Способ сборки гипоидной передачи

 

Использование относится к области машиностроения (станкостроения, автомобилестроения и т. п. ). Цель изобретения: повышение кинематической точности передачи, снижение ее шума и вибрации, а также снижение трудоемкости сборки передачи. Новым является то, что регулировочные прокладки (кольца, шайбы) устанавливают толщиной, вычисленной по предложенной зависимости. Использование данного способа позволяет выполнить сборку передачи согласно поставленной цели и без необходимости последующей переборки.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к автомобилестроению, тракторостроению, станкостроению.

В промышленности при производстве автомобилей о качестве сборки гипоидной передачи обычно судят по величине бокового зазора в зацеплении и положению пятна контакта [1] , соответствие которых номиналу добиваются подбором прокладок в опорах шестерни и колеса, что требует больших временных затрат и не имеет необходимой точности.

Известен способ сборки гипоидных передач, заключающийся в компенсации погрешностей изготовления корпуса передачи подбором толщины регулировочных прокладок.

Недостатком этого способа является то, что определение величины последних требует большого индивидуального опыта сборщика, т. е. качество сборки зависит от квалификации сборщика и является трудоемкой операцией.

Целью изобретения является повышение кинематической точности передачи, снижение ее шума и вибрации, а также снижение трудоемкости сборки.

Это достигается тем, что в способе сборки, заключающемся в компенсации погрешностей изготовления корпуса передачи подбором толщины регулировочных прокладок, с целью повышения кинематической точности передачи, снижения ее шума, вибрации и трудоемкости сборки, предварительно измеряют отклонение величины бокового зазора в зацеплении S от номинального значения и величину смещения центра пятна контакта от средней точки боковой поверхности зуба по его длине -хо и высоте yо при последовательном изменении осевых смещений шестерни хш и колеса хки отклонений гипоидного E и углового смещений осей колеса и шестерни, составляют систему уравнений вида: (1), измеряют виброактивность и кинематическую точность при последовательном изменении S, хо, yо, после чего по величине допусков на виброактивность и кинематическую точность устанавливают допуски на отклонение величины бокового зазора [ S] и смещение центра пятна контакта [ xo] , [ yo] , по которым из уравнения [I] определяют параметры Хш, Хk, удовлетворяющие условиям S [ S] , Xo [ xo] , yo [ yo] , а регулировочные прокладки устанавливают толщиной, равной хш хk.

Таким образом по известным значениям погрешностей изготовления корпуса передачи (Е и ) необходимо подобрать величины прокладок хш и хk, обеспечивающих компенсацию этих погрешностей.

При замере виброактивности и кинематической точности используют известные методы и аппаратуру. Изменение So, xo и yo в ходе этих замеров обеспечивается теми же прокладками, что были использованы при составлении системы уравнений (1).

Достижение положительного эффекта обусловлено тем, что допуска на отклонение бокового зазора и смещение пятна контакта обеспечивают минимальную виброактивность и высокую кинематическую точность.

Способ эффективен при серийном производстве.

Сущность способа поясняется на примере сборки главной передачи заднего моста автомобиля ГАЗ-2410.

Выполненное исследование чувствительности главной передачи к погрешностям взаимного положения зубчатых колес позволили составить (искомую) систему линейных уравнений (1) где S - отклонение зазора от номинального значения S = 0,35 мм измерено на радиусе R = 60 мм шестерни; Е - отклонение гипоидного расстояния от номинального значения Е = 42 мм; - отклонение угла между осями колес ( в минутах) от номинального значения = 90о, хш( хk) - осевое смещение шестерни (колеса).

Величины погрешностей хш, хk, Е и обусловлены как погрешностями изготовления, так и упругими деформациями элементов передачи, поэтому сказанное ниже относится к компенсации как технологических (погрешности изготовления), так и эксплуатационных (упругие и тепловые деформации) параметров.

Очевидно, что из четырех указанных погрешностей при сборке главной передачи можно воздействовать лишь на две - хш и хk, поэтому система уравнений (1) не имеет однозначного решения и приходится идти на компромисс при назначении величин хш и хk.

