Способ сборки конической зубчатой передачи

 

Использование: машиностроение, в частности для производства и сборки конических зубчатых колес. Сущность изобретения: способ заключается в том, что компенсируют погрешность межосевого расстояния передачи поворотным регулировочным устройством. Новым является то, что поворачивают поворотное устройство до полной выборки зазора в зацеплении, фиксируя его угловое положение 1, затем поворачивают поворотное устройство в противоположном направлении до полной выборки зазора в зацеплении, фиксируют его угловое положение 2 и поворачивают поворотное устройство в противоположном направлении на угол (1+2)/2. 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве и сборке конических зубчатых передач.

Известен способ сборки конических зубчатых передач, заключающийся в том, что измеряют разность зазоров в зацеплении при относительно радиальном смещении колес. Величину разности зазоров в зацеплении определяют по определенной предложенной зависимости.

Недостатком данного способа является то, что он предусматривает лишь компенсацию упругих деформаций под нагрузкой по величине разности зазоров, определяемой предложенной зависимостью [1] .

Наиболее близким по технической сущности является способ сборки прямозубой конической передачи, обеспечивающей полноту контакта зубьев в зацеплении путем устранения радиальной погрешности взаимного положения конических колес в зацеплении последовательными радиальными смещениями одного из колес до достижения максимального зазора в зацеплении с помощью известных поворотных регулировочных устройств [2] .

Недостатком данного способа является низкая производительность, связанная с многократностью последовательных смещений и соответствующих каждому смещению измерений зазора в зацеплении, а также недостаточно высокая точность окончательной установки колес.

Целью изобретения является повышение производительности и точности сборки конической зубчатой передачи путем устранения радиальной погрешности взаимного положения конических колес в зацеплении (погрешности межосевого расстояния в конической передаче). Поставленная цель достигается тем, что в известном способе сборки конической зубчатой передачи заключающемся в том, что компенсируют погрешность межосевого расстояния передачи поворотным регулировочным устройством, согласно предложенному изобретению устройство поворачивают до полной выборки зазора в зацеплении, фиксируют его угловое положение 1, затем поворачивают поворотное устройство в противоположном направлении до полной выборки зазора в зацеплении, фиксируют его угловое положение 2 и поворачивают поворотное устройство в противоположном направлении на угол (1 + 2)/2.

На фиг. 1 показана коническая зубчатая передача с поворотным устройством в виде пары косых шайб, в сборе; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - схема осевой установки шестерни; на фиг. 4 - то же, колеса; на фиг. 5 - схема регулировки зацепления радиальными смещениями шестерни.

Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в том, что соответствующими взаимными поворотами элементов регулировочного устройства, например косыми шайбами, компенсируют погрешность межосевого расстояния в передаче.

Зубчатые колеса 1 и 2 смонтированы в корпусах 3 и 4, между которыми установлено поворотное регулировочное устройство, например, из двух косых шайб 5 и 6 (см. фиг. 1 и 2). Осевые положения колес при предварительной сборке обеспечивается калибрами-оправками 7 (см. фиг. 3) и 8 (см. фиг. 4). В точном зацеплении зуб шестерни условно показан линией EF (см. фиг. 5) и располагается между зубьями колеса, условно показанными линиями AB и CD, а при наличии радиального смещения far занимает, например, положение E'F'. Вершина конуса при этом занимает соответственно положение O и O'.

Изобретение осуществляется следующим образом.

Предварительно обеспечивают совпадение проекций вершин делительных конусов в номинальной плоскости расположения осей за счет точной осевой установки в соответствующих корпусах ведущего колеса 1 с помощью калибра оправки 7 (см. фиг. 3) по известному базовому расстоянию L1 и рассчитанным размером l; l1; B1 l1 = l - L1 + B1 и колеса 2 с помощью калибра-оправки 8 по известному базовому расстоянию L2 и рассчитанным размером B2 и D2 D2 = 2(L2 - B2).

Фиксируют осевые положения колес одним из известных способов, например, прокладками.

Затем корпуса 3 и 4 с установленными в них коническими колесами и поворотным регулировочным устройством, например, парой косых шайб 5 и 6 собирают вместе (см. фиг. 1 и 2), тем самым обеспечивают точную осевую установку колес. Остаются неустроенными погрешности радиального и углового положения колес. Их устранение производят поворотным регулировочным устройством, например, косыми шайбами 5 и 6 путем их взаимного и совместного поворотов (вращений) на расчетные углы.

Соответствующими поворотами элементов регулировочного устройства, например, косых шайб 5 и 6 (см. фиг. 1) сообщается относительное радиальное смещение зубчатым колесам 1 и 2 до полной выборки зазора в зацеплении. В результате этого зуб шестерни (см. фиг. 5) займет положение E'B, а вершина конуса - положение O1. Фиксируют (отмечают) угол 1 взаимного положения элементов регулировочного устройства, например, косых шайб, в обратном направлении сообщают противоположное радиальное смещение зубчатых колес, в результате которого зуб шестерни займет положение AD, а вершина конуса - положение O2. Фиксируют угол 2взаимного положения элементов регулировочного устройства, например, косых шайб. Взаимным поворотом элементов регулировочного устройства, например косых шайб, в обратном направлении на угол 0,5 (2 - 1) зуб шестерни приводится в положение, соответствующее точному зацеплению.

Таким образом следует, что при взаимном повороте элементов регулировочного устройства, например косых шайб, на угол 2 - 1 вершина конуса получит радиальное перемещение farmax (см. фиг. 5) и, так как точному зацеплению соответствует положение вершины конуса в т. ч. 0, то O1O = OO2 = 0,5 farmax, откуда следует, что заключение регулировки зацепления требуется выполнить взаимный поворот элементов регулировочного устройства, например, косых шайб на угол 0,5 (2 - 1).

Иначе, на фиг. 5 следует far1 + far = 0,5 farmax, тогда при far = 0, соответствующему точному зацеплению, имеем far1 = 0,5 farmax.

Использование предложенного способа позволяет повысить производительность и точность сборки конической зубчатой передачи за счет уменьшения числа операций, полного исключения измерений зазоров и поворота элементов регулировочного устройства на угол, соответствующий точному зацеплению. Кроме того, способ прост в осуществлении на производстве.

Формула изобретения

СПОСОБ СБОРКИ КОНИЧЕСКОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ, заключающийся в том, что компенсируют погрешность межосевого расстояния передачи поворотным регулировочным устройством, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности и точности сборки передачи, поворачивают поворотное устройство до полной выборки зазора в зацеплении, фиксируют его угловое положение 1, затем поворачивают поворотное устройство в противоположном направлении до полной выборки зазора в зацеплении, фиксируют его угловое положение 2 и поворачивают поворотное устройство в противоположном направлении на угол (1 + 2) / 2.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к волновым муфтам для передачи вращения в герметизированное пространство

Вариатор // 2011070
Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам вращательного движения с изменением передаточного числа оборотов в автомобилях

Редуктор // 2011067

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и силовых механизмов для передачи высоких силовых нагрузок при обеспечении больших передаточных чисел

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиационной и космической технике в составе электроприводов систем автоматики, а также в других отраслях техники

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве дифференциала, устанавливаемого в ведущих мостах транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, а именно к автомобилестроению, тракторостроению, станкостроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх