Способ андреева о.а. управления предъявлением учебных текстов и устройство для его осуществления

 

Использование: изобретение относится к медицинской технике, в частности - к техническим средствам развития способностей человека к восприятию информации ускоренным образом. Сущность: основана на увеличении эффективности суггестивного воздействия на исследуемого посылок - метафор за счет аппаратурного замешивания естественных звуков естественной речи (голоса) гипнолога с синтезированными агармоническими фрагментами музыки ударных инструментов в сочетании с визуализацией медитативными цветными картинками, проектируемыми на большом экране диапроектора. Цветосинтез живописных картин, живой речи гипнолога и музыки ударных инструментов (колокол, гонг, барабан) обеспечивается специальным набором алгоритмов. Реализуется устройством, содержащим счетчики времени 2 и адресов 6, формирователь 3 импульсов, блок 4 ввода фонограмм, компаратор 5, программатор 7, блок 8 ввода информации, блок 9 ввода визуальной информации и акустоэлектрический преобразователь 10 со схемными соединениями. 1 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в технических средствах, обеспечивающих развитие способностей человека к восприятию информации ускоренным образом.

Известны способы управления информацией для обучаемых сверхбыстрому чтению и устройства для их осуществления, основанные на предъявлении информации обучаемому в аудиовизуальном виде и фиксации времени реакций обучаемого на смысловую часть предъявляемой информации (авт.св. СССР N 1399803). Однако эти технические средства обладают недостатками, препятствующими получению технического результата из-за низкого быстро- действия.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому являются способ управления формированием учебных текстов и устройство его осуществления, основанные на формировании визуальных сигналов синхронно с акустическими сигналами и командами пользователя, в котором синхронно с соответствующими циклами визуальных сигналов преобразуют сигналы сопровождения акустических сигналов в оптические сигналы, интенсивность которых соответствует номеру цикла формирования визуального сигнала. При этом устройство содержит последовательно соединенные блок ввода информации, распределитель импульсов, генератор случайных чисел, коммутатор, таймер и блок предъявления текста, счетчик, один вход которого подключен к выходу блока ввода реакций, другой вход - к соответствующему выходу таймера, а выход - к одному входу блока задания времени экспозиции, другой вход и выход которого соединены с первым и вторым входами коммутатора соответственно, ключ, выход которого соединен с управляющим входом блока освещения текста, причем входы блока генераторов соединены с соответствующими выходами таймера, вход блока ввода информации подключен к выходу элемента ИЛИ, а информационный выход - к входу формирователя кодов (авт.св. СССР N 1397958). Однако данные технические решения имеют ограниченные дидактические возможности и быстродействие чтения из-за невозможности суггестивного воздействия на обучаемого, что препятствует получению технического результата.

Целью изобретения является повышение быстродействия восприятия информации и расширение дидактических возможностей управления ходом учебного процесса по развитию скорости восприятия информации.

Цель достигается тем, что в известном способе формирования визуальных сигналов синхронно с акустическими сигналами и командами пользователя и преобразования сигналов сопровождения акустических сигналов в оптические сигналы, согласно изобретению, синхронно с визуальными акустическими сигналами формируют сигналы акустического воздействия синтезированного источника звука в сочетании с музыкальными фрагментами музыкальных инструментов и сравнивают их с эталонными командами и командами инструктора, в результате чего формируют звуковые и визуальные команды пользователю в виде сигналов суггестивного воздействия.

Цель изобретения достигается также тем, что в известную совокупность признаков, содержащую последовательно включенные блок ввода реакций, счетчик времени, формирователь импульсов, блок предъявления визуальной информации и блок ввода информации, первый и второй синхронизирующие выходы которого соединены с соответствующими входами формирователя импульсов и блока предъявления информации, согласно изобретению введены последовательно соединенные блок ввода фонограмм, компаратор, счетчик адресов и программатор, первый и второй выходы которого подключены к управляющим входам блока ввода информации и блока предъявления визуальной информации соответственно, а третий выход - к установочному входу счетчика адресов, и акустоэлектрический преобразователь, выход которого соединен с первым информационным входом компаратора, второй информационный вход которого подключен к информационному выходу блока ввода информации, а вход блока ввода фонограмм соединен с дополнительным выходом формирователя импульсов.

Изобретение поясняется чертежом,на котором изображена структура устройства, содержащего блок 1 ввода реакций, счетчик 2 времени, формирователь 3 импульсов, блок 4 ввода фонограмм, компаратор 5 (уравниватель, смеситель), счетчик 6 адресов, программатор 7, блок 8 ввода информации, блок 9 предъявления визуальной информации и акустоэлектрический преобразователь 10.

Блок 9 включает узлы 5,6, 10...15 патента N 176416, а формирователь 3 - узлы 2, 3, 4, 9 того же патента. Программатор 7 может быть выполнен в виде ПЗУ, например, из переключателей, объединенных выходами по схеме ИЛИ (с диодной развязкой выходов).

Суть заявляемых объектов основана на увеличении эффективности суггестивного воздействия посылок-"метафор" за счет аппаратурного замешивания естественных звуков естественной речи (голоса) гипнолога с синтезированными агармоническими фрагментами музыки ударных инструментов в сочетании с визуализацией медитативными цветными картинками, проектирующимися на большом экране диапроектором. Синтез цветоживописных картин, живой речи гипнолога и музыки ударных инструментов (колокол, гонг, барабан) обеспечивается специальным набором алгоритмов, используемых в школе техники быстрого чтения. В результате этого гарантируется стабильность результирующего гипнотического воздействия на пользователя посылок-метафор.

Предлагаемые способ и устройство используют принцип структурированного замешивания. При этом на схему суммирования, состоящую из компаратора 5, счетчика 6 и программатора 7, поступают акустические сигналы с двух пропорциональных усилителей блока 8 и преобразователя 10. Компаратор 5 вырабатывает суммирующий выходной сигнал лишь в случае адекватного органического слияния и равенства указанных акустических сигналов (колебаний), причем речевые звуки голоса гипнолога обеспечивают необходимую психофизиологическую просодию-интонацию и смещение колебаний электронного синтезатора в необходимом направлении по алгоритму: чем больше (выше) скорость прохождения ритмического рисунка речевого потока гипнолога, тем на большей тональной частоте (высоте) работает схема синтезатора и тем ярче слышится и ощущается эффект реверберирующей студийной детонации. Результирующий речевой поток ведется и модулируется по законам и алгоритму психофизиологической просодии русского языка, характерной для актеров высшей профессиональной категории, например, Г.Бортникова.

Проведено множество экспериментов в рамках техники быстрого восприятия информации в ЭНТО "САТОРИ" и получены положительные результаты по гипнотическому воздействию, внушению и гипнозу.

Алгоритм центрифугальной активации прецепторных механизмов индивида имеет следующий вид: 1. Человек облучается непрерывным потоком акустической и цветовой информации, в которую вмонтированы посылки, по интенсивности близкие к пороговым, на которые индивид реагирует либо медленным нарастанием дремотного мидитативного состояния, вплоть до погружения в сон, или когда нарастание дремотного состояния сочетается с быстрыми коррекциями в сторону настороженности.

2. Посылки - метафоры подаются с интервалами в 10, 5 или 3 с на протяжении сеанса воздействия от 15 до 30 мин. При этом, очередные настороженности проявляются при слушании ритмической музыки и длительном выстукивании ритма.

3. В силу действия инстинкта радости узнавания нового, необычного и тенденции концентрировать внимание на определенных голосах и нюансах тембра и просодических элементах метафор алгоритм усиливает компонент влияния селективного внимания с подавлением активности в определенные периоды сеанса облучения-воздействия и варьирование этих интервалов внимания по заданной циклограмме. В этом блоке алгоритма добиваются эффекта уничтожения феномена привыкания (сенсорной адаптации), т.е. не реагирования на стимуляцию метаформами, которые повторяются в течение всего сеанса воздействия. Этот тип растормаживания достигается предъявлением неожиданных, настораживающих стимулов другой сенсорной модальности (звук переходит в инфразвуковой шепот или/и в ультразвуковой писк). Изменением параметров привычного стимула (изменение атак звука: твердая, мягкая, придыхательная), а также временной ассоциацией со значимым стимулом по смыслу биологической значимости для индивида, достигается эффект растормаживания через стимуляцию и эффект растормаживания обусловливанием.

4. Особо учитывается влияние на сферу состояния подготовки и настороженности индивида перед сеансом облучения - начальная установка на воздействие.

5. Алгоритм также предусматривает монотонное повторение сенсорных стимулов-посылок (метафор) за время всего сеанса не менее пяти раз.

6. Алгоритм предусматривает возможность обработки слуховым анализатором человека одновременно (параллельно) двух категорий акустической информации: - передающую характеристики звука и его источника - гипнолога; - раскрывающую структурированные по смыслу качества акустического поля и фона.

Здесь учитывается факт, что для поведения человека информация об интонации, содержащаяся в звуковом источнике гипнолога, более важна, чем информация об акустическом поле. Иными словами, человек, слушая воздействие, воспринимает источник как сигнал, а различные вариации поля - как квази-шум.

7. Алгоритм в самом общем виде оба аспекта восприятия учитывает: поведенческий и нейрофизиологический в качестве целей воздействия посылками-метафорами, где слуховой доминанте внимания уделяется основное место. При этом в основу алгоритма заложена идеальная модель физиологической просодки русского языка, частотного и амплитудного вибратора, сочетающихся с яркими и значительными тембральными характеристиками голоса гипнолога, а также звука - высотными и ритмическими структурами голосов актеров и гипнологов высшей профессиональной квалификации по своим признакам звуковысотной, формантной и ритмической структуры. Воздействие усиливается отображением на экране кадров горной местности, моря, кораблей, выполненных в реалистической манере отображения и визуализации.

С помощью заявленного устройства вышеописанный принцип работы реализуется следующим образом.

Посредством блока 8 пользователю предъявляется акустическая информация, а предъявление визуальной информации управляется от блока 9. Посредством блока 10 пользователь реагирует на аудиовизуальную информацию, а счетчик 2 фиксирует результаты его реакций и выдает в формирователь 3 команды на коррекцию хода исследовательского процесса. Гипнолог выдает посылки-метафоры, передаваемые преобразователем 10 в компаратор 5, который (на основе эталонов блока 8 с учетом фонограммы блока 4 при совпадении сигналов) переключает счетчик 6 на выбор очередной команды программатора 7, переключающего блок 9 на выдачу очередной визуальной информации, а блок 8 - на акустическое стимулирование пользователя к технике сверхбыстрого восприятия различной информации.

Формула изобретения

1. Способ управления предъявлением учебных текстов путем формирования визуальных сигналов, соответствующих учебному тексту, синхронно с акустическими сигналами и командами инструктора и преобразования сигнала синхронизации акустических сигналов в оптический сигнал, отличающийся тем, что синхронно с визуальными и акустическими сигналами, соответствующими учебным текстам, дополнительно формируют сигналы акустического эффекта синтезированного источника звука в сочетании с музыкальными фрагментами музыкальных инструментов и сравнивают их с сигналами эталонных команд, а по результату сравнения формируют аудиовизуальные сигналы воздействий.

2. Устройство для управления предъявлением учебных текстов при развитии навыков сверхбыстрого восприятия информации, содержащее счетчик времени, информационный вход которого подключен к выходу блока ввода реакций, управляющий вход - к соответствующему выходу блока предъявления визуальной информации, а выход - к информационному входу формирователя импульсов, и блок ввода информации, первый управляющий выход которого соединен с соответствующим входом формирователя импульсов, а тактовый вход и второй управляющий выход - с соответствующими выходом и входом блока предъявления визуальной информации, тактовый вход которого подключен к первому выходу формирователя импульсов, отличающееся тем, что в него введены блок ввода фонограмм, вход которого подключен к второму выходу формирователя импульсов, акустоэлектрический преобразователь, компаратор, первый, второй и третий входы которого соединены соответственно с информационным выходом блока ввода информации и выходами блока ввода фонограмм и акустоэлектрического преобразователя, счетчик адресов, управляющий вход которого подключен к выходу компаратора, и программатор, вход которого соединен с выходом счетчика адресов, а первый, второй и третий выходы - с информационными входами счетчика адресов, блока предъявления визуальной информации и блока ввода информации соответственно.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицинской технике, в частности, к системам ускоренного восприятия человеком различной информации (текстовой, образной, символьной, графической, цветовой)
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии для выявления группы риска по нейроциркуляторной дистонии

Изобретение относится к области психологии и может быть использовано в медицине и физиологии человека
Изобретение относится к медицине и может быть использовано при обследовании работающих для оценки функционального состояния организма (центральной нервной системы)

Изобретение относится к спорту, но может быть использован в космонавтике, авиации, транспорте, медицине, а также в любой деятельности человека, связанной с повышенной степенью риска

Изобретение относится к психологии, в частности к педагогической психологии, психологии труда и спорта, и может быть использовано при подготовке спортсменов, операторов, в том числе летчиков, космонавтов

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в гигиене труда

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к диагностике двигательного и психического состояния

Изобретение относится к устройствам для выполнения психологических исследований, в частности, для выявления и тренировки экстрасенсорных способностей человека
Изобретение относится к области медицины, а именно к геронтологии

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психотерапии для лечения соматических заболеваний

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинскому образованию и может быть использовано для прогнозирования успешности обучения студентов

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для индивидуальных и массовых исследований в сфере психологии, социологии и психосоматики

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к диагностическим приборам, и может быть использовано в психиатрии, психофизиологии, инженерной и спортивной психологии
Изобретение относится к психологии, а именно к методам обучения, и может быть использовано при обучении специалистов летного состава
Наверх