подгорочного парк» при остановках, осаживаниях, повторных надвигах и неправильных расцепках состава, в блоке контроля нагона первая оомотка фиксирующего реле, запоминающего факт отрыва отцепа при занятой головной стрелке, соединена с источником питания через контакт стрелочного путевого реле и контакт реле-сигнализатора правильности расцепки, замкнутого при соответствии числа фактически отцепленных вагонов заданной программе, или через контакты того же стрелочного путевого реле, контакты реле-сигнализатора правильности расцепки, замкнутые при несоответствии расцепки отцепов заданной программе, и параллельно включенные контакты рсле — сигнализа горов неправильной расцепкп; а также отличается от известного тем, ITQ, с целью исключения передачи на вход устройства для контроля следования отцепов на пути подгорочного парка ложного сигнала о нагоне при следовании неправильно выделенного отцепа с числом вагонов, большим, чем задано программой, в блоке контроля нагона первая обмотка реле нагона отключена от источника питания контактом реле-сигнализатора неправильности расцепки, разомкнутым при следовании по стрелке отцепа с числом вагонов, большим, чем задано программой.

На фиг, 1 показана схема взаимосвязи основных узлов устройства со схемой размещения контрольных позиций и включения контрольного реле; на фиг. 2 — схема контроля правильности расцепки; на фиг. 3 — схема коптроля нагона отцепов на головной стрелке.

Контроль правильности расцепки вагонов осуществляется путем сравнения числа фактически отцепленных вагонов с числом вагонов, подлежащих отцепке в соответствии с заданной программой.

Контроль нагона отцепа на головной стрелке осуществляется аналогичным способом — путем сравнения числа проследовавших через головную стрелку вагонов с числом вагонов, заданных по программе. Для контроля расцепки на горбе горки вблизи изолирующего стыка

1 (см, фиг. 1), установленного в створе с горочным светофором, размещена контрольная позиция — две электромагнитных педали 2 и 3, обеспечивающие фиксацию прохода осей подвижного состава во всем диапазоне скоростей движения.

Параллельно изолирующему стыку 1 подключено контрольное реле 4 с источником питания (трансформатором) б. Реле 4 находится под током, если BBIQH или отцеп из нескольких вагонов перекрывает стык. Когда последняя ось оторвавшегося отцепа сходит со стыка, ре5

65 ле 4 обвсточивается и фиксирует фактический отвыв отцепа от надвигаемого состава.

Для возможности контроля нагона на головной стрелке установлена аналогичная контрольная позиция из двух педалей б и 7 за выходным изолирующим стыком стрелки. Нагон выявляется способом сравнения показаний реверсивного счетчика, управляемого контрольной позицией, с состоянием стрелочного путевого реле 8 головной стрелки.

Устройство содержит две ступени идентичных по исполнению схем. В каждую ступень входят счетчик-фиксатор условных вагонов, реверсивный счетчик-накопитель, элемент сравнения числа вагонов, заданных в счетчик-накопитель из программного устройства и проследовавших через контрольную позицию, блок контроля нагона и табло сигнализации.

После отрыва от состава очередного отцепа из горочного программного устройства 9 в реверсивный счетчик-накопитель 10 вводится информация о числе вагонов (в условных единицах) в надвигаемом отцепе, По мере движения этого отцепа через контрольную позицию 2 — 3 посредством счетчика-фиксатора 11 осуществляется контроль направления движения и пересчет проследовавших осей в условные вагоны. При этом счетчик-фиксатор обеопечиваег вычитание числа вагонов в сумматоре после проследования их через позицию 2 — 3 в направлении роспуска или добавление вагонов в сумматор в случае осаживания перасцепленпых вагонов на путь надвига.

В нормальных условиях роспуска после проследования последней оси оторвавшегося от состава отцепа через позицию 2 — 3 обесточивается реле 4, и через элемент сравнения 12 на табло сигнализации 13 поступает сигнал о соответствии числа отцепленных вагонов числу вагонов, подлежащих огцепке по програ IMc.

Одновременно элемент 12 вырабатывает сигнал на смену индикации в устройствах выдачи команд на расцепку вагонов, который передается в программное устройство 9.

Если же последняя ось отцепа сходит с,педали 3 (счетчик-накопитель 10 приходит в нулевое состояние), а отрыв из-за нерасцепа вагонов или по другой причине еще не наступил (реле 4 остается возбужденным через массу вагона и автосцепки), то элемент 12 выдает на табло 13 число ошибочно. отцепленных вагонов, проследовавших через позицию 2 — 3. При этом можно приостановить роспуск и, осадив вагоны на путь надвига, устранить допущенную ошибку.

В тех случаях, когда отцеп оторвался от состава и исправить допущенную ошибку («перерасцеп») невозможно, на табло 13 сохраняется индикация числа ошибочно отцепленных вагонов, н на песпециализированный путь, а в устройство 9 передается сигнал, вырабатывающий команду на расцепку вагонов в очередном отцепе с учетом неправильности расцепки предыдущей группы вагонов. Кроме того, если вследствие саморасцепа

197671 вагонов или из-за случайной ошибки расцепщика имеет место «недорасцеп», (т. е. число вагонов в отцепе меньше, чем задано программой), то число неотцепленных вагонов также передается на табло 13, как только последняя ось головной части отцепа покинет счетную позицию 2 — 3.

Контроль нагона на головной стрелке осуществляется аналогичным ооразом, т. е. если реверсивный счетчик-накопитель 14, связанный через счетчик-фиксатор 15 с контрольной позицией б — 7, установленной на выходе с головной стрелки, приходит в пулевое положение, а стрелка оказывается занятой очередным отцепом (реле 8 обссточено), то на табло 13 через блок 16 контроля нагона оператору выдаются световой и акуст: ческис сигналы, свидетельствующие о сбое сортировочного процесса, и на вход устройства 17 для контроля следования отцепов на пути подгорочного парка передается соответствующая информация о сбое (нагоне).

Реверсивный счетчик 14 (как и счетчик 10 в устройстве контроля расцепки) обеспечивает накопление (суммирование), вагонов, осаживаемых на путь надвига, и последующее вычитание их а ооратном движении вагонов. Это позволяет приостановить роспуск при нерасцспах длинных отцспов и осадить состав па надвижной путь для устранения допущенной ошибки.

Счетчики-фиксаторы 11 и 15 условных вагонов и реверсивные счетчики-накопители 10 и

14 могут быть построены на основе известных схемных решений.

Схема контроля правильности расцепки (см. фиг. 2) производит опрос накопителя в момент отрыва отцепа от состава и выдачу содержащейся в нем информации на цифровые индикаторные лампы.

Контрольное реле 4 в случае надвига отцепа на горку находится под током и своим контактом 18 образует цепь питания своего медленно действующего:повторителя-реле 19. Замедление срабатывания этого реле предусмотрено на случай возможной кратковременной потери контакта в точках соединения автосцепных устройств соседних вагонов в момент прохода ими контрольного изолирующего стыка.

При надвигании очередного отцепа, число вагонов которого запоминается в счетчике-накопителе 10, срабатывает включающее реле 20, Последнее самоблокируется и контактом 21 подготавливает рабочую цепь сравнивающих реле. Если отцепка вагонов произведена правильно (что фиксируется замкнутым 22 и разомкнутым 28 контактами, то в момент схода последней оси отцепа со счетной позиции с некоторым замедлением отпускает якорь реле 20. его контакт 24 замыкается, и включается реле

25 соответствия. Это реле контактом 26 обрывает цепь самоблокировки реле 20 и приводит схему в состояние готовности приема информации об очередном отцепе, Если число отцепленных вагонов меньше, 5

65 чем задано по программе. то контакт 28 замкнут, а контакт 22 переключается. Тогда после обесточивания реле 19 через контакты 24, 22 и

27 срабатывает реле 28, фиксируя факт дробления отцепа, т. е. недорасцепа некоторого числа вагонов. Реле 28, самоблокнруясь контактом 29 через кнопку 30 сброса сигнализации, вторым своим контактом 81 выдает на цифровые лампы 82 и 38 соответственно десятки и единицы числа недорасцепленных вагонов. Выбор той или иной цифры осуществляется через контакты 34 — 87 н 88 — 45 соответственно селекторпых и счетных реле счетчиканакопителя.

Прн нерасцепке вагонов, когда нерасцеплен ные вагоны еще следуют через контрольную позицию, через контакт 46 срабатывает реле

47, которое своим контактом 48 выдает на цифровые лампы 49 и 50 число нерасцепленныхвагонов, проследовавших через педали. В момент схода последней оси группы ошибочйо отцепленных вагонов с контрольной позиции обесточивается реле 19, и через контакты 22 и 27 образуется цепь возбуждения реле 51. Последнее самоблокируется через кнопк . 80 и контактом 52 фиксирует на лампах 49 и 50 число ошибочно отцепленных вагонов, направленных на «чужой» путь. (Контакты 58, 54 и 55, 56 соответствуют контактам 84, 35 и 86,37, а контакты 57 — 60 и 61 — 64 — контактам 38 — 41 и

42 — 45, а контакт 65 относится к реле 19). Таким образом, в случае отцепа «лпшних» вагонов оператор получает информацию в двух видах: меняющуюся нарастающим итогом— при проследовапии «лишних» вагонов через контрольную позицию и постоянную — при фактическом отрыве вагонов от состава. Это позволяет оператору принять оптимальное решение по ликвидации перерасцепа в зависимости от длины отцепов и реальной обстановки

»а горке.

Схема блока контроля нагона на головной стрелке (см. фиг. 3) осуществляет сравнение состояния стрелочного участка головной стрелки с состоянием реверсивного счетчика-накопителя 14 и в случае нагона гыдает результаты сравнения в устройство 17. Факт нагона фиксируется в тот момент, когда счетчик-накопитель 14 приходит в нулевое положение. что отмечается замыканием контакта бб, а стрелка остается занятой подвижным составом (что отмечается замыканием контакта 67 (реле 8). При этом срабатывает реле нагона

68, которое самоблокируется через свой контакт 69, а другим своим контактом 70 подает световой (лампа 71) и звуковой (звопок 72) сигналы оператору на все время занятия стрелки нагнавшим отцепом, В момент отрыва нагнавшего отцепа от состава, когда срабатывает и замыкает свой контакт 78 реле соответствия 25, возбухкдается фиксирующее реле 74, которое контактом 75 образует рабочую цепь возбуждения дополнительного реле 76. Последнее передает исходную информацию в устройство 17.

197671

Таким образом, передача информации о нагнавшем отцепе в устройство для контроля следования отцепов на пути .подгорочного парка осуществляется лишь после фактичеокого отрыва этого отцепа от состава.

В случае отрыва от состава короткого отцепа (например, одного вагона), когда головная стрелка занята впереди идущим отцепом, срабатывает и самоблокируется реле 74, которое запоминает факт отрыва короткого отцепа до момента освобождения головной стрелки впереди идущим отцопом. Нр» освобождении стрелки контактами б7 и 77 обрывается цепь через контакт 78 самоблокировки реле 74, и оно приходит в нормальное (пассивное) состояние. Если же головная стрелка перед вступлением на нее короткого отцепа не осво бождалась, а счетчик-накопитель 14 находится в пулевом положении, то срабатывает реле 68 нагона, контактом 79 которого включается реле 7б.

Кроме того, в схеме сравнения учитывается возможность передачи условного номера отцепа в случаях недорасцепа (контакт 80 реле

28) и перерасцепа (контакты 81 и 82 реле 51) вагонов после фактического отрыва ошибочно отцепленной группы вагонов. Схема блока допускает также приведение его в исходное состояние в том случае, когда нагнавший отцеп еще не оторвался от состава и оператор принимает решение оо осаживании нагнавшего отцепа на горо горки для ликвидации нагона.

Схема блока контроля нагона обеспечивает автоматическое приведение блока в исходное состояние после проследования через стрелку нагнавшего отцепа.

Применение устройства для автоматического контроля правильности расформирования состава в зоне головы сортировочной горки на горках, оборудованных системами комплексной автоматизации процесса роспуска, позволяет: обеспечить высокий темп роспуска и ликвидировать задержки в работе горок, вызываемые несвоевременным обнаружением и последствиями неправильной расцепки, нагона на головной стрелке и т. п;; исключить случаи запусков отцепов на головной стрелке при нагоне впереди идущих отцепов на головной стрелке; фиксировать и автоматически передавать в контрольно-регистрирующее устройство, а затем и в управляющую ЭЦВМ сортировочной горки информацию о фактически произведенной расцепке вагонов (для автоматической корректировки дополнительной маневровой работы); уменьшить загрузку горочных операторов за счет возможности полной автоматизации процесса контроля расцепки.

Предмет изобретения

1. Устройство для автоматического контроля расформирования составов в зоне головы сортировочной .горки, содержащее две смежные

25 зо

60 рельсовые цепи, разделенные изолирующими стыками, стрелочное путевое реле, две контрольные позиции на горбе горки и головной стрелке, в каждой из которых установлены: две педали, подключенные к счетчику-фиксатору условных вагонов с контролем направления, соединенному с реверсивным счетчиком-накопителем, имеющим реле его нулевого положения и реле смены направления, элемент сравнения с включающим реле, соединенный с блоком длины отцепа гороч ого программного устройства, блок контроля нагона с реле нагона и фиксирующим реле, соединенный со стрелочным путевым реле и входом устройства для контроля следования отцепов на пути подгорочного парка, и блок выдачи данных с табло сигнализации, отличающееся тем, что, с целью обеспечения автоматического контроля правильности разделения отцепов на горбе горки в соответствии с заданной программой роспуска и выявления нагона отцепов на головной стрелке при надвиге, остановке, осаживании и повторном надвиге состава, оно содержит контрольное реле расценки, подключенное последовательно с источником питания к смежным рельсовым цепям; выход блока длины отцепа горочного программного устройства соединен со входами двух счетчиков-накопителей, вторые входы которых соединены со счетчиками-фиксаторами условных вагонов; выходы счстчиков-накопителей подключены: для головной стрелки — к блоку контроля нагона, для гороа горки — к первому входу элемента сравнения, второй вход которого соединен с контактами контрольного реле расцепки; первые выходы блока контроля нагона и элемента сравнения соединены через блок выдачи данных о табло сигнализации.

2. Устройство .по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения автоматического контроля фактической расцепки вагонов и соответствия ее заданной программе, элемент сравнения содержит: реле-сигнализатор правильности расцепки, обмотка которото соединена с источником питания через контакт реле нулевого положения счетчика-накопителя, включенного последовательно с контактом контрольного реле и контактом включающего реле; -реле-сигнализатор следования неправильно выделенного отцепа с числом условных вагонов, меньшим, чем задано программой, обмотка которого соединена с источником питания через контакт реле смены направления, включенного последовательно с контактом реле нулевого положения счетчика-накопителя, и контактами контрольного и включающего реле по цепи, аналогичной для реле, правильности расцепки, реле-сигнализатор следования неправильно выделенного отцепа с числом условных вагонов, болыпим, чем задано программой, обмотка которого соединена с источником питания через контакт реле смены направления и контакты реле нулевого положения, контрольного и включающего реле по цепи, аналогичной для реле сигнализатора неправильного вы197671

РаЯиг деления отцепов с числом вагонов, меньшим, чем задано программой.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с.целью обеспечения правильности передачи сведений оо отцепе на вход устройства для контроля следования отцепов, на пути подгорочного парка при остановках, осаживаниях, повторных надвигах и неправильных расценках состава, в блоке контроля нагона первая обмотка фиксирующего реле, запоминающего факт отрыва отцепа при занятой головной стрелке, соединена с источником питания через контакт стрелочного путевого реле и контакт реле-сигнализатора правильности расцепки, замкнутого при соответствии числа фактически отцепленных вагонов заданной программе; или через контакты того ?Kc стрелочного путеного реле, контакты реле-сигналнзатора правильности расценки, замкнутые при несоответствии расцепки отцепов заданной программе, и параллельно включенные контакты реле сигнализаторов неправильной расцепки.

4. Устройство по и. 1, отличающееся тем, что, с целью исключения передачи на вход устройства для контроля следования отценов на пути подгорочного парка ложного сигнала

Ю о нагоне при следовании неправильно выделенного отцепа с число вагонов, большим, чем задано программой, в блоке контроля нагона первая обмотка реле нагона отключена от источника питания контактом реле-сигнализато15 ра неправильности расценки, разомкнутым np:L следовании по стрелке отцена с числом вагонов, большим, чем задано программой.

197671

Составитель T. И. Лебедева

Корректоры: Г. И. Плешакова и Н. И. Быстрова

Редактор Л. А, Утехина

Техред Л. Я. Бриккер

Заказ 2519/9 Тираж 535 Подписное

Ц!-П".ИПII Ко.;1п1era по делам изобретений и открытий при Совеге Микис-.ров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2

Устройство для автоматического контроля Устройство для автоматического контроля Устройство для автоматического контроля Устройство для автоматического контроля Устройство для автоматического контроля Устройство для автоматического контроля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам автоуправления стрелочными электроприводами стрелок обособленного маневрового района

Изобретение относится к устройству автоматической защиты и остановки поезда

 // 199189

 // 206630
Наверх