Например, если потребовать обеспечить равенство S= xo = 0, то, решая систему первых двух уравнений с двумя неизвестными из общей системы (1), найдем хш и хk, но при этом третье уравнение системы (1) может дать неприемлемое значение yo.

Аналогичный вывод получим и относительно любой другой пары точностных параметров.

Проведенные исследования точностных и виброакустических характеристик позволили определить предельные значения [ S] 0,2 мм, [ yo] 1,2 мм и [ xo] 3,6 мм.

Осевое и радиальное смещения пятна контакта могут быть выражены через S и приняты равными хш = -Кх S и yo = Ky S. Коэффициент Kx взят с противоположным K S и Ky знаком. Это связано с тем, что допускается смещение пятна контакта и малому модулю (-Kx) и на вершину зуба (Ky), а отклонение зазора в зацеплении допустимо только "в плюс".

С учетом принятых обозначений система уравнений (1) приводится к виду: 0 -3 (2) Система (2) имеет однозначное решение S = (3) хk = (0,0313Кх + 0,6415) S = (0,0655 Е + 0,0586 ') (4) хш = 0.909 S - 1,973 xk + (1,82 E - 0,03 ') (5) Положим в (3) = = 3, и S = 0,1 мм для замеренных Е = 0,06 мм и ' = 2, найдем Kх= = 30 Кy = 10.

При этом хо = -3 мм yo = 1,08 мм хш = -0,037 мм
хk = 0,202 мм
Положив S = 0,2 мм, получим вдвое меньшие смещения пятна контакта от номинала. В данном случае замеренные величины Е и ' позволяют сравнительно легко удовлетворить требованиям точности и виброакустики передачи, допуская различные сочетания отклонения бокового зазора и пятна контакта от номинала. (56) Калашников С. Н. и Калашников А. С. Контроль производства конических зубчатых колес. М. : Машиностроение, 1976, с. 152.


Формула изобретения

СПОСОБ СБОРКИ ГИПОИДНОЙ ПЕРЕДАЧИ , заключающийся в компенсации погpешностей изготовления коpпуса пеpедачи подбоpом толщины pегулиpовочных пpокладок, отличающийся тем, что, с целью повышения кинематической точности пеpедачи, снижения ее шума, вибpации и тpудоемкости сбоpки, пpедваpительно измеpяют отклонение величины бокового зазоpа в зацеплении S от номинального значения и величину смещения центpа пятна контакта от сpедней точки боковой повеpхности зуба по его длине X0 и высоте Y0 пpи последовательном изменении осевых смещений шестеpни Xш и колеса Xк и отклонений гипоидного E и углового смещений осей колес и шестеpни, составляют систему уpавнений вида
(1),
измеpяют вибpоактивность и кинематическую точность пpи последовательном изменении S , Xo , Yo , после чего по величине допусков на вибpоактивность и кинематическую точность устанавливают допуски на отклонение величины бокового зазоpа [S] и смещение центpа пятна контакта [Xo] , [Yo] , по котоpым из уpавнения (1) опpеделяют паpаметpы Xш , Xк , удовлетвоpяющие условиям S [S] , Xo [Xo] , Yo [Yo] , а pегулиpовочные пpокладки устанавливают толщиной, pавной Xш , Xк .



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению (станкостроение, автомобилестроение и т

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, где необходимы корректировка взаимного положения зубчатых колес во время работы и регулировка зазоров в зацеплении

Изобретение относится к передаточным механизмам (к передачам внутреннего зацепления)

Изобретение относится к сельскому хозяйству, а более конкретно - к кормоприготовительным машинам, используемым на животноводческих фермах и комплексах

Изобретение относится к зубчатым колесам и может быть использовано в приводах и редукторах

Изобретение относится к машиностроению, в частности механизмам блокировки дифференциалов, преимущественно транспортных средств класса "Москвич", "Жигули", "Волга"

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к планетарным механизмам, которые могут быть использованы в сложных механизмах трансмиссий транспортных, строительных и дорожных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх