Патент ссср 202494

 

ОП ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сова Соеетскик

Социалистнческик

Ресоублик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 20.1Х.1965 (№ 1028828/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 14.IX.1967. Бюллетень ¹ 19

Дата опубликования описания 5.1.1968

Кл. 35с, 3j06

47h, 3

МПК В 66d

F 061т

УДК 621.864(088,8) Момитет оо делам изобретений и открытий дрн Совета Министров

COOP

Аьтор изобретения

H. В. Шмелев

Заявитель

ЛЕБЕДКА

Известны лебедки, включающие червячный редуктор, колесо которого жестко закреплено на валу канатного барабана, а червяк, свободно посаженный на ведущий вал с возможностью осевого перемещения по нему в требуемых пределах, соединен с тормозной муфтой.

Описываемая лебедка отличается от известных тем, что с целью передачи крутящего момента от ведущего вала барабану лебедки посредством червячного редуктора и размыкания тормоза при включении лебедки на подьем и опускание груза на режиме двигателя без преодоления тормозного момента, ступица червяка выполнена с вырезом в виде двух скошенных поверхностей, контактирующих при осевом перемещении червяка по ведущему валу с двумя аналогично скошенными поверхностями на шпоночном выступе, предусмотренном на ведущем валу лебедки.

На фиг. 1 схематично изображена лебедка, продольный разрез; на фиг. 2 — поперечный разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — развертка по контуру выреза в ступице червяка и шпоночного выступа на валу.

Червяк 1 свободно насажен на вал 2 и имеет возможность ограниченно перемещаться вдоль оси и поворачиваться относительно вала.

На конце ступицы 8 червяка закреплен диск

4. На пальцы б, закрепленные в диске 4, подвижно насажены диски б, а на пальцы 7, закрепленные в корпусе 8 редуктора, также подвижно насажены диски 9. К корпусу редуктора прикреплена крышка 10 фрикционной тормозной муфты. Диски 4 и б, связанные с червяком, взаимодействуют с дисками 9 и крышкой 10, связанными с корпусом редуктора.

В ступице 8 червяка сделан сквозной вырез.

Две стенки выреза выполнены в виде пересекающихся скошенных поверхностей (отрезков спиралей) — правой а с углом подъема спирали а» и левой б с углом подъема спирали а2.

Правая и левая спирали другими концами пересекаются с прямыми стенками в и г выреза, параллельными оси червяка. Образующаяся стенок выреза а, б, в и г везде проходит через ось червяка и перпендикулярна к ней.

На поверхности вала 2 сделан шпоночный выступ 11, расположенный с зазором со всех сторон в сквозном вырезе, сделанном в ступице червяка. Стенка выступа выполнена также в виде отрезков спиральных поверхно25 стей — правой д с углом подъема спирали ат и левой е с углом подъема спирали а2, которые пересекаются с прямыми стенками ж и и шпоночного выступа, параллельными оси вала

2. Образующая стенок выступа везде прохоЗО дит через ось вала и перпендикулярна к ней.

202494

Когда привод выключен, груз 12, подвешенный на барабане 13, смещает червяк вдоль оси по валу и смыкает диски тормозной муфты, в результате чего тормозной момент, созданный: в муфте, предотвращает самопроиз- 5 вольное вращение червяка червячным колесом

14, и груз остается неподвижным.

Когда вал 2 подключен к приводу и вращается в сторону, соответствующую подъему груза, он, поворачиваясь относительно червяка, 10 вводит в контакт спиральную стенку д шпоночного высгупа П со спиральной стенкой а выреза ступицы 8. Далее стенка д скользит

lIG стенке а, в результате чего червяк и диск 4 смещаются вдоль оси относительно вала на 15 величину l, а диски 4, 6, 9 и крышка 10 муфты размыкаются. Г!ри атом вал преодолевает осевое усилие, созда-iíîå на червяке червячным колесом под действием груза.

Beëii÷Hía L осевого смещения червяка отно- 20 сительно вала регулируется изменением толщины распорного кольца 15; чем толще кольцо, тем больше величина 1.

Как только прямая стенка ж выступа 11 сомкнется с прямой стенкой в выреза ступи- 25 цы, осевое смещение червяка и диска 4 относительно вала прекратится и червяк, ведомый шпоночным выступом 11, начнет вращаться вместе с валом 2 и, преодолевая сопротивление веса груза, поднимать его. 30

Когда вал 2 подключен к приводу, но вращается в сторону опускания груза, т. е. направление вращения вала совпадает с направлением вращения червяка, вызываемого червячным колесом под действием веса груза, р5 вал 2, поворачиваясь относительно червяка, вводит в контакт спиральную стенку е выступа 11 со спиральной стенкой б выреза ступицы. Далее степка е скользит по стенке б, вызывая некоторое смещение червяка и диска 4 40 вдоль оси вала. Когда смещение червяка и диска вдоль оси вала уменьшит силу смыкания дисков 4, б, 9 и крышки 10 фрикционной муфты на величину запаса торможения, т. е. доведет силу смыкания дисков до величины, 45 позволяющей грузу преодолеть момент силы трения в дисках муфты, тогда червяк начнет вращаться со скоростью, равной установленной скорости вращения вала.

Таким образом, при опускании груза червяк вращается червячным колесом под действием груза„а не валом 2 от привода. В данном случае вал только поддерживает такую силу сцепления дисков 4, 6, 9 и крышки 10 муфты, а следовательно, и такой тормозной момент муфты, который равен крутящему моменту, передаваемому от червячного колеса под действие. груза, или мсньше его на величину, неооходпмую для вращения червяка со скоростью врашепия вала. Это состояние устанавливается и поддерживается автоматически во вес время опускания груза.

П=и опуска и:,и груза степка шпоночного выcia; a iie c:,iыкается со степкой а выреза сТупицы. Червяк начинает вращаться вместе с ва,equi, обеспе i@aasr опускание груза на aa1taiiном скоростном режиме только при соприкосновении и некотором скольжении спиральных стенок б и е.

Предмет изобретения

Лебедка, ".ê:.ëþ÷àþùàÿ червячный редуктор, колесо которого жестко посажено на вал канатного барабана, а червяк, свободно посаженный на ведущий вал с возможностью осевого перемещения по нему в требуемых пределах, соединен с тормозной муфтой, отличиюи.а.кл тем, что, с целью обеспечения возможности передачи крутящего момента от ведущего вала барабану лебедки посредством

:;:=ðca шого редуктора и возможности размыкап;я тормозной муфты при включении лебедки iià подъем и опускание груза на режиме двигателя б=-з преодоления тормозного моменTà„ñòóïaöа червяка гыполпена с вырезом в виде дгух скошенных поверхностей, контактирующих при осевом перемещении червяка Iio ведущему валу с двумя аналогично скошенными поверхностями на шпоночном выступе, предусмотренном на ведущем валу лебедки.

202494

Составитель Ф. В. Тищенко

Редактор А. В. Калашникова Техред Л. Я. Бриннер Корректоры: Е. H. Гудзова и М. П. Ромашова

Заказ 4207/3 Тираж 535 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2

Патент ссср 202494 Патент ссср 202494 Патент ссср 202494 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкциям планетарных лебедок

Изобретение относится к приспособлениям для подъема и/или перемещения грузов и других предметов и может быть использовано для перемещения грузов различной тяжести и/или привода
Наверх